Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2009
Методика

Урок плюс тренировка

В прошлом номере был опубликован новый проект программы по физической культуре с углубленным и расширенным содержанием образования, подготовленный Ильдаром Касимовичем Латыповым для начальной школы. В этом номере мы публикуем продолжение данной программы для основной школы и предлагаем обсудить ее на страницах газеты.

Характеристики программы

Предлагаемая программа по физической культуре с углубленным и расширенным содержанием образования для учащихся 5–9-х классов характеризуется:

  • направленностью содержания программного материала на системное овладение учащимися знаниями в области физической культуры, повышение их двигательной активности и углубленную подготовку по избранному виду спорта;
  • увеличением адаптационных и функциональных возможностей школьников за счет повышенного объема двигательной активности;
  • интеграцией базового и дополнительного образования в области физической культуры, сочетанием уроков физической культуры с учебно-тренировочными занятиями по избранному виду спорта в режиме учебного дня;
  • формированием у школьников личностного и профессионального самоопределения в форме выбора профиля обучения средствами физической культуры и спорта;
  • созданием организационно-педагогических условий для профессиональной ориентации учащихся, развития их индивидуальных способностей и получения общего среднего (полного) образования на профильном уровне.

Цели и задачи

Целью общего образования в области физической культуры на второй ступени обучения являются всестороннее развитие способностей и склонностей каждого учащегося, повышение уровня физической подготовленности, улучшение спортивных результатов с учетом индивидуальных способностей, формирование ценностно-ориентированного отношения к физической культуре и спорту, внедрение спортивного стиля жизни.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

  • усвоение комплекса систематизированных знаний по истории физической культуры, о функциональной направленности занятий физической культурой и спортом для укрепления здоровья, развития двигательных способностей, повышения спортивного мастерства, о роли и значении занятий физической культурой и спортом в подготовке к профессиональной деятельности и формировании здорового образа жизни;
  • углубленное изучение базовых видов двигательной деятельности;
  • укрепление здоровья и разностороннее физическое развитие подростков средствами базовых видов спорта;
  • повышение уровня общей и специальной физической подготовленности, развитие индивидуальных двигательных способностей с целью достижения спортивных успехов в соответствии с возрастом и полом;
  • формирование навыков самостоятельной тренировки с целью индивидуального физического совершенствования;
  • овладение основами техники избранного вида спорта и выбор спортивной специализации;
  • формирование устойчивого интереса к целенаправленной спортивной тренировке и овладение навыками соревновательной деятельности по одному из базовых видов спорта;
  • ознакомление с основными видами деятельности учителя физической культуры и тренера по виду спорта, особенностями организации и проведения занятий физическими упражнениями и спортивных соревнований с учащимися разных возрастных групп.

Содержание программы

Программа рассчитана на 170 ч в год (5 уроков в неделю). Программный материал состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Первая содержит учебный материал, связанный с базовым компонентом, составляющим основу Государственного стандарта общего образования по физической культуре; вторая – материал, дополняющий базовую часть за счет часов школьного компонента или дополнительного образования, обусловленный необходимостью учета индивидуальных способностей учащихся, их спортивных интересов, а также особенностями работы конкретной школы (табл. 1).

Таблица 1

 

Примерное распределение учебного времени по разделам программы (сетка часов)

Разделы программы Количество часов в год
по классам
5-й 6-й 7-й 8-й 9-й
Базовая часть
1. Основы знаний о физической культуре          
2. Базовые виды двигательной деятельности:          
легкая атлетика 16 16 14 12 10
гимнастика с элементами акробатики 16 14 14 14 12
спортивные игры 18 16 14 14 12
лыжная подготовка 14 14 14 12 12
3. Физическое совершенствование 16 18 20 22 24
4. Тестирование физической подготовленности 4 4 4 4 4
5. Контроль домашних заданий 4 4 4 4 4
Всего часов 102 102 102 102 102
Вариативная часть
Основы избранного вида спорта: 68 68 68 68 68
общая и специальная физическая подготовка 44 44 40 36 36
техническая подготовка 20 20 22 22 20
инструкторская и судейская практика - - 2 4 4
контрольные упражнения и соревнования 4 4 4 6 8
Итого часов 170 170 170 170 170

 

Практическая часть

Важными составляющими практической части программы являются учебный материал для освоения базовых видов двигательной деятельности (гимнастика с элементами акробатики, спортивные игры, легкая атлетика, лыжная подготовка), составляющий основу базового компонента программы, материал для физического совершенствования учащихся на уроках физической культуры и при изучении основ избранного вида спорта.

