Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2009
Методика

Играя, обучаем

Общие принципы работы с детьми

Уроки физкультуры в начальной школе имеют свои особенности. Именно в этом возрасте формируются основные двигательные навыки, элементарные знания о физической культуре, начинают развиваться физические качества. К сожалению, часто уроки физкультуры с младшими школьниками проводят не преподаватели физкультуры, а учителя начальных классов. Как проводить занятия с детьми этого возраста? На какие методические особенности стоит обратить внимание?

Формируем знания

Формирование у младших школьников элементарных знаний о физической культуре – непременное условие сознательного овладения двигательными умениями и навыками. Практика свидетельствует, что чем больше у детей знаний о физической культуре, чем больше развивается у них мыслительный компонент двигательной деятельности, тем выше результаты в освоении учениками умений и приобретении ими навыков, развитии у них двигательных способностей, развитии интереса к занятиям физической культурой и спортом, формировании потребности в них.

Уроки знаний, как самостоятельные теоретические уроки, должны проводиться в учебном классе согласно тематическому плану учителя на четверть. Но формирование знаний о физической культуре не должно ограничиваться только уроками знаний. На уроках в процессе обучения, например, гимнастическим, легкоатлетическим и другим упражнениям учитель должен сообщать сведения о возникновении, сущности физических упражнений, особенностях их влияния на организм человека и т.д. При этом знания должны быть такими, чтобы учащиеся могли использовать их во время занятий избранным видом спорта и при самостоятельной работе.

Методы обучения

При обучении двигательным действиям необходимо учитывать внешние регуляторы и ограничители параметров движения. Для этого в младших классах чаще используется метод целостного выполнения упражнения. При этом действия вначале упрощают за счет второстепенных элементов и облегчают путем замедленного выполнения, использования вспомогательных снарядов, ориентиров, физической помощи и т.д. Полезно организовывать выполнение упражнений в игровой форме, чтобы поддержать интерес учеников при многократном выполнении.

В то же время учащиеся этого возраста трудно выполняют отдельные задания, плохо переносят однообразные упражнения и фиксацию отдельных частей тела в различных положениях, быстро утомляются. Их привлекают те упражнения, которые они могут быстро освоить. Поэтому, выбирая тот или иной метод обучения, необходимо учитывать возрастные особенности и двигательный опыт учащихся.

На уроках следует уделить внимание обеспечению наглядности. Уже в начальных классах с помощью доходчивых образных объяснений нужно органически связывать наглядность с глубоким осмыслением сути изучаемых движений, их назначения, правил выполнения и т.д. При разучивании упражнений особенно важно правильно называть упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки.

Важным приемом является проговаривание основных действий в выполняемом упражнении. Например, при обучении акробатическим упражнениям ученики громко говорят: «Упор присев», «Группировка», «Перекат назад», «Перекат вперед в упор присев». Этим решаются сразу две задачи: первая – более быстро и качественно осваиваются двигательные действия, и вторая – дети легко запоминают изучаемые действия и упражнения. При этом уже с младших классов необходимо приучать школьников продумывать движения, анализировать их, выявлять ошибки, оценивать качество выполнения.

Особое внимание следует обращать на формирование правильной осанки. Не ограничиваясь специальными упражнениями, необходимо постоянно напоминать ученикам, чтобы они следили за осанкой, особенно при выполнении построений и перестроений, общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами, на равновесие, лазании, ходьбе, беге и др.

Структура урока

Все уроки физической культуры начинаются с построения, принятия рапорта и строевых упражнений. На построения и перестроения не рекомендуется тратить много времени, причем желательно проводить их в игровой форме. Учитывая психологические особенности младших школьников, занятия следует строить на фоне положительных эмоций, используя музыкальное сопровождение.

Среди различных показателей эффективности учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры важное значение имеет активность учащихся на уроке, дисциплинированность, помощь одноклассникам, опрятный внешний вид, наличие соответствующей спортивной формы, бережное отношение к спортивному оборудованию и инвентарю.

Уроки легкой атлетики

При обучении младшеклассников основам техники легкоатлетических упражнений целесообразно учитывать ряд методических советов. При беге важно добиться ненапряженных движений ногами и руками с большой амплитудой, правильной постановкой стоп на опору. Главная фаза бега – отталкивание, которое выполняется за счет разгибания толчковой ноги с выносом маховой. После правильного освоения основ техники бега нужно учить детей бегать средними (60–65 см), длинными (80–90 см) и короткими (40–45 см) шагами по разметкам. После овладения учащимися техникой бега по дорожке учитель усложняет условия: обучает бегу по пересеченной местности, преодолению естественных препятствий, распределению сил на дистанции, варьированию скорости бега за счет использования ориентиров, эстафетному бегу.

