Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2009
В фокусе внимания

Педагогика общения в спортивной деятельности

Психолого-педагогические основы спортивной подготовки детей 9–12 лет [Текст] / Г.А. Кузьменко. – М. : Советский спорт, 2008. – 268 с.

В данном пособии сделана попытка взглянуть на спорт глазами ребенка – самого значимого субъекта деятельности. Все остальные создают или препятствуют созданию условий для раскрытия индивидуальных способностей личности, чаще реализуемых в коллективной деятельности. Более 50% эмоциональной и интеллектуальной энергии педагогов и родителей уходит на поиск оптимальных зон взаимодействия, часто между собой, в борьбе позиций, отстаивании собственной точки зрения, а ребенок стоит на обочине и наблюдает, ждет, когда о нем вспомнят, понимает, как часто взрослые забывают о главном.

Известный физиолог А.А. Ухтомский утверждал, что в жизни действует непреложный закон заслуженного собеседника: каждый человек встречает в своей жизни именно таких людей, каких он заслуживает. К благородному человеку все поворачиваются благо­родной стороной души, вокруг дурного все дурны. Рядом с хитрым все начинают хитрить, рядом с добрым и все отчасти доб­реют. Сам Ухтомский считал, что избалован в жизни: он встречал только прекрасных людей. «И совсем неверно будет сказать, – пи­шет ученый, – что я видел их удивительными и прекрасными, а они не были такими. Нет, они именно были удивительными и прекрас­ными, только это все было скрыто от глаз других людей и толпы... Мы дергаем детей лишь потому, что сами мы, взрослые, недостаточ­но дисциплинированны. Чем слабее наш собственный пример, тем сильнее наши педагогические меры – и тем бессильнее они».

По мнению А.П. Ершовой, В.М. Букатова, общение характери­зуется живым, непосредственным реагированием всех его участ­ников друг на друга.

В процессе общения тренера и юных спортсменов можно вы­делить такие значимые качественные основания в организации деятельности, как:

  • рост тренерской образованности и интереса юных спортсме­нов;
  • распределение инициативы;
  • предоставление инициативы;
  • исключить отдаление юных спортсменов от себя;
  • сохранить деловой стиль общения;
  • показывать детские достижения;
  • дружественность;
  • творческий поиск;
  • запрет на замечания не всем участникам беспорядка (иначе они объединятся в оппозицию), а только одному;
  • учиться у юных спортсменов;
  • не начинать с категорических требований;
  • предоставлять выбор;
  • предлагать действия, в которых взрослый может оказаться реальным помощником;
  • искать поводы для взаимного соревнования;
  • превратить задание в игру с неожиданным концом;
  • телесная и психическая мобилизованность педагога;
  • взаимодействие с разнообразием коммуникативных пристро­ек, характеризующих общение и взаимодействие субъектов: ко всей команде – сверху, а к каждому ребенку – либо наравне, либо снизу;
  • ощущение радости от своего внимания к ребенку.

Такой способ взаимодействия тренера и юного спортсмена, на наш взгляд, будет самым результативным, и тренер-педагог только при этих условиях сможет увидеть, заметить, оценить по достоин­ству все изменения, происшедшие в ребенке, направить его при не­обходимости, поддержать и уверовать в непреложный успех рас­крывающейся личности ребенка-спортсмена, общаться с ребенком без спешки, осмысленно, обдуманно, одухотворенно.

Должно быть, любому ребенку Земли
Знакома игра под названьем «Замри».
Орут чертенята с зари до зари:
«Замри!»...

«Замри» – это, в общем-то, детский пароль,
Но взрослым его не хватает порой.
Не взять ли его у детишек взаймы –
«Замри»?

Нам больше, чем детям, нужны тормоза,
Нам некогда глянуть друг другу в глаза.
Пусть кто-нибудь крикнет нам, черт побери:
«Замри!»...

