Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2009
Методика

Оценивание на уроках баскетбола

Контрольные упражнения для учащихся 8 – 11 - х классов

Продолжение. Начало см. в № 6

8-й класс

Передачи мяча двумя руками от груди

Передачи мяча двумя руками от груди в течение 30 сек.

Трое или четверо учащихся (экзаменуемые) располагаются за лицевой линией волейбольной площадки перед стеной на расстоянии 2,5 м.

Другие 3–4 ученика – судьи – располагаются сбоку от экзаменуемых. По сигналу учителя учащиеся выполняют передачи в стену двумя руками от груди, а судьи подсчитывают количество передач в течение 30 сек.

Ошибки

• передачи с линии (заступ);
• передачи одной рукой от груди.

Оценивание

Мальчики

• «5» – 26 передач;
• «4» – 24 передачи;
• «3» – 23 передачи.

Девочки

• «5» – 24 передачи;
• «4» – 22 передачи;
• «3» – 20 передач.

Броски мяча в кольцо в прыжке с расстояния 1,5–2 м

Бросок в прыжке – это бросок в безопорном положении тела во время прыжка.

И.п. – то же, что при броске с места (см. учебный материал для 5-го класса), но игрок находится в воздухе и выпускает мяч из рук в наивысшей точке прыжка.

Учащиеся располагаются по 3–4 человека на расстоянии 1,5–2 м от кольца и поочередно выполняют броски.

Ошибки

• неверное исходное положение;
• несогласованность движений рук и ног;
• потеря равновесия в полете;
• отсутствие работы кисти.

Броски мяча в кольцо с места

Броски мяча с места с трех точек в кольцо. Каждый ученик должен выполнить 5 бросков.

Оценивание

Мальчики

• «5» – 8 попаданий;
• «4» – 6 попаданий;
• «3» – 5 попаданий.

Девочки

• «5» – 7 попаданий;
• «4» – 5 попаданий;
• «3» – 4 попадания.

Броски мяча в кольцо с двух шагов после ведения

У каждого ученика есть 10 попыток для выполнения броска мячом в кольцо после ведения и двух шагов (см. учебный материал для 7-го класса).

 

Оценивание

Мальчики

• «5» – 7 попаданий;
• «4» – 6 попаданий;
• «3» – 3 попадания.

Девочки

• «5» – 6 попаданий;
• «4» – 5 попаданий;
• «3» – 3 попадания.

9-й класс

В 9-м классе происходит в основном совершенствование ранее изученного материала, но на более высоком уровне: увеличиваются скорость движения и количество передач. Поэтому детям предлагаются новые контрольные упражнения.

Передачи мяча в тройках без смены мест с продвижением вперед

Передача мяча в тройках со сменой мест («восьмерка»)

И.п. – то же, что и в предыдущем упражнении. Игрок № 1 делает передачу игроку № 2 и бежит за мячом. Игрок № 2 передает мяч игроку № 3 и бежит за мячом; игрок № 3 передает мяч № 1 и тоже бежит вслед за мячом. Во время этих передач игроки двигаются вперед к противоположному кольцу.

Упражнения выполняются как с ведением, так и без ведения мяча. Упражнение завершается броском мяча в кольцо. Затем игроки меняются местами, чтобы каждый раз бросок выполнялся следующим по очереди игроком.

Ошибки

• передача мяча адресуется игроку «не на выход»;
• прием мяча на месте, а не в движении;
• пробежка.

У каждого игрока есть 3 попытки броска.

Оценивание

Юноши

• «5» – 2 попадания, упражнение выполнено без ошибок;
• «4» – 1 попадание, допущена одна ошибка;
• «3» – 0 попаданий в кольцо, допущено более одной ошибки.

Девушки

• «5» – 1 попадание, допущено не более 1 ошибки;
• «4» – 0 попаданий, допущена одна ошибка;
• «3» –допущено две и более ошибок.

Броски мяча в кольцо с места с линии штрафного броска

У каждого ученика есть 10 попыток.

Оценивание

Юноши

• «5» – 5 попаданий;
• «4» – 4 попадания;
• «3» – 2 попадания.

Девушки

• «5» – 4 попадания;
• «4» – 3 попадания;
• «3» – 1 попадание.

