Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2009

Зауралье

Физическое воспитание: проблемы, проекты, приоритеты

Научно-методическое руководство физическим воспитанием учащихся в областной системе образования Зауралья осуществляет Кабинет физической культуры регионального Института повышения квалификации и переподготовки работников образования. При Кабинете работает методический совет – совещательный орган, в который входят наиболее авторитетные педагоги и ученые региона.

Курганской области функционирует 693 общеобразовательных учреждения, которые посещают 100,3 тыс. учащихся. 42 школы области не имеют собственных спортивных залов, большинство образовательных учреждений работают на оборудовании доперестроечного периода.

В общеобразовательных учреждениях региона работают 858 учителей физической культуры, из них 491 человек с высшим педагогическим образованием (57,2%), 309 педагогов (36%) имеют среднее специальное образование. 13 педагогов удостоены почетного звания «заслуженный учитель Российской Федерации», отраслевые знаки отличия имеют 8,5% учителей. Педагоги второй квалификационной категории составляют 19,3% от общего числа, первой – 37,8%, высшей – 20,5%. 14 учителей физической культуры являются победителями конкурса лучших учителей, проводимого в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Кадровые проблемы не обошли стороной и систему образования Курганской области: квалифицированные работники уезжают в более богатые соседние регионы, старейшие учителя уходят, а полноценной замены им, к сожалению, нет, несмотря на выпуск большого числа специалистов в области физической культуры высшими и средними специальными учебными заведениями области.

Отметим некоторые особенности процесса физического воспитания в школах Курганской области:

– с 2004 г. во всех школах области со 2-го по 11-й классы как обязательный введен третий урок физической культуры с оздоровительной направленностью;
– около 40% учителей физической культуры работают в класс-комплектах с обучающимися разного возраста;
– обязательными для всех учителей являются разработка и реализация рабочих программ по физической культуре, спортивно-оздоровительным секциям и кружкам.

Самым массовым спортивным мероприятием для учащихся является областная спартакиада школьников, программа которой сформирована с учетом видов спорта, традиционно культивируемых в Курганской области. В 2007 г. в ней приняло участие более 50 тыс. учащихся региона (более 52,3% детей школьного возраста).

В 2008 г. проведен I областной физкультурно-оздоровительный фестиваль «Самый здоровый класс» – аналог «Президентских состязаний». Есть в области и собственные Олимпиады: зимняя – «Зауральская метелица» и летняя – «Золотой колос».

Третий год подряд в области реализуется социальный проект «Тренер-общественник Зауралья». Благодаря проекту в 2008 г. более 20 тыс. детей и подростков привлечены к занятиям физической культурой и спортом по месту жительства в период летних каникул.

Наши проблемы

Информация о проблемах физического воспитания в системе образования Курганской области поступает в Кабинет физической культуры при областном ИПКиПРО по нескольким каналам.

Прежде всего, это итоги ежегодного опроса педагогических кадров области, во время которого учителя заполняют анкеты профессиональных запросов и затруднений.

Кроме того, в ходе общения с педагогами в рамках курсовых, методических и научно-методических мероприятий учителя имеют возможность рассказать о своих проблемах.

Много информации дают результаты социологических исследований, проводимых Кабинетом физической культуры по наиболее актуальным проблемам преподавания физической культуры; материалы годовых отчетов территориальных методических объединений учителей физической культуры; материалы инспекционных, экспертных, мониторинговых мероприятий, в которых участвует Кабинет физической культуры.

На основе многоканального поступления актуальной информации удалось систематизировать региональные проблемы физического воспитания:

1. Телоцентристская позиция учителей физической культуры, недооценка вклада физической культуры в личностное развитие обучающихся и их социализацию. Такой вывод следует из задач и индикаторов процесса физического воспитания, которые сводятся к физическому совершенствованию. При этом не уделяется должного внимания процессу усвоения ценностей физической культуры, диагностике сформированности физической культуры личности и многому другому.

2. Игнорирование учителями физической культуры передовой общепедагогической проблематики, искусственное вычленение проблем физической культуры из числа обсуждаемых общепедагогических вопросов.

3. Слабая освоенность методики формирования общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций, универсальных способов деятельности средствами физического воспитания.

