Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2009
Методика

Развитие скоростных способностей

В обыденной жизни человеку приходится быстро совершать различные двигательные действия в короткий промежуток времени – например, успеть попасть в магазин до его закрытия. Для этого ему нужно ускорить свой шаг и даже перейти на быстрый бег. А бывают ситуации, когда необходимо выполнить какое-то движение в считанные доли секунды, чтобы предотвратить беду, – например, успеть схватить на лету падаю­щую вазу и т.д. Оба эти случая характеризуют скоростные способности человека. В первом случае проявляется способность быстро выполнять двигательные действия в короткий промежуток времени, во втором – способность быстро среагировать на какую-либо ситуацию и выполнить ответное движение.

Все сказанное касается и физического совершенствования человека с помощью физических упражнений. Взять, к примеру, бег на короткие дистанции – 60 м, 100 м и 200 м. По правилам соревнований бег начинают по сигналу судьи. Надо быть очень внимательным, чтобы стартовать вовремя: чуть зазевался – и уже отстанешь от соперников. Но этого мало. После начала бега следует очень быстро выполнять движения рука­ми и ногами, чтобы первым пересечь линию финиша. Здесь одновременно проявляются быстрота двигательной реакции и быстрота движений, а в целом – скоростные способности спорт­смена.
Как же их развивать?

Развитие быстроты двигательной реакции

Улучшить быстроту двигательной реакции можно, используя разнообразные подвижные и спортивные игры. К примеру, использовать подвижные игры – такие, как «День и ночь», «Светофор». Среди спортивных игр можно выделить настольный теннис, футбол, бадминтон и др. Помимо этого, развитию быстроты двигательной реакции способствуют различные виды единоборств. Это борьба: самбо, дзюдо, каратэ, бокс и т.д. Нельзя оставлять без внимания и различные эстафеты как самые доступные средства для развития быстроты двигательной реакции.

Но недостаточно знания только данных средств. Основным способом развития быстроты двигательной реакции является повторное выполнение упражнений. Так как по времени упражнения на развитие быстроты двигательной реакции носят характер мгновенного действия, паузы отдыха между ними могут быть очень короткими, а количество повторений – доста­точно большим (примерно до 10 раз).

Развитие быстроты движений

Для этого используют самые разнообразные упражнения: метания, игры, упражнения с предметами и без предметов, различные виды единоборств.

Эффективным средством также является бег: с высоким подниманием бедра, приставными и скрестными шагами, по малому кругу, семенящий, с ускорением, по отметкам, бег прыжками, бег эстафетный, бег по наклонной дорожке, бег за лидером и т.д. Выполняют эти упражнения с предель­ной или околопредельной скоростью. Но использовать все эти упражнения для развития быстроты движений можно только после их разучивания. В любом случае выполнять их следует технически правильно, иначе польза будет минималь­ная.
В соответствии с особенностями проявления быстроты выделяют две основные задачи, направленные на развитие способности быстро выполнять движение. Одна из них – это упражнение в быстром начале движения, умении мгновенно реагировать действием на сигнал (словесный, звуковой). Это качество необходимо во многих подвижных и спортивных играх (настольном теннисе, баскетболе и др.), на старте в беге, плавании, любых эстафетах. Другая задача – учить поддержи­вать высокий темп движения, например в беге наперегонки, за партнером, при катании мяча, обруча.

