Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2009

Здоровый интерес

Невозможно говорить с детьми о здоровом образе жизни, о необходимости поддерживать хорошую физическую форму, не обращая внимания на их ценностные ориентиры. Только то, что для ребенка ценно и важно, может его по-настоящему заинтересовать. Но как этого добиться? Автор статьи предлагает вашему вниманию систему, разработанную и апробированную в школе № 40 г. Озерска Челябинской обл. Ее использование на уроках физической культуры способствует повышению интереса детей к своему здоровью.

Организм ребенка, обучающегося в школе, также подвергается многим негативным воздействиям. Это подрывает ресурсы организма и ведет к развитию хронических заболеваний. К сожалению, современные родители мало уделяют внимания двигательной активности своих детей, выполнению ими физических упражнений.

Современная российская школа пока плохо справляется с задачей формирования здоровой и гармонично развитой личности. Нынешнее поколение школьников не владеет необходимыми знаниями, не имеет соответствующих убеждений, чтобы осознанно выбирать здоровый образ жизни.

Выход есть?

Уровень результативности занятий физической культурой в настоящее время падает, и даже хорошо проведенный урок может не дать положительного результата. Дети приходят на уроки только потому, что они стоят в сетке часов и надо получить отметку.

В первую очередь необходимо четко сформулировать социальный заказ общества, а значит, ответить на вопрос: каким должен быть россиянин XXI века по своим нравственным устоям, физиологическим параметрам, уровню физической подготовленности?

Для реализации такого заказа предстоит изменить профессиональное самосознание, мировоззрение педагогов и систему ценностей учащихся.

Наша школа уже несколько лет работает над данной проблемой. Нами создана специальная программа, позволяющая повысить интерес школьников к занятиям физкультурой и укрепить их здоровье.

Цель программы: путем повышения статуса предмета «физическая культура» и организации диагностической системы мониторинга формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни.

Задачи программы:

– формирование у школьников правильного отношения к своему телу;
– овладение необходимыми знаниями и умениями, средствами и методами заботы о своем здоровье для поддержания высокого уровня работоспособности и успешной профессиональной деятельности.

Вся система работы состоит из шести взаимосвязанных блоков.

Знания

Все больше школьников теряют интерес к предмету «физическая культура», потому что мало знают о физической культуре и спорте. Дети не могут ответить на вопросы: сколько необходимо двигаться, чтобы быть здоровым? Какие упражнения надо выполнять для развития той или иной физической способности? Как работает организм, испытывающий физическую нагрузку? и т.д.

Одна из главных задач учащихся нашей школы – овладеть необходимой суммой знаний в области физической культуры и спорта и уметь применить их в жизни. В работе мы используем не только урочные формы занятий (лекции, практикумы, семинары, экскурсии), но и внеурочные – беседы, классные часы. Все это позволяет учащимся сформировать теоретические знания, научиться диагностировать и оценивать свое соматическое, физическое, психологическое, нравственное и интеллектуальное здоровье.

В школе создана система научного образования. При взаимодействии с научными консультантами – студентами наши ученики знакомятся с положением человека в современном обществе, его ролью в формировании различных экосистем и о зависимости от законов природы; учатся отвечать как за собственное здоровье, так и за здоровье общества. При этом они овладевают логикой научного мышления, проводят научно-исследовательскую работу, выступают на научно-практических конференциях.

Определение состояния своего здоровья

Каждый ученик нашей школы старается не только проводить мониторинг собственного здоровья, но и планировать дальнейшую работу по его улучшению.

На учащихся 1–4-х классов заводятся индивидуальные медицинские карточки. Врач и учитель физической культуры измеряют показатели физического развития (вес, рост, окружность грудной клетки, динамометрия, ЧСС в состоянии покоя), заносят их в карточку, объясняют, для чего это делается. В 5–8-х классах к основным показателям добавляются данные проб Руффье, Штанге и Генча. Ребята учатся определять ЧСС, проводить пробы Штанге и Генче и уже могут самостоятельно заносить результаты измерений в карточку. К 9–11-м классам они овладевают методикой измерения всех показателей физического развития, самостоятельно заносят все данные в карточку, определяют индексы здоровья, выводят экспресс-оценку общего состояния организма (по Г.Л. Апанасенко) и оценивают его по пятибалльной шкале.

Оценка отдельных параметров в баллах показывает недостатки физического развития и помогает их ликвидировать: нормализовать вес, увеличить силу, повысить жизненную емкость легких и т.п.

Определение уровня физической подготовленности

Диагностика и оценка физической подготовленности учащихся проводятся в три этапа: тестовые испытания, оценка результатов тестирования, обобщение и систематизация диагностики физической подготовленности – два раза в год, в сентябре и мае. При этом дети учатся определять уровень развития своих физических способностей.

Это пробуждает у учащихся интерес к своему здоровью и помогает наметить конкретные пути его улучшения. Только когда школьники сами участвуют в этом процессе, у них появляется возможность правильно выбрать образ жизни.

Повышение двигательной активности

При освоении материала учебного блока реализуются государственные и авторские программы, дети осваивают культурный компонент здорового образа жизни. Но двигательная активность формируется в основном на утренней зарядке, во время физкультурных пауз, подвижных перемен, активного отдыха. Кроме того, это помогает повысить работоспособность и снять утомление.

Обязательной составляющей являются разнообразные общешкольные мероприятия, на которых каждый ученик может максимально проявить свои способности: школьная спартакиада, спортивные праздники, Дни здоровья, туристические походы.

Создание атмосферы психологического комфорта на уроках

В условиях резкого изменения условий жизни наблюдается заметное ухудшение психофизического состояния школьников. Образуется разрыв между учителями и учениками, увеличиваются частота и сила конфликтов, в результате чего у детей возникают негативное отношение к предмету, нежелание заниматься физкультурой, что тормозит их физическое развитие, формирование необходимых двигательных умений и навыков.

Обобщив опыт ведущих специалистов и результаты собственных педагогических наблюдений, исследовав уровень физической подготовленности учащихся, мы решили, что необходимо проводить как минимум два урочных и два внеурочных занятия физкультурой в неделю. При этом каждый класс делится на группы в соответствии с уровнем физической подготовленности и медицинским группам учащихся:

– первая группа: высокий и близкий к высокому уровень физической подготовленности (учащиеся основной группы здоровья);
– вторая группа: средний уровень физической подготовленности (учащиеся основной и подготовительной групп здоровья);
– третья группа: низкий уровень физической подготовленности (учащиеся подготовительной группы здоровья).

Уроки проводятся в течение недели через равные промежутки времени: занятия рекреационной направленности – в начале, тренировки – в середине, реабилитационные занятия – в конце недели. Для учащихся первой группы организуют преимущественно занятия тренирующей, а для третьей группы – оздоровительной направленности.

Составление индивидуальных программ здоровья

Систематическое проведение мониторинга физического развития учащихся, усвоение ими определенной суммы знаний в области физической культуры способствует созданию индивидуальных тренировочных и оздоровительных программ. Работа по индивидуальным программам способствует повышению двигательной активности школьников, повышению показателей физического развития и уровня физической подготовленности, позволяет им наметить пути улучшения здоровья.

Алла Кольман ,
учитель физической культуры, МОУ «СОШ № 40», г. Озерск, Челябинская обл.