Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2009
Методика

Прежде чем поставить отметку

Два раза в течение учебного года – в начале и в конце – учитель физкультуры проводит тестирование своих воспитанников с целью определения уровня физической подготовленности детей, динамики результатов. Как можно использовать полученные данные при оценивании учащихся?

Тестирование физических качеств

Для определения уровня развития отдельных физических качеств, а также технической подготовленности (освоения двигательных умений и навыков) учащихся используются общепринятые контрольные упражнения или тесты. В качестве показателей общей физической подготовленности школьников необходимо измерить параметры силы, скоростных способностей, гибкости и координационных способностей, а также общей и специальной выносливости.

Для определения исходного уровня и динамики физической подготовленности учащихся рекомендуется следующий комплекс контрольных упражнений (тестов):

  • бег на 30 м с высокого старта и челночный бег 3×10 м – для определения быстроты;
  • подтягивание на высокой перекладине (мальчики), вис на согнутых руках или подтягивание на низкой перекладине в висе лежа (девочки) – для оценки силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса;
  • прыжок в длину с места – для измерения динамической силы мышц нижних конечностей;
  • подъем туловища в положении лежа на спине за 30 сек. – для определения силы мышц живота;
  • наклон вперед в положении сидя ноги врозь на полу – для оценки гибкости;
  • бег на 1000 м – для определения общей и специальной выносливости.

Примерные показатели уровня физической подготовленности учащихся 5–9-х классов приводятся в табл. 1–5.

Что нужно оценивать?

Сравнительный анализ результатов ежегодного тестирования, конкретные рекомендации, связанные с оценкой и прогнозом состояния физического развития и уровня физической подготовленности школьников, и предложения по улучшению качества уроков физической культуры и повышению эффективности физического воспитания в школе должны ежегодно рассматриваться на педагогическом совете школы.

Успеваемость по предмету «физическая культура» определяется по индивидуальным темпам прироста в развитии физических качеств, качеству и объему приобретенных знаний, прочности освоения двигательных умений и навыков, результатам выполнения учебных нормативов.

Оценка успеваемости учащихся должна складываться, главным образом, на основе определенных критериев. К ним относятся: степень овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, способы физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Особого внимания при оценке должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом.

Учащиеся, показавшие высокие результаты по предмету «физическая культура», могут быть представлены к награждению грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» в соответствии с уставом средней общеобразовательной школы.

Таблица 1

Примерные показатели уровня физической подготовленности учащихся 5-го класса (11–12 лет)

Контрольные упражнения Мальчики Девочки
высокий уровень средний уровень низкий уровень высокий уровень средний уровень низкий уровень
Бег на 30 м, сек. 5,0 5,5 6,0 5,1 5,6 6,1
Челночный бег 3×10 м, сек. 8,5 9,0 9,5 9,0 9,5 10,0
Прыжок в длину с места, см 180 165 150 165 150 135
Подтягивание на перекладине (мальчики),
кол-во раз
8 6 3 - - -
Подтягивание на низкой перекладине в висе лежа (девочки), кол-во раз - - - 18 13 8
Наклон туловища в положении сидя, ноги вместе, ± см +10 +7 +4 +15 +10 +6
Подъем туловища в положении лежа на спине за 30 сек., кол-во раз 21 17 13 18 15 12
Бег на 1000 м, мин., сек. 4.45 5.30 6.15 5.20 6.05 6.50

Таблица 2

Примерные показатели уровня физической подготовленности учащихся 6-го класса (12–13 лет)