При подборе игр и упражнений для развития быстроты необходимо учитывать некоторые специфические для данного качества требования, к которым относятся следующие:

  • во-первых, движение должно быть в основных чертах освоено ребенком в медленном темпе. Без этого все усилия будут на­правлены на овладение действием, а не на быстрое его выпол­нение. Так, ребенок, неуверенно ловящий мяч и допускающий ряд ошибок (прижимает мяч к груди, широко расставляет ру­ки), не сможет быстро его поймать и тут же перебросить обрат­но. Исправить недостатки в технике движения при быстром его выполнении невозможно;
  • во-вторых, продолжительность упражнений на быстроту должна быть небольшой, чтобы к концу выполнения упражнения скорость не снижалась и не наступало утомление. Длина дистанции для бега в быстром темпе должна быть не более 30 м, число повторений прыжков – 10–12, продолжительность непрерывного интенсивного бега в играх – до 15–20 сек. Кроме того, должны быть предусмотрены интервалы отдыха;
  • в-третьих, упражнения для развития быстроты не должны носить однообразный характер. Повторять их надо в различ­ных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или, наоборот, снижением требований, облегчением заданий. Тогда не будет закрепления, стабилизации скорости, так называемого «скоростного барьера», который в дальнейшей работе с трудом преодолевается;
  • в-четвертых, важным условием для успешного выполне­ния быстрых движений является такое состояние организма, которое достигается лишь в том случае, если дети не утомлены пред­шествующей деятельностью. Значит, игры и упражнения, совершенствующие быстроту, целесообразно проводить в начале занятий физическими упражнениями.

Наиболее благоприятным возрастным периодом для раз­вития быстроты движений является младший и средний школьный возраст. При этом длительность выполнения ско­ростного упражнения не должна превышать 4–6 сек.

Физические упражнения для развития быстроты

1. И.п. – о.с. Быстро делать хлопки перед собой и за спиной. После 8–10 хлопков сделать перерыв, руки опустить и затем повторить упражнение 1–2 раза.

2. И.п. – руки перед грудью, пальцы сжаты в кулак. Посту­кивать правым кулаком по левому, как бы забивая гвоздь. Постепенно ускорять темп, доводя до максимально возможного. Руки опустить, после перерыва постукивать левым кулаком по правому.

3. И.п. – руки впереди согнуть, пальцы сжаты в кулаки. Энергично, резко разогнуть поочередно руки вперед, слегка поворачивая и наклоняя туловище вперед, – «боксеры». Повторить 4–5 раз, сделать перерыв и вновь выполнить упражнение.

4. И.п. – правая рука вверх. Энергично размахивая руками, быстро менять их положение (правая вверх – левая вниз, левая вверх – правая вниз). Делать перерывы для отдыха, руки опускать вниз.

5. И.п. – ноги врозь, руки в «замок» над головой. Быстро наклониться вперед, не сгибая ног в коленях, и энергично опустить руки вниз – «дровосек», сказав «Ух!», – сочетая наклоны с энергичным выдохом. Выполнить 5–6 раз, затем сделать перерыв и повторить упражнение 3–4 раза.

6. И.п. – лечь на живот, руки положить под подбородок – кисть одной руки на кисть другой. Быстро поочередно сгибать ноги под хлопки учителя.

7. И.п. – лежа на спине. Поочередно сгибать и разгибать ноги, имитируя езду на велосипеде. Чередовать движения в быстром и умеренном темпе, делать паузы для отдыха. Повторить 5–6 раз по 7–8 сек.

8. И.п. – лежа на спине. По сигналу быстро сесть, согнуть ноги, обхватив их руками, голову опустить, затем снова лечь.

9. И.п. – ноги врозь, мяч в правой руке. Быстро передавать мяч из правой руки в левую впереди и сзади себя. Делать перерывы для отдыха.

10. И.п. – ноги врозь, мяч в правой руке. Пере­брасывать мяч из правой руки в левую, стараясь энергично поворачивать кисть.

Игры для развития быстроты

У кого дольше? Поставить обруч ободом на пол, сверху придерживая его рукой. Резким быстрым движением закрутить обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, как юлу, затем выпустить, дать покружиться и поймать, не допуская падения.

Бегом в обруче. Дети сидят на полу в больших обручах, ноги прямые, упираются в обруч. Выполнять приставные шаги вправо и влево в быстром темпе.

