Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №8/2009
События. Факты. Комментарии

Обмен опытом в Ростовской области

Методическое объединение учителей физкультуры

Приглашение на областной семинар учителей физической культуры пришло, как всегда, неожиданно. Но для газеты такие события наиболее интересны: в регионах хорошо знают своих лучших педагогов, а ведь именно они проводят мастер-классы для своих коллег. И опыт работы таких людей, и способы проведения методических объединений интересны каждому учителю.

А ну-ка, парни!

Этот семинар был организован почти спонтанно. Две школы Ростовской области – МОУ «СОШ № 21» г. Сальска и МОУ «СОШ № 1» Орловского района – решили провести дружеское сражение между своими парнями. Именно на это событие и было решено пригласить гостей из других районов.

Приехали учителя. Начался настоящий праздник и для взрослых, и для ребят. Сальская школа № 21 гостеприимно встретила всех желающих. Директор кратко рассказала о своей школе, и всех пригласили в спортивный зал. Юноши в военной форме делали вид, что совсем не волнуются, – не положено мужчинам! Девушки во всей красе (наверняка они готовились к этому дню не меньше парней!) взволнованно перешептывались на лавочках вдоль стен спортивного зала.

Конкурсы были спланированы таким образом, чтобы азарт спортивных состязаний постоянно украшался детским творчеством, смягчался шутками, песнями, танцами.

Сначала обе команды продемонстрировали свое мастерство в выполнении строевых упражнений. Командиры сдали рапорт военному, приглашенному участвовать в судействе. Быстро, по-военному переоделись в спортивную форму и начали соревноваться в преодолении полосы препятствий. Учителя-зрители немного волновались: как бы не было травм!.. Но техника безопасности была соблюдена, да и юноши действовали очень умело. Прыжок через барьер, передвижение под маскировочной сеткой по-пластунски, выстрелы по мишеням из пневматического ружья – все это должен был проделать каждый член команды. Судейство простое: оценивались техника выполнения, меткость стрелков и скорость преодоления полосы препятствий.


После того как были выставлены заработанные баллы, зазвучала музыка – сиртаки. В центр зала, следом за ведущим мероприятие учителем, вышли несколько парней из двух команд и встали в круг. Педагог стал показывать свои бицепсы, которые у него были гораздо слабее, чем у молодых людей, явно подсмеиваясь над собой. Зрители удивленно замерли – что же это за конкурс?

Оказалось, ребятам предстояло помериться силой. Они подошли к перекладине, и началась спортивная дуэль.

Сначала по одному представителю от команды состязались в подтягиваниях: «Я могу подтянуться три раза, а ты? Тоже можешь? А теперь я – пять… А теперь – семь…» Один «нападал», второй «защищался». Такой способ проведения конкурса оказался очень зрелищным: зал просто ревел, поддерживая своих ребят.

Судьи не обращали внимания на технику выполнения упражнений. Многих учителей-зрителей такая позиция сначала раздражала, но потом все забыли об этом, потому что победил тот, кто оказался сильнее и техничнее.

Второй конкурс силачей – подъем переворотом. И снова – дуэль. И снова тот юноша, который каждое упражнение выполнял по всем правилам, оказался сильнее.

Третий конкурс – выход силой в упор. И в третий раз юноша из одной команды, нарушая все каноны, выходил вверх перекладины сначала одной рукой, потом другой. Его соперник выходил в упор, словно щелкал орешки, – технично, легко – и победил.


Вновь зазвучал сиртаки, но на этот раз в круг в центре зала встали только победители. Проигравшие в честном бою первыми покинули сцену.

Ведущий предложил немного отдохнуть. К микрофону подошел молодой человек, оказавшийся выпускником школы, принимавшим участие в аналогичном соревновании всего год назад. Его пение под гитару тронуло сердца всех присутствовавших, а заодно напомнило о предстоящем празднике: «Темная ночь, только пули свистят по степи…» – приближался День защитника Отечества, а быть военным так непросто!..


И снова в центре зала – силачи. На этот раз им предстояло состязаться в поднимании гирь: толчок левой – толчок правой – кто больше? Победитель с легкостью толкнул 16-килограммовые гири по 30 раз каждой рукой.

Напряжение нарастало, но его погасил конкурс песни и танца, в котором участвовали и девушки.

Ученики школы, не принимавшие участия в соревнованиях (наверное, в следующем году придет их черед), быстро поставили все необходимое для следующего конкурса – армрестлинга. Ведущий соревнования учитель первым уселся за стол и предложил (в шутку) посостязаться с ним: «Ах, какие сильные юноши!»

И снова зазвучала песня. А в это время в зале готовилась заключительная эстафета. Сначала будущие солдаты должны были надеть солдатский ремень, который играл роль эстафетной палочки, – для многих это оказалось довольно трудным делом! Потом – перепрыгнуть через большое бревно, сделать кувырок на мат через козла, перебежать «змейкой» через расставленные препятствия, выполнить переворот на перекладине (вместо нее использовали верхнюю жердь разновысоких брусьев), отпилить кусок бревна по заранее сделанной насечке, используя козлы, попасть баскетбольным мячом в кольцо и вернуться к своей команде. На этот раз задание оказалось более сложным для команды «силачей» – техника броска в кольцо у них была явно хуже, чем у соперников.

После небольшого перерыва, потраченного на уборку используемого во время эстафеты оборудования, в центр зала вышла пара одиннадцатиклассников. Зазвучал «Кадетский вальс». Через некоторое время военный, который «командовал парадом» в этот день, пригласил на танец даму. Ведущий конкурса пригласил свою коллегу-соведущую… Танцевали три пары разного возраста.

