Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2009
Методика

День бегуна

Как провести соревнования в школе так, чтобы в них были задействованы все учащиеся? Как спланировать состязания, чтобы ученики младших классов имели возможность на равных соперничать со старшеклассниками? Как вовлечь в соревнования не только участников, но и сотрудников школы?

Предлагаемую игру-соревнование можно проводить и в малокомплектных школах, и в школах с большим количеством учеников, в спортивных секциях и в оздоровительных лагерях.

Стартуют все!

Предлагаемую игру можно проводить и зимой («День лыжника»), и на велосипедах («День велосипедиста»), и даже пешком («Фестиваль ходьбы»). В любом случае перед проведением соревнования понадобится время на тренировки участников и подготовку. Будущие участники игры должны заранее ознакомиться с ее условиями. Главное, что они должны усвоить: предлагаемые соревнования – не личные, а командные. Поэтому стоит очень тщательно продумать формирование команд.

Формирование команд

Одно из условий проведения соревнований заключается в том, чтобы каждая команда (класс) привлекла как можно больше участников, которые будут выступать за нее в беговом испытании. Каждый участник по отдельности или все вместе выполняют бег по определенному судьями кругу. Длина дистанции в зависимости от имеющихся условий может быть от 200 до 500 м. Каждый участник вправе преодолевать дистанцию не бегом, а шагом.

Время ограничено

Для обеспечения соперничества между учащимися старших и младших классов варьируют время выполнения задания. Например, первоклассники выполняют бег в течение 18 мин., учащиеся 2-го класса находятся на трассе 17 мин., третьеклассники – 16 мин., и т.д. Таким образом, самым старшим ребятам (11-й класс) отводится всего лишь 8 мин. времени. Им придется очень постараться, чтобы опередить младшеклассников. Если участник не успел до конца отведенного времени пройти круг, то этот круг ему не засчитывается. Перед выходом на последний круг судьи предупреждают каждого участника о том, сколько времени осталось до конца выполнения задания.

Определение победителей

После прохождения участником каждого круга судьи выдают ему карточку определенного цвета. Так, за каждый преодоленный круг мальчик получает карточку белого цвета (1 очко), а девочка – карточку зеленого цвета (2 очка). Каждый мужчина – учитель или вожатый – за пройденный круг получает синюю карточку (3 очка), женщина – учительница или вожатая – желтую карточку (4 очка), VIP-участники – родители, сотрудники школы или просто знакомые – красные карточки (5 очков).
После того как команда отбегала свое зачетное время, судьи собирают все карточки и подсчитывают очки. Побеждает не та команда, которая пробежала больше кругов, а та, которая набрала больше очков. Для победы в игре важны не только умение быстро и долго бегать и активность всего класса, но и умение убеждать других принять участие в соревнованиях.

Награждение

Когда определен абсолютный победитель, можно провести дополнительное награждение участников игры по отдельным номинациям. Команды можно отметить за:

– наибольшее количество кругов, преодоленных участниками команды;
– наибольшее количество VIP-участников в команде;
– наибольшее количество участников в одной команде;
– наибольшее количество девочек в команде;
– наибольшее количество мальчиков в команде;
– проявление взаимопомощи на дистанции и т.п.

Отдельных участников соревнований можно наградить за:

– наибольшее количество кругов, преодоленных одним спортсменом;
– наибольшее количество кругов, преодоленных одной спортсменкой;
– наибольшее количество кругов, преодоленных сотрудником школы;
– наибольшее количество кругов, преодоленных VIP-участником, и т.д.

По итогам соревнований можно подсчитать общий километраж, преодоленный в ходе игры каждым классом в отдельности и всей школой в целом. Можно также нанести на карту маршрут, соответствующий общей длине пробега участников соревнований.

Организация соревнований

Каждый класс выходит на старт в отведенное ему время. Судьи из числа освобожденных участников размечают дистанцию, следят за правильностью ее прохождения, выдают карточки по итогам преодоления каждого круга, собирают их по окончании забега, подсчитывают количество очков, сообщают участникам об оставшемся времени, помогают главному судье соревнований (учителю физкультуры).

Преимущества игры

Данное соревнование, проводимое в форме игры, позволяет:

– соревноваться на равных старшим школьникам с младшими;
– вовлечь в состязание большое количество участников (особенно девочек);
– привлечь к судейству освобожденных от уроков физкультуры учащихся;
– вовлечь в борьбу не только учащихся, но и учителей, сотрудников школы и родителей;
– содействовать привлечению учащихся к регулярным занятиям оздоровительным бегом как в школе, так и дома.

К тому же такая форма проведения соревнований является достаточно зрелищной: соревнования, проводимые в форме игры, очень нравятся и детям, и взрослым.


Фото М.Воробьева

Алексей Машковцев ,
Заместитель главного редактора газеты «Спорт в школе». АНО «Школа «Премьер», Москва