Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2009

Учитель должен быть психологом!

Для того чтобы показывать высокие результаты, спортсмен должен достичь высокого уровня развития физических и психических качеств. И если физическая подготовленность обычно находится на стабильно высоком уровне, решающим фактором для победы в соревновании становится психологическая готовность. Задача педагога заключается не только в физическом развитии воспитанника, но и в формировании его психологической устойчивости.

Темперамент имеет значение

Каждый учитель физической культуры в повседневной жизни сталкивается с решением психологических проблем. Ни один урок, ни одно спортивное соревнование не обходятся без этого.

На урок, в отличие от соревнований, приходят ученики с разным уровнем физической подготовленности, психологической устойчивости, с разными возможностями. Задача учителя – обучить всех детей тем или иным элементам школьной программы: каждый должен уйти с позитивным чувством преодоления, победы, радости от того, что научился чему-то новому. Естественно, ученики с низким уровнем физической подготовленности и психологической устойчивости испытывают больше проблем при освоении нового материала. Дети, обладающие различным темпераментом, по-разному способны преодолевать проблемы и переносить неудачи. Так как людей с ярко выраженными чертами определенного типа темперамента можно встретить редко, учитель должен уметь предвидеть возможную реакцию детей со смешанными типами темперамента на различные ситуации.

Так, например, сангвиники и холерики бурно реагируют на неудачи, но при этом готовы решить проблему; замечания они воспринимают с недовольством, пытаются отстаивать свое мнение (зачастую неправильное), но со временем соглашаются с педагогом.

С флегматиками работать удобнее всего: они согласны выполнять задание неоднократно, потому что понимают, что могут допустить ошибку; замечания воспринимают спокойно, без лишних эмоций и конфликтов. Как правило, эти дети добиваются на уроках хороших результатов.

Меланхолики не всегда адекватно реагируют на критику, как правило, не уверены в себе, могут замкнуться после неудачи, отказаться выполнять задание. Учителю нужно помнить о том, что эти дети очень ранимые, в общении с ним нужно соблюдать дипломатичность.

В связи с этим учитель, прежде чем приступить к работе с классом, должен изучить индивидуальные особенности каждого ребенка, просмотреть медицинские карты, побеседовать с классным руководителем и таким образом постепенно выстраивать линию работы с классом в целом и индивидуально с каждым учеником, изучить на уроке его способности и возможности, чтобы порекомендовать ему заниматься тем или иным видом спорта.

Половые психологические особенности

Физические возможности зависят от пола ребенка. Мальчики легче справляются с интенсивной нагрузкой, обладают большей физической силой, амплитудой движений. Девочки выносливее, лучше переносят монотонную физическую нагрузку. Поэтому методы физического воспитания мальчиков и девочек несколько различаются. Упражнения на развитие выносливости, быстроты, точности движений одинаково полезны всем школьникам. При этом мальчикам необходимо выполнять больше упражнений на развитие силы, а девочкам – на развитие гибкости.

Многие девочки-подростки и девушки недооценивают роль физических упражнений. Они недостаточно активны физически, и не случайно по многим показателям физические возможности девочек 10–12 лет порой оказываются выше, чем девушек 16–17 лет, что отрицательно сказывается на формировании женского организма.

Мальчикам, подросткам и юношам свойственны переоценка своих физических возможностей и определенное безрассудство, что нередко побуждает их, например, поднимать непосильные тяжести, спрыгивать с большой высоты, порой неуместно демонстрируя силу, храбрость, и т.д. При этом они нередко недооценивают менее значимые, на их взгляд, но жизненно важные качества, особенно выносливость. Именно юношам в первую очередь следует помнить, что уважение окружающих можно завоевать лишь полезными делами, а не демонстрацией физических качеств, какими бы привлекательными они ни казались.

Нельзя не отметить психологические особенности команд девочек и мальчиков. Девочки – пластилин в руках мастера. Они строго выполняют все установки, доверяют тренеру и педагогу, адекватно воспринимают строгость и авторитарность тренера во время игр. Мальчики – это свободные художники, импровизаторы. Не всегда получается добиться от них строгого выполнения правил, так как они привносят в нее свое видение игровых ситуаций, зачастую неверное. Мальчики могут спорить с тренером, которому они доверяют, пытаясь доказать свою правоту. Но иногда это даже может быть плюсом, так как ребята способны найти нестандартное решение прямо во время игры.

Во время тренировок мальчики, в отличие от девочек, недооценивают необходимость длительной монотонной отработки различных элементов спортивных игр, пытаются увильнуть от этого и заняться тем, что им больше нравится. Иногда они пытаются повернуть ход тренировки в интересующее их русло, тогда как девочки четко выполняют все указания педагога.

Спонсор публикации статьи языковой тренинговый центр "Свобода слова" предлагает современный инновационный подход к изучению языков. Курсы английского интенсив - это 128 часов в насыщенной языковой среде и в результате повышение уровня владения языком на 1 ступень в классификации CEFR. За 8 дней интенсивного тренинга "с погружением" VICTORY Вы увеличите словарный запас от 1500 новых слов и более, освободитесь от "языкового барьера" и получите мощный стимул к дальнейшему совершенствованию своего английского. Подробную информацию о расписании и программе тренингов и их стоимости можно узнать на сайте lingvo-svoboda.ru.

Соревновательный фактор

Многие дети в условиях соревнований раскрываются совершенно с другой стороны. Бывает, что ребенок средних физических способностей, от которого не ждут активных действий или самостоятельного разрешения игровой ситуации, вдруг проявляет лидерские качества – «вытягивает» игру команды, в безнадежной ситуации переламывает ход матча, а после игры снова прячется в «футляр», становясь незаметным. И наоборот: ученик, выделяющийся на фоне остальных на уроке, теряется во время соревнований и не может проявить свои лучшие качества.

Для участия в соревнованиях выбирают детей с высоким уровнем физической подготовленности. В отличие от урока физкультуры, где задача учителя – научить всех детей элементарным техническим действиям, на соревнованиях идет работа на результат (индивидуальный либо командный). Соответственно требования к участникам предъявляются более высокие, и дети сталкиваются с другими проблемами, ранее им не встречавшимися. Поэтому здесь важную роль играют лидеры класса. Если на уроке физкультуры учитель больше рассчитывает на флегматиков, то на соревнованиях – в основном на представителей «взрывных» типов темперамента (холериков и сангвиников).

В командных видах спорта важную роль играют взаимоотношения игроков с тренером и между собой. Бывают случаи, когда в повседневной жизни дети даже не разговаривают друг с другом, ссорятся, но во время игры они работают вместе и хорошо понимают друг друга. Доброжелательная атмосфера – это основа успеха команды. Взаимоотношения в команде формирует тренер, но взаимопонимание возникает только в процессе тренировок и игр. Умение тренера поддержать игроков, дать правильную психологическую установку на игру является частью успеха команды.

Выводы

1. Учителю, педагогу, тренеру важно знать психологические особенности воспитанников, их личностные качества и физические возможности.
2. Необходимо строить свою работу с учетом этих знаний.
3. Педагог должен давать детям возможность проявить свои лучшие качества в различных видах спортивной деятельности, что позволит им самоутвердиться среди сверстников.

Важна не только физическая подготовка учащихся, но и психологическая. Опыт показывает, что в современном спорте чаще выигрывает не тот, кто сильнее, а тот, кто устойчивее психологически.

Николай Гордеев ,
г. Москва