Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2009

Мини-футбольный фестиваль

В прошлом номере мы знакомили вас с книгой «Мини-футбол – игра для всех», вышедшей в издательстве «Советский спорт». Материал, предложенный авторами, достаточно разнообразен и интересен. В книге также уделяется внимание организации мини-футбольного фестиваля. Как лучше провести такой праздник? Какие конкурсы включить в его программу? Глава из этой книги помогает ответить на эти и многие другие вопросы.

С чего начать

С чего же начинается подготовка к этому спортивному празднику? Прежде всего, с организации штаба фестиваля уже в начале лагерной смены. В его состав, разумеется, кроме взрослых, должны войти мальчики и девочки, обладающие организаторскими способностями.

Штаб намечает дату проведения праздника и разрабатывает программу фестиваля, на основе которой составляется сценарий, в котором должно быть четко обозначено, как связаны между собой все этапы праздника и кто отвечает за проведение тех или иных мероприятий. Чтобы повысить интерес участников к состязаниям, штаб определяет систему подведения итогов у отрядов каждой возрастной группы.

Вот один из вариантов такой системы: за первое место в личных соревнованиях отряд получает 3 очка, за второе – 5, за третье – 7 очков, и т.д. За первое место в командных соревнованиях, кроме мини-футбола, начисляется 2 очка, за второе – 4, за третье – 6 очков, и т.д. Команды, занявшие первое место по мини-футболу, получают 1 очко, занявшие второе место – 2 очка, третье место – 3 очка, и т.д. Победителем в каждой возрастной группе становится команда, набравшая меньше очков.

На совещании штаб фестиваля поручает физоргам отрядов ознакомить детей с программой праздника, организовать тренировки команд девочек и мальчиков, чтобы как можно больше ребят стали участниками спортивного праздника в трех видах состязаний, а также определяет фронт работ, которые необходимо выполнить до открытия фестиваля. Ответственность за это несут специальные службы праздника:

1) медицинская. Доктор выбирает себе в ассистенты тех ребят, кто хочет посвятить свою жизнь этой гуманной профессии. Во время соревнований ассистенты с сумками с красным крестом всегда готовы оказать первую помощь;

2) пресс-центр – дети, умеющие работать пером и кистью. Они оформляют фотомонтаж «Правила игры в мини-футбол», стенд «Мини-футбол в России», проводят конкурс на лучшую эмблему фестиваля между отрядами каждой возрастной группы, готовят афиши и информационные бюллетени – «молнии», передачи для лагерного радиоузла. Во время соревнований корреспонденты пресс-центра фотографируют интересные моменты и по окончании фестиваля оформляют фотостенд, посвященный прошедшему празднику. В канун праздника пресс-центр организует встречу участников фестиваля с известными футболистами;

3) техническая служба – ребята, хорошо знакомые с рубанком и молотком, зубилом и гаечным ключом, иголкой и ниткой, кистью и карандашом. В ведении этой важной службы – подготовка мест проведения соревнований, а также спортивного инвентаря. Здесь подбирают и ремонтируют спортивные площадки и оборудование, готовят призы, грамоты и дипломы для победителей и участников фестиваля;

4) служба «До-ре-ми» – юные музыканты, умеющие играть на баяне или аккордеоне, и радиолюбители, знакомые с устройством магнитофона, а также с работой радиоузла. Ребята из этой службы отвечают за музыкальное оформление фестиваля. В соответствии со сценарным планом они записывают на магнитофон фрагменты из заранее выбранных музыкальных произведений и в ходе праздника транслируют их через радиоузел;

5) судейская коллегия. Самые принципиальные и знающие ребята становятся судьями. Они определяют справедливость каждой победы, а также оформляют грамоты и дипломы. До начала соревнований судейская коллегия проверяет готовность спортивных площадок к проведению фестиваля. Важной задачей судейской коллегии является организация до открытия фестиваля предварительных игр по мини-футболу, цель которых – определить финалистов. При этом от одного отряда в предварительных состязаниях могут выступать по 2–3 команды. Мальчики и девочки 9–11 лет составляют смешанные команды, а соревнования в возрастных группах 12–13 и 14–15 лет проводятся раздельно среди мальчиков и девочек. Продолжительность игры для детей 9–11 лет – 2 периода по 10 мин., 12–13 и 14–15 лет – 2 периода по 15 мин. Перерыв между периодами – 5 мин.