Кто дальше? Трое-четверо детей с одной стороны площад­ки одновременно отталкивают обручи, стараясь, чтобы они катились как можно дальше, ловят их, не допуская падения, и там останавливаются. Выигрывает тот, кто окажется дальше всех от начальной линии.


Вариант. Дети бегут за катящимся обручем, подгоняя его рукой или согнутой в виде крючка проволокой.

Скорее в обруч! На полу разложены большие обручи, около каждого – двое детей. По сигналу «Беги!» дети бегают вокруг обруча, по сигналу «В обруч!» – впрыгивают в обруч и приседают. Выигрывает тот, кто первый впрыгнул в обруч.

Не опоздай! Небольшие обручи разложены по кругу, за ними стоят дети. Одного или двух обручей не хватает. Дети ходят и бегают по кругу, меняя положение рук (на пояс, вверх, в стороны) или способ бега (на носках, высоко поднимая колени, отводя голени назад). По сигналу быстро встают в обручи. Оставшиеся без места считаются проигравшими.

Кто скорее дойдет до верха. Держать палку вертикально за нижний конец, перехватывая поочередно то одной, то другой рукой и ставя кулак к кулаку. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до верха.

Гребцы. Сесть, ноги врозь, палка на груди. Быстро накло­ниться вперед, коснуться палкой носков ног. Спокойно выпря­миться, палку поставить к груди. Повторить 8–10 раз.

Пропеллер. Держать палку за середину правой рукой. Активно работая кистью, быстро поворачивать ее вправо – влево. После отдыха выполнять движение левой кистью.

Поймай палку. Играющие дети стоят по кругу, в центре – учитель или ведущий. Он придерживает рукой палку, поставленную на пол вертикально, накрыв ее сверху ладонью. Учитель или ведущий называет имя одного из детей и отбегает, отпуская палку. Ре­бенок должен успеть подбежать и схватить палку, не дав ей упасть.

Вариант. Дети могут играть самостоятельно. Тогда вводится до­полнительное правило: если вызванный игрок сумел подхва­тить палку, он занимает место водящего. Если это сделать не удалось, то водящий остается прежний. Стоять можно ли­цом, боком или спиной к центру круга.

Кто скорее с мячом? Двое-трое играющих, ударяя мячом о землю, продвигаются вперед шагом или бегом на расстояние 8–10 м. Выигрывает тот, кто раньше дойдет до противополож­ной стороны, не уронив мяча.

Брось мяч! Бросать мяч вверх, о землю или о стену и ловить, делая хлопок и поворот кругом.

Толкни – поймай. Дети разделяются на пары, у каждой пары мяч. Один сидит, второй стоит на расстоянии 2–3 м от него. Сидящий отталкивает мяч партнеру, быстро встает и ловит брошенный ему мяч. После нескольких повторений дети меняются ролями.

Поймай мяч. Дети располагаются тройками, двое из них – на расстоянии 3–4 м друг от друга, и перебрасывают мяч. Третий на­ходится между ними и старается поймать мяч в тот момент, когда он пролетает над ним. Если поймает, он встает на место ребенка, бросившего мяч, а тот занимает место водящего.

Успей поймать. Играющие (5–6 детей) стоят в небольшом кругу, у каждого в руках мяч и камешек. Подбросив мяч, надо выбежать из круга, положить как можно дальше от него камешек на землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч, отскочивший от земли. Кто сумеет положить камешек дальше всех и при этом не уронит мяч, тот выигрывает.

Кто скорее намотает шнур? К дереву, забору привязывают два шнура, каждый длиной 2–3 м. На концах шнуров – гладкие деревянные или пластмассовые палочки длиной 20–25 см, диаметром 2,5–3 см. Двое детей берут палочки, отходят с ними на всю длину шнура, который при этом натягивается. По сигналу учителя или водящего дети начинают вращать палочку поворотами кисти, наматывая шнур. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

Кто скорее дойдет до середины? Для игры используют шнур длиной 4–5 м. На обоих концах его имеются палочки длиной 20–25 см, диаметром 2,5–3 см. Середина шнура обозначается цветной ленточкой или тесьмой. Двое играющих берут палочки и по сигналу начинают наматывать шнур. Выигрывает тот, кто раньше дойдет до середины.

