Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2009
Методика

Рекомендации учителя

Не секрет, что школьники занимаются физкультурой в основном во время учебы. Задача учителя физкультуры – обучить их элементарным двигательным навыкам (ходьбе, бегу, метаниям, прыжкам, правильной осанке, умению владеть своим телом и т.д.). Однако некоторые ученики хотят более глубоко заниматься каким-либо конкретным видом спорта, показывать хорошие результаты на соревнованиях, развивать свои способности. На уроке физкультуры это сделать сложно. Для этого существуют различные секции в спортивных школах, но в основном в крупных городах. А что делать сельским мальчишкам и девчонкам, у которых желание заниматься ничуть не меньше, а возможностей для этого чаще всего нет?

Все начинается на уроке

Как правило, в сельских школах работает только один учитель физической культуры, который должен заниматься с детьми различными видами спорта. Хорошо, если он умеет правильно организовать занятия и подготовить детей к выступлению на различных соревнованиях, особенно в малокомплектной школе. В таких случаях ученики, имеющие хорошие физические способности, становятся универсалами, т.е. показывают высокие результаты в самых разных видах спорта. Но достичь больших высот в каком-то конкретном виде спорта они не могут: ведь после успешных выступлений в одном виде спорта их начинают экстренно готовить на другой.

Помочь в этом могут самостоятельные занятия. Азы двигательных умений и навыков дети осваивают в школе, но совершенствовать их необходимо самостоятельно при помощи тренера, который может дать план занятий на неделю, месяц. Результаты таких занятий тоже нужно обсуждать с тренером.

К каждому занимающемуся нужно подходить с учетом его возможностей. В данной статье предлагаются общие рекомендации для организации самостоятельных занятий.

Чем заниматься?

Какими физическими упражнениями можно заниматься самостоятельно? Какого-либо стереотипа здесь нет. Выбор вида и характера упражнений строго индивидуален и зависит от различных причин, в основном от желания и склонности к тому или иному виду спорта. Большое значение имеют также физиологические особенности и состояние здоровья ребенка, а также условия для занятий.

Основу самостоятельных занятий составляют общеразвивающие упражнения, особенно на первом этапе. В дальнейшем можно плавно переходить к специальной физической подготовке.

Как заниматься?

Главный показатель правильного проведения тренировки – хорошее самочувствие и желание заниматься дальше при условии постепенно возрастающей физической нагрузки на все системы организма. Такая нагрузка не должна вызывать утомления. Занимающийся должен успеть восстановить силы, чтобы быть готовым к следующему занятию.

Он сам ставит перед собой посильные задачи и решает их, постоянно увеличивая сложность упражнений и сочетаний приемов, интенсивность физической нагрузки. В конце тренировки необходимо сбавить темп, дать организму возможность постепенно расслабиться и восстановить силы. Быстрый переход от работы к состоянию покоя нежелателен.

Где и когда заниматься?

Выбор места зависит от избранного вида спорта. Заниматься желательно на свежем воздухе. Это можно делать в любое время суток, но лучше в светлое. Выбор времени для занятий зависит от биоритмов организма («сова», «жаворонок», «голубь»), но лучше, если он приходится на пиковые часы активности.

Как проводить закаливание?

Закаливание – мощный фактор укрепления здоровья человека, повышающий устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды, способствующий его адаптации к резким изменениям температуры, развитию защитных реакций от простудных заболеваний. Закаливание подразумевает целенаправленное использование влияния естественных факторов природы – солнца, воздуха и воды – на организм человека.

Закаливание воздухом выражается в повышении тонуса нервной системы, стимулировании крово­обращения и обмена веществ, улучшении функций терморегуляции. Воздушные ванны принимают как в помещении с открытым окном, так и на открытом воздухе в течение всего года.

Закаливание водой включает обтирание, обливание, душ и купание. Начинать лучше с обтирания.

