Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2009
Методика

Физкультура + география = ???

Часто дети не хотят заниматься на уроках кроссовой подготовкой. Но не стоит расстраиваться: есть много разных способов, позволяющих сделать такие уроки увлекательными, веселыми, интересными. Один из них – интегрированный урок физической культуры и географии для учащихся 9-х классов по теме «Кроссовая подготовка с элементами ориентирования на местности».

Цель и задачи

Цель урока: научить детей ориентированию на местности с помощью компаса и формировать привычку к активным осознанным занятиям физической культурой.

Задачи урока:

  • образовательные: научить детей определять азимут, ориентироваться на местности с помощью компаса, преодолевать большие расстояния в беге за короткое время;
  • оздоровительные: развивать выносливость, укреп­лять дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма;
  • воспитательные: формировать чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи при работе в группах.

Инвентарь: 4 компаса; 4 карточки-схемы маршрутов (красная, зеленая, синяя, желтая); 4 маршрутных ориентира в форме геометрических фигур разных цветов: красные, зеленые, синие, желтые; стартовые и финишные фишки.

Ход урока

Подготовительная часть (10–12 мин.)

Построение, приветствие.

Сообщение задач урока.

Выполнение ОРУ на месте.

Дети вспоминают пройденный материал – правила пользования компасом и движения по азимуту на обозначенной территории.

Класс делится на четыре группы. Обычно учащиеся делятся на группы сами, что позволяет сразу выделить лидеров групп. Лидеры групп выбирают цвет карточки-схемы маршрута своей группы.

Учитель объясняет детям, что цветам карточек соответствуют цвета маршрутных ориентиров, которые они и должны найти, делая акцент на том, что все передвижения выполняются бегом, так как маршрут измерялся беговыми шагами (не обычными шагами и не метрами). Такой способ вынуждает учеников бежать на протяжении всего маршрута, а не идти шагом Команды занимают призовые места в зависимости от скорости преодоления маршрута.

Основная часть (20–23 мин.)

1. Старт команд.

2. Преодоление маршрута командами:

а) бег до каждого маршрутного ориентира;

б) нахождение своего маршрутного ориентира;

в) определение направления дальнейшего движения;

г) повторение заданий а), б) и в) до полного сбора маршрутных фишек.

Каждая команда должна собрать 4 фишки своего цвета.

Команды, прибывшие на финиш, обсуждают выполненные задания с учителем, делятся впечатлениями.

Когда финишируют все группы, начинается следующая часть урока.

Заключительная часть (5–8 мин.)

1. Обсуждение проделанной работы, эмоциональная оценка урока всеми командами.

2. Подведение итогов, оценивание.

Домашнее задание

По предложенному учителем плану местности пришкольного участка составить свой маршрут движения без использования компаса.

Комментарии учителей

На нашем пришкольном участке достаточно много места для разработки разных маршрутов. Учитель географии прокладывает их заранее. На каждой карточке указан азимут прохождения дистанции. Это будет практическое применение знаний по географии на уроке физкультуры.

Фишки-ориентиры устанавливает перед уроком учитель физкультуры (это довольно долгая работа, поэтому выполнять ее удобнее накануне вечером).

Проводить ОРУ лучше без предметов. Можно также предложить провести разминку в группах их лидерам.

Дети быстро овладевают навыками работы с компасом, быстро делятся на группы, и, что самое главное, им хочется как можно быстрее начать работу и выполнить ее первыми. Вот тут-то и проявляется интерес к уроку.

В основной части урока применяется групповой метод. Это очень ответственный момент, потому что необходимо четко следовать маршруту, чтобы не сбиться с намеченного пути, но в то же время нужно бежать быстро, чтобы прибыть первыми на конечный пункт. Учитель направляет действия команд, иногда подсказывает запутавшейся на маршруте группе. Важно, чтобы все обязательно преодолели маршрут.

Основная часть урока плавно переходит в заключительную, потому что группы заканчивают работу не одновременно. Когда все учащиеся завершат свою работу, подводится общий итог урока. Можно отметить наиболее активных учащихся в разных группах и группу, прибывшую на конечный пункт первой. Отметки получают все, даже наименее активные дети.

Выполнение домашнего задания – разработка схем новых маршрутов – помогает детям закрепить материал по географии по теме «Ориентирование на местности» и применить полученные знания на практике.

Урок, проведенный в такой форме:

– развивает интерес к занятиям физической культурой и географией;

– помогает быстро и осознанно овладевать знаниями по этим предметам;

– формирует у детей интерес к занятиям прикладной физической подготовкой;

– воспитывает чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи.

Светлана Боханова ,
учитель географии ;
Татьяна Васильченко ,
учитель физкультуры, МОУ «СОШ № 10», п. Зимовники, Ростовская обл.