Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2009

Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности спортивных школ в Российской Федерации

Формирование учебных групп в спортивной школе

Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности спортивных школ в Российской Федерации [Текст]: методические рекомендации / Под ред. И.И. Столова. – М.: Советский спорт, 2008. – 136 с.Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности спортивных школ в Российской Федерации [Текст]: методические рекомендации / Под ред. И.И. Столова. – М.: Советский спорт, 2008. – 136 с.

Рекомендации составлены на основе законодательных актов, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных актов, действующих в сфере физической культуры, спорта и образования. В сборнике даны советы по организации спортивных школ, рассказано об условиях комплектования учебно-тренировочных групп и организации тренировочного процесса, представлены требования, предъявляемые к медицинскому контролю, правила оплаты труда и аттестации работников спортивных школ, дано описание системы многолетней подготовки юных спортсменов.

Условия зачисления в спортивную школу, комплектование учебных групп и порядок перевода учащихся на каждый последующий год обучения

1. Занятия в спортивной школе проводятся по образовательным программам, разрабатываемым и утверждаемым учреждением на основе примерных программ по видам спорта, допущенных федеральным органом управления в сфере физической культуры и спорта, и (или) образовательным программам, рекомендованным федеральным органом управления в сфере образования.

Рекомендуемый минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы по видам спорта определяется в соответствии с Приложением 1 к Санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольным учреждениям) – СанПиН 2.4.4.1251–03, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. № 27 (табл. 1).

Таблица 1

Минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы по видам спорта

Возраст, лет

Вид спорта

6

Гимнастика (девочки)
Гимнастика художественная
Фигурное катание

7

Воднолыжный спорт
Гимнастика (мальчики)
Прыжки в воду
Синхронное плавание
Фристайл
Настольный теннис
Плавание
Теннис
Акробатика
Прыжки на батуте
Рок-н-ролл
Спортивные танцы
Аэробика
Дартс
Шейпинг
Шахматы
Шашки
Ушу

8

Горнолыжный спорт
Баскетбол
Футбол
Бадминтон
Спортивное ориентирование
Спортивный туризм
Гольф

9

Биатлон
Легкая атлетика (многоборье, метания, прыжки с шестом)
Прыжки на лыжах
Парусный спорт
Бейсбол
Водное поло
Волейбол
Гандбол
Конькобежный спорт
Легкая атлетика
Лыжные гонки
Шорт-трек
Регби
Софтбол
Хоккей с мячом
Городки
Лапта

10

Велоспорт
Конный спорт
Современное пятиборье
Санный спорт
Стрельба пулевая
Фехтование
Бокс
Борьба вольная
Борьба греко-римская
Гребля академическая
Гребля на байдарках и каноэ
Дзюдо
Тяжелая атлетика (юноши)
Тхэквондо
Альпинизм
Буерный спорт
Гребной слалом
Натурбан
Полиатлон
Триатлон
Армрестлинг
Атлетизм
Бильярд
Гиревой спорт
Каратэ-до
Кекусинкай
Скалолазание
Стрельба из арбалета
Кикбоксинг
Контактное каратэ
Пауэрлифтинг
Самбо

11

Стрельба из лука
Стендовая стрельба

12

Бобслей

Рекомендуемый максимальный возраст обучающихся – 18 лет (для учащейся молодежи – 21 год).

2. При соблюдении организационно-методических и медицинских требований спортивная школа может осуществлять набор детей более раннего возраста (начиная с 4 лет).

Условиями данного набора являются:

– наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;
– наличие образовательной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;
– сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном образовательной программой;
– наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, соответствующей квалификационной категории или свидетельства о прохождении специальных курсов повышения квалификации.

3. Порядок зачисления обучающихся в группы спортивной подготовки, перевода из одной группы в другую определяется непосредственно учреждением и оформляется приказом директора спортивной школы.

4. Спортивно-оздоровительные группы формируются как из вновь зачисляемых в спортивную школу обучающихся, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта.

5. При невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор рекомендуется производить по результатам сдачи контрольных нормативов. Порядок проведения отбора устанавливается учреждением и доводится до сведения общественности.

6. На учебно-тренировочный этап, как правило, зачисляются только практически здоровые обучающиеся, прошедшие необходимую подготовку на этапе начальной подготовки не менее одного года, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами.

7. На этап спортивного совершенствования рекомендуется зачислять спортсменов, выполнивших норматив спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта – не ниже I спортивного разряда.

