Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2009
Методика

Тренажеры в плавании

Тренажеры находят все большее применение на уроках физкультуры и в тренировочном процессе. Они содействуют лучшему освоению техники движений, помогают развивать физические качества. Многие тренажеры настолько просты, что изготовить их можно самостоятельно, используя то, что предлагает спортивная индустрия.

Отодвигая опоры

Следуя методическому принципу «от простого к сложному» при обучении спортивным способам плавания, упражнения выполняют в следующей последовательности:

– с неподвижной опорой;
– с подвижной опорой;
– без опоры.

К неподвижной опоре относятся: бортик бассейна, пенное корытце, лестница для спуска в воду и т.д.

Самая распространенная подвижная опора при обучении упражнениям для обучения движениям рук при плавании – плавательная доска размером 30×40 см. Плавательная доска может быть изготовлена из чего угодно: пластмассы, пенопласта и других синтетических материалов.

Упражнения без опоры – это упражнения, выполняемые учеником без плавательных средств, т.е. опорой пловца служат его руки.

Трудности перехода

С помощью плавательной доски ученик обучается движениям рук (одной и двух), дыханию и согласованию движений рук с дыханием. Подвижная опора хорошо помогает начинающему пловцу правильно и качественно выполнять упражнение. Обучение проводится до тех пор, пока ученик не будет готов выполнять упражнения без опоры. Резкий переход от упражнений с плавательной доской к упражнениям без нее – трудная задача не только для учащихся, но и для преподавателя. Чтобы облегчить этот переход, можно предложить использовать плавательную доску меньших размеров, сделав из одной стандартной плавательной доски две или четыре.

 

История про колобашку

Для выполнения упражнений с подвижной опорой существует поплавок для плавания, или, как его называют, колобашка. При помощи этого плавательного средства выполняют упражнения для обучения движениям рук, дыханию во всех способах плавания, для согласования движений, а также тренировочные силовые упражнения. Отечественная и зарубежная промышленность выпускает поплавки для плавания стандартных размеров. Ученикам младшего школьного возраста (2–3-х классов) трудно удержать колобашку между бедрами: из-за большого размера плавательного поплавка центр тяжести (тазобедренный сустав) находится в очень высоком положении – при этом трудно выполнять упражнения.

Выход простой – разделить поплавок пополам. У нас получатся две маленькие колобашки. Потом их можно будет использовать при обучении силовому плаванию в старших классах, так как ноги пловца будут находиться ниже в воде, а положение тела окажется ближе к вертикальному. Следовательно, угол атаки будет больше, что ведет к большему сопротивлению воды.

 

Силовое плавание

При обучении силовому плаванию в старших классах можно проводить занятия с различными сопротивлениями. Самым простым способом сопротивления в воде является плавание в одежде. Можно предложить детям надеть майку или футболку, которая станет тормозом.

В качестве тормоза можно также использовать капроновую веревку длиной 140–150 см с петлей под ремень, который фиксируется на поясе пловца, а как отягощение – обыкновенную мочалку для мытья тела («пучок»). Для увеличения сопротивления можно использовать пластмассовый горшок для цветов. Дырки на дне не задерживают воду, но в то же время существенно снижают скорость пловца.

 


Александр Кошанов ,
АНО Школа "Премьер", г.Москва