У судей, физоргов отрядов и капитанов команд много работы: подобрать состав команд, организовать тренировки. Не следует забывать и об экипировке участников соревнований, особенно по мини-футболу.

Спортивная форма мини-футболистов проста. По существу, на игры здесь можно выходить даже в школьной спортивной форме. Однако желательно каждой команде иметь свою униформу и свою эмблему, которая придает спортивной форме особую праздничность и строгость.

Изготовить эмблему несложно: всегда найдутся умельцы – юные художники. Чаще всего ее делают из бумаги. Однако в таком случае она может быстро прийти в негодность. Мы советуем изобразить эмблему прямо на футболке или майке. Для этого сначала нарисуйте ее на листе бумаги. Затем перенесите рисунок на полиэтиленовую пленку и ножницами вырежьте изображение – получится трафарет. Сделайте небольшой пресс: на деревянную дощечку наклейте поролон тонким слоем, с другой стороны прикрепите ручку. Пресс готов. Расстелите футболку, наложите на нее трафарет, смазанный краской, и сделайте с помощью пресса отпечаток эмблемы. Таким же способом можно нанести на футболки номера.

При желании можно разнообразить экипировку команды, придав ей оригинальность: например, продольно на рукава футболки или трусы нашить полоски яркой материи шириной 2–5 см, а спереди на футболке поместить поперечную ленту шириной 7–10 см.

Однако спортивная форма должна выглядеть не только красиво, но и опрятно. Поэтому перед игрой надо как следует прогладить футболку, трусы и гетры, а после каждой матча обязательно все постирать. Форма должна сидеть ладно и удобно. Футболку аккуратно заправляйте в трусы. Никогда не спускайте низко гетры – это признак неаккуратности, а чтобы они не съезжали, перетяните их ниже колен широкой лентой.

Торжественный парад

Итак, спортивные площадки подготовлены. Штаб фестиваля и специалисты технической службы приготовили призы, грамоты и дипломы. Служба «До-ре-ми» последний раз проверила исправность аппаратуры. Судейская коллегия по итогам предварительных соревнований по мини-футболу определила финалистов. Команды провели последние тренировки. Физорги оформили и сдали в штаб фестиваля заявки команд на участие в соревнованиях, предусмотренных программой праздника.

Каждый отряд ждет открытия мини-футбольного фестиваля.

Самая торжественная его часть – парад участников. Порядок проведения зависит от вашей фантазии и имеющихся условий. А мы расскажем, как торжественно и четко провели парад ребята из летнего оздоровительного лагеря «Березка» Московской области.

Участники соревнований выстраиваются в колонну и в торжественном марше проходят мимо празднично украшенных трибун. Шествие возглавляет колонна знаменосцев. На зеленом поле стадиона появляется группа девочек. Они исполняют вольные гимнастические упражнения с цветами. Их сменяют девочки и мальчики, показывающие простейшие технические приемы игры с мини-футбольными мячами. Звучат горны: «Слушайте все!» Строй участников парада замирает в торжественной тишине. Капитаны мини-футбольных команд вносят яркие полотнища с изображением эмблемы спортивного праздника. Одновременно на беговой дорожке появляется бегун с горящим факелом. Обежав полный круг, он приближается к чаше, стоящей на постаменте. Вспыхивает олимпийский огонь. Раздается команда главного судьи соревнований: «Флаг спортивного праздника поднять!» Специально подготовленные участники водружают спортивный флаг. Главный судья объявляет праздник открытым.

Программа соревнований

Спортивная часть фестиваля непосредственно связана с соревнованиями по мини-футболу. В первой половине дня – с 10.30 до 12.30 – на различных спортивных площадках можно организовать состязания по выполнению технических приемов и разные конкурсы. Например, мальчики и девочки 9–11 лет могут участвовать в беге на 30 м с ведением волейбольного мяча, в играх «Забей гол» и «Смена сторон» и конкурсе «Жонглеры». Для мальчиков и девочек 12–13 лет организуют игры «Футбольный слалом», «Штурм крепости», «Пас-эстафета», конкурсы «Дальний бросок» и «Точный бросок», для мальчиков и девочек 14–15 лет – игры «Эстафета футболистов», «Мяч в кругу», конкурс «Снайперы».
Далее мы приводим содержание игр и конкурсов.