Обучая прыжкам в длину с места, целесообразно давать задания прыгнуть как можно дальше, затем наполовину от максимальной величины, а также по ориентиру и на заданное расстояние (50 см и 80 см). При обучении прыжкам в длину с разбега рекомендуется вначале не ограничивать место отталкивания принятыми размерами, а изменять его по мере освоения прыжка: вначале отталкивание производить от места обозначения 40×40 см, затем – 40×30 см и 40×20 см. Такое последовательное уменьшение зоны отталкивания помогает скорее научиться соразмерять последние шаги разбега с местом отталкивания, не уменьшая скорости, более эффективно выполнять прыжок.

Метание – технически сложное упражнение. При его выполнении требуется соразмерить направление, амплитуду, силу и скорость движения руки с момента выпуска снаряда, применить наиболее рациональную структуру движения – от принятия определенного исходного положения до сохранения равновесия после броска. Поэтому обучение метанию проводят с первого класса и начинают с метания малого мяча с места правой (левой) рукой.

Рекомендуется выполнять бросок в стену с расстояния 5–6 м. Вначале дети учатся попадать в круг диаметром 1 м на высоте 2 м. Затем это упражнение усложняется: они выполняют бросок в полную силу и вполсилы. Сила броска контролируется по дальности отскока мяча от стены. После освоения этого задания диаметр круга можно уменьшить до 50 см. Только после этого можно приступать к метаниям на дальность. Такая последовательность обучения дает возможность эффективно научить детей правильному и результативному метанию малого мяча.

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить на открытом воздухе преимущественно в игровой и соревновательной форме. Это доставит детям радость и удовольствие, а также обеспечит оздоровительный эффект. Систематическое использование этих упражнений позволяет учащимся овладеть простейшими правилами соревнований, а объективная оценка их достижений является стимулом для дальнейшего улучшения результатов.

Подвижные игры

Подвижные игры на уроках физической культуры являются важным условием комплексного совершенствования двигательных умений и способностей, всестороннего физического развития и укрепления здоровья. В начальных классах подвижные игры желательно включать в каждый урок. Важное значение для решения задач обучения и воспитания имеет правильное распределение игр в течение учебного года.

Например, в первой четверти целесообразно использовать следующие игры: «Стань правильно», «К своим флажкам», «У ребят порядок строгий», «Дети и медведь», «Гуси-лебеди», «Космонавты», «Зайцы, сторож и Жучка», «Пятнашки», «Пустое место», «Не ошибись!». Эти игры способствуют изу­чению строевых команд, учат правильно ходить, бегать, прыгать, метать, четко выполнять коллективные действия. Они просты по содержанию и правилам, не предполагают состязательности.

На начальном этапе учителю важно определить игровую подготовленность учащихся, выяснить, какие игры им знакомы, как ими воспринимается объяснение игры, могут ли они играть, соблюдая правила, и т.д. Для этого на уроке следует выделить 5–10 мин. и провести игру по выбору учащихся.

Во второй четверти дети повторяют ранее изученные игры, узнают новые. Это, как правило, уже переход к командным играм, развивающим координацию движений и другие физические качества. Благодаря таким играм, как «Карлики и великаны», «Кот идет!», «Запрещенные движения», «Быстро по местам!», «Зима и лето», «Попрыгунчики-воробушки», «Через ручеек», «Красная Шапочка», успешно решаются задачи обучения гимнастическим упражнениям и воспитания учащихся. На первых уроках можно использовать игровые эстафеты, чередуя задания на сохранение равновесия при ходьбе и прыжках с преодолением небольших препятствий.

В третьей четверти основное содержание уроков ориентировано на прохождение раздела «лыжная подготовка». Подвижные игры: «Прокладка железной дороги», «Поезд», «Шире шаг!», «Быстрый спуск», «Лыжники-десантники», «Самокат», «Кто лучше?» – направлены на овладение техникой лыжных ходов, спусков, поворотов, развитие двигательных способностей учащихся. Необходимо помнить, что игры на лыжах должны проходить при быстром и активном участии всех учащихся при температуре до –10°C без ветра.

Таким образом, в конце третьей четверти учащиеся приобретают необходимые организационные навыки. Они уже умеют выбирать водящих, соблюдают правила игры, следят за дисциплиной и порядком в своей команде. На этом этапе они уже могут сами проводить деление на команды.


