Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2009

Гимнастика для старшеклассниц

В 10–11-х классах в больших помещениях уроки физкультуры проводят два преподавателя: один – с девушками, другой – с юношами, так как задания предлагаются разные. Как лучше провести урок гимнастики для девушек-старшеклассниц? Каковы особенности работы с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе?

Задачи урока

Образовательная: дальнейшее развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, согласование движений, формирование чувства ритма, равновесия, навыков точности воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) путем выполнения:

– акробатических упражнений;
– упражнений на равновесие;
– упражнений у гимнастической стенки.

Воспитательная: воспитание силы воли, взаимопомощи, решительности, смелости, дисциплины, аккуратности.

Развивающая: развитие физических качеств: силы, гибкости, координации движений.

Инвентарь:

– гимнастические маты – 6 шт.;
– бревно;
– секундомер;
– коврики;
– магнитофон, аудиокассеты с музыкальными записями.

Подготовительная часть

Организационные моменты

Построение группы, приветствие, ознакомление с задачами урока. Подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС).

Действия учителя: подсчет ЧСС у девушек, отнесенных к специальной медицинской группе, с объяснением задач пульсометрии: в течение урока через определенные интервалы времени необходимо подсчитывать пульс, чтобы объективно определить и контролировать дозировку упражнений и общую нагрузку на уроке.

Разминка

– Ходьба по периметру зала (обычная);
– ходьба гимнастическим шагом;
– ходьба с поочередным сгибанием и разгибанием рук;
– волнообразные движения рук.

Упражнения для укрепления осанки

– Ходьба на носках, руки «в замок» вверх;
– ходьба на пятках, руки к плечам;
– шаг вальса, шаг польки, руки на пояс.

Подводящие упражнения к выполнению основной задачи урока

– Ходьба по скамейке в глубоком приседе;
– шаг польки;
– шаг «ручейком» (см. далее);
– присед – поворот на 180°; встать; присед – поворот (руки вниз) – продолжение ходьбы;
– два прыжка со сменой ног и продвижением вперед.

Упражнения в беге

– На носках;
– галопом;
– полька.

Ходьба с упражнениями на восстановление дыхания. Подсчет ЧСС у девушек, отнесенных к специальной медицинской группе.

Хореографические упражнения

Выполнение хореографических заданий с использованием фронтального способа организации обучения.

Действия учителя

Действия учащихся

Объяснение, показ

1. Встать правым боком к стенке, руки на рейке на уровне пояса. Отвести плавным движением левую руку в сторону, присесть, проследить взглядом за рукой.
То же – другим боком

2. И.п. – то же. Отвести левую ногу в сторону, назад, вперед.
То же – другой ногой

3. И.п. – то же. Подняться на полупальцы.
То же – другим боком

4. И.п. – стоя лицом вплотную к стенке. Медленный наклон назад

Объяснение, показ

5. И.п. – стоя лицом к стенке, руки на рейке на уровне пояса. Наклоны вперед

Комплекс ритмической гимнастики

Действия учителя: объяснение, показ. Выполнение упражнений вместе с группой с использованием фронтального способа организации обучения.

По окончании выполнения комплекса упражнений ритмической гимнастики – выполнение упражнений на восстановление дыхания. Подсчет ЧСС.

Основная часть

Класс делится на три отделения, одно из которых состоит из девушек, отнесенных к специальной медицинской группе. Другие отделения формируются по уровню физической подготовленности.

Упражнения для учащихся основной медицинской группы

I отделение

Акробатические упражнения

– Равновесие на одной ноге – поворот на 90°;
– стойка на лопатках. Согнуть одну ногу, затем другую, выпрямить ноги вверх, колени подтянуть ко лбу;
– «плуг», перекаты назад;
– кувырок назад через плечо из стойки на лопатках в «полушпагат» с жесткой опорой рук.

II отделение

Упражнения на равновесие

И.п. – стоя на бревне. Шаг польки.
1 – шаг «ручейком»;
2 – «ласточка» с соединением разноименных руки и ноги;
3 – два прыжка с продвижением вперед.

III отделение

Совершенствование умений и навыков выполнения упражнений на гимнастической стенке

– Подтягивание в висе, нога на рейке, другая направлена вниз, со сменой положения ног;
– «маятник»;
– и.п. – лежа спиной на полу головой к шведской стенке, руки на нижней рейке. Поднимание прямых ног до угла 90°.
– то же – с подниманием ног до нижней рейки;
– и.п. – вис на шведской стенке. Поднимание ног до угла 90°.

Упражнения для учащихся специальной медицинской группы

I отделение

Акробатические упражнения

– Перекаты в группировке;
– «кошка»;
– «лодочка»;
– из упора стоя на коленях принять упор лежа.

II отделение

Упражнения на равновесие

– Ходьба приставными шагами;
– ходьба поперек бревна приставными шагами;
– ходьба навстречу друг другу – «ласточка» – шаг – поворот.

III отделение

Упражнения на гимнастической стенке

Рекомендованные для всего класса упражнения учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, выполняют в щадящем режиме (меньшее количество упражнений) в зависимости от диагноза ученика.

По окончании работы на снаряде (через 5–6 мин.) отделения меняются местами.

Ходьба по залу, выполнение упражнений на восстановление дыхания, подсчет ЧСС.

Заключительная часть

Построение класса. Выполнение упражнений на восстановление дыхания. Сообщение домашнего задания:

– повторение упражнений на равновесие;
– поворот с маховым движением ноги на 90°;
– для девушек, отнесенных к специальной медицинской группе, – отжимание в упоре лежа стоя на коленях.

Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Результаты пульсометрии

Результаты измерения ЧСС у девушек, отнесенных к специальной медицинской группе, показывают, что пульс достигает максимальной величины в основной части урока при выполнении упражнений на гимнастической стенке, не превышая 152 уд./мин., и возвращается к исходному значению в заключительной части урока после выполнения специальных восстановительных упражнений (рис. 1).

Рис. 1. Динамика ЧСС в течение урока гимнастики у девушек, отнесенных к специальной медицинской группе

Рис. 1. Динамика ЧСС в течение урока гимнастики у девушек, отнесенных к специальной медицинской группе

Татьяна Янковская ,
учитель физической культуры, МОУ «СОШ № 7», г. Усть-Илимск, Иркутская обл.