Бег на 30 м с ведением волейбольного мяча

В соревнованиях участвуют мальчики и девочки. Во время бега участник должен сделать не менее трех касаний мяча. Упражнение заканчивается, когда участник пересечет линию финиша и остановит мяч. Побеждает участник, быстрее других преодолевший дистанцию.

«Забей гол»

Игра проводится на волейбольной площадке. В каждой команде 6 человек (3 мальчика и 3 девочки). Между стойками на высоте 70–80 см протягивается шнур. На обеих сторонах поля обозначают ограничительные линии в 2 м от средней.
В игру вводят сразу два мяча. Игроки каждой команды стараются послать мяч ударом ноги под шнуром так, чтобы он вышел за пределы площадки соперника, т.е. забить гол, который будет засчитан лишь в том случае, если мяч пересечет лицевую линию площадки. Запрещается производить удары по мячу, находящемуся между ограничительной и средней линиями поля. Побеждает команда, забившая больше голов за установленное время.

«Смена сторон»

Соревнуются две команды по 6 человек (3 мальчика и 3 девочки). У каждого игрока волейбольный мяч. На площадке обозначают две параллельные линии в 20 м одна от другой. Каждая команда располагается за своей линией.
По сигналу все участники одновременно начинают вести мяч ногами к линии соперников. Как только мяч пересечет линию, игрок берет его в руки и поднимает вверх. Побеждает команда, игроки которой сумеют сделать это быстрее.

«Жонглеры»

Соревнования проводятся раздельно среди мальчиков и девочек. Ребята состязаются в пробитии ногами волейбольного мяча. Побеждает тот, кто успеет сделать больше ударов по мячу за установленное время.

Футбольный слалом

В каждой команде 8 человек (4 мальчика и 4 девочки). Перед каждой командой расставлено 6–7 флажков на расстоянии 3 м один от другого. Участники выстраиваются на старте в колонны по одному и начинают действовать одновременно. Первые номера берут футбольный мяч, по сигналу начинают продвигаться вперед, обводя мячом флажки («змейкой»), и таким же образом возвращаются обратно, останавливая мяч на линии старта. Это служит сигналом к началу игры для вторых номеров, в то время как первые становятся в конец колонны, и т.д. Побеждает команда, показавшая в эстафете лучшее время.

«Штурм крепости»

Участвуют две команды по 8 человек (4 мальчика и 4 девочки). В центре круга диаметром 8–9 м сооружается крепость из гимнастических палок в форме треноги.

По жребию одна из команд – атакующие. Расположившись за кругом, они передают друг другу футбольный мяч. Усыпляя таким образом бдительность защитников – 2 игроков из команды соперников, атакующие внезапно наносят по крепости удары мячом, стремясь разрушить ее. Защитники отбивают мяч любой частью тела, кроме рук. По истечении установленного времени команды меняются ролями. Победительницей признается команда, сумевшая разрушить крепость большее число раз.

«Пас-эстафета»

Участвуют несколько команд по 6 человек (3 девочки и 3 мальчика). Игроки выстраиваются за общей линией старта в колонну по двое. Перед каждой командой расставлено 5 флажков на расстоянии 3 м один от другого.

По сигналу два стоящих впереди игрока начинают продвигаться вперед, передавая друг другу мяч между флажками. Пройдя последний флажок, они меняются местами и таким же образом возвращаются обратно, останавливая мяч на линии старта. Это служит сигналом к началу игры для вторых номеров, в то время как первые становятся в конец колонны, и т.д. Побеждает команда, показавшая в эстафете лучшее время.

«Дальний бросок»

Соревнуются вратари (мальчики и девочки раздельно). Встав на линию метания, участники по коридору шириной 3 м одной рукой из-за плеча бросают мяч вперед. Каждый имеет право на 3 попытки. Побеждает участник, бросивший мяч дальше всех. Если мяч приземляется за пределами коридора, бросок не засчитывается.

«Точный бросок»

Соревнования проводятся раздельно среди мальчиков и девочек. На середине ворот для мини-футбола подвешивается гимнастический обруч, в который каждый участник делает 5 бросков мячом с 6-метровой отметки. Побеждает тот, кто сделает больше точных бросков.

