Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2009
Методика

Планирование уроков волейбола

Перед началом учебного года, четверти, изучения новой темы учитель тщательно планирует свою работу. Планы, конспекты приводятся в порядок. Но всё ли мы всегда правильно планируем? Как, например, должен организовать изучение нового материала учитель, работающий со всеми классами?
Автор данной статьи предлагает свой вариант планирования занятий волейболом и оценивания учащихся.

Таблица 1

Рабочий план-график распределения учебного материала в 5–11-х классах

Содержание учебного материала 5-й
кл.
6-й
кл.
7-й
кл.
8-й
кл.
9-й
кл.
10-й
кл.
11-й
кл.
Стойки:              
– высокая Р З С Х Х Х Х
– средняя   Р З С Х Х Х
– низкая     Р З С Х Х
Сочетание передвижений:              
– шагом, бегом Р З С Х Х Х Х
– приставным шагом, двойным шагом Р З С Х Х Х Х
– скрестным шагом   Р З С Х Х Х
– скачком, прыжком     Р З С Х Х
– падением         Р З С
Передача мяча сверху:              
– индивидуальная над собой Р З С Х Х Х Х
– индивидуальная у стены на месте, в движении Р З С Х Х Х Х
– индивидуальная в движении над собой правым и левым боком, лицом и спиной к направлению передвижения   Р З С Х Х Х
– индивидуальная в прыжке у стены     Р З С Х Х
Передача мяча в парах:
– на месте
  Р З С Х Х Х
– в движении     Р З С Х Х
– через сетку     Р З С Х Х
Передача мяча «веером» на месте из зоны 6 в зоны 2, 3, 4       Р З С Х
Передача мяча в движении приставными шагами или скрестными шагами из зон 1, 6, 5, в зоны 2, 3, 4       Р З С Х
Длинная передача мяча через зоны 1–3, 1–4, 5–3, 5–2, 2–4         Р З С
Короткая «простреленная» из зоны 3 в зону 4, из зоны 3 в зону 2         Р З С
Передача мяча «треугольник» из зоны 6, в зоны 3–2–6 с передвижением игрока в зону передачи вслед за мячом         Р З С
Укороченная передача мяча «взлет» в пределах зон 2, 3, 4         Р З С
Скрытная передача в тройках за спину         Р З С
Скрытная передача спиной к партнеру в игровых ситуациях в различные зоны         Р З С
Передача для тактических действий в нападении       Р З С С
Передача и прием мяча снизу:              
– индивидуальная передача мяча двумя руками над собой Р З С Х Х Х Х
– индивидуальная передача мяча двумя руками у стены Р З С Х Х Х Х
– передача мяча в парах двумя руками через сетку   Р З С Х Х Х
Прием мяча двумя руками:
– после подачи партнера
  Р З С Х Х Х
– после нападающего удара     Р З С Х Х
– от сетки     Р З С Х Х
Прием мяча одной рукой после передвижений         Р З С
Комбинированные передачи:              
– индивидуальные над собой, прием снизу   Р З С Х Х Х
– индивидуальная сверху, прием снизу у стены.     Р З С Х Х
– в парах через сетку: первый номер выполняет верхнюю передачу, второй – принимает мяч двумя руками снизу на месте и в движении     Р З С Х Х
Подачи мяча:              
– нижняя прямая в парах и у стены Р З С Х      
– нижняя прямая через сетку в разные зоны Р З С Х      
– верхняя прямая в парах, и у стены     Р З С Х Х
– верхняя прямая через сетку в разные зоны       Р З С Х
– планирующая, силовая, в прыжке (по возможностям и выбору обучающихся)       Р З С Х
Нападающий удар:              
– на месте у стены (в пол, в стену)   Р З З С Х Х
– в парах: на месте и в прыжке   Р З З С Х Х
– на тренажере с двух-трех шагов разбега     Р З З С Х
– на сетке по неподвижному мячу     Р З З С Х
– с высокой передачи из зон 3, 2, 4     Р З З С Х
– с укороченной передачи в зоны 2, 3, 4         Р З С
– с высокой передачи в зону защиты (удары из зон 1, 6, 5)       Р З З С
– удар с переводом, обманный удар       Р З З С
Блокирование:              
– одиночное у стены и на тренажере   Р З З С    
– одиночное после набрасывания   Р З З З С С
– одиночное в игре     Р З С С С
– групповое после набрасывания     Р З З С С
– групповое в игре     Р З З С С
Тактические действия:              
– индивидуальные   Р З З С С С
Групповые:
– в защите
    Р З З С С
– в нападении     Р З З С С
Командные: в защите и в нападении.       Р З С С

Условные обозначения:

Р – разучивание новых упражнений;

З – закрепление нового материала;

С – совершенствование пройденного материала;

Х – повторение ранее изученных упражнений.

Не умел, теперь научился!

Физкультура, возможно, единственный предмет, по которому любой ученик независимо от физических способностей может учиться на «хорошо» и «отлично». Педагог, постоянно показывая каждому ученику на его успехи в освоении двигательных навыков или развитии физических качеств, приходит к следующему принципу оценки действий ребенка: в начале урока не умел – в конце научился. Надо добиваться, чтобы учащиеся вначале индивидуально осваивали технику игры, затем в парах и в игровых ситуациях. Так постепенно у ребенка пробуждается интерес к волейболу.