Леонид Филатов

Из «большого» жизненного опыта ребенка

...Это было летом 2003 года. Шел чемпионат Москвы. У нас был матч против команды «Ника», мы проиграли 0 : 1. Автором един­ственного мяча был я. Да! Именно я забил гол в свои ворота, тре­нер поменял меня через 8 минут после забитого мяча. Он даже после моего мяча верил, что я наконец-то соберусь.

Но нет, этот гол меня полностью сломал. После матча, когда мы собрались в раздевалке, у меня чуть ли не слезы наворачивались – я подвел команду! Тренер на меня смотрел и кричал с такой зло­стью – таким я его не видел никогда. Я хотел покинуть ряды коман­ды, но вечером раздался звонок – это был тренер! Он попросил про­щения и сказал, что с ним было подобное и даже хуже. Он сказал: «Я себя поставил на твое место и все понял. Все будет хорошо. Не вешай нос!» – говорил он. Потом разговор затянулся надолго, и тут я почувствовал, что нужен команде, что на ошибках учатся! После этого матча я играл все игры на высоком уровне, тренер постоянно хвалил меня. И сказал такую вещь: «Ты сильный фут­болист, не всякий может заиграть после подобного состояния». Эту ситуацию я запомнил на всю жизнь. Это большой урок в моей жиз­ни. Я очень благодарен тренеру за все, что он для меня сделал.
Юный футболист, 11 лет

...Все закладывается в детстве. Тогда я не осознавал, как это будет важно для меня... Если бы привели ко мне маленького ребен­ка, чтобы он занимался спортом, я бы дал ему понять, для чего это надо в жизни...

Юный хоккеист, 12 лет

...Лидерство в спорте хорошо, но когда оно в меру…

Юный легкоатлет, 11 лет

...Я не могу выйти на поле.

– Вова, что с тобой?

– Я не забил пенальти...

– Такая ситуация может случиться с каждым...

– Как теперь на меня посмотрят болельщики, друзья, команда? Они будут смеяться надо мной
.
– Ты должен поверить в себя и выйти на поле, ты нужен коман­де! Если ты сможешь побороть свой страх, ты сможешь играть даль­ше. Если нет – ты будешь бояться в дальнейшем, и будет тяжелее побороть свой страх. А товарищи по команде тебя поймут и простят. А теперь ты должен выйти на поле, подбодрить ребят и забить гол, чтобы мы выиграли, а главное – выиграешь ты!

– Спасибо, тренер, вам большое, я все понял! Я выйду на поле!

…Мальчик вышел на поле и забил гол, и команда выиграла матч...

Юный футболист, 10 лет

Мальчик выходит играть на свою первую игру по американско­му футболу. Против него выходят играть более опытные и взрос­лые, чем он, игроки. Он нервничает, боится, что его собьют с ног и ему будет больно. Захожу в раздевалку – все переодеваются, а он сидит в углу грустный и еле-еле снимает кроссовок. Подхожу.

– Что с тобой? Почему ты не переодеваешься?

– Нет, все о'кей!

– Я же вижу, что с тобой что-то не так.

– Я не хочу играть!

– Почему?

– Я приболел, и у меня слабость – плохо себя чувствую.

– Я думаю, что ты вовсе не болен – ты просто нервничаешь, так как это твоя первая игра, да? Я прав?

– Ну-у-у-у... Да, вы правы.

Тренер пошел рядом с ним.

– Я тебе сейчас расскажу одну историю. Когда я начинал иг­рать в американский футбол, мне было столько же лет, сколько и тебе, я испытывал такие же чувства, как и у тебя: боялся, нерв­ничал. Мне помог мой тренер. И я пересилил себя и вышел на поле, а когда раздался свисток, я начал играть. И оттого, что мне было страшно, я играл еще лучше, а потом страх и вовсе пропал. Это ведь игра, которую я люблю. И ты ее тоже любишь! Иди играй в игру, которую ты любишь, и получай от этого удовольствие!!!