«Эстафета футболистов»

Участвуют две команды по 6 человек (4 мальчика и 2 девочки). Команды выстраиваются друг против друга в колонну по одному. Расстояние между командами – 16 м. Впереди, в 15 м от линии старта, обозначается линия ворот. На ней устанавливают 3 стойки высотой 1,5–2 м на расстоянии 6 м одна от другой, которые образуют двое ворот. Далее, в 15 м от линии ворот, напротив каждой команды флажками отмечены поворотные пункты.

Первые номера занимают место в воротах перед командой противника. Вторые номера берут по футбольному мячу (желательно разного цвета) и по сигналу ведут их к воротам, стараясь забить гол. Защитники команды соперника стараются помешать им. В случае успеха вторые номера ведут мяч дальше к поворотным пунктам; обойдя флажки, возвращаются к воротам противника, передают мячи первым номерам, а сами занимают их место в воротах. Те, в свою очередь, начинают ведение мячей к линии старта, передают их третьим номерам, а сами встают позади своей колонны, и т.д. Эстафета заканчивается, когда головной игрок снова получает мяч и поднимает его над головой.

«Мяч в кругу»

Соревнуются две команды по 6 человек (4 мальчика и 2 девочки). Игроки одной команды располагаются по кругу радиусом 4 м и начинают передавать друг другу мяч, а два центровых игрока из команды соперника стараются его перехватить. По истечении определенного времени команды меняются ролями. Побеждает команда, у игроков которой при передачах было меньше случаев потери мяча.

«Снайперы»

Соревнования проводятся раздельно среди мальчиков и девочек. На стене мишень диаметром 80 см. Каждый участник делает по ней с разбега 5 ударов мячом: девочки – с 7 м, мальчики – с 10 м. Побеждает тот, кто сделал больше точных ударов.

Во второй половине дня позывные праздника вновь приглашают ребят на спортивные площадки. Начинаются финальные матчи за звание чемпиона лагеря по мини-футболу. Дети из службы «До-ре-ми» по радио называют фамилии участников команд и судей. Капитаны команд обмениваются вымпелами с изображениями эмблем. В финальных матчах, если за основное время игра завершилась вничью, судьи назначают серию 6-метровых ударов. В каждой возрастной группе определяются лучшие вратари, защитники и нападающие, а кроме того, самая дисциплинированная и вежливая команда фестиваля.

В ходе соревнований по мини-футболу болельщики каждой команды оформляют свою трибуну. Они заранее готовят плакаты и рисунки, которые демонстрируют в определенные моменты состязаний, поддерживая свои команды. При подведении итогов конкурса жюри, оценивая оформление трибун и остроумие болельщиков, может начислить командам – участницам состязаний дополнительные очки.

Но вот соревнования закончены. После торжественного марша все участники выстраиваются у флагштока. Главный судья подводит итоги. Начинается церемония награждения победителей и призеров, а также детей, принявших самое активное участие в подготовке фестиваля. Звучит команда главного судьи: «Флаг праздника спустить!»

Конкурс знатоков мини-футбола

Этот увлекательный конкурс можно с успехом организовать и в школе, и в оздоровительном лагере, и даже у себя во дворе – нужно лишь иметь желание и быть увлеченным человеком. А мы готовы поделиться советами.

Прежде всего, чтобы такой конкурс превратился в настоящий спортивный праздник и прошел успешно, следует провести предварительную подготовку: наметить сроки проведения, определить состав команд, установить форму проведения конкурса, четкую, всем понятную систему оценки результатов и подведения итогов.

Конечно, успех мероприятия во многом зависит от организаторов состязаний. Поэтому в состав жюри следует ввести знающих ребят; можно также пригласить опытных спортсменов и известных судей. В школе, например, такой конкурс можно провести в два этапа: первый – соревнования в классах, второй – финальные соревнования победителей первого этапа или сборных команд классов.

В зависимости от избранной формы проведения соревнований финальную их часть можно организовать как личные соревнования победителей первого этапа или как лично-командные, когда в зачет коллективу идет заранее установленное число лучших личных результатов и победительницей признается команда, получившая в итоге наименьшую сумму мест.

Интересна и командная форма: в составе каждой команды – мальчики и девочки; право очередного ответа предоставляется только одному из них. При этом заранее определяется численный состав команд и устанавливается, сколько раз каждый участник может отвечать на вопросы.

Финал конкурса знатоков мини-футбола лучше всего провести в присутствии всех ребят данной возрастной группы в актовом зале. Стены зала украшают веселыми рисунками, дружескими шаржами, над сценой вывешивают транспарант: «Привет участникам конкурса!» Для команд на сцене отводятся специальные места.