4. Затруднения в целеполагании педагогической деятельности, педагогической диагностике, анализе.

5. Игнорирование физкультурно-педагогическим сообществом позиций потребителей образовательных услуг (обучающихся, родителей, окружающего социума) при формировании содержания физического воспитания.

6. Необоснованное смещение общеобразовательного акцента содержания предмета «физическая культура» в сторону физической подготовки.

7. Неготовность основной массы учителей физической культуры к квалифицированному преподаванию основ оздоровительных систем физического воспитания (шейпинг, оздоровительная аэробика, фитнес, атлетическая гимнастика, восточные оздоровительные системы).

8. Слабый внутришкольный контроль процесса физического воспитания.

Наши приоритеты

Определение проблемного поля позволяет ежегодно формулировать и уточнять приоритеты развития физического воспитания в областной системе образования Зауралья. Для этого, например, в 2008 г. разработан и реализован областной проект «Школа – центр физической культуры и спорта», который предполагает реализацию комплекса соответствующих мер.

Кроме указанных выше, приоритетами областной системы образования являются интеграция основного и дополнительного физкультурного образования детей и подростков, повышение роли образовательных учреждений как центров физкультурно-оздоровительной и спортивной жизни окружающего социума.

Формы методической работы

В ИПКиПРО используются различные формы методической работы: семинары, дискуссии, «круглые столы», конференции, конкурсы и др. Венчают методическую жизнь физкультурно-педагогического сообщества Зауралья ежегодные Бокаревские педагогические чтения, учрежденные в память о заслуженном учителе Российской Федерации Ю.Г. Бокареве, почти 40 лет возглавлявшем Кабинет физического воспитания областного ИПКиПРО.

Для оперативного обеспечения учителей физической культуры актуальной методической информацией в Курганской области создана электронная база нормативно-правовых документов и методических материалов по физической культуре и спорту. Открыта регулярно пополняемая свежей информацией страница Кабинета физической культуры на сайте Института повышения квалификации. В ближайшей перспективе планируется открыть страницу «Физическая культура и спорт» на образовательном портале Курганской области. Кроме того, предполагается ввести в практику методической работы общение на форуме, проведение видеоконференций в режиме реального времени.

Важным этапом методической работы с учителями является переход от репродуктивных методов распространения ценного опыта к его развитию на местах. Для этого выделяются точки генерации и выращивания ценной идеи, которые получают всестороннюю поддержку областных структур для кристаллизации замысла и выхода на уровень методик и технологий. Затем носители ценного опыта получают статус областной стажерской площадки по распространению опыта.

Сильное методическое влияние на деятельность физкультурно-педагогического сообщества Зауралья оказывает набирающее обороты конкурсное движение. В 2007 г. впервые в ходе областного фестиваля педагогического мастерства была учреждена отдельная номинация учителей физической культуры. В 2008 г., спустя 10 лет, возрожден региональный этап конкурса «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы». Запланировано проведение областного конкурса «Реализация процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Курганской области». Уже традиционными стали следующие областные конкурсы:

– на лучшую организацию и проведение спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы среди подростковых клубов по месту жительства;
– лучшую организацию спортивно-массовой работы среди учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности;
– лучшую организацию и проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– «Спортивная элита Зауралья»;
– «Лучший общественный инструктор спортивно-оздоровительной работы по месту жительства»;
– образовательных программ по физической культуре и спорту;
– методических формирований физкультурно-педагогических работников;
– областной этап конкурса «Лучший детский тренер страны»;
– фестиваль педагогических идей и инноваций в сфере физической культуры;
– конкурсы инновационных проектов и т.д.

Существенное внимание уделяется подготовке учителей к участию в конкурсном отборе лучших педагогов в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Для этого ежегодно примерно за 8–10 месяцев до начала отбора создается специальная творческая группа, формируется индивидуальный план подготовки материалов каждого педагога и начинается кропотливая адресная работа с каждым учителем, который будет представлять физкультурно-педагогическое сообщество на данном конкурсе. Кстати, такой же порядок работы с педагогами применяется при подготовке к каждому конкурсу, в котором участвуют учителя физической культуры.