8. На этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены, вошедшие в основной или резервный состав сборной команды субъекта Российской Федерации и показывающие стабильно высокие результаты (на уровне норматива мастера спорта России). Возраст обучающегося на этом этапе может не ограничиваться, если спортсмен продолжает выступать за данную спортивную школу на условиях письменного договора.

9. При формировании групп спортивной подготовки на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства рекомендуется согласовывать списки обучающихся (спортсменов) с соответствующими местными и региональными органами управления физической культурой и спортом в целях оптимального вовлечения данных спортсменов в физкультурно-спортивную деятельность по месту жительства и в регионе.

10. Обучающиеся спортивных школ, направленные для повышения спортивного мастерства в училища олимпийского резерва, ШВСМ, команды мастеров по игровым видам спорта, по договору между данными организациями и спортивной школой могут выступать за ее команду в течение оговоренного срока (рекомендуемый срок – 2 года).

Спортивной школе рекомендуется в течение указанного срока сохранять за тренерами-преподавателями, руководящими работниками и специалистами ранее установленные надбавки (доплаты) за подготовку данных спортсменов.

Статья опубликована при поддержке Группы компаний Голд-Медиа. Хотите продемонстрировать клиенту свои возможности или свою продукцию, или сам процесс производства, но не хотите утруждать его экскурсиями по цехам и демонстрационным залам. Куда как удобней провести демонстрацию в офисе с использованием видео, продемонстрировав профессионально изготовленные корпоративные фильмы. Посетите официальный сайт компании www.g-mg.ru/ и ознакомьтесь с предлагаемым комплексом услуг по созданию корпоративных фильмов.

11. Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определяются с учетом техники безопасности в соответствии с образовательной программой.

При отсутствии в утвержденной образовательной программе нормативов по наполняемости учебных групп и максимальному объему учебно-тренировочной нагрузки рекомендуется придерживаться параметров, приведенных в табл. 2.

Таблица 2

Наполняемость учебных групп

Этап подготовки

Период обучения

Минимальная наполняемость групп (чел.)

Максимальный количественный состав группы (чел.)

Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки (ч/нед.)

Спортивно-оздоровительный

Весь период

15

30

До 6

Начальной подготовки

Первый год

15

30

6

Второй год

12

24

9

Третий год

12

24

9

Учебно-тренировочный

Первый год

10

20

12

Второй год

Устанавливается учреждением

20

14

Третий год

16

16

Четвертый год

16

18

Пятый год

16

20

Спортивного совершенствования

До 1 года

12

28

Свыше 1 года

12

28

Высшего спортивного мастерства

Весь период

8

32

12. Объединять в одну группу детей различного возраста и различной спортивной подготовленности рекомендуется при разнице в уровне их спортивного мастерства не выше двух спортивных разрядов.

13. Перевод обучающихся (в том числе досрочно) в группу следующего года обучения или этапа спортивной подготовки рекомендуется проводить в соответствии с решением тренерского совета на основании стажа занятий, выполнения контрольных нормативов общей и специальной физической подготовки, а также заключения врача (медицинской комиссии).

Учащимся, не выполнившим предъявляемые требования, рекомендуется предоставлять возможность продолжить обучение повторно на том же этапе или в спортивно-оздоровительных группах.

Организация учебно-тренировочного процесса

1. Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависят от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливаются администрацией спортивной школы для каждого вида спорта индивидуально.

2. Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта спортивной школы проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель – в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха.

3. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика.

Обязательность работы по индивидуальным планам рекомендуется устанавливать на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

4. Расписание занятий (тренировок) утверждает администрация спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха детей, обучения их в образовательных учреждениях с учетом возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм.

Содержание учебно-тренировочных занятий должно соответствовать утвержденным образовательным программам.

5. По всем видам спорта для проведения занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства кроме основного тренера-преподавателя рекомендуется при необходимости привлекать дополнительно других тренеров-преподавателей и специалистов в пределах количества часов образовательной программы.

6. Для обеспечения круглогодичного учебно-тренировочного процесса, спортивной подготовки и активного отдыха учащихся в период каникул организуются оздоровительно-спортивные лагеря.

Порядок привлечения работников спортивной школы к работе в оздоровительно-спортивных лагерях определяется в соответствии с Приложением 1 «Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних загородных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда» к приказу Минобразования России от 29 марта 1993 г. № 113.

