Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2009

«Снежные люди», или Сноуборды как искусство

Спортивные баталии на досках

Экстремальным может быть не только спорт, но и искусство – эту истину доказывали истинные экстремалы от искусства и талантливые художники от спорта, встретившиеся на мирном состязании в Центре современного искусства «Проект “Фабрика”». Там прошла выставка творений лучших художников-дизайнеров в области экстремальных видов спорта. Лучшие граффити-художники Москвы соревновались в создании дизайна для проекта «Braun Extreme Fresh Style!» на сноубордических досках.

Интрига вечера состояла в том, чтобы пришедшим на выставку приглашенным гостям правильно найти свою доску. Работы мастеров граффити созданы по анкетам реальных людей, которые даже не подозревали сути опроса (вопросы были довольно безобидные: какие художники вам нравятся, книги, фильмы, страны, какой вы предпочитаете стиaль одежды и т.п.). Художники же, прочитав анкеты, продемонстрировали, как можно создать неповторимый «экстремальный» стиль для каждого человека, даже далекого от сноуборда. Экстрим – он ведь у каждого в душе, может быть, только глубоко спрятан. Расставленные сноубордические доски, вручную расписанные лучшими молодыми художниками-экстремалами, удачно вписывались в окружающую обстановку.

«Мастер» – художник-экстремал

«Мастер» – художник-экстремал

В честном поединке определились три победителя, а судьями смогли стать все желающие, заполнив небольшую анкету прямо на выставке и отдав свой голос за понравившееся произведение на сайте конкурса. А на выставке каждому посетителю выдавались специальные наклейки с баллами: 1, 2, 3, и их в зависимости от предпочтений можно было повесить над понравившейся доской. Пара досок – просто шедевры. Подсчет результатов голосования прост и объективен: чем больше баллов, тем лучше произведение.

– Вообще слово «граффити» происходит и от греческого слова «graphein», означающего «писать», и от итальянского слова «graffito» – «царапать», а история этого термина переносит нас к неандертальцам, старательно рисовавшим на стенах любимой пещеры, – говорит автор одной из досок, художник-экстремал по прозвищу Мастер. – Я тоже, помню, поддался голосу природы и как-то «позаимствовал» у родителя баллончик-пульверизатор с краской и «облагородил» собственный подъезд. Результатом я остался доволен, подъезд, думаю, – тоже. После этого решил стать самым крутым граффером и стал им! Долгие годы тренировок, и не только в искусстве граффити, но и в спорте с 1996 года, дали результат – я достиг вполне профессионального уровня. И кататься, и расписывать доски – далеко не так просто. Техническое мастерство и индивидуальный стиль достигаются бесконечными часами упорнейших тренировок, и лучшая учеба здесь – это повторение. Ты должен еще раз пройти всю историю искусства граффити. От простого – к сложному, от сложного – к своему. Сейчас можно попросить совета у более опытного товарища, тогда как мы начинали с нуля.

C доской «в теме»

Дизайн сноубордов – дело дорогое (доска с оригинальным дизайном стоит примерно 800–900 $), но это для настоящих граффитчиков не главное – важен сам процесс создания. По их словам, чтобы заниматься росписью досок профессионально, графферу необходимо не только самому быть «в теме», то есть заниматься сноубордингом, но и знать компьютер и четко представлять, как это будет выглядеть вживую. При работе с досками нужно учитывать много специфических моментов. Обычные баллоны с краской не подходят: можно делать эксклюзивные рисунки аэрографом, а сверху покрывать их лаком. Но чаще всего дизайнерские эскизы предлагают фирмам, которые наносят их на доску промышленным способом. Существует 7 фундаментальных форм граффити, которые развиваются в тысячи различных вариаций. Формы характеризуются сложностью, расположением и размерами.

– В моей сегодняшней доске главная мысль – импульс, стремление ввысь, вверх ракетой над всем этим небритым лесом, – говорит Мастер, показывая свою авторскую доску. – Этакий тунгусский метеорит над зарослями. Мой стиль называется wildstyle, или дикий, почти нечитаемый стиль с переплетающимися буквами. Неподготовленному и далекому от граффити человеку трудно прочитать, что здесь написано. А это ему надо? Кто хочет, тот поймет.

Колыбелью граффити считается Нью-Йорк. Именно там родился мир уличного искусства со своей техникой, стилем и сленгом. Именно там экстремальный спорт прочно «вплелся» в неформальное искусство. Дизайн многих досок делали очень известные в мире современного искусства и граффити люди, а многие райдеры являются уличными художниками. Граффити обрело популярность, когда молодой 17-летний грек Демитриос стал ставить свой тэг «Taki 183» по всему Нью-Йорку, а особенно в подземке. Молодежь активно поддержала начинания Демитриоса, и скоро у уборщиков метро опустились руки. История нашего граффити началась в 1985 году – одновременно с модой на брейк-данс. Это вполне закономерно, ведь и то, и другое – часть культуры хип-хоп. Модные юноши после танцев брали баллончики и «шли в народ», в силу фантазии расцвечивая серые советские будни. Доска как произведение искусства все чаще находит своих поклонников. И хотя именная доска вряд ли прибавит обладателю скорости, но престижа – уж точно.

Ритм жизни диктует одежду

С каждым годом интеграция спорта и моды увеличивает свои обороты. Не остается в стороне и наша малоснежная в последнее время зима. Активный отдых на лоне природы становится все более популярным, а сноубординг начинает привлекать все больше внимания людей, ведущих спортивный образ жизни.

