Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2009
Методика

Современные подходы к оцениванию

Диалог о модернизации подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся и создании соответствующих технологий только начинается. Самая главная задача, которую необходимо решить, – это обеспечение теоретической и практической готовности педагогов к реализации инноваций в этой области, повышение их мотивации.

Объекты и инструменты оценивания достижений учащихся в современной школе

Объекты и инструменты оценивания достижений учащихся в современной школе

Объекты Шаблонное тестирование физической подготовленности
Физическая подготовленность (уровень развития физических качеств) Шаблонное тестирование физической подготовленности
Степень усвоения двигательных умений и навыков прикладной, оздоровительной, спортивной направленности Поточный контроль
Эффективность и результативность игровых и соревновательных действий учащихся Индивидуальный контроль
Место физической культуры в системе ценностей учащихся. Уровень физкультурной активности. Отношение к физкультурной деятельности Анкетирование учащихся, анализ их поступков и т.д.
Знание основ теории физической культуры (культурно-исторический, медико-биологический, психолого-педагогический аспекты) Опрос, защита рефератов, дискуссии и др.
Владение способами осуществления физкультурно-оздоровительной и физкультурно-спортивной деятельности Поточный или избирательный контроль
Степень усвоения общеучебных умений и навыков, универсальных способов их применения в познавательной, рефлексивной, информационно-коммуникативной, проектной деятельности Анкетирование, тестирование
Динамика развития физических качеств учащихся Творческое тестирование
Творческая деятельность учащихся в области физической культуры и ее результаты Экспертиза исследовательского проекта, представление стенгазеты, нестандартного оборудования, инвентаря и др.
Степень усвоения методических умений Индивидуальный контроль

Оценка должна быть комплексной

В настоящее время главное внимание в образовании уделяется не столько выяснению того, в какой мере обучающиеся усвоили основные знания, сколько выявлению их способности применять их для решения практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач. Хотя еще в 1940 г. вводилась программа, направленная на максимальное расширение самодеятельной работы.

Диагностика не является порождением нашей современной эпохи. Понять, что ученики уже усвоили и насколько глубоко, педагоги старались всегда.

Оценка учебных достижений по учебному предмету «Физическая культура» отличается многогранностью. Задачами физического воспитания являются:

  • совершенствование физических качеств;
  • формирование двигательных умений и навыков;
  • формирование специальных физкультурных знаний;
  • умение применять полученные знания на занятиях и в повседневной жизни.

Таким образом, оценка знаний учащихся по физкультуре характеризуется комплексностью, и оценивание только по отдельным составляющим нецелесообразно.

Оцениваются физическая подготовленность, практические умения и навыки, теоретические знания, навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности, динамика (прирост) оцениваемых параметров по сравнению с исходными или предшествующими промежуточными значениями (учитывается базовый уровень здоровья, физической подготовленности), сформированность общеучебных умений и навыков.

Наиболее популярны системы, основывающиеся на оценке динамики изменения результатов учебной деятельности. Однако они больше акцентированы на физическую подготовленность и гораздо меньше – на теоретические знания в области физкультуры и техническую подготовленность.

В последние годы подход к оценке достижений учащихся по физической культуре стал более либеральным, что связано со все более усиливающейся вариативностью содержания образования и разнообразием условий реализации образовательно-воспитательного процесса. Ответственность же в основном несет образовательное учреждение. Это касается, например, выбора системы оценивания, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации, которую в соответствии с п. 3 ст. 15 Закона РФ «Об образовании» оно обеспечивает самостоятельно.

Ни у кого не вызывает сомнения, что лучшая система оценивания учебных достижений по физической культуре – учет динамики индивидуальных показателей. Но специфика развития физических качеств учащихся такова, что с ростом показателей становится сложнее достичь положительной динамики. Некоторые физические качества обусловлены наследственностью учеников, и изменить здесь что-либо в лучшую сторону крайне сложно, с другими дело обстоит несколько проще. Совершенно очевидно, что при выставлении оценки по физической культуре необходимы осторожность и взвешенность. Скоростные способности детей являются наиболее консервативными в развитии, и здесь не следует рассчитывать на быстрый результат. Напротив, при прогнозировании показателей выносливости в беге умеренной интенсивности, а также силовой выносливости динамика роста может быть довольно высокой.

Индивидуальный подход

В последнее время часто обсуждается вопрос об индивидуальном подходе к оценке физической подготовленности человека. Так, ряд специалистов в области теории и методики физического воспитания считают, что совсем не обязательно требовать выполнения физических нормативов – для получения высокой оценки школьнику достаточно продемонстрировать положительную динамику результатов в контрольных упражнениях (тестах).

Но такой подход к оцениванию достижений школьников в области физкультуры может привести к следующим негативным последствиям:

  • произволу со стороны учителя при выставлении оценок;
  • искаженному представлению учащихся о своих возможностях, ухудшению их социальной адаптации;
  • обману со стороны учеников, имеющих низкий уровень физической подготовленности: в начале года они будут сознательно демонстрировать результаты ниже своих возможностей, а затем – несколько лучшие, чтобы гарантированно получить высокую отметку.

Авторы другой работы предлагают при оценивании уровня физической подготовленности и составлении тестов учитывать различные типы телосложения. Но если оценивать уровень подготовки учащихся по различным стандартам, это будет противоречить положениям Закона РФ «Об образовании». Тест, не предъявляющий единых нормативных требований к ученикам одного возраста и пола, относящимся к основной медицинской группе, выпадает из общей системы образования.

Проверка знаний

С целью проверки знаний учитель может провести опрос учащихся в устной или письменной форме до начала выполнения упражнений, после выполнения или между ними. Демонстрация знаний может сопровождаться показом конкретных комплексов упражнений, например по развитию силы.

Методы оценки техники владения двигательными действиями

Основными методами оценки здесь являются следующие методы: наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.

Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель, а скрытого – в том, что им известно лишь, что учитель наблюдает за определенными видами двигательных действий.

Метод вызова заключается в том, что учитель выявляет отдельных учащихся, у которых очень хорошо получаются конкретные упражнения, и просит их продемонстрировать классу образец выполнения двигательных действий.

Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками и качества выполнения домашних заданий.

Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает технику соответствующих двигательных действий.

Данные методы можно применять индивидуально и фронтально для оценивания работы большой группы учащихся или класса в целом.

Оценивание – процесс ответственный

Для оценки достижений учащихся используют методы наблюдения, опроса, практического выполнения упражнений индивидуально или фронтально в любое время урока.

При оценке уровня физической подготовленности следует принимать во внимание реальную динамику показателей физической подготовленности за определенный период времени, а также особенности развития двигательных способностей учеников, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся.

Дисциплина, поведение на уроке, отсутствие или наличие у учащихся спортивной формы не являются объектом оценивания.

Учитель не должен забывать похвалить ученика: «Молодец!», «Сегодня у тебя получается значительно лучше», – и т.д.: это дает дополнительный стимул для достижения успехов.

Таким образом, современные подходы к оцениванию достижений учащихся на уроках физической культуры связаны не только с широкими академическими свободами учителя, но и с большой ответственностью.

Эдуард Абрамов ,
к.б.н., заведующий Кабинетом физической культуры ИПК и ПРО, Курганской обл. ;
Татьяна Худякова ,
учитель физической культуры Гимназии № 30, г. Курган