При проведении учебно-тренировочных сборов вне рамок оздоровительного лагеря привлечение работников к проведению данного мероприятия может производиться в соответствии с п. 8 указанного Приложения в таком же порядке, как и при проведении туристских походов.

7. Продолжительность одного занятия в группах спортивно-оздоровительной направленности и начальной подготовки не должна превышать 2 академических часов в неделю, в учебно-тренировочных группах – 3 академических часов в неделю при менее чем 4-разовых тренировочных занятиях; в группах, где нагрузка составляет 20 часов в неделю и более, – 4 академических часов в неделю, а при 2-разовых занятиях в день – 3 академических часов.

8. Спортивной школе рекомендуется для подготовки обучающихся в личных и командных видах спортивных дисциплин, в том числе по игровым видам спорта, организовывать учебно-тренировочные сборы продолжительностью до 12 дней перед проведением муниципальных, региональных соревнований и соревнований на уровне городов Москвы и Санкт-Петербурга и до 18 дней – перед проведением всероссийских и международных соревнований.

9. Группы высшего спортивного мастерства могут работать в режиме постоянно действующих учебно-тренировочных сборов по подготовке к международным, всероссийским соревнованиям, матчевым встречам и международным турнирам продолжительностью до 100 дней для выявления и подготовки перспективных спортсменов, кандидатов в муниципальную, региональную сборные команды, а также сборные команды городов Москвы и Санкт-Петербурга и до 250 дней – для подготовки спортсменов, включенных в составы сборных команд Российской Федерации.

Приложение 1

Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних загородных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда

(утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 29 марта 1993 г. № 113)

1. Для работы с детьми в оздоровительных лагерях с дневным и круглосуточным пребыванием детей, в летних загородных дошкольных учреждениях, при проведении туристских походов, экспедиций, экскурсий, организуемых органами управления образованием и образовательными учреждениями, как правило, направляются или привлекаются работники школ, школ-интернатов, учреждений дополнительного образования, а также дошкольных и других образовательных учреждений в период, не совпадающий с их отпуском.

2. За педагогическими и другими работниками образовательных учреждений, направляемыми или привлекаемыми в период, не совпадающий с их очередным отпуском, для работы в оздоровительных лагерях всех видов (в том числе создаваемых предприятиями, профсоюзами и другими организациями) по проведению походов, экспедиций и экскурсий, органы управления образованием полностью сохраняют заработную плату.

3. За работниками, направляемыми органами управления образованием из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в летний период на работу в оздоровительные лагеря, летние загородные дошкольные учреждения и для других оздоровительных мероприятий за пределы указанных районов и местностей, на время выполнения этой работы сохраняются районный коэффициент и надбавки к заработной плате, выслуженные по основному месту работы.

Для работников, выезжающих по собственной инициативе на летний период в южные и центральные районы для такой работы, указанный порядок не применяется.

4. Для работы в лагерях с дневным пребыванием детей, создаваемых органами управления образованием и образовательными учреждениями для учащихся той же местности, педагогические работники привлекаются в пределах установленного им до начала каникул объема учебной нагрузки (объема работы) с сохранением заработной платы, предусмотренной при тарификации.
Для педагогических работников оздоровительных лагерей может быть, с их согласия, установлен суммированный учет рабочего времени в пределах месяца. В случае привлечения педагогических работников, с их согласия, к работе в лагерях с дневным пребыванием детей в период, не совпадающий с отпуском, сверх указанного времени им дополнительно производится оплата, установленная по выполняемой работе за фактически отработанное время.

5. Педагогическим и другим работникам, направленным в период, не совпадающий с их отпуском, в оздоровительные лагеря, находящиеся за пределами места постоянного проживания работников (в том числе оздоровительные лагеря предприятий, профсоюзов и других организаций), и зачисленным на соответствующие должности, помимо сохраняемой заработной платы, установленной при тарификации, за счет средств, предусмотренных на содержание лагеря, заработная плата выплачивается не ниже размеров, установленных по занимаемой в лагере должности.
Кроме того, работникам указанных оздоровительных лагерей за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени производится доплата к ставкам и должностным окладам, предусмотренным по занимаемой в лагере должности, в размере 15%.
Перечень категорий работников, которым может быть установлена доплата к ставкам за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени, утверждается учреждением.

6. Работа вследствие неявки сменяющего работника оплачивается в соответствии со ст. 88 КЗоТ Российской Федерации, если она выполнялась за пределами рабочего времени, установленного графиками работы. При повременной оплате труда работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а последующие часы – в двойном размере.