Прошедший в начале ноября в Москве традиционный «Лыжный салон» – тому яркое подтверждение. С каждым годом рынок сноубордических досок и специальной одежды для катания растет: обилие моделей, представленных на выставке, просто поражало. С некоторых пор сноуборд перестал ассоциироваться только с молодежью в широких спущенных штанах: сейчас катаются и дети, и люди постарше. Очень широкие штаны и куртки для сноуборда отходят в прошлое, появляются новые коллекции и формы с зауженным кроем. Сегодня все большую популярность завоевывают простые и яркие цвета. Компании-производители используют новейшие высокотехнологичные материалы. Кататься в обычном нейлоне сейчас уже не модно. Отделка стала более затейливой: используются материалы, способные повысить качество миниатюрных деталей: шелк, твид, вельвет, деним.

Считается, что первым превратил детскую игрушку Snurfer в сноуборд и создал сноубординг как спорт и образ жизни основатель компании Burton Джек Бартон. Коллекции компании представляют собой классику жанра, где каждый может найти себе подходящую вещь по цвету крою и фасону. Есть даже модели для детей от двух (!) лет. Вскоре в линейке компании появятся усовершенствованные модели курток со встроенными наушниками и ботинок с подогревом. Также можно выделить новое ноу-хау: модели, у которых можно «молнией» пристегнуть куртку к штанам и после катания отстегнуть манжеты брюк, чтобы спасти их от грязи и стирания.

Многочисленные бренды представили на российском рынке и другие интересные разработки: по многим вещам иногда даже трудно определить, предназначена она для катания на сноуборде или для ежедневной носки. Защитную юбку от снега можно легко отстегнуть, манжеты на рукавах и утяжки – расслабить, чтобы ничего не стесняло движений. Такие многофункциональные вещи в нашей стране весьма актуальны. Существуют и интересные детали: у мужских моделей – съемные шортики к штанам и толстовки к курткам, у женских – брюки-капри и толстовки, в которых можно сделать растяжку перед катанием или расслабить ее после него.

Российские фирмы тоже не остаются за бортом сноубордической моды: за годы популяризации идеи отечественного сноуборда они обрели своих многочисленных поклонников. Изменения в этом году коснулись не только дизайна продукции – появились новые технологии в изготовлении как сноубордов, так и ботинок.

Практически во всех отечественных моделях сноубордов сердечник набран из планок древесины нескольких различных пород. Это позволяет улучшить отдачу и контроль над доской. Доска будущего – это новый экологически чистый полимер: сердечник изготовлен из генетически измененной породы дерева, не существующей в природе. Сочетание трех пород: бамбука, тополя и бальзы – делает доску необычайно легкой, невероятно упругой, долговечной и «работоспособной».

Выбор доски – дело ответственное

Сноуборд – вещь очень важная, и подходить к его выбору нужно ответственно. Многие новички, у которых просто глаза разбегаются от богатства выбора, часто допускают ошибку, ориентируясь прежде всего на дизайн и не уделяя особого внимания подбору оптимальной конструкции. Во время катания сноуборд испытывает нагрузки, самые разнообразные по своей силе, амплитуде и точке приложения. Профессионалы считают, что главным ориентиром при выборе сноуборда должен быть опыт конкретных сноубордистов, использующих продукцию определенных производителей. Сноуборды ведущих фирм по большому счету мало чем отличаются по качеству, а для непрофессионального сноубордиста это не имеет большого значения.

При выборе сноуборда очень важно знать вес спортсмена. Существуют таблицы, по которым можно легко ориентироваться. Если вес человека превышает 100 кг, то сноуборд необходимо выбирать длиной не менее 160 см. Сейчас выпускают доски, рассчитанные на людей, имеющих самый разный рост и вес: от совсем маленьких до очень крупных. Длинные доски чаще всего более удобны для катания по глубокому снегу, т.е. в стиле freeride. На высоких скоростях они управляются лучше, но требуют намного больших усилий для езды.

Также при выборе сноуборда важно учитывать уровень катания: от него зависит необходимая жесткость сноуборда. Основное правило заключается в том, что, чем лучше катается спортсмен, тем более жесткая доска ему нужна. Обычно для новичков подходят мягкие и средние доски. С другой стороны, мягкий сноуборд удобен для небольших прыжков и трюков и для катания по целине.

Чтобы узнать, какой перед вами сноуборд, можно позвать продавца и спросить у него, а можно с умным видом решить этот вопрос самому. Для этого нужно взять доску так, чтобы она одним концом лежала на полу, а другим – на руке под углом примерно в 45° по отношению к полу. Свободной рукой сильно нажать и отпустить сноуборд в области его «талии» так, чтобы он прогнулся. Для жесткого сноуборда сделать это будет нелегко.

Очень важная характеристика – ширина сноуборда. На слишком узкой доске ноги могут не уместиться и будут чиркать по снегу, мешая движению. С другой стороны, слишком широкой доской сложно управлять, что особенно актуально для большинства женщин и детей. Нужно убедиться, что ноги в ботинках, поставленные на сноуборд, выходят с обеих сторон не менее чем на 1 см.

Узкие доски легче переложить с канта на кант и направить в поворот, поэтому они чаще используются для racing и carving катания и катания в стиле halfpipe и в сноуборд-парках. Более широкие сноуборды используются для freeride, катания по целине, и имеют большую поверхность для удачных приземлений. Как отмечают опытные райдеры, слишком широкий сноуборд – это не то же самое, что широкие штаны. Он будет полезен только в случае, если ноги спортсмена имеют очень большой размер.

Немаловажную роль в непростом выборе сноуборда играет форма доски. Доска для фристайла изготавливается в форме «твин-тип»: у нее оба конца одинаково закруглены и имеют одинаковую длину. Доска для freeride имеет «направленную» форму, где один конец длиннее другого.

Фото автора

Татьяна Белоножкина