Благодаря массовому конкурсному движению – конкурсы ставят множество задач, связанных с подготовкой проектов, публикаций и др., – активизировалась издательская деятельность в этой области. Наряду с многочисленными методическими рекомендациями и пособиями, подготовленными учителями физической культуры в последние годы, создан электронный учебник по разработке программ для преподавателей, выпущены авторские компакт-диски, где рассказывается об опыте преподавания волейбола и баскетбола.

Любой профессиональный конкурс – это тщательная инвентаризация собственного опыта и пристальный профессиональный взгляд в будущее, что и обусловливает его высокую методическую ценность. А еще это праздник профессии и профессионализма – во всяком случае, так мы его представляем. Поэтому и в дальнейшем мы будем поддерживать и развивать конкурсное движение среди физкультурно-педагогических работников региона.

В 2008 г. Правительством Курганской области было принято Примерное положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения. Одним из главных условий премирования учителей является участие в методических мероприятиях, профессиональных конкурсах, обобщение, распространение опыта. Поэтому Кабинет физической культуры ИПКиПРО предлагает для учителей области огромное количество разнообразных форм методической работы, чтобы каждый педагог мог найти способ реализовать свой методический опыт – было бы время!

Приоритет

Шаги / Мероприятия

Формирование объективной системы оценки профессиональной деятельности учителя физической культуры

– Разработка инструментария комплексной оценки труда учителя физической культуры, которая будет использоваться в процессе аттестации, в рамках отраслевой системы оплаты труда;
– разработка рекомендаций по ретроспективному анализу деятельности учителя физической культуры, самообследованию (аудиту) деятельности школы по физическому воспитанию

Совершенствование мониторинга физической подготовленности учащихся школ

– Внедрение новой региональной системы оценивания физической подготовленности учащихся, основанной на фиксации индивидуального прогресса физической подготовленности;
– внедрение региональных дневников здоровья и физического совершенствования

Совершенствование контрольно-оценочной деятельности учителей физической культуры

– Разработка инструментария для мониторинга сформированности физической культуры личности учащегося, уровня усвоения ценностей физической культуры и здорового образа жизни;
– поддержка внедрения альтернативных контрольно-оценочных систем (индивидуальной накопительной ведомости, портфеля учебно-спортивных достижений и др.)

Повышение вариативности содержания физического воспитания

– Разработка и реализация вариативных региональных программ по разделам: «Художественная гимнастика», «Гиревой спорт», «Гандбол» и др.;
– методическая поддержка практики внедрения оздоровительных систем физического воспитания (фитнес, шейпинг, оздоровительная аэробика, атлетическая гимнастика, элементы восточных оздоровительных систем и др.)

Индивидуализация процесса физического воспитания

– Методическая поддержка внедрения индивидуальных образовательных программ по физической культуре

Обеспечение безопасности процесса физического воспитания

– Внедрение эффективных технологий обеспечения безопасности процесса физического воспитания, профилактики травматизма (обучение правилам и приемам безопасного выполнения упражнений, обучение выявлению потенциальных и реальных рисков при выполнении физических упражнений, формирование навыков самостраховки, самооценки физического состояния и др.)

Повышение эффективности преподавания физической культуры в малокомплектной сельской школе

– Разработка и реализация модели разновозрастного обучения физической культуре

Обеспечение доступности занятий физической культурой для учащихся специальной медицинской группы

– Разработка и реализация интегрированной модели преподавания физической культуры для одновременных занятий учащихся различных медицинских групп

Развитие различных форм работы с учениками, у которых хорошо развиты двигательные навыки, на базе общеобразовательных учреждений

– Создание сети классов оборонно-спортивного профиля; расширение сети специализированных спортивных классов, работающих на базе общеобразовательных школ;
– введение в программу областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «физическая культура»

Повышение роли потребителей образовательных услуг в формировании содержания процесса физического воспитания

– Подключение родительского и ученического сообществ к предварительному рассмотрению проектов рабочих программ по физической культуре; проведение общественных слушаний по школьной концепции курса физической культуры;
– включение представителей социума, обслуживаемого образовательным учреждением, в комиссии по аттестации учителей физической культуры

Эдуард Абрамов ,
к.б.н., заведующий Кабинетом физической культуры ИПК и ПРО, Курганской обл.