Передачи мяча в стену (без смены места) с расстояния 2,5 м в течение 30 сек.

Оценивание

Юноши

• «5» – 28 передач;
• «4» – 26 передач;
• «3» – 22 передачи.

Девушки

• «5» – 26 передач;
• «4» – 24 передачи;
• «3» – 20 передач.

Броски мяча с трех точек в кольцо

Упражнение выполняется так же, как аналогичное, описанное ранее, но точка № 2 находится на линии штрафного броска.

Оценивание

Юноши

• «5» – 9 попаданий;
• «4» – 7 попаданий;
• «3» – 5 попаданий.

Девушки

• «5» – 7 попаданий;
• «4» – 5 попаданий;
• «3» – 4 попадания.

Броски мяча с двух шагов после ведения

Учащиеся выполняют по 10 бросков в кольцо (см. учебный материал для 7-го класса).

Оценивание

Юноши

• «5» – 8 попаданий;
• «4» – 6 попаданий;
• «3» – 4 попадания.

Девушки

• «5» – 7 попаданий;
• «4» – 6 попаданий;
• «3» – 4 попадания.

Гонка преследования

Игрок № 1 с мячом располагается у кольца, а игрок № 2 – у стойки в середине центрального круга.

По сигналу учителя игрок № 1 начинает ведение мяча к стойке, обводит ее и выполняет бросок в кольцо после ведения и двух шагов.

Игрок № 2 выполняет ведение мяча, делает два шага и бросает мяч в кольцо, затем повторяет действия игрока № 1. Таким образом, игроки двигаются друг за другом.

На выполнение упражнения дается 1 мин. После этого подсчитывается количество попаданий.

Оценивание

Юноши

• «5» – 7 попаданий;
• «4» – 6 попаданий;
• «3» – 4 попадания.

10-й класс

Ловля высоко летящих мячей в прыжке после отскока от щита

Вариант 1. Игроки выстраиваются в 2 шеренги на расстоянии 2–3 м друг от друга. Игрок № 1 набрасывает мяч игроку № 2; тот прыгает вверх, вытягивая руку навстречу мячу; пальцы согнуты и широко расставлены. В тот момент, когда мяч пойман, рука сгибается в локте, скорость полета мяча уменьшается, и игрок ловит его другой рукой.

Вариант 2. Игрок располагается у щита на расстоянии 1–1,5 м от него, бросает мяч в щит одной рукой, прыгает вверх, ловит мяч и, не приземляясь, вновь отправляет его в щит, и т.д.

Ошибки

• нет уступающего движения руки;
• рука не двигается навстречу мячу;
• мяч пойман не в наивысшей точке прыжка.

Вариант 3. Находясь на расстоянии 1,5 м от щита, ученик бросает мяч и ловит его в прыжке, затем снова делает бросок в щит; вместо третьей попытки броска в щит бросает мяч в кольцо.

Оценивание

• «5» – упражнение выполнено без ошибок с попаданием мяча в кольцо;
• «4» – упражнение выполнено правильно, но без попадания мяча в кольцо;
• «3» – допущена одна и более ошибок.

Передача мяча в движении с сопротивлением

Игроки № 1 и № 2, передавая мяч друг другу, двигаются в направлении кольца № 2, а игрок № 3, отступая, пытается перехватить мяч.

Ведение мяча с сопротивлением

Игрок № 1 ведет мяч в направлении кольца, а игрок № 2, отступая, пытается выбить мяч.

Броски с места. Штрафной бросок

Учащиеся выполняют 10 штрафных бросков.

Оценивание

Юноши

• «5» – 6 попаданий;
• «4» – 5 попаданий;
• «3» – 4 попадания.

Девушки

• «5» – 5 попаданий;
• «4» – 4 попадания;
• «3» – 3 попадания.

Тест. Передачи мяча в стену за 30 сек. с расстояния 2,5 м.

Оценивание

Юноши

• «5» – 30 передач;
• «4» – 27 передач;
• «3» – 25 передач.

Девушки

• «5» – 26 передач;
• «4» – 24 передачи;
• «3» – 20 передач.

Броски мяча с двух шагов после ведения

Учащиеся выполняют 10 бросков в кольцо с двух шагов после ведения, обводя препятствия.

