Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2009
Методика

Праздник баскетбола

В школьных спортивных секциях занимаются ребята из разных классов. Как провести спортивный праздник так, чтобы всем было интересно? Как составить его спортивную программу? Как сформировать команды?

Михаил Николаевич ШИПОРИН из московской школы № 1945 предложил свой вариант проведения праздника в баскетбольной секции. Подобное соревнование можно организовать и на уроке физкультуры.

Выход на площадку

Такой праздник может быть проведен в честь определенного события (День защитника Отечества, Новый год, день рождения школы, окончание учебного года), а может быть организован и без всякого повода в дни школьных каникул или в выходной день. Участвовать в нем могут все занимающиеся в секции в возрасте от 8 до 15 лет – и мальчики, и девочки.

Праздник начинается с построения, поздравлений от тренеров, родителей и гостей. Затем тренер торжественно представляет всех участников, и они выходят на площадку под громкие аплодисменты. Так обычно приветствуют мастеров. Подобный выход на площадку придает мероприятию торжественность и значимость.

Все начинается с разминки

Любой спортивный праздник начинается с разминки. В ней нет ничего нового: беговые, прыжковые упражнения, комплекс ОРУ. Дети должны усвоить, что без разминки не может начинаться ни одна игра, ни одно спортивное мероприятие.

Команды

Самый сложный этап организации праздника для детей разного возраста – подбор упражнений и деление на команды. Безусловно, команды должны быть разновозрастными, которых в зависимости от количества участников может быть от двух до четырех. Не существует рецепта, как это сделать лучше, потому что никто, кроме тренера, не знает так хорошо своих учеников и их возможности. Поэтому формировать команды он должен сам, стараясь сделать все возможное, чтобы они были равными по силе. Сами соревнования лучше проводить в форме эстафет с элементами баскетбола, опираясь на технические навыки младших ребят. В каждой команде назначается капитан из числа старших школьников, который помогает организовать работу внутри своей команды. Старшеклассники помогают младшим советами, рекомендациями и наставлениями перед выполнением каждого конкурса.

Веселые эстафеты

Команды выстраиваются в колонну по одному напротив своих разворотных стоек. Расстояние от линии старта до разворотной стойки – 15–20 м в зависимости от размеров зала. Вдоль линии движения команды устанавливают конусы, последний из которых может служить разворотной стойкой. Эстафеты проводятся с использованием мячей для мини-баскетбола – для удобства младших школьников.

За победу в каждой эстафете команда получает 3 очка, за второе место – 2 очка, за третье место – 1 очко. Судейская коллегия может снять с команды баллы в случае ошибок во время выполнения задания. Судьями могут выступать старшеклассники, занимающиеся в секции, ученики, освобожденные от участия в соревнованиях, и даже зрители.

При равном количестве очков можно предложить участникам выполнить дополнительное задание по программе одной из эстафет.

Эстафета с ведением мяча

Участник команды ведет мяч удобной ему рукой, за разворотной стойкой берет его в руки и с мячом в руках возвращается к линии старта, где передает его следующему участнику.

Мяч под ногой

Участник передвигается до разворотной стойки широкими шагами-выпадами, перекладывая мяч из руки в руку при каждом шаге; за разворотной стойкой берет его в руки и бегом возвращается к линии старта, где передает мяч следующему участнику.

Мяч на полу

Эстафета аналогична предыдущей, только теперь мяч не перекладывают из одной руки в другую, а прокатывают под ногой во время широкого выпада. Достигнув разворотной стойки, участник берет мяч в руки и возвращается с ним к линии старта, где передает его следующему участнику.

«Тараканьи бега»

Ученик принимает положение упор лежа сзади и передвигается в этом положении до разворотной стойки (ногами вперед), достигнув ее, выпрямляется в полный рост и бежит к линии старта, где передает эстафету следующему участнику.

«Жадина»

Первый спортсмен в колонне берет в руки три мини-баскетбольных мяча любым способом и передвигается с ними до разворотной стойки и обратно, где передает их все следующему участнику. Остальные члены команды помогают ему.

«Пирамидка»

Участник берет один мяч, бежит с ним до последнего конуса (разворотная стойка) и устанавливает его на конус так, чтобы он не упал. Затем возвращается к линии старта, где берет второй мяч, бежит с ним до предпоследнего конуса и устанавливает мяч на него; возвращается к линии старта, где берет третий мяч, бежит с ним до предпредпоследнего конуса и устанавливает мяч на него. После этого он возвращается к своей команде, и передает эстафету второму участнику, задача которого – поочередно брать мячи с конусов и приносить их третьему участнику. Третий участник дублирует действия первого, четвертый – второго, и т.д.

Остальные игроки команды помогают собрать мячи и передать их следующему участнику.

Примечание. Члены команды вправе как устанавливать, так и собирать мячи в любом порядке с последних трех конусов.

Ведение мяча в парах

Участники самостоятельно объединяются в пары. Взявшись за руки, выполняют ведение мяча до разворотной стойки и обратно свободной рукой. Занимающиеся, которые лучше ведут мяч правой рукой, оставляют ее свободной для ведения, а те, кто левой, – левую. Доведя мяч до линии старта, они передают свои мячи следующей паре.

«Удержи мяч»

Упражнение выполняется в парах. Участники свободной рукой, вытянутой вверх, зажимают мяч между ладонями друг друга. Стараясь не выронить его, добегают до разворотной стойки и возвращаются к линии старта, где передают мяч следующей паре.

Призы завоевываются в борьбе

Каждому ученику будет приятно получить приз за участие в этом празднике. Но еще приятнее завоевать его для всей команды. Михаил Николаевич предлагает свой вариант награждения победителей.

Все сладкие призы (конфеты, фрукты) для участников были рассыпаны на полу за разворотными стойками. По сигналу первые члены команды бегут до того места, где рассыпаны призы, берут только один из них и возвращаются обратно к своей команде. Потом то же самое делают другие участники команд. Так продолжается до тех пор, пока на полу не останется ни одного приза. Команда, выполняющая задание лучше, будет всегда иметь возможность выбора, а если действовать быстрее соперника, можно собрать больше призов.

По окончании конкурса подсчитываются результаты. При этом каждая команда должна поделиться призами с судейской бригадой.

Окончание праздника

Как и в начале праздника, дети выстраиваются в одну шеренгу. Тренер подводит итоги, отмечает лучшие команды и игроков, указывает на наиболее распространенные ошибки и на то, как их можно устранить на тренировках. Каждый участник соревнований, помимо заработанных сладких призов, награждается грамотой.

Хорошим завершением праздника может стать баскетбольный матч с участием одной из команд спортивной секции (лучше всего – старшеклассников) и команды выпускников или родителей.

Алексей Машковцев ,
Заместитель главного редактора газеты «Спорт в школе». АНО «Школа «Премьер», Москва