7. За каждый час работы в ночное время (в период с 10 часов вечера до 6 часов утра), осуществляемой на основе графиков работы или приказа по учреждению в случае замены, производится доплата в размере 35% часовой ставки.

8. Педагогическим работникам, направленным в качестве руководителей (старших руководителей – при наличии нескольких групп участников) и заместителей руководителей туристских походов, экспедиций и экскурсий, в период, не совпадающий с отпуском, помимо сохраняемой заработной платы, установленной при тарификации, выплачивается заработная плата из расчета должностного оклада, установленного в пределах диапазона разрядов, предусмотренного Единой тарифной сеткой для руководителей структурных подразделений. Конкретный разряд оплаты труда устанавливается в зависимости от количества участников туристских походов, экспедиций и экскурсий, их сложности и продолжительности.

Кроме того, указанным работникам:

– возмещаются расходы по проезду в оба конца и суточные в порядке, установленном при оплате служебных командировок;
– может производиться доплата к должностному окладу за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени в размере 15% в пределах имеющихся средств.

Возмещение расходов по найму жилого помещения этим работникам не производится. Они должны проживать совместно с участниками походов, экспедиций, экскурсий. В случае размещения участников на турбазах, в кемпингах, гостиницах руководителям (старшим руководителям), заместителям руководителей производится возмещение расходов по найму жилого помещения в порядке, установленном при оплате служебных командировок на основании оплаченных счетов, выданных соответствующими учреждениями, организациями; помощникам руководителей из числа учащихся, входящим в состав группы, оплачивается проезд.

9. Лицам, занимающим должности специалистов в оздоровительных лагерях, летних дошкольных учреждениях, распложенных в сельской местности, ставки заработной платы (должностные оклады) повышаются на 25%.

10. Ставки заработной платы и должностные оклады работников оздоровительных лагерей (отрядов, групп), созданных для детей и подростков, имеющих отклонения в развитии (в том числе с задержкой психического развития), для детей, нуждающихся в длительном лечении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышаются в порядке, предусмотренном письмом Министерства образования Российской Федерации от 12 января 1993 г. № 10/32-Т.

11. Работникам оздоровительных лагерей, летних дошкольных учреждений, создаваемых органами управления образованием за пределами области, края, республики, города, района, оплачиваются проезд в оба конца, суточные за время нахождения в пути в порядке, предусмотренном при оплате служебных командировок.

12. Плата за питание работникам оздоровительных лагерей, находящихся за пределами мест их постоянного проживания, снижается на 50%.
Работникам из числа плавсостава учебных судов, клубов юных моряков и речников при нахождении их в плавании с учащимися на борту (в том числе и во время стоянок за пределами мест постоянного проживания) предоставляется бесплатное питание по нормам, предусмотренным для оздоровительных лагерей.
Дополнительные расходы, связанные со снижением или освобождением от платы за питание работников, производятся за счет средств, предусматриваемых на содержание лагеря.

13. В случае необходимости и при наличии соответствующих средств органы управления образованием и образовательные учреждения могут принимать на работу в оздоровительные лагеря, летние дошкольные учреждения и для проведения туристских походов, экспедиций, экскурсий студентов, специалистов предприятий, учреждений и организаций, работников образовательных учреждений в период отпуска. Оплата труда указанных специалистов должна осуществляться в порядке и на условиях, предусмотренных по занимаемой должности.
Кроме того, как и работникам учебно-воспитательных учреждений, выполняющим аналогичную работу в период, не совпадающий с отпуском, им возмещаются расходы по проезду, найму жилого помещения, питанию (или суточные).

14. При создании на базе образовательных учреждений временных экскурсионно-туристских баз, оздоровительных лагерей для детей из других регионов и привлечении к работе на этих базах и в лагерях работников образовательных учреждений, на базе которых они размещены (в том числе директоров, их заместителей, учителей и др.), оплата их труда осуществляется за счет средств данных туристских баз и лагерей. При этом указанные работники в этот период от основной работы в образовательном учреждении не освобождаются и привлекаются администрацией этих учреждений к работе в пределах установленного им до начала каникул объема учебной нагрузки (объема работы).

15. При увольнении работников, принятых на работу в оздоровительные лагеря, летние дошкольные учреждения, им выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск в порядке и на условиях, установленных по занимаемой в лагере и учреждении должности.