Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2009
Методика

Праздник скакалки

В работе с младшими школьниками большое внимание уделяется упражнениям с мячами, гимнастическими палками, обручами, направленным на развитие внимания и координации движений. Одним из любимых упражнений ребят являются различные прыжки через скакалку.

Учимся без скакалки

Освоение элементов прыжков через скакалку можно начинать в первом классе. Ребята учатся движениям ногами во время прыжков в подготовительной части уроков. При этом нужно обратить внимание детей на то, чтобы они прыгали мягко, как зайчики, без удара пятками об пол, держа спину прямо. После этого можно переходить к освоению движений руками. Важно, чтобы ребенок почувствовал, насколько важно сохранять правильную осанку, выполняя круговые движения кистями.

Перед тем как дать ученику в руки скакалку, обязательно нужно напомнить правила техники безопасности. Необходимо, чтобы дети сразу научились держать дистанцию и были внимательны при выполнении упражнения.

Первые прыжки

После выполнения предыдущих подводящих упражнений можно предложить учащимся несколько вариантов прыжков через скакалку:

1) с отталкиванием от пола двумя ногами;
2) с отталкиванием от пола попеременно правой и левой ногой;
3) произвольные прыжки с вращением скакалки вперед;
4) произвольные прыжки с вращением скакалки назад;
5) прыжки с вращением скакалки вперед и продвижением вперед.

Поначалу каждый ученик сам выбирает наиболее удобный для него способ прыжка. На этом этапе главное – чтобы у него появились уверенность в своих силах и удовлетворение от того, что он научился выполнять это сложное упражнение.

Не останавливаться на достигнутом

По мере приобретения первого опыта можно предложить ребятам освоить более сложные варианты прыжков через скакалку:

1) прыжки с вращением скакалки вперед (руки скрестно);
2) прыжки с вращением скакалки назад (руки скрестно);
3) прыжки с вращением скакалки вперед (ноги скрестно);
4) прыжки с вращением скакалки назад (ноги скрестно);
5) прыжки с вращением скакалки вперед «восьмеркой»;
6) прыжки с вращением скакалки назад «восьмеркой»;
7) прыжки с двойным вращением скакалки;
8) прыжки с вращением скакалки вперед (в приседе);
9) прыжки с вращением скакалки назад (в приседе).

Скиппинг

Можно использовать и прыжки через длинную скакалку. Двое учеников – это могут быть освобожденные от занятий школьники – вращают скакалку, а остальные прыгают.

При обучении скиппингу также следует руководствоваться принципом «от простого к сложному». Сначала ребенок должен научиться прыгать, стоя между вращающими скакалку (без забегания). Выполнив 10 прыжков, он спокойно выходит из зоны вращения.

Освоив это упражнение, можно начать забегать в зону вращения скакалки, затем выполнить прыжки и выбежать, не задев ее.

Для освоения этого упражнения школьнику необходимо освоить подводящее упражнение – пробегание через зону вращения скакалки, не задев ее.

При выполнении командных прыжков через длинную скакалку число участников может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности детей и от длины скакалки. Можно использовать в качестве скакалки туристическую веревку диаметром 8–10 мм. Целесообразно также заготовить веревки разной длины. Короткие трехметровые веревки лучше использовать при обучении групповым прыжкам в мини-группах по 3–4 человека или при выполнении упражнений, в которых ребята прыгают по очереди. Веревки длиной 5–6 м подойдут для больших групп – по 8–10 человек. Но таких веревок не должно быть слишком много. Для проведения соревнований можно заготовить две большие веревки по 10–12 м. В процессе урока можно предложить детям выполнять прыжки как через короткую, так и через длинную веревку.

Праздник наступил

Одним из способов формирования мотивации школьников в изучении прыжков через скакалку является участие в празднике скакалки. Это своеобразный спектакль, в котором действующие лица и исполнители – дети, учителя и родители.

Организация соревнования

В празднике может участвовать несколько команд по 8 человек в каждой. В состав команды могут войти не более 2 взрослых участников. Результат выступления взрослого участника в личном зачете учитывается с коэффициентом 1,3: например, если взрослый показал результат 10 прыжков, в зачетный лист он получает 13 баллов. Так стимулируется участие взрослого в команде. Таким образом, ребята вместе со взрослыми в одной команде выполняют общую задачу.

Команды соревнуются в следующих упражнениях:

1) прыжки с вращением скакалки вперед (30 сек.);

2) прыжки с вращением скакалки назад (30 сек.);

3) прыжки с вращением скакалки «восьмеркой» (30 сек.).
Каждый правильно выполненный прыжок оценивается в 1 балл, за исключением прыжков взрослых участников;

4) командные прыжки через длинную скакалку (1 мин.): два участника команды вращают скакалку, а трое прыгают. Результатом в командном зачете является количество прыжков, умноженное на 2. Это делается для повышения значимости данного вида состязаний.
При проведении праздника с учащимися старших классов количество участников можно увеличить.

5) Каждая команда может получить дополнительно 50 баллов за участие в конкурсе «Супер-пупер», в котором один или несколько представителей команды выполняют упражнения со скакалкой, включающие оригинальные или сложные элементы (до 1 мин.). Судьи оценивают сложность и артистичность исполнения.

Команда-победитель определяется по наибольшей сумме набранных баллов.

Судейство соревнований

1. Судья-информатор ведет соревнование, разъясняет спорные моменты до выполнения прыжков, контролирует время.


2. Судья-счетчик (располагается за судейским столиком) после выполнения всеми участниками команды очередного (или следующего) задания подсчитывает и отражает на демонстрационном табло результаты выступления участников команд.

3. Судья при команде считает количество прыжков, выполненных участниками.

Судьями могут быть старшеклассники.

Чтобы соревнование не затягивалось, судья при команде при представлении участников рассаживает их в порядке записи в протоколе и приглашает для выполнения упражнения по очереди, затем записывает результат в протокол и в отрывной талон. После выполнения очередного вида состязания всеми участниками судья при команде отдает отрывной талон судье-счетчику, который начинает подсчет результатов всей команды (см. Приложение).

 

Чем заполнить паузы?

В перерыве между различными состязаниями имеет смысл организовать показательные выступления лучших спортсменов школы, что даст возможность участникам соревнований отдохнуть, выступающим – показать, на что они способны, а судьям – подвести итоги.

Подведение итогов

При награждении нужно не только вручить грамоты призерам и победителям, но еще и обратить внимание на то, насколько лучше выступили ребята по сравнению с прошлым годом. Можно отдельно наградить победителей в личном зачете, а также взрослых участников соревнований – родителей и учителей.

После праздника все протоколы соревнований с результатами выступлений участников вывешивают на информационном стенде для того, чтобы ребята смогли сравнить свои результаты с результатами других учащихся и со своими прошлогодними.

Главное в празднике скакалки – получение детьми удовольствия от атмосферы соревнования, от понимания собственной значимости и полезности для команды, от общения с одноклассниками и взрослыми.

Владимир Виноградов