– Это правда?

– Да, абсолютно! Я смотрю на тебя и вижу себя в твои годы.

Мальчик, надевая на себя шлем, сказал:

– Спасибо, тренер, я поступлю, как вы!!!

Юный футболист, 12 лет

Общение, которое нужно детям…

Студенты Московского института физической культуры и спорта предлагают варианты приветствия и прощания, которые хотят услышать дети от будущих тренеров:

– Здравствуйте, дети! Что делает на ветке воробей весом 30 кг?

– До новых встреч и новых свершений!

– Здравствуйте, дети! Сейчас вы поиграете, побегаете, разомне­тесь, потренируетесь – проснетесь!

– Здравствуйте, бойцы невидимого фронта! А что мы не видим? Свои отрицательные качества. Трудное и благородное дело – ис­правлять свои пороки!

– Привет веселым и находчивым! (На разных языках.)

– Здравствуйте, ребята! Вы бодры, веселы, на занятия пришли, мысли, чувства, знанья новые нашли!..

– Здравствуй, прекрасное будущее России!

Селиванов Николай

– Приветствую в этот прекрасный день моих лучших учеников!

– Здравствуйте, дети! Надеюсь, что все сегодня выспались, пото­му что мне понадобится ваше стопроцентное внимание – у нас се­годня новая тема...

– Приветствую вас, молодые люди! Вы готовы грызть гранит спортивной науки?

– Здравствуй, моя дорогая команда! Как твое настроение?

– Спасибо за ваше внимание! До свидания...

– Приветствую каждого из вас!

– Проводите свободное время с пользой!

– Здравствуйте, мои маленькие любители спорта
!
– На этом наше занятие заканчивается, надеюсь, что оно не про­шло даром. А что такое дар и как к нему надо относиться? По­думайте об этом, ребята...

Каплин Стас

– Доброе утро, дети! Пусть оно принесет вам счастье!

– И снова здравствуйте, друзья! Я рад вас видеть в добром здра­вии!

– Привет для каждого из вас и солнечные пожелания!

– На сегодня все, удачи вам, затейники!

– Удачного поиска новых идей, придумок и творчества, новых затей!

Костин Валерий

– Привет любимому спортивному классу!

– Здравствуйте! Как настроение?

– Здравствуйте, ребята! С первого взгляда видно, что вы сегодня красивы и дружны, – такие атлеты спорту нужны!

– У вас сегодня хорошо получился этот элемент техники.

– Подумайте, какое движение или комплекс может выйти из пре­дыдущего?

– Счастливо! Жду следующей встречи с вами!..

– На следующем занятии мы будем делиться воспоминаниями о нашей первой победе...

– Доброе утро! Какие сны вы сегодня видели?

– Здравствуйте! Что нового вы узнали за вчерашний день?

– Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас в хорошем настроении и с сияющими глазами...

– Всем привет! Сегодня новый день и новые путешествия к зна­ниям!

– Добрый день! У вас боевой настрой?

Лебедева Дарья

Посвящаю тренеру...

Тренер и спортсмен – с давних пор трудно объяс­нить этот син­дикат. Пройти бок о бок по дороге спорта не один десяток лет, взаимно помогая друг другу, добиться высоких результатов, выйти на мировую арену и завоевать олимпийское золото – что может быть желаннее как для тренера, так и для самого спортсмена?

В момент триумфа перед глазами проносятся годы изнурительных тренировок, срывов и взлетов, сопровождающих подъем на самую высокую ступень олимпийского пьедестала. А где-то на зад­нем плане, за этим великим «Я» чемпиона, стоит человек, который все эти годы был рядом: радовался победам, поднимал из самых низов при срывах, безгранично верил в победу, утешал и поддерживал, разрабатывал или помогал разрабатывать новые методики трени­ровок, которые и привели спортсмена к получению столь высокой награды.