Если ученик не успел ничему научиться на уроке, то виноват в этом только учитель, создавший такую систему занятий, при которой ученик не может освоить учебный материал.

Успеваемость по предмету «физическая культура» определяется прочностью усвоения учебного материала, двигательных умений и навыков, полнотой приобретенных знаний.

Таблица 2

 

Пример оценивания освоения учащимися технsических элементов волейбола

Технические действия Класс Мальчики Девочки
«5» «4» «3» «5» «4» «3»
Верхняя передача мяча:
– индивидуальная передача над собой
(кол-во передач на технику)

5
6
7

8
12
15

6
8
12

4
6
8

7
10
12
5
7
10
6
5
7
– индивидуальная в стену
(кол-во передач на технику)
5
6
7
6
8
10
5
6
8
4
5
6
5
7
8
4
5
6
3
4
5
– в парах через сетку
(кол-во пар передач на технику)
7
8
9
6
8
10
5
7
8
3
4
6
5
6
8
4
5
6
3
4
5
– индивидуальная в стену в прыжке за 1 мин. (общее кол-во правильных передач) 10
11
30
35
25
30
20
25
25
30
20
25
15
20
– в парах в прыжке через сетку
(кол-во пар передач на технику)
10
11
8
10
6
8
4
5
6
8
4
5
2
3
– индивидуальная в движении приставными шагами правым и левым боком, лицом и спиной к направлению движения на отрезке 9 м (общее кол-во за 1 мин.) 9
10
11
6
8
10
5
6
8
3
4
6
5
7
8
4
5
6
3
3
4
– в тройках спиной к цели
(кол-во передач на технику)
10
11
8
10
6
8
4
5
6
8
5
6
3
4
Передача мяча снизу:
– индивидуальная над собой
(кол-во передач на технику)
5
6
7
6
8
12
4
6
8
3
4
6
5
6
10
4
5
6
3
4
5
– индивидуальная с отскоком от стены (кол-во передач на технику) 5
6
7
5
7
10
4
5
7
3
4
5
4
6
8
3
4
5
2
3
4
Прием мяча:
– снизу наброшенного партнером через сетку
(кол-во правильных передач мяча)
8
9
10
8
10
12
6
8
10
4
5
6
6
8
10
4
5
6
3
4
5
– с подачи в зону 6 (кол-во правильных приемов выполненных с передачи в зону 3 из 6 возможных) 10
11
4
5
3
4
2
3
3
4
2
3
1
2
Комбинированные передачи мяча:
– индивидуальная над собой, передача снизу
(кол-во пар передач, при чередовании верхней и нижней)
7
8
6
8
5
6
3
4
5
6
4
5
2
3
– индивидуальная верхняя, прием снизу с отскоком от стены
(кол-во пар передач при чередовании верхней и нижней)
8
9
6
8
5
6
3
4
5
6
4
5
2
3
– с приемом мяча снизу, посланного верхней передачей от партнера (кол-во пар передач на технику) 9
10
11
7
8
10

5
6
8
3
4
6
5
7
8
4
5
6
3
4
5
– индивидуальная верхняя над собой чередуя низкую (на 1 м) и высокую (на 3 м), затем передача снизу чередуя низкую (на 1 м) и высокую (на 3 м) (за правильное выполнение всех 4 передач начисляется 1 балл) 10
11
5 б.
6 б.
4 б.
5 б.
3 б.
4 б.
4 б.
5 б.
3 б.
4 б.
2 б.
3 б.
Подача мяча:
– нижняя прямая в зону 6
(кол-во правильных подач из 6 возможных)
7
8
4
5
3
4
2
3
3
4
2
3
1
2
– верхняя прямая в зоны 1, 6, 5, по две подачи в каждую зону
(кол-во правильных подач из 6 возможных)
9
10
11
3
4
5
2
3
4
1
2
3
3
4
4
2
2
3
1
1
2
– верхняя прямая в баскетбольный щит с расстояния 6 м (девушки), 7 м (юноши) (кол-во попаданий в щит за 1 мин.) 10
11
7
8
5
7
3
5
5
6
4
5
2
3
Нападающие удары:
– в обруч с расстояния 4 м (девушки), 5 м (юноши). Оценивается техника работы кисти (кол-во попаданий за 1 мин.)
9
10
6
8
5
6
3
4
5
6
3
5
2
3
– из зон 4 и 2 по три из каждой. Мяч подает учитель из зоны 3 (кол-во правильных ударов из 6 возможных). 10
11
4
5
3
4
2
2
3
4
2
3
1
2
Индивидуальная техника блока:
– у стены и на тренажере (оценивается техника исполнения)
8
9
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
– в игре
(оцениваются быстрое передвижение к месту блокирования и своевременная постановка рук)
10
11
+
+

+
+

+
+
+ + +



Василий Изотов ,
заслуженный учитель Российской Федерации, учитель физической культуры, гимназия № 27, г. Курган