Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №8/2009
Методика

Баскетбол для всех

При проведении урока с детьми разного уровня физической подготовленности учитель вынужден дифференцированно подходить к каждому ученику. Спланировать такой урок бывает трудно.

Автор статьи предлагает разработку урока по баскетболу для 6-го класса, на котором проводится общая разминка, а основная часть предусматривает распределение детей по группам согласно уровню физической подготовленности.

Задачи урока

· Образовательные:

– совершенствование техники остановки двумя шагами с броском мяча в корзину;

– совершенствование ведения мяча различными способами.

· Оздоровительная:

развитие быстроты и координационных способностей.

· Воспитательная:

воспитание дисциплины, умения слушать собеседника, аккуратности при выполнении заданий, чувства коллективизма.

Оборудование: баскетбольные мячи – по количеству занимающихся, теннисный мяч.

Подготовительная часть

1. Организационный момент (2 мин.).

Построение группы, приветствие, ознакомление с задачами урока. Подсчет ЧСС (индивидуально).

2. Разминка (3 мин.).

Ходьба по периметру зала. Выполнение упражнений для формирования правильной осанки:

– и.п. – руки вверх, ладони внутрь. Ходьба на носках;
– и.п. – руки к плечам. Ходьба на пятках;
– и.п. – руки за голову. Ходьба перекатом с пятки на носок.

3. Подготовительные упражнения к выполнению основной задачи урока.

Бег:

– скрестный;
– спиной вперед;
– левым, правым боком – по 4 шага, по 2 шага;
– «змейкой» (по диагонали) с ноги на ногу;
– по диагонали с высоким подскоком;
– по боковым границам зала, касаясь стены рукой.

Упражнения в ходьбе на восстановление дыхания.

Упражнения для кистей рук:

– сцепить кисти рук. Выполнять круговые волнообразные движения;
– сцепить пальцы рук за спиной. Приподнять руки вверх. Поменять положение рук.

Построение в круг.

4. Игра «Я салка» (1 мин.).

Правила игры. Водящий высоко держит теннисный мяч, чтобы всем было хорошо видно. Его задача – осалить бегущего игрока свободной рукой, а затем передать ему мяч. Передвигаться по залу можно только приставными шагами правым, левым боком (играть можно до середины площадки).

Цель игры: выявить самого ловкого, быстрого игрока, который ни разу не был салкой.

Перестроение в колонну по четыре.

5. Упражнения в парах (4 мин.):

– передвижение в упоре лежа в правую и левую стороны. Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, выполняют передвижение в упоре стоя на коленях;
– и.п. – стоя спиной к партнеру, сцепить пальцы рук внизу. Выпад вперед левой, правой ногой;
– и.п. – то же, на пальцы сцепить вверху. Глубокий выпад вперед левой, правой ногой;
– положить руки на плечи партнера, ноги на ширине плеч. Наклоны вперед. Повторить 10 раз.

Подсчет ЧСС (индивидуально).

6. Выполнение заданий без мяча (2 мин.). Метод работы – поточный: выполняют по 4 человека в шеренге вдоль зала:

– учащиеся делают два шага, на третий поднимают руки вверх;
– упражнение в парах: первый номер – защитник, второй – нападающий. Задача защитника – не дать нападающему пройти от одной линии до другой.

7. Упражнения на восстановление дыхания.

8. Упражнения с баскетбольными мячами в парах (3 мин.). Метод обучения – фронтальный:

– и.п. – стоя спиной, не касаясь друг друга. Передача мяча партнеру двумя руками поочередно в левую и правую стороны;
– и.п. – то же. Передача мяча одной рукой;
– и.п. – стоя в колоннах по одному. Игрок № 1 передает мяч игроку № 2 над головой двумя руками, игрок № 2 ловит мяч и передает игроку № 3, и т.д.;
– нападающий ведет мяч. Задача защитника – коснуться мяча рукой. Упражнение выполняется в ходьбе и в беге.

9. Упражнение на восстановление дыхания.

Основная часть

Метод работы – фронтальный.

Перестроение в колонну по одному. У каждого ученика – баскетбольный мяч.

1. Упражнения в ходьбе (по сигналу учителя):

– ведение мяча правой, левой рукой;
– ведение мяча спиной вперед поочередно правой и левой рукой;
– ведение мяча с низким отскоком;
– подбрасывание мяча над собой, сделать два шага вперед, на третий – поймать мяч.

2. Упражнения в беге:

– высокое ведение мяча по боковым границам зала с касанием стены рукой;
– подбрасывание мяча над собой, на третий шаг поймать. Упражнение выполняется по диагонали зала.

3. Ходьба с восстановлением дыхания. Перестроение в одну шеренгу.

Дифференцированное обучение

Учитель делит класс на четыре группы в зависимости от уровня физической подготовленности:

I группа – учащиеся с высоким уровнем физической подготовленности

Метод работы – поточный.

1. Игрок № 1 стоит под щитом и выполняет передачу мяча бегущему навстречу игроку № 2, который ловит мяч в движении, делает два шага вперед, а на третий бросает мяч в кольцо.

2. Учащиеся располагаются по боковым линиям зала.

Игрок № 1 ведет мяч к кольцу приставными шагами, после чего передает мяч бегущему напротив него игроку № 2, который ловит мяч, выполняет ведение, и бросает его в щит. Игрок № 1 подбирает отскочивший мяч и атакует кольцо.

II группа – учащиеся со средним уровнем физической подготовленности

Метод работы – поточный. Дети располагаются по боковым линиям зала, у каждого баскетбольный мяч.

1. Ведение мяча правой рукой, ловля, остановка двумя шагами, бросок в кольцо, подбор отскочившего мяча, ведение левой рукой. Упражнение выполняется шагом.

2. То же – бегом.

III группа – учащиеся с низким уровнем физической подготовленности

Метод работы – поточный.

1. Игрок № 1 стоит сбоку от щита и держит мяч на вытянутой руке. Игрок № 2, проходя мимо него, снимает мяч с руки под шаг правой ноги, делает шаг левой и атакует кольцо.

2. То же – бегом.

IV группа – учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе

Метод работы – фронтальный.

1. И.п. – правая нога вперед. Под шаг левой ноги ударить мяч об пол, поймать его, сделать шаг правой ногой, затем левой, подбросить мяч вверх с ударом о стену, поймать под правую ногу.

2. То же – с броском мяча в щит.

3. То же – с броском в кольцо.

Урок без игры – не урок

Игра в баскетбол (4 мин.). На одной половине зала играет команда девочек, на другой – команда мальчиков.

Ходьба в колонне по одному. Перестроение в круг.

Заключительная часть

Проверка ЧСС (выборочно). Подведение итогов урока, выставление отметок. Домашнее задание: выполнить упражнение на развитие силовых качеств – сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу:

I, II группы: 20 раз – девочки, 25 раз – мальчики в быстром темпе;

III группа: 15 раз – девочки, 20 раз – мальчики в индивидуальном темпе;

IV группа: то же стоя в упоре на коленях в медленном темпе: 15 раз – девочки, 20 раз – мальчики.

Татьяна Янковская ,
учитель физической культуры, МОУ «СОШ № 7», г. Усть-Илимск, Иркутская обл.