В разделе «Физическое совершенствование» содержание учебного материала ориентировано не только на развитие отдельных физических качеств у школьников и их совершенствование на уроках физической культуры средствами изученных базовых видов двигательной деятельности. Важное значение имеет также обучение умениям и навыкам самостоятельных занятий физическими упражнениями, способам организации физкультурно-оздоровительной деятельности для всесторонней физической подготовки школьников, сохранения и укрепления их здоровья.

Кроме того, на этих уроках необходимо создать у школьников представление о физических качествах и физической подготовке, тренировочной нагрузке и способах ее регулирования, а также о функциональных возможностях организма каждого и самоконтроле в процессе занятий избранным видом спорта или же самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Развитие двигательных способностей учащихся осуществляется на уроках физической культуры и в форме обязательных учебно-тренировочных занятий по избранному виду спорта, что позволяет оказывать систематическое воздействие на развитие физических качеств у школьников на протяжении всего учебного года. Учебно-тренировочные занятия избранным видом спорта проводятся преимущественно за пределами академического расписания в рамках часов школьного компонента или же дополнительного образования детей.

Уроки знаний

Освоение теоретико-методического раздела программы по физической культуре предусматривает теоретические уроки в классе (уроки знаний). Выделение теоретико-методических уроков, как относительно самостоятельных форм педагогического процесса, продиктовано необходимостью усиления общеобразовательной и методической направленности физической культуры как учебного предмета, формирования у школьников системы знаний о физической культуре и определенных методических умений и навыков.

В данной статье приводится только тематическое планирование теоретического материала по физической культуре (табл. 2–6).
Для контроля и оценки уровня теоретико-методических знаний учащихся по предмету «Физическая культура» можно использовать тестовые задания закрытой или же открытой формы. Для этого с помощью конструктора тестов в программе Adobe Flash создается накопитель тестовых заданий, который представляет собой базу данных специальной структуры, используемой для хранения информации о форме и содержании тестовых заданий, параметрах генерации тестов и способах оценивания результатов тестирования.

Таблица 2

Тематическое планирование учебного материала для 5-го класса

Темы Кол-во
часов
1. Физическая культура и спорт в современной школе 1
2. Олимпийские игры в Древней Греции 1
3. Здоровье человека как общественная и личная ценность 1
4. Физическое развитие как показатель состояния здоровья 1
5. Закономерности роста и развития организма человека 1
6. Личная гигиена как фактор здоровья 1
7. Режим дня юного спортсмена, организация и планирование занятий 1
8. Роль физического воспитания в процессе роста и развития детей школьного возраста 1
9. Физические упражнения – основное средство физического воспитания 1
10. Формы физического воспитания в режиме учебного дня 1
11. Травмы и заболевания на уроках физической культуры 1
12. Занятия физической культурой и спортом в летние каникулы 1

13. Тестирование знаний. Анализ результатов. Вопросы и задания для самоконтроля

2
Всего часов 14

Таблица 3

Тематическое планирование учебного материала для 6-го класса

Темы Кол-во
часов
1. Физическая культура личности 1

2. Физическая культура – важнейшая составляющая здорового образа жизни
1

3. Возрождение Олимпийских игр. Первые Олимпийские игры современности
1
4. Современное олимпийское движение 1
5. Особенности растущего организма и изменения в нем в процессе физического воспитания 1
6. Общая характеристика физического воспитания детей школьного возраста 2