Зрители заполняют актовый зал. Участники конкурса и члены жюри занимают свои места. Появляется ведущий. На его майке изображен большой футбольный мяч. Ведущий поздравляет школьников с успешным завершением первого этапа конкурса, отмечает классы, в которых состязания знатоков прошли наиболее организованно, с участием большинства детей. Затем ведущий объявляет условия проведения конкурсов, представляет членов жюри и проверяет готовность участников соревнований.

Звучит футбольный марш М. Блантера. Начинаются состязания юных знатоков мини-футбола. Ведущий задает вопрос и объявляет время, отводимое на ответ (от 20 сек. до 1 мин.). По истечении установленного времени по сигналу ведущего ассистенты собирают листы с ответами и передают их членам жюри. Пока оно выставляет оценки, ведущий сообщает правильный ответ на вопрос. Если позволяет время, он может сообщить интересные подробности по этому вопросу или пригласить на сцену юного спортсмена для исполнения номера, например акробатических упражнений, и т.д.

В ходе конкурса жюри на специальном табло, которое должно быть хорошо видно участникам и зрителям, проставляет количество полученных баллов напротив фамилий соревнующихся школьников и названий команд.

Приводим примерные вопросы конкурса юных знатоков мини-футбола:

5–6-е классы

1. Кто написал книгу «Вратарь республики»? (Лев Кассиль.)
2. Какой мяч легче: футбольный, мини-футбольный или волейбольный? (Волейбольный.)
3. Сколько времени вратарь в мини-футболе на своей половине поля может владеть мячом? (4 сек.)
4. Где обозначается отметка для пробития мини-футбольного пенальти? (В 6 м от ворот.)
5. Проводятся ли чемпионаты мира по мини-футболу? (Да.)
6. Какая команда стала первым чемпионом мира по мини-футболу? (Сборная Бразилии.)
7. Проводятся ли чемпионаты Европы по мини-футболу? (Да.)
8. В каком году сборная России стала чемпионом Европы? (В 1999-м.)
9. Засчитывается ли гол, если мяч остановился между стойками, на линии ворот? (Нет.)
10. Засчитывается ли гол, если он забит непосредственно с начального удара в ворота соперников? (Да.)
11. В какую сторону должен быть направлен мяч при начальном ударе? (В сторону поля соперников.)
12. Что означают аббревиатуры ЦСКА, ДЮСШ, МФК? (Центральный спортивный клуб армии, детско-юношеская спортивная школа, мини-футбольный клуб.)
13. Разрешается ли в мини-футболе при отборе мяча использовать толчок плечом в плечо? (Нет.)
14. Как часто проводятся чемпионаты мира по мини-футболу? (Через каждые 4 года.)
15. Засчитывается ли гол, забитый в ворота непосредственно с углового удара? (Да.)
16. Разрешается ли в спортивном зале играть в мини-футбол в бутсах с шипами? (Нет.)
17. Как наказывается игрок за подножку сопернику в своей штрафной площади? (Назначается пенальти – 6-метровый удар.)
18. Что означает жест судьи – поднятая вверх рука? (Свободный удар.)
19. Засчитывается ли гол, забитый в ворота соперников непосредственно со свободного удара? (Нет.)
20. Засчитывается ли гол, забитый в ворота соперников непосредственно со штрафного удара? (Да.)
21. Как наказывается игрок за опасную игру? (Назначается свободный удар в сторону провинившейся команды.)
22. Как наказывается игрок за опасное нападение на соперника за пределами своей штрафной площади? (Назначается штрафной удар в сторону провинившейся команды.)
23. Как наказывается игрок за опасное нападение на соперника в пределах своей штрафной площади? (Назначается пенальти – 6-метровый удар в сторону провинившейся команды.)
24. Может ли игрок, выполняющий штрафной удар, коснуться мяча два раза подряд? (Нет.)
25. Какое решение принимается судьей, если мяч вышел за линию ворот от игрока обороняющейся команды? (Назначается угловой удар.)
26. Как называется ложное движение, применяемое игроком в целях введения соперника в заблуждение? (Финт.)
27. Где должны располагаться игроки соревнующихся команд при начальном ударе? (Только на своей половине поля.)
28. Сколько игроков в мини-футбольной команде? (Пять.)
29. Имеют ли право одновременно по два игрока в каждой команде выполнять на поле обязанности вратаря? (Нет, в каждой команде на поле играет только один вратарь.)
30. Какая команда завоевала наибольшее количество золотых медалей в чемпионатах России? («Дина» (Москва).)
31. Какие существуют виды ударов по мячу подъемом? (Серединой, внутренней и внешней частью подъема.)
32. Может ли полевой игрок заменить вратаря в ходе игры? (Да.)
33. Как наказывается игрок за подножку штрафной площади соперников? (Назначается штрафной удар.)

