Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2009
В фокусе внимания

Физическое воспитание в Швейцарии

Все мы знаем, что Россия – великая спортивная держава. Однако при этом количество людей, активно занимающихся физическими упражнениями, ничтожно мало. Более того, год от года количество жителей нашей страны, занимающихся спортом, уменьшается, в то время как в других странах, например в Швейцарии, дела обстоят иначе: любительский спорт популярен и востребован. В чем же причина различий? Попробуем проанализировать и сравнить спортивную политику этих двух стран.

Маленькая страна

Население Швейцарии немногим превышает 6 млн. жителей, но любительским спортом охвачено почти все население. Складывается впечатление, что практически каждый швейцарец ведет активный образ жизни. Среди основных способов двигательной активности – велосипед, бег, оздоровительная прогулка по горам с лыжными палками «нордик-уокинг» (Nordic walking), теннис, горные лыжи. В стране создаются все условия для активных занятий спортом. В природных парках подготавливают трассы, размечают и оборудуют специальные стенды, где каждый занимающийся может найти нужные для себя рекомендации по разминке, методике оздоровительной тренировки и технике ее проведения. Существует также отлаженная система проката снаряжения, работают инструкторы, проводятся всевозможные соревнования и совместные спортивные занятия. Казалось бы, что в этом особенного? Подобные примеры есть и у нас в стране. Есть. Только у нас они выступают в качестве образцово-показательных баз, а не вводятся повсеместно.

Без разминки - никуда

Деньги на спорт? Это не выход

Признаюсь: для меня полным откровением стало то, что в такой достаточно богатой и развитой стране отсутствует Министерство спорта! И это при том, что в Лозанне находится большое количество структурных подразделений МОК, а сам город неофициально считается олимпийской столицей мира.

Трудно представить такое в нашей стране, где четко выстроена иерархия спорта высших достижений: от детского – к юношескому, затем – юниорские молодежные сборные и, наконец, сборная команды страны. Различные федерации по видам спорта находят поддержку со стороны Министерства спорта, величина которой зависит от того, является ли этот вид спорта олимпийским и каковы шансы наших спортсменов завоевать медали на ближайших Олимпийских играх.

Почему в Швейцарии все организовано по-другому? Ведь страна маленькая, создать такую структуру проще, уровень спортивных сооружений и бытовых условий выше, медицинское обеспечение лучше. Судя по всему, правительство этой страны не ставит первоочередной задачей воспитание олимпийских чемпионов и не гонится в неофициальном командном зачете за Америкой и Китаем – как известно из истории, это ни к чему хорошему не приводит. Видимо, руководители государства просто задумались: что же все-таки важнее – количество олимпийских чемпионов или здоровье нации? И выбрали второе. Хотя известные швейцарские спортсмены участвуют в Олимпийских играх, завоевывают награды, и государство им в этом помогает, но лишь когда речь заходит о тех из них, которые будут представлять честь страны на международном уровне. При этом большую часть расходов покрывают спонсоры, заинтересованные в продвижении своего товара на мировой рынок.

На тропе здоровья

Согласитесь: в нашей стране ситуация совершенно иная – колоссальные деньги выделяются на спорт высших достижений, а массовый спорт развивается лишь отдельными «крупномасштабными» акциями («Кросс наций», «Лыжня России», «Русский азимут» и т.п.). Я не случайно взял слово «крупномасштабные» в кавычки. Потому что цифры, оглашаемые спортивными чиновниками, не соответствуют действительности. Например, на 50-километровую финальную гонку «Лыжня России» в прошлом году зарегистрировалось свыше 4000 участников – именно эти цифры звучали во всех средствах массовой информации по окончании праздника. Однако на старт вышло лишь чуть более тысячи, а до финиша дошли всего 900 человек. Куда делись остальные три тысячи спортсменов? Опоздали на старт? Заболели? Передумали? Сразу вспоминается бессмертный роман Н.В. Гоголя «Мертвые души». Да и среди участников, вышедших на старт, можно было услышать много не очень приятных слов в адрес одной газовой компании, буквально заставившей их принять участие в соревнованиях. Министерство спорта нашей страны планирует к 2015 г. добиться того, чтобы спортом занималась треть населения нашей страны? Уверен, что рапортовать о достигнутой цели начнут с удовольствием и заранее.

Хочешь быть тренером? Будь им!

Еще одним сюрпризом для меня стало то, что в Швейцарии в принципе не существует профессии тренера. Вернее, профессия есть, а специальных институтов и университетов, осуществляющих подготовку по такой специальности, нет. Тренером может стать практически любой человек с высшим образованием, окончивший специальные тренерские курсы. Но закончить их сложно, и к будущим тренерам предъявляются весьма серьезные требования. Тренер в Швейцарии может работать не в одном отдельно взятом виде спорта, а в нескольких сразу. Акцент при этом делается на оздоровительной программе. Задача будущего тренера – не только проводить занятия, но и научить своих воспитанников организовывать подобные тренировки самостоятельно.

