Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2009

У кого нервы крепче?

Знакомство с данными исследования, проведенного в г. Кургане, заставляет учителя по-новому посмотреть на организацию уроков и школьных спортивно-масовых мероприятий.

Программа «Одаренные дети»

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, поддержки и развития одаренных детей. Однако, как показывает практика, для успешного развития творческого потенциала ребенка недостаточно интеллектуально насыщенного образования и уроков физической культуры. Актуальным вопросом стало не только то, как дать детям возможность раскрыть свой талант, но и то, как с помощью урочных и внеурочных форм физической культуры реализовать недостаток двигательной активности, определить, как организм детей в условиях гиподинамии будет реагировать на физическую нагрузку.

Взаимосвязь физического и умственного воспитания проявляется опосредованно и непосредственно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и т.д.: как выполнить движения экономнее, точнее, выразительнее, как распределить силы на дистанции во время соревнований. Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые занимающимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности, жизни.

Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимые условия для нормального умственного развития детей. Это отмечал еще великий ученый П.Ф. Лесгафт в своем фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». В этой работе показаны широкие возможности физической культуры в решении задач умственного воспитания. Существует двусторонняя связь умственного и физического воспитания. С одной стороны, физическое воспитание создает лучшие условия для умственной работоспособности и содействует развитию интеллекта, с другой – умственное воспитание повышает эффективность физического, создавая условия для более вдумчивого отношения к нему.

Умственное воспитание заключается в развитии таких интеллектуальных качеств, как сообразительность, сосредоточенность, пытливость, быстрота мышления.

Эксперимент в лицее

Эксперимент проходил на базе Курганского областного лицея-интерната для одаренных детей. В нем приняли участие юноши и девушки 16–17 лет с отсутствием жалоб на здоровье, которые обучаются по трем профилям: биолого-химический, физико-математический и гуманитарный. Двигательная активность ограничена тремя уроками физической культуры и посещением спортзала в свободном режиме. Воспитанники лицея в большей мере занимаются умственной работой, чем спортом. Учащимся было предложено пробежать 1000 м в рамках спортивно-массового мероприятия «День здоровья». Условия проведения испытаний для всех были одинаковы. Все контрольные испытания проводились на открытом воздухе. Результаты каждого теста были занесены в протокол. Второй этап исследования будет проведен в мае 2009 г. с участием тех же испытуемых. Исследование на данном этапе позволит проанализировать уровень их физической подготовленности и динамику ее изменения в данной группе.

Целью данной работы явилась оценка влияния спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий на функциональное состояние лицеистов в возрасте 16–17 лет. Одна из задач – сравнение влияния физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на организм юношей и девушек.

Результаты исследования

Исследование состояния нервной системы лицеистов разного пола позволило выявить значимые различия в особенностях нервной системы юношей и девушек в условиях относительного покоя (рис. 1).

Рис. 1. Особенности нервной системы юношей и девушек 16-17 лет (n = 32)

Рис. 1. Особенности нервной системы юношей и девушек 16–17 лет (n = 32)

Так, среди юношей в основном представлен выпуклый тип (64%), свидетельствующий о сильной нервной системе, тогда как среди девушек – нисходящий тип (61%), что говорит о слабой нервной системе.

В группах равнозначно были представлены промежуточный и ровный типы (по 10% – у девушек и по 9% – у юношей соответственно), которые характеризуют средне-слабую и среднюю нервную систему.

Таким образом, по начальным показателям можно заключить, что нервная система юношей может выдержать большую по величине и длительности нагрузку, чем нервная система девушек.

После участия в физкультурно-оздоровительном мероприятии распределение испытуемых по типам динамики максимального темпа работы существенно изменилось (рис. 2).

Рис. 2. Особенности реакции нервной системы юношей и девушек 16-17 лет (n = 32) на физическую и эмоциональную нагрузку

Рис. 2. Особенности реакции нервной системы юношей и девушек 16–17 лет (n = 32) на физическую и эмоциональную нагрузку

В группе юношей не отмечены такие типы, как вогнутый и промежуточный, в то время как в группе девушек они составили соответственно 19% и 14%. У юношей наблюдается увеличение долей нисходящего и ровного типов при одновременном уменьшении доли выпуклого типа, а у девушек – увеличение долей выпуклого, вогнутого, ровного и промежуточного типов при уменьшении доли нисходящего.

Теппинг-тест

Оценить силу нервной системы можно и при помощи ранжирования по силе (рис. 3).

Рис. 3. Ранжирование по силе нервной системы юношей и девушек 16-17 лет (n = 32)

Рис. 3. Ранжирование по силе нервной системы юношей и девушек 16–17 лет (n = 32)

Теппинг-тест был предложен Е.П. Ильиным в качестве экспресс-метода, не требующего специальных условий проведения и применения аппаратуры. Он основан на изменении во времени максимального темпа движений кисти. Испытуемые в течение 30 сек. стараются удержать этот темп. Показатели темпа фиксируются через каждые 5 сек., и по шести получаемым результатам строят кривую работоспособности данного испытуемого. Чем ближе полученная сумма к нулевой отметке, тем больше сила нервной системы. Анализируя данный рисунок, можно заключить, что после выполнения забега на 1000 м испытуемые выполняли теппинг-тест с большей скоростью, что говорит о сильной, выносливой нервной системе. При этом у девушек ее состояние оказалось лучше, чем у юношей.

Выводы

После проведения физкультурно-оздоровительного мероприятия отмечена тенденция к увеличению силы нервных процессов, что является благоприятной реакцией на физическую и эмоциональную нагрузку. Среди девушек выявлено достоверно большее число лиц с благоприятным (норматоническим) типом реакции, нежели среди юношей: у половины из них был выявлен гипотонический тип.

Увеличение температуры икроножной мышцы у юношей оказалось сильнее, чем у девушек, так как они выполняют более интенсивную работу.

По силе нервной системы девушки превосходили юношей.

Проведенные исследования и полученные результаты позволяют говорить о необходимости и обязательности проведения функционального контроля. Если в состоянии относительного физиологического покоя у юношей и девушек отмечались показатели состояния сердечно-сосудистой системы, характерные для здоровых лиц, то при сопоставлении этих показателей с зафиксированными после нагрузки отмечены некоторые отклонения от нормы, которые следует учитывать при построении программы спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Фото Т.БЕЛОНОЖКИНОЙ

Александр Хильчук ,
учитель физической культуры, Курганский областной лицей-интернат для одаренных детей, г. Курган

Рейтинг@Mail.ru