Кто этот человек? Это Тренер. Благодаря своему терпению, целеустремленности, эрудированности, используя львиную долю авантюризма и чувство юмора, именно он, где нужно, прикрывал вашу спину и помогал пройти вперед сквозь все трудности, возни­кающие на пути к олимпийскому золоту. Жестокий и в то же время захватывающий мир окружает спортсмена. Огромные нагрузки, постоянные соревнования закаляют характер тех, кто силен духом и всем сердцем любит и ценит главное дело своей жизни под на­званием «спорт». Спортсмены – люди, на первый взгляд, замкну­тые. Из-за регулярных тренировок, занимающих колоссальное ко­личество времени, они вынуждены отказаться от большинства развлечений, которые сопровождают жизнь их сверстников, – дис­котек, кинотеатров, народных гуляний, концертов и т.д.

Тем самым, теряя связь с внешним миром и все дальше уходя по своему индивидуальному пути высших спортивных достиже­ний, они постоянно преодолевают себя, переступая через боль и усталость, идут по тернистому, но такому родному и просто необ­ходимому пути к заветной цели – победе. В таких условиях фор­мируется спортивный характер: сложный, жесткий. В моменты сильного перенапряжения спортсмен может быть резким и грубым, он легко ввязывается в спор и дает выход всем эмоциям, которые у него накопились на фоне утомления. В такие периоды тренеру очень важно суметь удержать ситуацию под контролем, избежать конфликта и направить бьющую ключом негативную энергию бу­дущего чемпиона в мирное русло.

Тогда вместо бездарно потраченного на препинания времени спортсмен сделает маленький, но очень важный шажок к своей цели. Тренер в прошлом преодолел те же ступени, на которые еще только взбирается его ученик. Сильная, волевая, закаленная спортом личность учителя, подкрепленная жизненным опытом и мудростью, пришедшей с годами, должна служить примером для юного спортсмена. Гордое «Я» тренера и маленькое, но рвущееся вверх «Я» ученика должны найти компромисс для достижения наивысшего результата, который будет в равной степени победой как одного, так и другого.

Тренер и спортсмен должны развиваться параллельно – ученик впитывает знания, развивается физически, а учитель пополняет свой опыт, ищет новые методики для исправления ошибок воспи­танника. Известно, что каждый человек индивидуален, и ему нуж­на программа тренировок, учитывающая его физиологические и психологические особенности, способная помочь спортсмену в максимально короткое время достичь наивысшего результата.

Тренер начинает изучать своего ученика с первого момента его появления в зале. Каждый ребенок талантлив от природы, в нем можно развить качества, необходимые в том или ином виде спорта, поэтому для начинающего спортсмена ведущую роль играет его желание и стремление к саморазвитию или наоборот – нежелание тренироваться. Новичок сделает свой выбор уже на первом заня­тии: он или проявит интерес к данному виду деятельности, будет стремиться узнать все больше и больше, или же со скучаю­щим лицом с трудом дождется окончания пытки под названием «тренировка». Поведение новичка поможет тренеру понять, по­явился ли у него талантливый ученик или этот маленький челове­чек уйдет искать свое предназначение в другой отрасли и раскроет свой талант иным способом.

Приведем несколько классических примеров.

1. В семье биологов родился ребенок. С самого детства он отли­чался ослабленным здоровьем. Мать и отец, постоянно занятые работой, нашли способ физически укрепить своего малыша и огра­дить его от пагубного влияния улицы: в один солнечный день они отвели своего ребенка в спортивную школу. Попавший в совер­шенно новый мир малыш начинает осматриваться.