В четвертой четверти происходит закрепление ранее сформированных умений и навыков, повторение как гимнастических, так и легкоатлетических упражнений и игр, изучение новых. На оставшихся уроках нужно научить детей успешно сочетать двигательные действия, изменять их в зависимости от условий, замечать и объяснять ошибки при проведении, например, таких игр: «Товарищ командир», «Пустое место», «Птица без гнезда», «Кот проснулся», «Летучие рыбки», «Филин и пташка», «Пчелы и медвежата».

Уроки лыжной подготовки

Эти уроки обязательно нужно проводить с первого класса для развития таких физических качеств, как выносливость, сила, ловкость. Места для занятий по лыжной подготовке при этом должны находиться близко к школе и защищены от ветра.

В первом классе целесообразно проводить уроки лыжной подготовки только на склонах. Следует повысить плотность уроков, так как увеличение количества спусков поможет лучше усвоить учебный материал. Полезнее вначале совершить несколько коротких спусков длиной 10–20 м, чем скатиться с одного длинного склона. Постепенно с ростом подготовленности учащихся крутизна склонов увеличивается, соответственно возрастает и скорость скольжения.

Для освоения спусков применяются разно­образные подводящие упражнения, подвижные игры и игровые задания. Основная задача уроков – освоить уверенный спуск на лыжах с прямых ровных склонов со свободным выкатом, воспитать у учащихся смелость, способность сохранять равновесие, преодолеть чувство страха. В ходе занятий на лыжах, кроме спусков, необходимо параллельно изучать подъем ступающим шагом и поворот на месте переступанием.

Статья опубликована при поддержке сервиса по подбору недвижимости в Новосибирске без посредников "БЕЗАГЕНТА". На сайте bezagenta.info представлена ежедневно обновляемая база объявлений о сдаче квартир, домов, комнат, участков, а также коммерческой недвижимости, в которой найти подходящий Вам объект совсем не сложно. Например, для того, чтобы снять дом в Новосибирске нужно ввести интересующие Вас параметры объекта в поисковую форму, а затем полученные результаты отсортировать в зависимости от Ваших предпочтений – по цене, дате объявления, району, где расположена недвижимость, или ее площади. Уверены, с помощью сервиса "БЕЗАГЕНТА", Вы совсем скоро станете жильцом квартиры или арендатором дома, о котором мечтали.

Уроки плавания

Важная задача, стоящая перед учителем физической культуры, – обучение детей такому жизненно необходимому навыку, как плавание. Для этого следует использовать все имеющиеся возможности. Занятия плаванием содействуют всестороннему физическому развитию и закаливанию учащихся, повышают сопротивляемость простудным заболеваниям, воспитывают волю, смелость, трудолюбие и дисциплину.

При планировании учебного материала важно предусмотреть одновременное изучение способов кроль на груди и кроль на спине, чтобы ускорить процесс обучения. Не стоит ориентировать учащихся на изучение только одного способа плавания. Планировать занятия нужно таким образом, чтобы обеспечить общее физическое развитие детей, освоение и дальнейшее совершенствование техники спортивных способов плавания.

Развитие двигательных способностей

Младший школьный возраст – благоприятный период для развития двигательных способностей и повышения функциональных возможностей организма детей. Это, прежде всего, относится к режиму их двигательной активности. В этом возрасте организм лучше всего накапливает резервы, необходимые при дальнейших нагрузках.

Развитие двигательных способностей в младшем школьном возрасте обеспечивается подбором физических упражнений и особенностями методики проведения урока физической культуры. При проведении уроков, направленных на развитие двигательных способностей, целесообразно придерживаться комплексной методики развития физических качеств. Поэтому основную часть урока лучше всего начинать с выполнения упражнений, направленных на развитие быстроты движений, затем – силовых способностей, затем – выносливости и гибкости.

Важнейшими требованиями к методике развития двигательных способностей в период возрастного становления организма являются: разнообразие воздействий, соразмерность нагрузок и функциональные возможности растущего организма; соответствие воздействующих факторов особенностям организма в данном возрасте.

Координационные способности учащихся на уроках физической культуры следует развивать путем образования новых форм координации движений, уделяя особое внимание точности воспроизведения и дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, согласование движений, ритм, ориентирование в пространстве.

Для развития таких координационных способностей, как умение преобразовывать движения в связи с меняющейся обстановкой и их применение, широко используются подвижные игры, бег и другие упражнения на местности, связанные с преодолением препятствий и ориентированием. При этом очень важно постоянно обновлять упражнения, менять условия их выполнения.

Для развития ловкости наряду с проведением подвижных игр, требующих умения быстро переходить от одних действий к другим, следует широко использовать упражнения с различными предметами, на равновесие, прыжки с различными дополнительными заданиями, требующими хорошей координации движений. Для совершенствования соответствующих навыков в программу занятий включают упражнения, усложненные дополнительными заданиями, требующие соблюдения заданных пространственных и временных параметров движения, а также упражнения на расслабление и равновесие.


