Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2009
Методика

Юный спасатель

Урок прикладного плавания в 9 - м классе

«Умею плавать!» Раньше детям, сумевшим проплыть 25 м любым способом, вручали такой значок. Подобные конкурсы и зачеты проводятся и в наши дни. Только этого мало: важно, чтобы будущий гражданин страны мог не только плавать сам, но и спасти утопающего. Можно ли этому научить на уроке?

Задачи урока

образовательные:

  • обучение способам подплывания к тонущему;
  • обучение технике освобождения от захватов;
  • обучение способам транспортировки пострадавшего.

оздоровительная: развитие силовой выносливости.

воспитательная: воспитание организованности, трудолюбия, чувства коллективизма, дисциплинированности.

Оборудование: плавательные доски, кистевые эспандеры (резиновые кольца) или шайбы, майки.

Содержание материала Дозировка Организационно-методические указания
Подготовительная часть
1. Построение, расчет, объяснение задач урока 1 мин. Построение в одну шеренгу
2. Разминка в воде: 2 мин. Организованный вход в воду, распределение учащихся по дорожкам, определение очередности плавания
– проплыть 50 м: 25 м – способом на боку, 25 м – брассом на спине
50 м
Следить за техникой плавания
3. Преодоление водных преград:
6 мин.  
– с помощью подручных средств (плавательной доски) 50 м Плавательную доску держать за верхний край. Проплыть 25 м кролем на груди, затем 25 м брассом
– в одежде с помощью подручных средств (плавательной доски) 50 м Надеть майки. Проплыть 25 м кролем на груди, затем 25 м брассом
– в одежде без помощи подручных средств 50 м Проплыть 25 м кролем на груди, затем 25 м брассом
Основная часть
1. Подплывание к тонущему: 5 мин.  
– со стороны спины 2 мин. Оценить обстановку, выбрать способ плавания

– с нырянием

2 мин.

На расстоянии 2 м от тонущего нырнуть под воду так, чтобы плечи спасателя оказались на уровне колен утопающего. Затем одновременно толкнуть кистью левой руки правое колено тонущего от себя, а кистью правой руки резко подтянуть его левое колено к себе. Повернуть утопающего к себе спиной
2. Освобождение от захватов: 10 мин.  
– при захвате за шею спереди 2 мин. Взяться двумя кистями за локти тонущего и, отталкивая их кверху, резко погрузиться вниз (см. рис. 1, а)
– при захвате за шею сзади 2 мин. Верхнюю руку тонущего взять одной рукой за кисть, а другой за локоть снизу. Поднять локоть кверху и быстро опустить свою голову и туловище вниз (см. рис. 1, б, в)
– при захвате за туловище сзади над руками 2 мин. Резко поднять колени к груди и сделать кувырок назад (см. рис. 2, а)
– при захвате за туловище сзади под руками 2 мин. Отвести большие пальцы тонущего в стороны, а самому опуститься вниз (см. рис. 2, б)
– при захвате за туловище спереди под руками 2 мин. Сделать глубокий вдох и резко опуститься вместе с тонущим на дно
3. Способы транспортировки: 10 мин.  
– первый 3 мин. Взять тонущего за нижнюю челюсть, лечь на спину, выпрямить руки. Плыть брассом на спине (см. рис 3, а)
– второй 3 мин. Просунуть со стороны спины утопающего свою руку под мышку его одноименной руки и взять его за подбородок. Лечь на правый (левый) бок и, работая правой (левой) рукой и ногами, транспортировать пострадавшего (см. рис. 3, б). Пострадавший лежит на спине
– третий («Морской захват») 4 мин. Со стороны груди тонущего спасатель просовывает руку под мышку его одноименной руки и кистью захватывает нижнюю часть предплечья или плечо другой руки. Плыть на правом (левом) боку, работая ногами и правой (левой) рукой. Пострадавший лежит на спине (см. рис. 3, в)
Заключительная часть
1. Ныряние в глубину и на дальность: 4 мин.  
– ныряние в глубину
Игра «Водолазы»
Группа делится на две команды и располагается у противоположных бортиков бассейна. Преподаватель начинает разбрасывать равное количество резиновых колец или хоккейных шайб. Команды считают вслух. По команде или сигналу преподавателя команды начинают собирать предметы со дна бассейна, ныряя с открытыми глазами, затем быстро выходят из воды и садятся на бортик лицом друг другу. Побеждает команда, успевшая собрать больше предметов и быстрее выйти из воды

2 мин.

Команды играют на глубине. При погружении на дно используются способы погружения ногами вниз или головой вниз. Игру можно повторить 2 или 3 раза.

– ныряние на дальность
И.п. – стоя спиной у бортика на мелкой части. Нырнуть под воду и проплыть 10 м под водой

2 мин.
Слой воды над спасателем – 40–50 см. Плыть одним из способов передвижения под водой
2. Построение, расчет, подведение итогов 2 мин. Построение в шеренгу по одному. Подведение итогов игры и ныряния. Выставление отметок, поощрение наиболее активных учащихся. Указание на типичные ошибки

 

Александр Кошанов ,
АНО Школа "Премьер", г.Москва