Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2009

Третий – не лишний

Пример организации третьего урока физической культуры

Как быть, если нет возможности организовать урок в спортивном зале школы? Когда тепло, можно заниматься на улице. А если погода не позволяет? Тогда для уроков физкультуры используют школьные коридоры, рекреации и даже кабинеты. Как провести урок в таких условиях?

Импровизированный спортивный зал

Обычный школьный кабинет размером 8х6 м. На уроке класс в полном составе – 25 человек. На полу – ковровое покрытие. Ребята занимаются босиком, что способствует закаливанию организма, повышению иммунитета, стимуляции биологически активных точек стопы, профилактике плоскостопия.

Для повышения интереса к уроку, устранения монотонности, возникающей при выполнении циклических упражнений, и развития мелкой моторики руки применяют разнообразный раздаточный инвентарь: кегли, кубики, мешочки, флажки, ленточки, скакалки, обручи, ролики, матерчатые палочки, массажные коврики, кистевые эспандеры, деревянные и каучуковые палочки, шарики, мячи различных размеров и качества – от поролоновых до набивных, а также игрушки, амортизаторы, деревянную дорожку и многое другое – всего более 30 наименований.

Учитель показывает, как можно использовать такой инвентарь в домашних условиях для овладения определенными умениями и навыками и тренировки физических качеств.

На каждом уроке применяются оздоровительные методики: дыхательные упражнения, звуковая гимнастика, массаж и самомассаж, упражнения на «дорожке здоровья», упражнения для профилактики плоскостопия, суставная гимнастика, массаж биологически активных точек, пальчиковый игровой тренинг, гимнастика для глаз, идеомоторная тренировка изученных упражнений.

Структура урока

Организационный момент

2 мин.

Ходьба и бег

6 мин.

ОРУ в игровой форме

6 мин.

Развитие физических качеств

8 мин.

Игра

5 мин.

Теоретические сведения

5 мин.

Упражнения в положении лежа и стоя на коленях для укрепления мышечного корсета

6 мин.

Упражнения на расслабление

2 мин.

Организационный момент

Урок начинается с построения и приветствия. Учитель сообщает задачи урока, проверяет осанку учеников.

Беговая разминка

Бег в равномерном темпе должен продолжаться не менее 6 мин. Именно это дает возможность профилактики заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем посредством тренировки аэробного характера, направленной на повышение адаптационных возможностей вегетативной системы организма.

Во время бега дети выполняют игровые задания с различными предметами: перекладывают их за спиной, из руки в руку, под ногой, подбрасывают вверх, ловят и передают друг другу, жонглируют и т.д. Можно положить спортивный инвентарь на пол и выполнять задания «для ловких ножек» – преодолеть препятствие, не наступая на него, правым, левым боком, спиной вперед, с прокручиванием, с перепрыгиванием, с одновременным выполнением специальных беговых упражнений и т.д.

Ученики бегут «змейкой» или парами по кругу. Места всем хватает, так как используется все пространство зала. Учащиеся выполняют игровые задания в паре:

– лицом друг к другу;
– спиной друг к другу;
– синхронно выполняя шаг галопа;
– играя «в ладошки».

Моим ученикам, например, очень нравится игра «Ручеек» в беге.

ОРУ

Это следующий этап урока. Обычно дети выстраиваются в три шеренги. Инвентарь используется тот же, что и при беге, но на каждом следующем уроке – новый.

Развитие физических качеств

В середине урока для этого можно использовать различные формы организации занятий, например выполнение упражнений на трех дорожках:

– на первой учащиеся прыгают через кегли;
– на второй – проходят «тараканчиком» – ноги впереди, удерживая кеглю на животе;
– на третьей – ползут по гимнастической скамейке, зажав кеглю между ступнями.

Затем дети меняются дорожками.

Игра

В малом зале можно предложить ученикам сыграть в такие игры, как «Удочка», «Вышибалы» (используется поролоновый мяч), «Ящерица», «Третий лишний», «Пустое место», «Волк во рву», «Салки», «Мышеловка», «Перестрелка снежками», «Подвижная цель», «Гонка мячей по кругу», «Прыгающие воробушки», «Хвостики».

Теоретические сведения

Сообщение теоретических сведений – неотъемлемая часть урока. Для этого учитель может использовать наглядные пособия – яркие и красочные плакаты, чтобы помочь детям задуматься о состоянии своего здоровья и о своей ответственности за него.

Ученики выстраиваются в три шеренги, затем рассаживаются по местам на ковриках и слушают учителя.

Многие люди не занимаются физической культурой и спортом, потому что мало знают о положительном воздействии физических упражнений на состояние здоровья. Поэтому любое двигательное действие на уроках рассматривается через призму его влияния на организм.

Например, не все знают, что ходьба босиком оказывает положительное влияние на многие функции организма через тактильную чувствительность (ощущение прикосновений) ступни. Важность воздействия на организм через рецепторы подошвы ноги определяется еще и тем, что обувь, которую всю жизнь непрерывно носит современный человек, создает для ног постоянный комфортный микроклимат. Это важно еще и потому, что современная обувь создает для ног состояние комфорта, и чувствительность подошвы ноги снижается. А так как ступни рефлекторно связаны со слизистой верхних дыхательных путей, малейшее охлаждение ног у незакаленного человека может привести к простуде.

Упражнения для укрепления мышечного корсета

Для укрепления мышечного корсета и формирования правильной осанки лучше всего подходят упражнения, которые выполняются из различных исходных положений, лежа на спине и на животе, благодаря чему разгружается позвоночник, меняется направление силы внутрибрюшного давления и силы тяжести самих органов.

Упражнения на расслабление

Заканчивается урок снятием напряжения. При этом используются словесный метод и другие нестандартные способы (визуализация, чередование напряжения и расслабления, принятие удобного положения тела, дыхание «по кругу», успокаивающий массаж).

Елена Ефимова ,
отличник народного просвещения, учитель физической культуры МОУ «Гимназия № 19», г. Курган