Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2009
В фокусе внимания

Методика обучения ориентированию

Уроки ориентирования. Учебно-методическое пособие. М., 2008. Изд. 4-е, допол. 160 с., илл.

Автор-составитель:

Ф.С. Уховский – главный специалист ЦВКиС СВАО г. Москвы

В методическом пособии предлагаются варианты проведения занятий по спортивному ориентированию с детьми. Объясняются важнейшие элементы ориентирования: обращение с компасом, передвижение по азимуту, чтение карты, выбор пути. Простота предлагаемых рекомендаций делает их доступными для широкого круга специалистов.

Последовательность обучения ориентированию следующая: познание – попытка –тренировка – тестирование на незнакомой мест­ности

В соответствии с программой ИОФ – Международной федерации ориентирования (IOF – International Orienteering Federation) в Швеции была разработана педагогическая модель обучения ориентированию «Метод лестницы обучения», состоящая из различных элементов ориентирования:

– ознакомление участников с основными правилами соревнований, с ус­ловными знаками спортивных карт, оборудованием КП, отметкой на КП;
– ориентирование карты по компасу, без компаса;
– ориентирование вдоль линейных ориентиров: канавы, дороги, поля и т.д.;
– чтение ориентиров около дорог, ям, бугров и т.д.;
– выпрямление пути и переход с одной дороги на другую;
– выбор пути при наличии двух вариантов; выбор как наиболее быстро­го, так и наиболее надежного варианта;
– грубое ориентирование в лесу на расстоянии около 200 м;
– движение вдоль форм рельефа; определение, какая горка выше, ка­кой склон круче и т.д.

Очень важно не перескакивать ступени и не переходить к следую­щей, не овладев предыдущей. Лучше слишком долго делать простые уп­ражнения, чем слишком рано начать выполнять сложные.

«Лестница обучения» (по Г. Хазельстранду)
Уровень Предмет обучения Примечания
1 A Чтение четких ориентиров вдоль дорог Большие камни, корчи, ямы и т.д.
Б Выпрямление пути (срезки), переход с одной дороги на другую Можно пользоваться компасом
В Ориентирование вдоль дорог – один вариант пути На лесистой местности вблизи больших ориентиров
2 А Выбор наиболее простого пути При наличии двух вариантов пути спортсмен должен научиться выбирать наиболее быстрый, наиболее надежный вариант
Б
Б Грубое ориентирование на длинных этапах с тормозными ориентирами
Грубое ориентирование в лесу на расстоянии около 200 м
В Точное ориентирование на коротких отрезках Читать карту и двигаться по компасу
3 А Понятие о горизонталях
Определить, какая горка выше, какой склон круче, и т.д.
Б Использование крупных форм рельефа Движение вдоль форм рельефа, вдоль подошвы горы
В Детальное чтение рельефа Сопоставление изображения форм рельефа на карте с их видом на местности

Г. Хазельстранд рекомендует следующую периодизацию в занятиях ориентированием:

– до 8–9 лет наиболее важно бегать, прыгать и лазать – и все это в лесу;

– с 8–9 лет дети начинают изучать карту;

– к 10–12 годам дети чувствительны к базовой технике ориентирования и могут достигать третьей ступени (выбор пути, использование компаса).

К 8–12 годам идет изучение техники, и уже к 13 годам дети могут дос­тигать уровня национальных соревнований.

Реальную кондиционную тренировку следует начинать после 12 лет, но разнообразная двигательная тренировка и развитие гибкости необходи­мы все время – спортсмены особенно слабы в этой области.

Основные требования к местности и дистанциям во время занятий с детьми

Местность для упражнений с элементами ориентирования и проведе­ния соревнований по ориентированию (полигон) должна соответствовать возрасту, уровню квалификации и физической подготовленности участ­ников. Не должно быть участков, представляющих опасность для жизни учащихся, район должен быть ограничен со всех сторон.

Требования к дистанциям

  1. Рисунок трассы по форме: треугольник, четырехугольник, прямо­угольник, трапеция, ромб.
  2. Карта масштаба – 1 : 10000 или крупнее, малого размера, несложная.
  3. Контрольные пункты располагаются равномерно. Первый КП – недале­ко от старта. Большие ориентиры – впереди или после КП. Из точки КП не должно быть видно лишней информации, только необходимая. Не должно быть никаких параллельных или аналогичных ситуаций.
  4. Ориентиры – крупные, понятные, хорошо заметные на местности и хорошо читаемые на карте объекты, единственные в этом районе.

Время на прохождение дистанции не в счет – есть возможность свобод­ного выбора темпа движения.

Условные знаки спортивных карт

Упражнения для занятий в помещении

Упражнение 1. Правильно нарисовать условные знаки цветными ка­рандашами в соответствии с заданием (пример заполнения – рис. 1).

Рис. 1

Упражнение 2. Ориентирование по сторонам горизонта. На листе бума­ги в клеточку карандашом изобразить нитку маршрута а соответствии с заданием (пример – рис. 2).

Рис. 2

Упражнение 3. Нарисовать каранда­шами любую картинку из условных знаков спортивных карт. Время можно не учитывать (рис. 3).

Рис. 3

Упражнение 4. Подобрать к описанию графическое изображение рельефа:

а) холм с двумя вершинами, причем восточная выше западной;
б) холм с двумя одинаковыми верши­нами;
в) холм с пологим спуском на юг;
г) холм с крутым запад­ным склоном;
д) холм с пологим северо-­западным склоном (рис. 4).

Рис. 4

Упражнение 5. Ориентирование по силуэтам.