…Там, где роща пестреет цветами,
Где река приникает к холму,
Душу – Богу, сердце – даме,
Жизнь – государю, честь – никому!..

Под эту фразу остановились три пары. Серьезный, сложный момент. Кто-то назовет его воспитательным. Возможно, так оно и было. Только кто кого в это мгновение воспитывал? Казалось, каждый – сам себя.

Однако на этом праздник не закончился. Впереди был последний, самый веселый конкурс – перетягивание каната. Ура! Выявили чемпионов! Но как же было обидно за тех, кто проиграл: они действительно отлично выступали, да и проиграли всего одно очко!

Организаторы предусмотрели и это. Нет-нет, они не стали сводить все к ничьей. Они наградили победителей, но это было лишь началом церемонии награждения. Потому что потом они попросили девушек из Орловской школы выбрать самого лучшего парня из Сальской, и наоборот. Каждого молодого человека девушки торжественно вывели в центр зала, поставили на постамент и прилюдно расцеловали – это ли не награда?! А потом именно им вручили по праздничному торту: обе команды заслужили одинаковые подарки, одинаковые аплодисменты.

Завершился праздник парадный маршем обеих команд по залу.

Маленькие хитрости

Обе команды выступали прекрасно, но в итоге победили ребята из МОУ «СОШ № 1» Орловского района – они оказались гораздо сильнее своих соперников в силовой подготовке. На следующий день перед коллегами, собравшимися на семинар, выступил их учитель физической культуры Юрий Головко. С первого взгляда стало ясно, почему его ученики так хорошо подготовлены: их учитель занимается атлетической гимнастикой и уделяет очень серьезное внимание именно этому разделу физической подготовки.

Но не только это отличает его как педагога. Об особенностях своей работы он рассказал коллегам довольно кратко. Я приведу лишь некоторые факты, которые могут особенно заинтересовать наших читателей. Во-первых, в своей работе он уже давно использует медиасредства, например, компьютер. Три наиболее часто используемых на уроках диска он привез с собой, чтобы показать коллегам:

Программа «Мое тело, анатомия и физиология человека». Она написана для того, чтобы дети изучали анатомию человека, но ее можно с успехом использовать и при объяснении физиологии движений и наращивании мышечной массы. Программа издана всемирно известным немецким издательством “Dorling Kindersley”.

«Энциклопедия спорта Кирилла и Мефодия», разработанная при участии и поддержке Олимпийского комитета России и содержащая информацию по всем видам спорта.


«Энциклопедия здоровья Кирилла и Мефодия»
, которую с успехом можно использовать для объяснения детям причин различных заболеваний и значения физических упражнений для закаливания и здоровья.

Во-вторых, в их школе постоянно проводятся зарядки, и для этого тоже используется компьютер. Учитель физкультуры заранее подбирает веселую музыкальную анимацию из Интернета, которая демонстрируется на экраны в классы, – дети, особенно младшеклассники, с удовольствием делают зарядку вместе с героями мультиков.

В-третьих, все спортивные соревнования, которые проводятся в их школе, например, футбол, обязательно проводятся с комментатором: учитель рассказывает зрителям о том, что происходит на поле. Это делает состязания более зрелищными, интересными, динамичными.

Баскетбол

Во время соревнований «А ну-ка, парни!» ученики Сальской школы показали отличные результаты в ловкости, скорости передвижения, меткости стрельбы и броска баскетбольного мяча в кольцо.

Следующий мастер-класс показали Людмила и Михаил Бахматские – супруги, преподающие физическую культуру в Сальской МОУ «СОШ № 21». Они показали фрагменты своей работы в трех возрастных группах. Сначала Людмила Ильинична провела занятие по баскетболу в 4-м классе, продемонстрировав задания, которые умеют выполнять ее ученики в этом возрасте. Потом Михаил Васильевич показал занятие с учениками 9-го класса, а в конце – тренировку сборной школы, в которую входят ученики 9–11-х классов. Девушки и юноши вместе выполняли задания учителя, а потом сыграли товарищеский матч с педагогами, смотревшими мастер-класс.


О приемах своей работы Людмила и Михаил Бахматские расскажут на страницах нашей газеты позже, в отдельных статьях. А сейчас хотелось бы остановиться на способе демонстрации авторской методики коллегам. За три занятия по 30 мин., проведенные в разных возрастных группах, учителя смогли продемонстрировать не только множество интересных приемов, но и результаты своей работы. Уровень баскетбольной подготовки у всех ребят был очень высоким.

Возможно, именно поэтому обсуждение проходило не вяло, как это иногда бывает во время районных методических объединений, а очень динамично. Оказалось, что педагоги давно используют авторскую модель оценивания результатов учеников при изучении темы «Баскетбол». Она базируется на заранее определенных заданиях, включающих упражнения, которые должны уметь выполнять учащиеся каждой возрастной группы, и критериях оценивания. Результаты оценивания всегда зависят не только от техники выполнения приемов, но и от точности броска. Данная система очень похожа на ту, которую описал в своих статьях Валерий Семенов («Оценивание на уроках баскетбола» – № 6, 7/2009), хотя, конечно, есть определенные различия. Думается, что точное определение требований при подведении итогов дает возможность и учителю, и ребятам понять, к чему нужно стремиться на уроках и во время тренировок. Поставленная заранее цель позволяет учителю помочь каждому ученику составить собственный график для ее достижения. А если долго и упорно двигаться к цели, ее сможет достигнуть даже тот, кто идет очень медленно…

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Спорт в школе»