Закаливание солнечными лучами – это загорание на солнце (принятие солнечных ванн) в течение 5–10 мин. Постепенно можно увеличивать время до 2–3 ч. Солнечные лучи положительно влияют на общее состояние организма – стимулируют функции кровообращения, обмена веществ и терморегуляции, повышают сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, а также оказывают бактерицидное воздействие.
Закаливание будет эффективно лишь в том случае, если проводить его постоянно, постепенно увеличивая время или снижая температуру. Эта процедура индивидуальна, выполняется при отсутствии противопоказаний. После перенесенного заболевания продолжать закаливающие процедуры с того момента, где вы остановились, нельзя, так как организм ослаблен, – лучше начать все с самого начала.

Таблица 1

Дневник самоконтроля

Показатели Дни занятий
  1-й 2-й 3-й 4-й и т.д.
Самочувствие (в баллах)        
Работоспособность (в баллах)        
Сон (в баллах)        
Аппетит (в баллах)        
Масса тела (кг)        
Утренний пульс в покое (уд./мин)        
Пульс до занятий (уд./мин)        
Пульс после занятий (уд./мин)        
Физическая нагрузка (силовая, бег и т.п.) (кг, км и т.п.)        
Продолжительность выполнения физической нагрузки (ч, мин., сек.)        

 

Вопросы и ответы

Может ли утренняя гимнастика заменить занятия одним из видов спорта?

Нет, ее задача – подготовить организм к предстоящей умственной и физической работе в течение дня после продолжительного сна.

Как осуществлять контроль состояния организма во время самостоятельных занятий?

Самоконтроль при самостоятельных занятиях необходим как на каждом занятии, так и через определенные промежутки времени. Субъективные (измеряемые в баллах по пятибалльной шкале) и объективные показатели заносят в специальный дневник (табл. 1).

Нужно ли включать в самостоятельный тренировочный процесс восстановительные мероприятия?

Да, это необходимый элемент тренировки. Любая умственная или физическая работа требует большого расхода нервной и мышечной энергии – в результате накапливается утомление, снижается общая работоспособность, поэтому необходимо восстановить силы.
Внешние признаки утомления представлены в табл. 2.

Таблица 2

Внешние признаки утомления

Признаки Степень утомления
  легкая значительная очень большая
Окраска кожи лица и туловища Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, появление синюшности губ
Потливость Небольшая, чаще на лице Большая в области головы и туловища Очень сильная, выступание соли
Дыхание Учащенное ровное Значительно учащенное, периодически – через рот Резко учащенное, поверхностное, появление одышки
Движения Не нарушены Неуверенные Покачивания, нарушение координации, дрожание конечностей
Внимание Хорошее; выполнение движений безошибочное Рассеянное; выполнение движений неточное Плохое; выполнение движений замедленное
Самочувствие Хорошее Усталость, сердцебиение, одышка и т.д. Сильная усталость, боль в ногах, головокружение, одышка, шум в ушах, головная боль, тошнота и др.

 

В спортивной деятельности существует ряд средств для восстановления функциональных возможностей организма: оптимальный режим сна и активного отдыха, рациональное питание, водные и физиотерапевтические процедуры, массаж, баня, прием витаминных препаратов, а в ряде случаев и биологических, а также лекарственных стимуляторов.

Данные средства можно использовать как ежедневно, например, занятия гимнастикой, душ, прием витаминов и т.д., так и еженедельно (массаж, баня, физиотерапевтические процедуры и т.д.).

Преодолей себя!

Необходимо обратить внимание на один из главных аспектов самостоятельных тренировок – психологический. Каждый занимающийся должен осознавать важность и необходимость начатого дела и ради этого преодолевать себя. Сделать это поначалу бывает очень сложно.

Ощутимый положительный результат, которого хотелось бы достичь каждому, наступает далеко не сразу. Наоборот, после первых тренировок появляется боль в мышцах и суставах – это нормальная реакция организма на физическую нагрузку. Трудно отказаться от привычного образа жизни, подавить отрицательные эмоции – для этого нужно иметь силу воли.

Только преодолевая лень, не жалуясь на трудности и продолжая заниматься самостоятельно, можно воспитать характер, укрепить волю, добиться уверенности в своих силах.

Владимир Кондюков ,
учитель физкультуры, Москвитинская СОШ, с. Москвитино, Амурская обл.