При развитии скоростных способностей у младших школьников нужно воздействовать на быстроту двигательной реакции, отдельных движений и способность увеличивать их темп. С этой целью используют соответствующие упражнения, требующие реакции на заранее обусловленный сигнал (зрительный, звуковой, тактильный).

Для развития скоростных способностей предпочтительнее использовать естественные движения в нестандартных вариантах. Многократное повторение упражнений с максимальной скоростью может привести к возникновению скоростного барьера даже в младшем школьном возрасте. Основным средством для развития скоростных способностей детей служат подвижные игры, различные варианты встречных и линейных эстафет. Для развития быстроты надо давать упражнения, связанные с высокой частотой движений, бегом на скорость, применять подвижные игры, требующие хорошей реакции.

В младшем школьном возрасте при интенсивном росте тела показатели силовых способностей невелики. Поэтому применение упражнений, способствующих наращиванию мышечной массы, малоэффективно и нецелесообразно. Наиболее интенсивно относительная сила возрастает у детей с 9 до 11 лет. В связи с этим в начальной школе не следует использовать упражнения, связанные с максимальными и продолжительными мышечными напряжениями, с длительным сохранением статических поз. Предельная величина отягощения не должна превышать 1/3–1/2 веса собственного тела.

Развитию силовых способностей способствуют общеразвивающие упражнения без предметов, с набивными мячами, лазанье, прыжки, метание на дальность, простые и смешанные висы, игры с элементами единоборств. Только после 10 лет можно давать упражнения с отягощениями, в смешанных висах и упорах продолжительностью до 10 мин., игры с выраженными силовыми напряжениями и др. Упражнения с отягощениями должны иметь скоростно-силовую направленность.

Главная задача – обеспечить гармоничное развитие всех мышечных групп, содействовать образованию прочного мышечного корсета, укрепить дыхательную мускулатуру. Следует уделить особое внимание укреплению и развитию крупных мышечных групп, от которых, в первую очередь, зависит правильная осанка.

Для развития гибкости необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Подвижность позвоночного столба, например, увеличивается с 7 лет до 14–15 лет, подвижность в тазобедренном суставе изменяется незначительно до 11 лет. Гибкость в этом возрасте обычно достаточно высокая, но ее следует развивать, используя различные упражнения для рук, ног, туловища (как без предметов, так и с предметами), выполняемые с большой амплитудой.

У младших школьников статическая и скоростная выносливость невелика. Однако на работу циклического характера в умеренном темпе необходимо обратить внимание уже в начальной школе с учетом возраста и физической подготовленности детей. Для развития выносливости можно использовать упражнения в ходьбе в чередовании с бегом, бег в медленном темпе и т.д., но лучше всего – подвижные игры.

Педагогический контроль

Учитель должен систематически контролировать уровень развития и физической подготовленности детей, учитывая данные медицинских осмотров и результаты педагогических наблюдений. При оценке достижений учащегося в большей мере следует ориентироваться на индивидуальные темпы развития двигательных способностей. Контроль и оценку в младшем школьном возрасте необходимо проводить так, чтобы стимулировать ученика к самосовершенствованию и самоопределению, улучшению результатов, повышению активности на уроках, получению радости от занятий физическими упражнениями.

Качество учебно-воспитательного процесса во многом зависит от его правильного планирования. Основными документами планирования учебного материала по физической культуре являются годовой план-график прохождения программного материала и поурочный тематический план на четверть. На основании этих документов учитель должен разработать план-конспект урока, включающий решение основных задач урока, определение педагогических средств, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса.

Не только на уроках

В режиме учебного дня не следует ограничиваться только уроками физической культуры. Перед началом занятий надо проводить гимнастику, на уроках по общеобразовательным предметам – физкультурные минутки. На больших переменах необходимо организовывать игры и спортивные развлечения, лучше всего на открытом воздухе.

В процессе физического воспитания важно формировать интерес учащихся к занятиям в спортивных секциях, группах ОФП, группах начальной подготовки учреждений дополнительного образования спортивной направленности и т.д. Использование различных форм физического воспитания будет способствовать разнообразию активного досуга детей, приобщению их к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Необходимо вести большую разъяснительную работу с родителями, чтобы дети получали необходимый объем двигательной активности, в которую входят: ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные паузы, а также регулярные занятия физической культурой и спортом во внеурочное время.

Ильдар Латыпов ,
к.п.н., доцент Педагогического института физической культуры, Москва