Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №8/2009
В фокусе внимания

Учитель года

Авторская презентация на региональном конкурсе

Автор этой статьи, Андрей Евдокимов, стал победителем конкурса «Учитель года» г. Казани. Сегодня мы начинаем знакомить наших читателей с опытом учителей физической культуры, признанных в своих регионах лучшими в результате конкурса, и публикуем выдержки из его презентации – рассказа об особенностях работы, проблемах и находках.

Трудная профессия

Я считаю, что моя профессия – одна из самых сложных. И вместе с тем она нужная и благородная.

За последнее десятилетие неуклонно снижается уровень физического развития детей. Учителю физкультуры противостоят плохая экологическая обстановка, хронические отклонения в состоянии здоровья детей с раннего возраста и всеобщая компьютеризация. Современные дети играм на свежем воздухе предпочитают домашний уют наедине с компьютером.

Успех обучения, воспитания и развития школьника во многом зависит от того, насколько учителя смогут заинтересовать его, увлечь идеалом физического совершенства, как построят систему работы, какие средства и методы будут использованы при этом.

У учителя физкультуры в этом смысле особая роль: для большинства детей он является единственным человеком, способным со знанием дела содействовать их физическому развитию, помочь им всегда быть в хорошей физической форме.

Существует целый перечень программных требований к уроку физкультуры. Но не все понимают, что их соблюдение возможно только при условии стойкой мотивации учащихся к занятиям физической культурой. Решить эту задачу помогают различные формы проведения уроков, методики и технологии.

В ногу со временем

Информационно-коммуникативные технологии занимают особое положение в современном мире. Я стараюсь идти в ногу со временем и тоже применяю их в своей педагогической деятельности на уроках физической культуры и секционных занятиях.

При выполнении упражнений как в разминке, так и в основной части урока использую специально подобранную музыку. Главное, что музыкальное сопровождение очень нравится учащимся, а значит, я добиваюсь желаемого результата – у детей повышается мотивация к выполнению упражнения.

На уроках и секционных занятиях я применяю электронный вариант тактических схем и технических действий игры в баскетбол. Это способствует быстрому пониманию поставленных задач и усвоению учебного материала. Использование электронных схем помогает учащимся лучше понять структуру техники и тактики упражнений и комбинаций в баскетболе. А на практических занятиях они легче воспроизводят элементы отдельных упражнений с мячом и без него.

Электронная библиотека кабинета физической культуры включает в себя различные пособия по технике безопасности на уроках физической культуры, интерактивные тесты, тесты для подготовки к экзаменам и олимпиадам, презентации по различным видам спорта, методические разработки уроков, паспорта здоровья учащихся и диагностические материалы. Недавно библиотека пополнилась компьютерной презентацией «Правила игры в баскетбол», которую мы создали вместе с учениками 11-го класса.

Я успешно использую записи мастер-классов ведущих тренеров России и мира: С.Г. Еремина, Е.Я. Гомельского, Э.Мессины, которые демонстрирую в нашем школьном компьютерном классе, чтобы вместе с ребятами анализировать элементы техники и тактики баскетбола. Детям нравится данный метод, и они с нетерпением ждут новых записей. Учащиеся и сами следят за новинками в Интернете, подбирают новые интересные упражнения, комбинации, над которыми мы потом вместе работаем на уроках и секционных занятиях.

Учитывая увлечение подростков компьютерными технологиями, задаю небольшие домашние задания, связанные с поиском спортивных новостей в Интернете, с подготовкой реферативных заданий по теории физкультуры и спорта, здоровому образу жизни.

Современная материальная база школы позволяет мне использовать на уроках и секционных занятиях видеокамеру. Отснятый материал анализируется, и проводится работа над ошибками.

В электронной библиотеке кабинета есть учебные пособия для учителей-предметников, разработанные мною для проведения физкультминуток на уроках. Они выполнены в программе Microsoft Office Power Point и включают в себя забавные тексты-считалки: от шуток-прибауток до рэпа и веселой анимации.