7. Самостоятельные занятия физической культурой
1
8. Походы выходного дня: организация и проведение 1
9. Детско-юношеский спорт и подготовка в спорте 1
10. Физические упражнения как средство спортивной тренировки 1
11. Спортивные соревнования как фактор мотивации школьников к занятиям спортом 1
12. Оздоровительно-спортивные занятия в летнее время 1
13. Тестирование знаний. Анализ результатов. Вопросы и задания для самоконтроля
2
Всего часов 16

Таблица 4

Тематическое планирование учебного материала для 7-го класса

Темы Кол-во
часов
1. Игры летней Олимпиады 2
2. Москва – столица XXII Олимпийских игр 1

3. Спорт и искусство. Русская поэзия о спорте
1


4. Здоровье человека, ресурсы и резервы его организма
1
5. Профилактика вредных привычек школьников 1

6. Эмоциональная сфера личности и физическое воспитание
1

7. Биоритмы и их значение в режиме дня школьника
1

8. Общие закономерности двигательной активности
1
9. Формирование здорового образа жизни школьников 1
10. Воспитание в спорте 1

11. Формирование нравственных и волевых качеств учащихся в процессе занятий физической культурой и спортом
1
12. Воспитание патриотизма, интернационализма и культуры межнациональных отношений в процессе физического воспитания 1

13. Трудовое воспитание в системе физического воспитания и спортивной подготовки
 
14. Эстетическое воспитание в спорте 1
15. Воспитание в спортивном коллективе. Особенности общения и межличностных отношений школьников в процессе физического воспитания  
16. Тестирование знаний. Анализ результатов. Вопросы и задания для самоконтроля

2

 

Всего часов 18

Таблица 5

Тематическое планирование учебного материала для 8-го класса

Темы Кол-во
часов
1. Физическая культура и спорт как средство всестороннего развития личности 1

2. Спортивный стиль жизни
1

3. Зимние Олимпийские игры
2
4. Лыжный спорт как средство физического воспитания 2
5. Физическая подготовка школьников 1
6. Силовые способности, методика их развития 1

7. Скоростные способности, методика их развития
1
8. Выносливость и методика ее воспитания 1
9. Гибкость и методика ее развития 1

10. Координационные способности, методика их развития
1

11. Круговая тренировка как метод физической подготовки школьников
1

12. Физические нагрузки в спорте
1
13. Характеристика различных состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом 1

14. Восстановительные средства и мероприятия
1

15. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль в спорте
1
16. Тестирование знаний. Анализ результатов. Вопросы и задания для самоконтроля


2

Всего часов 20

 

Таблица 6

Тематическое планирование учебного материала для 9-го класса

Темы Кол-во
часов
1. Физическая культура общества и личности 1
2. Физическая культура народов России 1
3. Становление и развитие отечественной системы физической культуры 2
4. П.Ф. Лесгафт – основоположник отечественной системы физического воспитания 1
5. Физическая культура и спорт в современной России 2
6. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта в России 1
7. Современные системы оздоровительной физической тренировки  
8. Развитие самостоятельности и формирование активной жизненной позиции школьников в процессе занятий физической культурой 2
9. Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями 2
10. Планирование и контроль при занятиях физической культурой и спортом 1
11. Антропометрические исследования и методика тестирования физического состояния организма человека 2
12. Туризм как средство физического воспитания. Подготовка и организация турпоходов 2
13. Профилактика травм и оказание первой помощи 1
14. Экзамен по физической культуре. Планирование и подготовка 3
15. Тестирование знаний. Анализ результатов. Вопросы и задания для самоконтроля

2

Всего часов 24

 

Контрольные упражнения и нормативы

По мере прохождения учебного материала по физической культуре проводится текущий контроль освоения учебного материала и выполнения учебных нормативов по видам двигательной деятельности (табл. 7–11).