Контрольные упражнения Мальчики Девочки
высокий уровень средний уровень низкий уровень высокий уровень средний уровень низкий уровень
Бег на 30 м, сек. 4,9 5,4 5,9 5,0 5,5 6,0
Челночный бег 3×10 м, сек. 8,3 8,8 9,3 8,8 9,3 9,8
Прыжок в длину с места, см 190 175 160 170 155 140
Подтягивание на перекладине (мальчики),
кол-во раз
9 6 4 - - -
Подтягивание на низкой перекладине в висе лежа (девочки), кол-во раз - - - 20 15 9
Наклон туловища в положении сидя, ноги вместе, ± см +10 +7 +4 +16 +11 +7
Подъем туловища в положении лежа на спине за 30 сек., кол-во раз 23 18 14 20 17 14
Бег на 1000 м, мин., сек. 4.30 5.15 6.00 5.10 5.55 6.40

Таблица 3

 

Примерные показатели уровня физической подготовленности учащихся 7-го класса (13–14 лет)

Контрольные упражнения Мальчики Девочки
высокий уровень средний уровень низкий уровень высокий уровень средний уровень низкий уровень
Бег на 30 м, сек. 4,8 5,3 5,8 5,0 5,5 6,0
Челночный бег 3×10 м, сек. 8,3 8,8 9,3 8,7 9,2 9,7
Прыжок в длину с места, см 200 185 170 180 165 150
Подтягивание на перекладине (мальчики),
кол-во раз
10 7 5 - - -
Подтягивание на низкой перекладине в висе лежа (девочки), кол-во раз - - - 20 15 10
Наклон туловища в положении сидя, ноги вместе, ± см +9 +7 +4 +18 +13 +8
Подъем туловища в положении лежа на спине за 30 сек., кол-во раз 24 19 15 21 18 14
Бег на 1000 м, мин., сек. 4.15 5.00 5.45 5.00 5.45 6.30

Таблица 4

Примерные показатели уровня физической подготовленности учащихся 8-го класса (14–15 лет)

Контрольные упражнения Мальчики Девочки
высокий уровень средний уровень низкий уровень высокий уровень средний уровень низкий уровень
Бег на 30 м, сек. 4,6 5,1 5,6 4,9 5,4 5,9
Челночный бег 3×10 м, сек. 8,0 8,5 9,0 8,6 9,1 9,6
Прыжок в длину с места, см 210 195 180 190 175 160
Подтягивание на перекладине (мальчики),
кол-во раз
11 8 6 - - -
Подтягивание на низкой перекладине в висе лежа (девочки), кол-во раз - - - 18 14 8
Наклон туловища в положении сидя, ноги вместе, ± см +11 +8 +5 +20 +15 +9
Подъем туловища в положении лежа на спине за 30 сек., кол-во раз 24 20 16 22 19 15
Бег на 1000 м, мин., сек. 4.00 4.45 5.30 4.50 5.35 6.20

Таблица 5

 

Примерные показатели уровня физической подготовленности учащихся 9-го класса (15–16 лет)

Контрольные упражнения Мальчики Девочки
высокий уровень средний уровень низкий уровень высокий уровень средний уровень низкий уровень
Бег на 30 м, сек. 4,5 5,0 5,5 4,8 5,30 5,8
Челночный бег 3×10 м, сек. 7,8 8,2 8,6 8,5 9,0 9,5
Прыжок в длину с места, см 220 205 190 195 180 165
Подтягивание на перекладине (мальчики),
кол-во раз
12 9 7 - - -
Подтягивание на низкой перекладине в висе лежа (девочки), кол-во раз - - - 22 18 14
Наклон туловища в положении сидя, ноги вместе, ± см +12 +9 +5 +20 +15 +9
Подъем туловища в положении лежа на спине за 30 сек., кол-во раз 28 22 18 24 21 16
Бег на 1000 м, мин., сек. 3.45 4.30 5.15 4.40 5.25 6.10

Таблица 6

Средние показатели уровня физической подготовленности детей школьного возраста (по Ю.Н. Вавилову, дополненные)