Оценивание

Юноши

• «5» – 8 попаданий;
• «4» – 7 попаданий;
• «3» – 6 попаданий.

Девушки

• «5» – 7 попаданий;
• «4» – 6 попаданий;
• «3» – 5 попаданий.

Тест. По сигналу учителя игрок № 1 начинает ведение мяча к стойке, обводит ее и выполняет бросок в кольцо после ведения и двух шагов. Игрок № 2 ведет мяч, делает два шага и бросает мяч в кольцо, затем повторяет действия игрока № 1 (см. учебный материал для 9-го класса).

На выполнение упражнения дается 1 мин. Затем подсчитывается количество попаданий.

Оценивание

Юноши

«5» – 8 попаданий;
«4» – 7 попаданий;
«3» – 6 попаданий.

Девушки

«5» – 5 попаданий;
«4» – 4 попадания;
«3» – 2 попадания.

11-й класс

Ловля мяча с полуотскока

Это упражнение выполняют в том случае, если мяч, не долетев до игрока, ударяется о пол. В этом случае он идет к мячу, держа ноги согнутыми в коленях, руки слегка согнуты в локтях и опущены вниз. Одна нога, выставленная вперед, должна оказаться возле точки отскока мяча от пола. В момент отскока ученик обхватывает мяч кистями рук сверху и сбоку, затем быстро подносит его к груди.

Передачи мяча с отскоком от пола

Два игрока на расстоянии 3–4 м друг от друга передают друг другу мяч с отскоком от пола.

Взаимодействие игроков в нападении

Вариант 1. Быстрый отрыв.

Игроки № 1 и № 2 располагаются у кольца. Игрок № 1 бросает мяч в щит, игрок № 2 ловит отскочивший мяч, после чего игрок № 1 делает ускорение к другому кольцу, а игрок № 2 делает ему передачу «на выход».

Вариант 2. – то же, но, поймав мяч, игрок № 1 ведет его в угол площадки, а игрок № 2 быстро приближается к кольцу и, получив мяч, делает бросок.

Совершенствование техники изученных упражнений

Тест. Ловля высоко летящих мячей в прыжке после отскока от щита.

Находясь на расстоянии 1,5 м от щита, игрок бросает мяч в щит и ловит его в прыжке, затем снова бросает мяч, и т.д. Поймав мяч в четвертый раз, он бросает мяч в кольцо.

Оценивание

• «5» – упражнение выполнено без ошибок с попаданием мяча в кольцо;
• «4» – упражнение выполнено правильно, но без попадания мяча в кольцо;
• «3» – допущена одна и более ошибок.

Тест. Учащиеся выполняют 10 штрафных бросков.

Оценивание

Юноши

• «5» – 7 попаданий;
• «4» – 6 попаданий;
• «3» – 4 попадания.

Девушки

• «5» – 5 попаданий;
• «4» – 4 попадания;
• «3» – 3 попадания.

Тест. Передачи мяча в стену за 30 сек. с расстояния 2,5 м.

Оценивание

Юноши

• «5» – 31 передача;
• «4» – 28 передач;
• «3» – 26 передач.

Девушки

• «5» – 27 передач;
• «4» – 25 передач;
• «3» – 22 передачи.

Тест. Учащиеся выполняют 10 бросков в кольцо с двух шагов после ведения, обводя препятствия (см. учебный материал для 10-го класса).

Оценивание

Юноши

• «5» – 9 попаданий;
• «4» – 8 попаданий;
• «3» – 7 попаданий.

Девушки

• «5» – 8 попаданий;
• «4» – 7 попаданий;
• «3» – 6 попаданий.

Тест. Учащиеся выполняют ведение мяча, делают два шага и бросают мяч в кольцо. На выполнение задания дается 1 мин. (см. учебный материал для 9-го и 10-го классов).

Оценивание

Юноши

• «5» – 9 попаданий;
• «4» – 8 попаданий;
• «3» – 7 попаданий.

Девушки

• «5» – 6 попаданий;
• «4» – 5 попаданий;
• «3» – 3 попадания.

Валерий Семенов ,
заслуженный учитель России, гимназия № 27, г. Курган