Кто быстрее к шнуру? Двое детей сидят на стульях, поставленных на противоположных сторонах площадки спиной друг к другу. Под стульями лежит шнур. По сигналу «Бери!» дети встают и быстро обегают вокруг стульев, стараясь быстрее сесть на свой стул и выдернуть из-под него шнур. Выигрывает тот, кто сумеет это сделать первым.

Игры-эстафеты. Здесь можно использовать различные движения, лучше такие, которыми дети уже владеют:

  • пройти по скамейке, подлезть под дугу, обежать кеглю и вернуться на место;
  • пробежать по узкой дорожке между двумя линиями, расстояние между которыми – 15–20 см, перепрыгнуть через «ручеек» шириной 40–50 см, разбежаться и достать в прыжке до ветки;
  • прыгнуть из кружка в кружок, расстояние между которыми – 30 см, пробежать 5 м, снова прыгнуть из кружка в кружок. Соревнуются примерно равные по силам дети.

Бери скорее! Играющие стоят посредине площадки в двух шеренгах напротив друг друга на расстоянии 2 м. По сторо­нам площадки на расстоянии 10–15 м за каждой шеренгой обозначаются ограничительные линии. Между каждой парой на землю кладут небольшой предмет – кубик, камешек, шишку. Дети принимают одно из исходных положений – сидя, лежа, в упоре на коленях. По сигналу воспитателя каждый стремится быстро подняться, схватить предмет и убежать за ограничительную линию. Тот, кто не успел взять предмет, догоняет. Выигрывает успевший взять предмет и убежать с ним.

Найди пару в кругу. Дети стоят парами по кругу лицом по направлению движения, водящий – в центре круга. По первому сигналу играющие внутреннего круга идут шагом, наружного – бегом. По по второму дети из наружного круга быстро подбегают к любому стоящему во внутреннем круге, берутся за руки и двигаются шагом. Водящий также старается найти себе пару. Оставшийся без пары становится водящим.

Догони! На одной стороне площадки стоят друг за другом два ребенка, расстояние между ними – 2–3 м. По сигналу они бегут в прямом направлении на другую сторону, бегущий сзади старается догнать бегущего впереди на дистанции до 30 м.

Важно правильно подбирать пары. При большой разнице в уровне подготовки надо надо давать фору более слабым учащимся – увеличивать или уменьшать расстояние между играющими. Не следует упускать при этом воспитательный эффект и забывать о воспитательном аспекте – надо постараться сделать так, чтобы менее сильный ребенок мог догнать быстрого. Учитель должен подчеркнуть его старание и успехи.


Кто дальше? На полу перед стеной проводят несколько параллельных линий на расстоянии 30 см одна от другой. Играющие встают перед первой линией и бросают мяч о стену, ловят и отходят на следующую линию; постепенно отступая от стены, бросают и ловят мяч. Побеждает тот, кто поймает мяч, находясь дальше всех от стены.

Конь-огонь. Играющие стоят по кругу, один (ведущий) – в центре круга с флажком. Идут подскоками по кругу под слова: «У меня есть конь, этот конь – огонь! Но-но-но-но, но-но-но-но!» Останавливаются, на месте делают движение согнутой ногой – конь бьет копытом. Водящий в это время подскоками обходит круг, говоря: «Я скачу на нем, на коне своем. Но-но-но-но, но-но-но-но!» – ведущий останавливается и машет флажком между двумя играющими. Один из них бежит в правую сторону круга, другой – в левую, стараясь быстрее обежать круг и взять флажок. Тот, кому это удалось, идет в круг с флажком. Игра повторяется.

Ринат Абзалов ,
д.б.н., г. Казань, Республика Татарстан