Мальчики/юноши

Контрольные упражнения (тесты) Возраст (лет)
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Бег на 30 м, сек. 6,4 6,1 5,9 5,7 5,5 5,4 5,3 5,1 4,9 4,8 4,7
Челночный бег 3×10 м, сек. 10,5 9,8 9,5 9,3 9,1 8,8 8,7 8,5 8,3 7,9 7,7
Прыжок в длину с места, см 112 127 140 152 163 174 185 196 206 216 225
Подтягивание, кол-во раз 2 3 4 4 5 6 7 8 8 9 10
Подъем туловища за 30 сек. 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
Наклон вперед, см 4 5 6 7 8 9 9 10 10 11 11
Бег на 1000 м, сек. 332 315 298 281 268 256 243 233 224 216 209

Таблица 7

Средние показатели уровня физической подготовленности детей школьного возраста (по Ю.Н. Вавилову, дополненные)

Девочки/девушки

Контрольные упражнения (тесты) Возраст (лет)
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
1. Бег на 30 м, сек. 6,8 6,3 6,1 5,9 5,7 5,5 5,5 5,4 5,4 5,3 5,3
2. Челночный бег 3×10 м, сек. 11,0 10,5 10,0 9,8 9,5 9,4 9,3 9,2 9,0 8,9 8,8
3. Прыжок в длину с места, см 104 120 132 142 152 160 167 173 177 180 180
4. Подтягивание в висе лежа 6 8 9 9 12 13 13 - - - -
5. Отжимание в упоре лежа, раз - - - - - - - 14 15 15 16
6. Подъем туловища за 30 сек. 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 21
7. Наклон вперед, см 6 7 8 9 10 11 12 12 13 13 13
8. Бег на 1000 м, сек. 374 357 340 325 311 298 288 279 271 265 262

 

Методика Ю.Н. Вавилова

Для получения более точной информации об индивидуальном уровне физической подготовленности каждого школьника, его определения и оценки можно использовать методику, предложенную в свое время профессором Ю.Н. Вавиловым, в соответствии с которой, чтобы выявить индивидуальный уровень физической подготовленности каждого ученика, необходимо:
1) найти в таблице средний показатель в каждом виде контрольного упражнения для соответствующего возраста и пола (см. табл. 6–7);

2) вычислить индивидуальный уровень физической подготовленности (ИУФП) по каждому тесту по следующей формуле:

ИУФП = (результат - средний показатель по таблице) : средний показатель по таблице;

ИУФП в беге на 1000 м рассчитывается иначе.

ИУФП в беге на 1000 м = (средний показатель по таблице - результат) : средний показатель;

3) рассчитать общий уровень физической подготовленности по формуле:

ОУФП = (Б + ЧБ + Пр + П + ПТ + Н + БВ) : 7,

где Б – бег на 30 м,

ЧБ – челночный бег 3×10 м,

Пр – прыжок в длину с места,

П – подтягивание на перекладине,

ПТ – подъем туловища за 30 сек.,

Н – наклон вперед в положении сидя,

БВ – бег на 1000 м;

4) найти в табл. 8 оценку индивидуального уровня физической подготовленности;

 

Таблица 8

Оценка индивидуального уровня физической подготовленности

Значение ОУФП Оценка
0,61 и выше
От 0,21 до 0,60
От –0,20 до 0,20
От –0,60 до –0,21
От –1,00 до –0,61
От –1,01 и ниже
Великолепно
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Неудовлетворительно
Зона риска


5) построить индивидуальный график, отражающий наглядную картину уровня физической подготовленности каждого ученика.

Индивидуальный график оценки общего уровня физической подготовленности школьника

Значение ОУФП Оценка уровня физической подготовленности по каждому тесту
Б ЧБ Пр П ПТ Н БВ
>1 Великолепно
1,0  
0,9  
0,8  
0,7  
0,6 Отлично
0,5  
0,4  
0,3  
0,2 Хорошо
0,1  
0  
- 0,1  
- 0,2  
- 0,3 Удовлетворительно
- 0,4  
- 0,5  
- 0,6  
- 0,7 Неудовлетворительно
- 0,8  
- 0,9  
- 1,0  
< - 1 Зона риска

 

Ильдар Латыпов ,
к.п.н., доцент Педагогического института физической культуры, Москва