Что он видит? Огромный зал, шумную толпу ребят: одни целе­устремленно крутят сальто или отрабатывают новые приемы, дру­гие шумно обсуждают события прошедшего дня, некоторые из обеих групп посматривают на чужака. Что же отмечает их взгляд? Кто-то скажет, что малыш слишком слаб. Нет у него шанса сравниться с ними. Он худой, неуверенный и какой-то «серый». Смотрит ис­пуганно на родителей и не понимает, о чем они так долго разгова­ривают с неизвестным рослым дядей. Чем-то он отличается от тех людей, с которыми ребенок сталкивался ранее. Гордо поднята голова, широкие плечи и ровная спина с идеальной осанкой выделя­ют его из толпы встреченных ранее людей. Во всем его облике читается уверенность и решительность, что подтверждают желез­ные нотки, проскальзывающие в звучном голосе. И вот разговор подходит к концу: пожав руку великану, именуемому тренером, родители, попрощавшись, уходят «до вечера», оставляя малыша на растерзание неизвестности и страху, грозящим перерасти в пани­ческий ужас.

Из дальнего угла зала эту картину наблюдает юный спортсмен. Приостановившись для отдыха, он с любопытством ждет развязки сцены. О-о-о… как много в данный момент значит реакция нович­ка! Сможет ли он справиться со своим страхом? Или, поддавшись, бросится вслед за единственным, на его взгляд, спасением – роди­телями – и уже больше никогда не вернется на дорожку спорта? Малыш колеблется. Его взгляд следует за уходящими родственниками, но неизвестность манит. Привлекает зал со своей суетой и шумом тренировки – голосом колоссальной работы.

Подходит тренер, смотрит в его глаза, дает первые наставления. Вот он – такой трепетный и волнующий первый разговор тренера с учеником. Впервые эти два сложных человека столкнулись на жизненном пути именно здесь – в зале, чтобы в дальнейшем идти бок о бок дорогой спорта.

2. Или совершенно иной сценарий. Молодая семья. Папа и мама увлечены спортом, для них вся жизнь – это соревнование, гонка, постоянный старт за новыми результатами и победами. Их сильный, здоровый, уже с детства волевой ребенок растет в центре событий: вокруг него – постоянно меняющиеся города, лица соперников и товарищей по команде. Он сопровождает родителей на соревнования, впитывает с первых шагов этот захватывающий дух соперничества. Однако часто родители (по совместительству тренеры), гоняясь за своей славой, могут совершить грандиозную и непоправимую ошибку, не заметив, как в глазах их ребенка растет злость, ненависть, да и просто ревность к спорту, который, по мнению малыша, забирает все время любимых мамы и папы. Появляется мысль, что у других детей жизнь нормальная, им уделяют гораздо больше внимания и совершенно не нужно делить родительскую любовь с каким-то спортом.
Очень часто из-за невнимательности самых близких и дорогих людей на земле дети из спортивных семей становятся юристами, бухгалтерами или кем-то еще, но теряют связь с тем, что течет в их жилах, – со спортом.

Каждый из таких несостоявшихся чемпионов в душе любит соревнования, тянется к ним, но остается в стороне, не желая во­рошить старую сердечную рану. В тех же, кого заставляют идти по спортивной дорожке, внутреннее упрямство, заложенное на ген­ном уровне, противостоит насильственному вмешательству в судьбу юной личности, что, естественно, сводит к минимуму результативность, и тем самым теряется смысл тренировочного процесса.

Ведь в спорте, как уже упоминалось выше, главное – желание самого спортсмена, который, пересиливая себя, добивается наи­лучшего результата. И иногда хлипкий на первый взгляд ребенок может добиться гораздо лучшего результата, чем сильный, но не заинтересованный в спорте. Следует заметить, что очень важно родителям, которые тренируют собственных детей, уметь разгра­ничить жизнь в спортивном зале и домашний быт, иначе страна может потерять не одного великого чемпиона.

Ведь тренер – это удивительный человек, который должен быть успешным как в карьере, так и в личной жизни. Иначе ученик, смотрящий в его глаза, не сможет ощутить полноту силы духа своего наставника, который, как кажется, знает ответы на все вопросы и искренне верит в победу своих воспитанников.

Вероника Шиленок ,
студентка I курса Московского института физической культуры и спорта