Таблица 7

Контрольные упражнения и примерные учебные нормативы для 5-го класса

Контрольные упражнения Нормативы и оценка за выполнение
мальчики девочки
5 4 3 5 4 3
Бег на 60 м (сек.) 10,0 10,5 11,0 10,4 10,9 11,4
Прыжки в длину с разбега (см) 330 300 280 290 270 250
Прыжки в высоту с разбега (см) 110 105 100 105 100 95
Метание малого мяча весом 150 г (м) 28 25 22 20 16 14
Бег на 1500 м (мин., сек.) 8.00 8.45 9.30 9.00 9.45 10.30
Прыжки через скакалку за 1 мин. (кол-во раз) 100 90 80 110 100 90
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке (кол-во раз) 15 12 10 10 7 5
Поднимание прямых ног до угла 90° в висе на гимнастической стенке (кол-во раз) 6 5 4 4 3 2
Лазание по канату (м) 3,50 3,20 2,80 2,80 2,50 2,20
Бег на лыжах 1 км (мин., сек.) 5.30 6.30 7.30 7.00 7.30 8.00

Таблица 8

Контрольные упражнения и примерные учебные нормативы для 6-го класса

Контрольные упражнения Нормативы и оценка за выполнение
мальчики девочки
5 4 3 5 4 3
Бег на 60 м (сек.) 9,8 10,3 10,8 10,0 10,5 11,0
Прыжки в длину с разбега (см) 350 330 300 310 290 270
Прыжки в высоту с разбега (см) 115 110 105 105 100 95
Метание малого мяча весом 150 г (м) 32 28 24 21 18 15
Бег на 1500 м (мин., сек.) 7.30 8.15 9.00 8.00 8.45 9.30
Прыжки через скакалку за 1 мин. (кол-во раз) 110 100 90 120 110 100
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке (кол-во раз) 20 15 12 15 10 7
Поднимание прямых ног до угла 90° в висе на гимнастической стенке (кол-во раз) 8 6 4 6 5 3
Лазание по канату (м) 4,00 3,50 3,10 3,00 2,80 2,50
Ведение баскетбольного мяча 20 м (сек) 9,5 10,0 10,5 10,2 10,7 11,2
Бег на лыжах 2 км (мин., сек.) 12.30 13.00 14.00 13.30 14.00 15.00

 

Таблица 9

Контрольные упражнения и примерные учебные нормативы для 6-го класса

Контрольные упражнения Нормативы и оценка за выполнение
мальчики девочки
5 4 3 5 4 3
Бег на 60 м (сек.) 9,2 9,7 10,20 9,8 10,3 10,8
Прыжки в длину с разбега (см) 375 350 330 325 315 300
Прыжки в высоту с разбега (см) 120 115 110 110 105 100
Метание малого мяча весом 150 г (м) 38 34 30 23 20 18
Бег на 1500 м (мин., сек.) 7.15 7.45 8.30 7.50 8.20 9.00
Прыжки через скакалку за 1 мин. (кол-во раз) 120 110 100 130 120 110
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке (кол-во раз) 25 20 15 18 15 12
Поднимание прямых ног до угла 90° в висе на гимнастической стенке (кол-во раз) - - - 9 7 5
Удержание угла в упоре на брусьях (сек.) 4,0 2,0 1,0 - - -
Лазание по канату (м) - - - 3,50 3,00 2,80
Лазанье по канату без помощи ног (м) 2.50 2.30 2.00 - - -
Ведение баскетбольного мяча 20 м (сек) 9,1 9,6 10,0 9,8 10,3 10,8
Штрафные броски в кольцо (кол-во попаданий из 10 бросков) 5 4 3 5 4 3
Бег на лыжах 2 км (мин., сек.) 12.00 12.30 13.30 13.00 14.00 15.00
Бег на лыжах 3 км (мин., сек.) 16.00 17.00 17.40 20.00 21.00 22.00

 