Все лучшее – детям

Спортивная база школ и колледжей Швейцарии вызывает восхищение у коллег – преподавателей из России. У нас подобное можно увидеть только на олимпийских спортивных базах. В Швейцарии же не делается различий для большого и массового спорта: каждый желающий должен иметь возможность заниматься на хорошем оборудовании.

В рамках школьной программы дети здесь изучают легкую атлетику, гимнастику (в спортивных залах есть все гимнастические снаряды и даже батут), теннис, плавание, спортивные игры и национальную игру – чукбол. Каждая школа или колледж имеет свой стадион, большой спортивный зал, который при помощи специальных опускающихся стен-перегородок легко преобразуется в два, три или даже четыре независимых помещения. При этом учителя и дети, работающие по разные стороны стены, не слышат друг друга и никому не мешают. Если у школы нет своего бассейна или теннисного корта, то не составит большого труда договориться об аренде нужного объекта в ближайшем микрорайоне: органы муниципальной власти помогут решить этот вопрос.

На совместной тренировке

Профессиональные задачи учителей физкультуры двух стран также различаются. В России учитель физкультуры – «многостаночник», который и уроки ведет, и секции организует, и праздники проведет, и родителей к работе привлечет, и с арендаторами договорится. Необходимость в такой разнообразной деятельности одна – дать возможность учителю заработать.

В Швейцарии же учитель занимается своим прямым делом – тренирует детей и дополнительные функции исполняет лишь в случае крайней необходимости (как правило, тоже связанной с финансами). Школьные спортивные залы используются здесь целый день: по окончании уроков здесь проводятся занятия, но не обязательно для детей – помещением... могут пользоваться любые жители, заключившие соответствующий договор. Инвентарь арендаторы приносят свой. Может быть, это и есть одна из причин такой активности швейцарцев: при желании заняться спортом никому не составит труда найти место и время для организации самостоятельных занятий недалеко от дома – спортивные объекты здесь не простаивают.

Спартакиады не будет

Чего нет в Швейцарии, так это спартакиад между школами. Это не значит, что здесь не организуют детских соревнований: действующие спортивные ассоциации проводят школьные соревнования по самым разным видам спорта. Их расписание известно всем учителям заранее. Если школа решит принять участие в спортивном турнире, может заблаговременно подать заявку. Соревнования между школами начнутся сразу на государственном уровне.

Школа может участвовать как в одном соревновании, так и в нескольких. Этому предшествуют большая предварительная подготовка, проводятся тренировки, товарищеские встречи. Впрочем, никто не заставляет команду участвовать в том или ином соревновании – учителя физкультуры руководствуются принципом: «Лучше меньше, да лучше». В результате дети и учителя относятся к состязаниям серьезно, готовятся основательно.

В то же время серьезное внимание уделяется внутришкольным праздникам и соревнованиям. Почему бы нам не перенять опыт наших швейцарских коллег? Известно, что у нас качество соревнований на местном уровне невысокое, да и детям в них участвовать ради спартакиадного зачета неинтересно. А в общероссийских финалах, проводимых как очень большой и значимый праздник, участвует очень мало школ. Конечно, не стоит слепо копировать швейцарскую модель проведения соревнований, но уделять внимание качеству их проведения нужно и должно. Улучшение этой работы на местах станет первым шагом в развитии массового спорта.

Постоянное повышение квалификации

Известно, что в России каждый учитель должен повышать квалификацию не реже одного раза в пять лет. Есть ли подобное в Швейцарии? С одной стороны, нигде и никем такое повышение квалификации не регламетировано, но, с другой, зарплата учителя не будет проиндексирована без определенных оснований. В стране предусмотрено 20 вариантов оплаты труда (категорий или разрядов): чем выше разряд, тем выше оплата. Сами курсы носят спортивно-предметную направленность: например, чтобы обучать детей бадминтону на уроках физкультуры, нужно окончить соответствующие курсы.

Курсы повышения квалификации – краткосрочные, их посещение происходит с отрывом от производства. При этом требования к посещающим их педагогам примерно те же, что и у нас. Но здесь их выполнение обязательно для всех и строго соблюдается: родственные связи, финансовые возможности или спортивные успехи никаких преимуществ не дают.

Что касается оплаты труда по высшим разрядам, то это возможно лишь для тех учителей, кто, помимо физкультуры, может преподавать еще один или два предмета. И в этом есть рациональное зерно: школьному руководству будет значительно легче найти замену учителю, который заболел или посещает курсы повышения квалификации, и, кроме того, такой педагог владеет более широким спектром педагогическим технологий.

С физкультурой по жизни

Как часто нам приходится слышать, что физкультура – не самый главный, скорее второстепенный предмет! В Швейцарии так вопрос не стоит: никто не претендует на лидерство, все предметы важны, и плохая отметка по физкультуре может служить основанием для того, чтобы ученика отчислили из школы или оставили на второй год. Примечательно, что физкультура остается таким же значимым предметом не только в школе, но и в колледже и университете. Кроме того, процесс получения высшего образования в Швейцарии выстроен таким образом, что невозможно закончить университет, не достигнув 25-летнего возраста. И в течение всего времени обучения в вузе студенты изучают физкультуру. Поэтому, видимо, у швейцарцев с годами просто вырабатывается потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями.

