Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2009
Методика

Казачья ярмарка

Организуя спортивные праздники, учителя физкультуры уделяют внимание и сохранению национальных традиций своего региона, поддерживая таким образом традиции и воспитывая у детей любовь к родному краю. Как добиться этого в условиях спортивного зала?

Такой праздник можно провести в рамках внеклассного мероприятия и даже на уроке.

Класс делится на три равные по численности команды. За выполнение заданий в пяти конкурсах начисляются очки. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Праздник начинается

Ведущий. Граждане, просим внимания! Начинаем уникальные спортивные соревнования!

Казаки – прирожденные воины. Своими подвигами на поле брани казачьи полки вписали славные страницы в многовековую историю государства Российского.

Есаулы, атаманы, сотники! Бой начинаем на коне верхом и с саблей-шашкой в руке!

Конный бой

Инвентарь: «конь» (самокат) у каждого игрока; сабли-шашки (детские игрушки); контрольные стойки; фишки (15 шт.); корзина.

По сигналу ведущего капитаны команд с саблей в руке стартуют на самокате. Они должны сбить по пути все фишки, объехать контрольную стойку и быстро возвратиться обратно, передав коня следующему участнику. В это время помощники собирают сбитые фишки и расставляют их на места, обозначенные на полу заранее кружочками. За каждую несбитую фишку команда лишается 1 очка.

Ведущий. А вот продавцы-купцы выходят на торговлю к гостям и предлагают чай, бублики, пирожки – так веселее!

Уральские казаки – народ трудолюбивый. Они выкупили у царского правительства целые участки реки Урал и превратили рыбную ловлю в настоящее производство: оборудовали там ловчие ямы и ставили учуг – большой деревянный гребень, который пропускает мелкую рыбу, но задерживает крупную. Ловля рыбы воспета во многих казачьих песнях. И нам с вами тоже пора отправляться на рыбалку.

Рыбная ловля

Инвентарь: в 15 шагах перед каждой командой берег – возвышенность из 6–7 гимнастических матов, перед которыми разбросаны перевернутые рыбки (по 10 шт. для каждой команды), изготовленные из картонной бумаги, с кольцами в области головы. Каждая рыбка подписана: «щука», «осетр», «карась» и т.д. На каждом берегу лежит удочка – гимнастическая палка с крючком из твердой проволоки на конце.

По сигналу ведущего первые участники команд, взявшись за руки, добегают до берега, поднимаются вверх и начинают ловить рыбу до первого свистка ведущего – это сигнал к тому, что нужно возвращаться. Затем на рыбалку отправляется следующая тройка. За каждого пойманного осетра начисляется 10 очков, за щуку – 5 очков, за карася – 3 очка. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Ведущий. Хороша уха после такого улова! Не мешало бы дров натаскать, воды приготовить да печь затопить. Берите коромысла, ведра – и за дело!

«Растопи очаг»

Инвентарь: гимнастические маты; коромысла (3 шт.); ведра, заранее наполненные до половины водой (6 шт.); надутый красный шарик – «огонь» (3 шт.).

По сигналу ведущего все мальчики одновременно бегут к гимнастическим матам и встают парами друг напротив друга на расстоянии 5 шагов, образуя коридор; затем, быстро передавая друг другу маты, переносят их за контрольную полосу, аккуратно складывая один на другой. Как только будет уложен последний мат, мальчик должен коснуться рукой плеча девочки, которая с коромыслом и ведрами осторожно, быстрым шагом, стараясь не разлить воду, идет вперед, затем обегает стойку, возвращается обратно и передает коромысло второй участнице команды, и т.д. Последняя девочка, оставив на повороте коромысла с ведрами, срывает со стойки красный шарик и бегом возвращается с ним к своей команде, которая к этому моменту уже должна собраться на своем берегу – на сложенных матах, т.е. девочка с шариком должна тоже забраться на них.

За разлитую воду команда теряет 1 очко, за лопнувший шарик – 2 очка.

Звучит песня про казачий улов.

Ведущий. По преданию, уходя на войну с Наполеоном, казаки поклялись на Евангелии выстроить после победы новый каменный собор, но потом пожадничали и поставили церковь деревянную. Каков же был их ужас, когда только что освященная церковь сгорела от удара молнии!

А мы сейчас постараемся изобразить знаменитую казачью церковь Архангела Михаила, построенную в станице Бузулукской в 1673 году.

Строим храм

Инвентарь: на стене – белые скатерти размером 1,5×2 м (3 шт.) с нарисованным контуром здания; краски, мелки, кисточки, фломастеры; кусочки поролона.

По сигналу ведущего вся команда, кроме капитана, начинает раскрашивать свой рисунок на свой вкус. На это отводится 10 мин.

Ведущий. А пока команда занята делом, я приглашаю в зал юношей – молодых казаков, которые продемонстрируют нам свое военное искусство.

Копье в цель (конкурс капитанов)

Инвентарь: канат с призами, закрепленными наверху; под потолком – гимнастические обручи (3 шт.); «копье» – гимнастическая палка (9 шт.).

По команде ведущего один из капитанов выполняет метание «копья» в цель (обруч) с 10 шагов. На каждую мишень дается 3 попытки. За каждое попадание начисляется 1 очко. Затем капитан подходит к канату, любым способом поднимается наверх, выбирает приз и аккуратно спускается. Потом задание выполняют капитаны других команд.


Использованы иллюстрации из книги: Заяц белый, куда бегал?/ Худож. и сост. К.Г. Претро (М., 2008).

Роза Гарданова ,
МОУ«Гимназия № 4», г. Оренбург