Таблица 10

Контрольные упражнения и примерные учебные нормативы для 8-го класса

Контрольные упражнения Нормативы и оценка за выполнение
мальчики девочки
5 4 3 5 4 3
Бег на 60 м (сек.) 8,6 9,1 9,6 9,4 10,0 10,5
Прыжки в длину с разбега (см) 390 375 340 350 330 310
Прыжки в высоту с разбега (см) 125 120 115 115 110 105
Метание малого мяча весом 150 г (м) 40 36 32 24 21 19
Бег на 1500 м (мин., сек.) 10.00 10.35 11.00 11.00 11.30 12.00
Прыжки через скакалку за 1 мин. (кол-во раз) 130 120 110 140 130 120
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке (кол-во раз) 30 25 20 22 18 15
Поднимание прямых ног до угла 90° в висе на гимнастической стенке (кол-во раз) - - - 11 9 7
Удержание угла в упоре на брусьях (сек.) 6,0 4,0 2,0 - - -
Лазание по канату (м) - - - 4,00 3,50 3,00
Лазанье по канату без помощи ног (м) 3.00 2.50 2.20 - - -
Ведение баскетбольного мяча 20 м (сек) 8,7 9,1 9,5 9,5 10,0 10,5
Штрафные броски в кольцо (кол-во попаданий из 10 бросков) 6 4 3 5 4 3
Передача волейбольного мяча сверху двумя руками стоя у стены (кол-во раз) 12 9 6 10 7 4
Подача мяча на площадку в зоны 6, 5, 1 (кол-во раз из 5 подач) 3 2 1 3 2 1
Бег на лыжах 2 км (мин., сек.) - - - 12.30 13.30 14.30
Бег на лыжах 3 км (мин., сек.) 15.30 16.00 17.00 19.30 20.00 21.00

Таблица 11

Контрольные упражнения и примерные учебные нормативы для 9-го класса

Контрольные упражнения Нормативы и оценка за выполнение
мальчики девочки
5 4 3 5 4 3
Бег на 60 м (сек.) 8,5 9,0 9,5 9,2 9,7 10,0
Прыжки в длину с разбега (см) 420 400 380 360 340 320
Прыжки в высоту с разбега (см) 130 125 120 120 115 110
Метание малого мяча весом 150 г (м) 45 40 36 30 26 22
Бег на 2000 м (мин., сек.) 8.20 9.20 10.00 10.20 11.00 11.40
Прыжки через скакалку за 1 мин. (кол-во раз) 135 125 115 145 135 125
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке (кол-во раз) - - - 25 20 18
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз) 10 8 5 - - -
Поднимание прямых ног до угла 90° в висе на гимнастической стенке (кол-во раз) - - - 12 10 8
Удержание угла в упоре на брусьях (сек.) 6,0 4,0 3,0 - - -
Подъем переворотом или силой
на перекладине (кол-во раз)
4 3 2 - - -
Ведение баскетбольного мяча 20 м (сек) 8,5 8,8 9,2 9,1 9,6 10,2
Штрафные броски в кольцо (кол-во попаданий из 10 бросков) 7 5 4 6 5 4
Передача волейбольного мяча сверху двумя руками стоя у стены (кол-во раз) 15 10 7 12 9 6
Подача мяча на площадку в зоны 6, 5, 1 (кол-во раз из 5 подач) 5 4 3 4 3 2
Бег на лыжах 3 км (мин., сек.) 14.30 15.00 16.00 19.00 19.30 20.30

Система домашних заданий

Полученные на уроках физической культуры знания, приобретенные двигательные умения и навыки дети закрепляют и совершенствуют при выполнении домашних заданий, которые должны иметь в основном двигательную направленность и не создавать чрезмерной нагрузки.

Основу системы домашних заданий для учащихся 5–9-х классов составляют физические упражнения, преимущественно направленные на развитие двигательных способностей (силовых, скоростных, координационных, гибкости, выносливости). Для этого используются в основном комплексы общеразвивающих и специальных подготовительных упражнений, направленных на развитие силы мышц рук, ног, туловища, и т.д. При подборе домашних заданий необходимо также учитывать уровень физического развития и физической подготовленности учащихся.

Примерный недельный объем самостоятельной работы для учащихся 5–9-х классов могут составить следующие упражнения и виды двигательной активности:

– ежедневная утренняя зарядка – до 15 мин.;

– физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий по другим предметам – до 10 мин.;

– равномерный бег – 15–20 км;

– ходьба на лыжах – 20–25 км;

– приседания на двух ногах и на одной ноге («пистолет»);

– прыжки через скакалку;

– прыжковые упражнения на одной ноге и двух ногах;

– сгибание и разгибание рук в упоре лежа на стуле, на полу;

– поднимание туловища в положении лежа на спине и лежа на животе;

– поднимание прямых ног в положении лежа на спине;

– удержание угла в упоре на полу, на стуле;

– наклоны вперед в положении сидя на полу с прямыми ногами, ноги врозь;

– наклоны вперед в основной стойке;

– несложные акробатические упражнения, упражнения в равновесии и танцевальные упражнения.

