Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2009
Методика

Физкультура в цифрах и формулах

Как правильно рассчитать нагрузку на уроках физкультуры

На уроках физической культуры дети выполняют различные физические упражнения. Эффективность урока напрямую зависит от того, насколько грамотно учитель подберет задания и распределит физическую нагрузку.

Возвращаясь к напечатанному

В № 6/2008 газеты «Спорт в школе» представлен материал о развитии физических качеств школьников, в котором приведено описание упражнений и рассчитано процентное соотношение использования их на уроках физкультуры. Но это лишь среднегодовой расчет. При проведении уроков физической культуры не во всех разделах учебной программы можно учитывать и использовать упражнения на развитие того или иного физического качества. Иногда в этом вопросе необходимо с максимальной точностью знать время выполнения упражнения.

Например, если вы планируете в первой четверти провести шесть уроков физкультуры с использованием упражнений, развивающих быстроту (до 3% от времени урока), то вам нужно знать точное время выполнения скоростных упражнений. Делаем расчет по следующей системе: 45 мин. (урок) – это 100%, тогда 3% занятия составят 1 мин. 35–40 сек. Соответственно, детям можно предложить комплекс упражнений для развития быстроты со следующими заданиями: бег с высоким подниманием бедра – 3 × 15 сек = 45 сек, ускорения 4 × 20 м = 20 сек, 3 × 20 м = 30 сек.; 45 сек. + 20 сек. + 30 сек. = 95 сек., или 1 мин. 35 сек. Примерно по такой схеме производится расчет для всех упражнений, развивающих определенные физические качества.

Следует отметить, что в разделе гимнастики и спортивных игр не всегда можно использовать скоростные упражнения в необходимом объеме.

На уроках гимнастики больше внимания, как правило, уделяется силовым упражнениям. Их целесообразно выполнять сериями: например, выполнить 4 раза по 3 подтягивания; после отдыха выполнить еще одну серию подтягиваний. Всего может быть 3–4 подхода.

Точно так же выполняются упражнения для развития скоростно-силовых качеств – 3–4 серии по 6–10 повторений. Важно различать скоростно-силовые упражнения со скоростной направленностью и скоростно-силовые упражнения с силовой направленностью – от этого зависит выбор заданий. Во время уроков спортивных игр надо больше использовать упражнения со скоростной направленностью. В таком случае в каждой серии может быть до 10–12 повторений.

Упражнения на выносливость в среднем за год с учетом уроков лыжной подготовки должны составлять 20–25% времени урока. Следовательно, на каждом уроке, кроме уроков гимнастики, не менее 10–12% времени, особенно на занятиях спортивными играми и легкой атлетикой, следует уделять развитию выносливости.

Значение нормативов

Рассматривая проблему рационального использования средств физической подготовки, не следует забывать об одной из основных задач урока физкультуры – подготовке к сдаче нормативных требований учебной программы.

Следует учитывать, что функции норматива достаточны многообразны. С одной стороны, он является ориентиром, к которому должны стремиться учащиеся, с другой – служит поощрением для тех занимающихся, которые достигли определенных успехов. Нормативы также служат итоговым показателем, на основе которого выставляются отметки по физической культуре.

Среди различных видов нормативов в системе управления физической подготовкой школьников наибольшее значение имеют должные нормы, основанные на анализе того, что должен уметь делать ученик, чтобы успешно справляться с поставленными задачами.

При разработке норм необходимо исходить из следующих принципиальных установок:

  • целевой направленности к физическому совершенству;
  • учета возрастных особенностей развития физических качеств;
  • дифференцированной системы оценки результатов.

В теории физического воспитания нет четких рекомендаций по построению системы должных норм, что, в свою очередь, плохо влияет на уровень учебных программ.

В последнее время многими специалистами при определении должных норм достаточно успешно используется метод базовых величин, разработанный в отделе теории и методики детского и юношеского спорта ВНИИФКа.

Возрастные особенности

Нормативы физической подготовленности для школьников должны быть динамичными, так как физические возможности человека в различные периоды неодинаковы. Определение норм диктуется необходимостью упорядочить нормативные требования учебных программ по физическому воспитанию школьников.

Не стоит забывать, что управление процессом силовой подготовки во многом определяется выбором эффективных средств, их оптимальным соотношением и применяемой методикой воздействия на организм.

Например, необходимость учета возрастных особенностей организма учащихся при занятиях с отягощениями отмечают ряд исследований, которые доказывают возможность таких занятий с 13–14-летнего возраста.

Норматив разрабатывает учитель

Для определения развития быстроты у старшеклассников используют тест в беге на 100 м. Как оценить результат ученика?

  1. Берем средний результат юношей 9-го класса в беге на 100 м в конце учебного года (15,46 сек.).

  2. Определяем среднюю скорость в беге на 100 м у юношей 9-го класса: 100 м : 15,46 сек. = 6,47 м/сек.

  3. Берем средний результат юношей 10-го класса в беге на 100 м в конце учебного года (15,03 сек.).

  4. Определяем среднюю скорость в беге на 100 м у юношей 10-го класса: 100 м : 15,03 сек. = 6,65 м/сек.

  5. Программой норматив в беге на 100 м в 10-м классе определен результат – 14,5 сек.

  6. Рассчитываем среднюю скорость программного результата: 100 м : 14,5 сек. = 6,90 м/сек.

  7. Принимая за 100% среднюю скорость в беге на 100 м у юношей 10-го класса, определяем степень реализации скоростно-силовых качеств у юношей 9-го класса через уравнение:

    6,65 м/сек. (10-й класс) – 100%

    6,47 м/сек. (9-й класс) – x

    x = 6,47 × 100 : 6,65 = 97,29.

  8. Рассчитываем среднюю скорость нормативного показателя в беге на 100 м для юношей 9-го класса в конце учебного года: 6,90 м/сек. (программный норматив) × 97,29 (степень реализации) : 100 = 6,71 м/сек.

  9. Определяем контрольный норматив: 100 м : 6,71 м/сек. = 14,9 сек.

Таким образом, норматив в беге на 100 м для юношей 9-го класса в конце учебного года на отметку «4» окажется равным 14,9 сек.

Точно так же можно рассчитать любой норматив физической подготовленности для любого класса общеобразовательной школы.

Евгений Литвинов ,
к.п.н., Москва