А что происходит у нас? В школе проводятся уроки физкультуры для всех, но многие вузы практически не занимаются физическим воспитанием студентов, хотя формально каждый вуз не имеет права получить лицензию на образовательную деятельность, если в нем не созданы условия для проведения занятий по физической культуре. В некоторых высших учебных заведениях практикуется спортивно-ориентированный подход: спортсмены, имеющие определенный спортивный разряд, выступают за вуз в различных соревнованиях и получают за это зачеты. Становятся ли от этого студенты физкультурно образованнее? Уверен, что нет. Более того, закончив выступления за свой вуз, большинство из них не возвращаются к регулярным тренировкам – надоело! А как организовать и провести тренировку самостоятельно, они не знают: школьная программа этому не учит, вузовская – тем более. Те же, кто продолжает тренироваться, – или самоучки, или люди, получившие хоть какое-то образование на курсах, тренингах, которых в последнее время организуется очень много, но и стоит это недешево.

Велосипедисты обсуждают маршрут

 

Оцени себя сам

Практически каждый из нас, вспоминая свои уроки физкультуры, в первую очередь представит, как он выполнял тот или иной норматив и что у него из этого получалось или, наоборот, не получалось. И в зависимости от успешности выполнения уроки физкультуры останутся приятным воспоминанием или горьким осадком на всю жизнь и может передаться детям.

В Швейцарии оценивание по нормативам тоже существует, но организовано совершенно иначе. В России половозрастные нормативы учитель физкультуры получает «сверху», принимает их как данность и должен выполнять неукоснительно. А готовы ли к этим нормативам дети?

Прежде чем нормативы будут опубликованы, проводится огромная работа по тестированию учащихся всех возрастов во всех регионах страны, потом определяются средние значения в каждом тесте, и т.д. Процесс этот достаточно долгий, и к тому времени, когда нормативы появятся в печати, ситуация на местах может измениться коренным образом. Например, в конце 80-х гг., когда шла акселерация, дети с легкостью выполняли предлагаемые нормативы. Но к началу XXI в. ситуация сложилась совершенно противоположная. Возникает вопрос: нужна ли такая работа, от нее все равно нет никакой пользы?

В Швейцарии каждая школа сама составляет собственные нормативы – учителя физкультуры решают этот вопрос коллегиально: они выбирают и тестовые задания, и критерии для оценивания. В первую очередь учитывается уровень физического развития и физической подготовленности детей. Подобное обсуждение происходит не перед началом учебного года, а по истечении первых двух недель обучения в школе – учитель физкультуры к этому времени успевает познакомиться с детьми, оценить их возможности. Если класс спортивный, то и требования к нему будут выше.

В Швейцарии используется шестибалльная шкала оценивания. При этом отметка «0» тоже существует. Базовый уровень выполнения стандарта оценивается на «4». Не удивится ребенок, и если ему поставят отметку «4,2» – она может быть выражена десятичной дробью.
Выполнение контрольных упражнений оценивается как минимум по двум критериям, которые никто не спускает учителям «сверху» – они их разрабатывают сами. Важно, чтобы каждый ученик был ознакомлен с критериями оценивания заблаговременно.

Например, в беге на длинную дистанцию учитывается не только время, затраченное на ее преодоление, но и равномерность прохождения трассы: если ученик недостаточно вынослив, он может получить высокие баллы, пробежав дистанцию медленно, но равномерно, и наоборот.

Другой пример. Для выполнения гимнастических упражнений предлагается выполнить типовой набор основных (базовых) элементов. Если ученик не может выполнить какой-то элемент, можно заменить его другим. Можно и наоборот – включить в программу более сложные элементы, каждый из которых имеет свою стоимость: от 0,3 до 1,5 баллов. Оценив реально свои силы, учащиеся подбирают упражнения, составляют свою собственную гимнастическую комбинацию, записывают порядок исполнения этой комбинации и согласовывают ее с учителем. В зачетной комбинации оцениваться будут техника выполнения, составление программы и соответствие ей выполненных упражнений.

Кроме того, на протяжении всех занятий оценивается включенность детей в работу: наличие спортивной формы, дисциплина, активность.
Таким образом, у детей не возникает негативного отношения к процессу оценивания и всегда есть возможность для анализа своих ошибок и самосовершенствования.

Каждая школа – интернациональная

В Швейцарии много эмигрантов. Поэтому не удивительно, что в каждой школе могут учиться дети из разных стран. Можно с уверенностью сказать, что практически каждая швейцарская школа интернациональная. Это предъявляет и повышенные требования к преподавателю.

По тому, как проводятся уроки, как организован процесс физического воспитания в образовательных учреждениях, можно сделать вывод о спортивной подготовленности страны. Однако швейцарцы понимают, что физическое развитие и здоровье имеют большое значение не только для отдельно взятой нации, но и для всего человечества, и делают все для реализации такой важной и значительной цели. Быть может, поэтому уровень швейцарского образования весьма высок. В последнее время оно считается не менее престижным, чем английское, американское или французское.

Алексей Машковцев ,
Заместитель главного редактора газеты «Спорт в школе». АНО «Школа «Премьер», Москва