Индивидуальный подход

Наблюдая за развитием детей и подростков, изучая особенности их физического развития и уровень подготовленности, проводя мониторинг динамики роста результатов учащихся, я пришел к выводу, что раздельные уроки физической культуры необходимы не только для старшеклассников, но и для учащихся 5–9-х классов.

В нашей школе два спортивных зала: один – для занятий гимнастикой и акробатикой, другой – для спортивных игр. Поэтому я обратился к администрации школы с предложением провести эксперимент по раздельному обучению мальчиков и девочек. Уже через год тестирование показало рост физической подготовленности. Особенно это было заметно у девочек. Кроме того, исчезли стеснительность, закомплексованность, появились уверенность в себе, мотивация к занятиям физической культурой.

Учащихся, освобожденных от занятий физической культурой после болезни, я привлекаю к работе в качестве своих помощников. Нельзя дать ученику почувствовать себя на уроке лишним – это развивает чувство неполноценности и отчужденности от коллектива. Детей, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья, я направляю на занятия лечебной физической культурой при школе и в детскую поликлинику в кабинет ЛФК.

К организации и проведению соревнований привлекаю своих старшеклассников: они с удовольствием выступают в роли организаторов, судей, наставников, капитанов; поддерживаю связь с выпускниками школы, участниками и призерами городских и республиканских олимпиад и различных спортивных соревнований.

Для успешной работы учитель должен и сам учиться всю жизнь. В концепции сотрудничества мой главный принцип – быть здоровым и научить этому других. Сам участвую в спартакиаде учителей Московского района и являюсь капитаном сборной команды педагогов школы.

На мой взгляд, каждый ребенок должен чувствовать, что урок интересен и полезен для него. На начальном этапе стараюсь дать представление о каждом упражнении. Для этого использую метод показа, рассказа, наглядные пособия, подводящие упражнения от простого к сложному (поэтапное обучение), дозирую нагрузку учащихся, опираясь на технологии дифференцированного и индивидуального обучения. Использую наглядные образы, которые позволяют учащимся представить, в каких жизненных ситуациях могут быть необходимы полученные навыки. Например, прыжок в длину с разбега – в какой жизненной ситуации он может быть использован? Преодолеть лужу или канаву. А как не упасть при этом, как правильно приземлиться? Разбираем упражнение по элементам: разбег, толчок, полет и приземление. У детей появляется мотивация для изучения прыжка с разбега, и они быстрее и лучше решают поставленную задачу.

В нашей школе проводится много внутришкольных соревнований: День бегуна, День лыжника, соревнования по плаванию, соревнования по спортивным играм, «Веселые старты», «Семейные старты» и др. Организуются всевозможные спортивные вечера ко Дню защитника Отечества, ко Дню Победы, встречи с родителями. Также ведется большая спортивная работа в школьном лагере, где устраиваются туристические походы, соревнования «Кубок надежды».

Мы успешно осваиваем новые интересные виды спорта, такие, как флорбол.

Для привлечения большего числа учащихся в спортивные секции я тесно работаю с родителями и родительским комитетом школы. Стараюсь убедить родителей в необходимости занятий физкультурой и, на основании своих наблюдений советую записать своего ребенка в ту или иную детскую спортивную школу или секцию.

Знаю, как непросто бывает соединить на уроке задачи обучения и воспитания учащихся. Программа по физической культуре нацеливает в основном на то, чтобы ученик приобрел определенные навыки и умения, показал определенный результат, а о том, каким ученик должен быть сегодня, завтра с точки зрения морально-волевой подготовки, ни в программе, ни в методических разработках не говорится.

Обучая двигательным умениям, развивая физические способности детей, стараюсь одновременно формировать мир представлений школьника, воспитывать его ум и волю, целеустремленность, прививать ему нравственные и эстетические качества.

Мне очень нравятся слова Л.С. Выготского: «Психологически грамотный педагог должен опираться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, не на созревшие, а на созревающие функции, иначе говоря, он должен учитывать не только то, чем в психологическом отношении уже обладает школьник, но и то, что у него будет формироваться в данном возрасте».