В океане 5 островов. Найти соответствующие их силуэтам изображения на карте.

Пример: 1 – Д; 2 – ?; 3 –?; 4 – ?; 5 – ? (рис. 5).

Рис. 5

Упражнение 6. Изображение форм рельефа с помощью сечений (гори­зонталей) (рис. 6).

Рис. 6

Упражнение 7. Собрать из фрагментов карту на время, или «Кто быстрее?» (рис. 7).

Рис. 7

Упражнения для занятий в спортивном зале, на стадионе, поляне

Упражнение 1. С линии старта участники начинают движение одновременно и бе­гут на противоположную сторону зала, где лежат листы с заданиями (по количеству участников).

Задание имеет четыре колонки:

– первая колонка – номер задания;
– вторая – описание условного знака;
– третья – условный знак, не соответствующий описа­нию;
– четвертая – номер ответа.

Задача участника: по описанию условного знака (вторая колонка) пра­вильно определить условный знак в третьей колонке, далее в четвертой колонке найти номер правильного ответа.

Определив номер ответа условного знака по описанию, участник бежит обратно, где находится его карточка, и записывает в нее номер от­вета. На обратной стороне листа есть подсказка, но, пользуясь ею, уча­стник теряет время. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно выполнил задание.

Пример: строка 2 – поляна. Номер ответа – 6. Ответ в карточке 2 – 6 (рис. 8).

1 2 3 4 5 6 7 8
               

 

Команда г. Москва

Фамилия, имя

Иванов Дима

33 Группа М-12 Финиш
0.58.30
Старт
0.33
Результат
0.28.30

Рис. 8

Упражнение 2. Отметить все КП в карточке. Выиг­рывает участник, который быстрее других и при этом правильно выполнил задание.

Пример: вид ориентирования «Заданное направление» (рис. 9).

Рис. 9.

Ориентирование на местности с помощью компаса

Компас служит двум целям – ориентированию карты и выдерживанию направления во время движения на местности. В настоящее время появи­лось много новых разновидностей компасов различного назначения.

Рис. 10:

а – компас на плате; б – компас на палец; в – туристский компас

Работа с компасом

Технические приемы работы с компасом

Азимут – это угол, образованный направлением на север (первый луч) и направлением на ориентир – цель (второй луч). Азимут измеряется в градусах и отсчитывается от нуля по ходу часовой стрелки.

Рис. 11

а) Держи компас в руках горизонтально по отношению к земле (рис. 12, а).

Рис. 12, а

б) Стрелка на плате должна показывать направление движения на пред­мет. Поверни колбу компаса так, что­бы север магнитной стрелки был на мушке деления лимба и показывал 0° (в колбе между рисками) (рис. 12, б).

Рис. 12, б

в) Встань лицом туда, куда пока­зывает стрелка на плате компаса, при этом север магнитной стрелки дол­жен быть между рисками (в колбе), и начинай движение (рис. 12, в).

Рис. 12, в

С помощью компаса мы делаем так называемые прямые и обратные за­сечки, чтобы двигаться по маршруту по азимутам.

Упражнение 1. Прямая засечка – определение направления движения по азимуту. Выполняется в таком порядке (при­мер: азимут – 320°):

1. Участник находит на лимбе деле­ние 320°.

2. Участник устанавливает деление шкалы лимба 320° на линию на плате (стрелка направления).

3. Участник поворачивается вместе с компасом перед собой так, чтобы се­вер магнитной стрелки установился на делении лимба 0° (между рисками в колбе) и определяет направление движения.

Упражнение 2. Обратная засечка – определение азимута на ориентир. Выполняется в таком порядке:

1. Участник встает лицом по направлению на ориентир, держа компас перед собой параллельно земле.

2. Колба компаса вращается так, чтобы север магнитной стрелки уста­новился на делении лимба 0° (между рисками в колбе).

3. Участник считывает с деления на лимбе градусы напротив с линии на плате (стрелка направления).

Упражнение 3. Подготовительное упражнение для приобретения навы­ка работы с компасом для взятия азимута и определения направления движения (рис. 13).

Рис. 13

Руководитель на любой площадке устанавливает 5–7 КП. Расстояние между КП небольшое.

Участник держит компас в руках горизонтально по отношению к зем­ле. На плате компаса стрелка должна показывать направление движения на КП. Далее участник должен повернуть колбу так, чтобы север магнит­ной стрелки показывал на 0° (между рисками в колбе). Встав лицом в том направлении, куда показывает стрелка на плате, участник начинает движение по направ­лению КП. На КП он делает отметку и повторяет действия движенияна следующий КП.

Работа с компасом и картой на местности

Компас позволяет быстро и просто взять с карты нужное направление и двигаться на местности по выбранному азимуту.

Технические приемы работы с компасом и с картой

1. Наложи компас на карту. Край планки компаса (направление движе­ния) должен соединить исходную («Старт») и конечную («КП 31») точки (см. рис. 14).

Рис. 14

2. Поверни карту вместе с компасом так, чтобы направление на север магнитной стрелки совпало (было параллельно) с линией магнитного ме­ридиана (север) на карте.

3. Поверни колбу компаса так, чтобы север магнитной стрелки был в зоне между рисками и показывал на лимбе 0°.

4. Встань лицом в том направлении, куда показывает стрелка направления на плате ком­паса.

5. Держи компас в руках так, чтобы он располагался горизонтально по отноше­нию к земле, и начинай движение по карте.

При этом направление магнитной стрелки (компаса) окажется парал­лельным линии магнитного меридиана на карте.

Феликс Уховский ,
главный специалист ЦВКиС СВАО г.Москвы