Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №8/2009
Методика

Чти историю нашу!

Упражнения культурно - этнической направленности

Согласно комплексной программе по физическому воспитанию, материал вариативной части должен быть связан с региональными и национальными особенностями и определяться республиканскими и областными органами образования. При подборе такого материала предпочтение следует отдавать национальным играм, единоборствам, а также упражнениям, имеющим большое прикладное значение, прежде всего из зимних видов спорта. Вариативную часть в каждом регионе определяет учитель физкультуры, например, включив в него упражнения культурно-этнической направленности, отражающие исторические особенности развития физической культуры в регионе, характер ее жителей.

Связь времен

В последние годы в школах появилась традиция – отмечать многие народные праздники, такие, как Святки, Масленица, день Ивана Купалы и т.д. В старину они сопровождались можеством интереснейших русских обрядов. Многие сохранившиеся и в наши дни упражнения, игры, спортивные состязания непосредственно связаны с культурой России. По сей день дети и даже взрослые любят их: например, перетягивают канат, зимой охотно играют в снежки, катаются на лыжах, санях, летом играют в лапту, городки, водят хороводы, прыгают через костер. Особой популярностью в древние времена на Руси пользовались кулачные бои, которые проводятся «один на один» или «стенка на стенку». Эти приемы и способы борьбы используются и по сей день в таком виде спорта, как рукопашный бой, который становится все более популярным.

Святки, Масленица и другие

Такой необычный урок или целый праздник можно провести вместе с тренером по рукопашному бою, пригласив на него известных спортсменов для участия в конкурсной программе: перетягивание каната, игры: «Стенка на стенку», «Удержись за кругом», «На прорыв», «Тяни в круг», «Петушиный бой», «Сильная рука», «Выталкивание соперника», «Выведи из равновесия» и др., а также фольклорный ансамбль.

Эти конкурсы можно провести и при праздновании Масленицы. Так, на Руси в это время строили снежную крепость и устраивали перестрелку снежками. Ребята и взрослые сооружали ледяную горку и катались с нее, устраивали кулачные бои, возводили и брали штурмом снежные городки, катались на лыжах и санях.

Но и сейчас при работе с младшеклассниками можно вспомнить многие эстафеты и игры, пришедшие из древности, уделив особое внимание лыжной подготовке, потому что Масленица – это проводы зимы. Например:

– «Спуск с горы»;
– «Попади в цель»;
– «Встречные старты»;
– эстафета «Слалом»;
– «Лисий след»;
– «Скользи дальше»;
– эстафета «елочкой»;
– «На одной лыже»;
– «До флажка»;
– «Лучший гонщик».

Особой популярностью на таких мероприятиях у детей пользуются аттракционы, соревнования-поединки. Они просты по содержанию и организации и не требуют специальной подготовки. Зимой на школьном дворе можно не только лепить снежных баб, сооружать крепости и ледяные горы, но и проводить такие игры, как:

– «Снайперы»;
– «Скатай шар»;
– эстафета с клюшками;
– «Попади в городок»;
– «Снежные круги»;
– «Веселые поезда»;
– «Виражная горка»;
– «Ледяная волна» и т.п.

Дошедшие до нас русские народные игры можно широко использовать в работе с детьми на уроках и при проведении внеклассных мероприятий, праздников, спортивного часа в группе продленного дня, на подвижных переменах.

Русские народные игры

Многие из русских народных игр сохранились до сих пор. Общей игрой для всех славянских народов была лапта.

Или вспомним древнюю игру «Швыгалка». На кончик длинной гибкой палочки насаживали смоляной шарик. Энергичный взмах руки – и он летит вперед или вверх, поражая цель.

Хорошей ловкости и меткости требует игра «Праща». Ремешок с карманом для камешка наматывали на руку, взмахом руки направляли в цель, вперед или вертикально вверх. Иногда пращу мастерили из дерева: посредине длинной дощечки делали желобок, в который клали камень или комок земли.

В ночь на Ивана Купалу разводили костер, через который прыгали только самые опытные, и не только в одиночку, но и вдвоем, втроем, держась за руки. Затем вокруг костра водили хоровод.

Существует множество игр для развития силы и выносливости.

В игре «Бука тянуть» участвуют два человека. Упираясь друг в друга ногами, они берутся за прочную палку, и каждый старается перетянуть соперника на свою сторону.

Очень популярны были перетягивание толстой жерди (сейчас – перетягивание каната), лазанье по деревьям и по канату, различные виды прыжков: через веревочку, различные препятствия, с кочки на кочку, с одной отметки на другую – или игры с прыжками: «Кто дальше?», «Лучший прыгун».

Среди истинно русских забав, в которых наравне с юношами активно участвовали девушки, – горелки.

«Бабки» – русская забава

Тяжелый повседневный физический труд славян с учетом особенностей воспитания в семье закалял здоровье, способствуя развитию выносливости, выдержки – основных качеств воина, помогая в трудных ситуациях справляться с большими нагрузками.

Основу физической подготовки наших предков составляли русские забавы. Среди древних потех на Руси всегда в почете были «Бабки» – самая распространенная и любимая игра у мальчишек.

Бабки расставляли различными способами на разных расстояниях поперек улицы, и меткими ударами биты надо было разрушить их шеренгу. Игра способствует развитию глазомера и координации движений. В разных регионах она имела свои особенности: например, в Сибири бабки сбивали стрелами, количество игроков не ограничивалось, а состязания проводились в праздничные дни.

«Чур» – прообраз хоккея?

Древнерусская игра «Чур» была также очень популярна. Игроки делились на две команды и с помощью длинных загнутых палок (клюшек) старались загнать шарик в лунки соперника. Зимой можно было играть на льду реки или озера. Лунка называлась «город», а попадание в нее – «поджог города».

Честный бой

Кулачные бои воспитывали смелость, силу, выносливость, честность, поэтому выражение «честный бой» возникло именно в таких состязаниях. Об этом свидетельствуют пословицы: «Без борца да бойца нет венца», «Кулачный боец – добрый молодец». Чаще всего играли в четыре ряда (отряда): на первой линии – подростки 13–16 лет, на второй – юноши 17–19 лет, на третьей – 20–25-летние, на четвертой – участники в возрасте 25 лет и старше. Главное правило: биться лицом к лицу и грудь в грудь. Запрещалось наносить удары сзади, бить лежачего, делать подножки, переходить чужую сторону, бить ногами и т.д. Существовали и кулачные бои на палках, известные в наши дни как фехтование.

Галина Жеребцова ,
учитель физической культуры, МОУ «СОШ № 6», г. Калининград