Использую постепенно усложняющиеся задания и игры на внимание, такие, как: «Делай, как я»; «Повторяй за мной»; «Съедобное – несъедобное». Организуя работу в группах, проводя спортивные игры и соревнования, я прививаю детям такие важные личностные качества, как толерантность, коллективизм; работая индивидуально, развиваю инициативность, выдержку, самостоятельность, дисциплинированность.

Веселые старты

Игра уже одним своим содержанием переносит ребят в иное измерение, в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только уверенность, но и реальную возможность стать лидерами. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», – писал В.А. Сухомлинский.

Игровая технология в физкультуре – это опыт, дошедший из глубокой древности. Многое в подвижных играх пришло к нам от традиционных народных игр и праздников. Культура спортивных состязаний Древней Греции – Олимпийские игры – до сих пор остается мировым идеалом, объединяющим людей. Такие игры учат взаимодействию, взаимопониманию, ответственности, развивают волю и чувства. Поэтому я считаю, что игровые технологии – самый прогрессивный и эффективный метод развития мышления.

На уроках постоянно провожу подвижные игры, эстафеты, «Веселые старты», народные игры и, конечно, традиционные спортивные, такие, как волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис.

Наиболее удачным считаю свой опыт в развитии баскетбола, так как элементы этой игры включают огромное разнообразие упражнений, доступных большинству учащихся (бег, прыжки, бросок на точность, бросок на дальность, координация движений). Кроме того, баскетбол – коллективная игра, требующая слаженности, взаимопонимания, взаимовыручки, быстроты реакции, выносливости, ловкости, смекалки, взаимоуважения участников игры.

Индивидуальный паспорт

Одним из главных принципов современного урока физической культуры я считаю индивидуальный подход. Пристальное внимание к работе каждого ученика является для меня постоянным и обязательным.

Поэтому для каждого подбираю упражнения и дозирую нагрузку с учетом состояния здоровья, типа телосложения, развития двигательных качеств школьника. Например, при выполнении нападающего удара в волейболе для менее подготовленных детей нападающий удар проводится без прыжка, т.е. в опорном положении. Упражнение в подтягивании на перекладине для хорошо подготовленных учащихся выполняется в положении хват сверху, а для ослабленных – хват снизу. Отжимание подготовленные дети выполняют с хлопком под собой, а ослабленные – поставив ноги на скамейку. И так в каждом виде упражнений.

Наверное, в каждой школе есть трудные ученики, которым ни математика, ни физика, ни литература не интересны. Где такой ученик может проявить себя? В чем? Этих ребят я приглашаю к себе в спортивную секцию, работаю с ними индивидуально, пытаюсь понять внутренний мир подростка, скорректировать его поведение, помочь ему выстроить отношения с ровесниками и учителями, дать ему возможность проявить себя с хорошей стороны на уроках физической культуры и в спортивной секции. Среди моих чемпионов есть и трудные подростки.

Визитной карточкой нашей школы является в том числе паспорт физического здоровья, который есть у каждого учащегося. Используя его, учитель получает возможность наглядно отслеживать результаты своей работы по укреплению здоровья учащихся, изменению уровня физической подготовленности и корректировке учебных занятий с учетом состояния здоровья и уровня развития учащихся.

Главное – не быть равнодушным

С удовольствием занимаюсь разработкой новых программ и методов обучения физкультуре.

Я поставил перед собой задачу: сделать так, чтобы в спортивном зале ученикам было удобно и уютно заниматься физкультурой и спортом, – и спортивный зал стал полностью укомплектован спортивным инвентарем, систематизированно размещенным на своих местах. На уроках используются технические средства: телевизор, DVD-проигрыватель, музыкальный центр. Такая организация труда позволяет мне быстро и четко ориентироваться в подготовке и проведении урока.

Награда за все это – веселые улыбки и искренняя благодарность моих ребят.

В моей работе много забот. Но главное – нельзя быть равнодушным: надо любить детей и свое дело, хранить верность принципиальной педагогической позиции и никогда не отступать перед трудностями.

Андрей Евдокимов ,
МОУ "МОШ № 55", г. Казань, Республика Татарстан