Для девочек рекомендуются упражнения для закрепления правильной осанки и коррекции фигуры, например гимнастические, танцевальные. Упражнения для развития физических качеств необходимо выполнять ежедневно в течение всего учебного года в соответствии с изучаемым материалом по физической культуре или индивидуальной программой.тельно составить комплексы упражнений, например по методу круговой тренировки, индивидуальные задания для каждого ученика и т.д.

Кроме того, учитель физической культуры в соответствии с учебной программой может самостоельно составить комплексы упражнений, например по методу круговой тренировки, индивидуальные задания для каждого ученика и т.д.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих основную школу

В результате освоения программного материала по физической культуре основного общего образования учащиеся, оканчивающие основную школу на углубленном уровне, должны

знать:

  • о роли физической культуры и спорта в формировании и развитии личности, подготовке к общественной и трудовой деятельности;
  • основные этапы развития физической культуры в России;
  • основные события истории Олимпийских игр;
  • о ценностях здоровья человека и его основных составляющих (физическом развитии, физическом совершенствовании, здоровом образе жизни);
  • об общих закономерностях роста и развития организма человека;
  • о функциональных возможностях собственного организма и резервах его развития;
  • об основах двигательной активности человека и физической тренировки;
  • о физических качествах человека и основных методах их развития;
  • о современных системах оздоровительной физической тренировки;
  • основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями;
  • основы планирования и самоконтроля при занятиях физической культурой и спортом;
  • методику определения и оценки уровня своего физического развития и физической подготовленности;
  • правила оказания помощи и страховки при выполнении гимнастических упражнений;
  • правила поведения и технику безопасности на уроках физической культуры и во время занятий спортом;
  • основные правила соревнований по избранному виду спорта;

уметь:

  • применять усвоенные теоретико-методические знания на уроках физической культуры, во время занятий избранным видом спорта и самостоятельных занятий физическими упражнениями;
  • составлять и выполнять комплексы упражнений для утренней гимнастики и физкультурных пауз;
  • составлять и выполнять комплексы упражнений для развития отдельных физических качеств;
  • применять основные средства физического воспитания (физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы) для физического совершенствования, укрепления здоровья и организации своего досуга;
  • выполнять изученные акробатические упражнения и комбинации, упражнения на гимнастических снарядах;
  • применять изученные приемы спортивных игр и индивидуальные тактические действия в учебной игре;
  • играть в баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис с соблюдением правил игры;
  • преодолевать естественные препятствия, применяя изученную технику бега и прыжков;
  • пробегать по виражу и передавать эстафету на максимальной скорости;
  • уметь передвигаться на лыжах попеременными и одновременными лыжными ходами, пробегать дистанцию 3 км на результат;
  • соблюдать режим дня, вести дневник самоконтроля;
  • соблюдать правила личной гигиены, правильного питания в режиме дня;
  • регулировать и контролировать физическую нагрузку в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями, вести дневник спортивной тренировки;
  • выполнять разминку в процессе спортивной тренировки и перед соревнованиями;
  • соблюдать правила безопасности на уроках физической культуры и во время занятий спортом;
  • выполнять основные приемы самомассажа;
  • оказывать первую помощь при небольших травмах;
  • осуществлять судейство школьных соревнований по избранному виду спорта;
  • выполнять контрольные упражнения и учебные нормативы для соответствующего класса;
  • показывать индивидуальный уровень физической подготовленности не ниже примерных показателей для соответствующего класса и возраста;
  • участвовать в соревнованиях по одному или нескольким видам спорта.

Ильдар Латыпов ,
к.п.н., доцент Педагогического института физической культуры, Москва