7–8-е классы

1. Что означает желтая карточка, предъявленная судьей игроку? (Предупреждение.)
2. Кто является автором известного футбольного марша? (Композитор М. Блантер.)
3. В каком году и где состоялся первый чемпионат мира по мини-футболу? (В 1989-м в Голландии.)
4. В каком году и где сборная команда России стала бронзовым чемпионом мира? (В 1996-м в Испании.)
5. Каков радиус центрального круга игрового поля? (3 м.)
6. Каковы размеры мини-футбольных ворот? (2?3 м.)
7. В каком году и где сборная команда России стала чемпионом Европы? (В 1999-м в Испании.)
8. Имеет ли право игрок, производящий начальный удар, коснуться мяча два раза подряд? (Нет, пока мяча не коснется любой другой игрок.)
9. Засчитывается ли гол, забитый в ворота соперников непосредственно ударом с боковой линии? (Нет.)
10. Какое место заняла сборная команда России в чемпионате Европы 2005 г.? (Второе.)
11. Какое решение должен принять судья, если игрок неправильно вводит мяч в игру ударом с боковой линии? (Удар повторяется с того же места игроком команды соперника.)
12. На каком расстоянии должны находиться игроки команды соперника при выполнении штрафного, свободного и углового ударов? (5 м.)
13. Какое решение принимает судья, если вратарь играет мячом в своей штрафной площади более 4 сек.? (Назначается свободный удар с линии штрафной площади.)
14. В каком случае умышленная игра рукой не считается нарушением? (Если игрок закрывает лицо руками, защищаясь от мяча, пробитого с близкого расстояния.)
15. Что такое накладка? (Неправильный прием: игрок, встречая ногу соперника, выставляет ему навстречу стопу.)
16. Если при угловом ударе мяч попадает в стойку ворот и вновь отскакивает к бьющему игроку, имеет ли он право второй раз коснуться мяча? (Нет.)
17. Разрешается ли в мини-футболе с помощью подката в ноги атакующему сопернику осуществлять отбор мяча у соперника? (Нет.)
18. Начиная с какого командного нарушения (фола) команда наказывается 10-метровым ударом? (С 6-го.)
19. Разрешается ли виновной команде устанавливать стенку при выполнении соперниками 10-метрового удара? (Нет.)
20. Засчитывается ли гол, забитый в ворота соперников непосредственно с 10-метрового удара? (Да.)
21. Разрешается ли вратарю играть мячом на чужой половине поля более 4 сек.? (Да.)
22. В чем сущность олимпийской системы соревнований? (После поражения команда выбывает из состязаний.)
23. В каком месте игрок имеет право заменить партнера? (Только в зоне замены своей команды.)
24. Как осуществляется замена игрока? (Сначала в зоне замены поле покидает игрок, которого меняют, а затем на площадку выходит заменяющий его партнер.)
25. Фиксируется ли положение «вне игры» в мини-футболе? (Нет.)
26. Как называется быстрый розыгрыш мяча между двумя партнерами с выходом одного из них на свободное место для получения паса? (Игра «в стенку».)
27. Как наказывается игрок за блокировку соперника? (Назначается свободный удар.)
28. Если игрок, взявший мяч под контроль, не выполнил удар с боковой линии в течение 4 сек., какое решение принимает судья? (Назначает повторение удара игроком команды соперника.)
29. Если вратарь вбросил мяч в игру после его выхода за линию ворот и вновь получил от партнера в то время, когда мяч еще не пересек среднюю линию и его не коснулся соперник, какое решение принимает судья? (Назначает свободный удар игроком команды соперника или с места нарушения, или с линии штрафной площади.)
30. Если игрок не соблюдает положенного расстояния при выполнении командой соперника штрафного, свободного, углового ударов, удара с боковой линии, вбрасывания мяча от ворот, какое решение принимает судья? (Назначается свободный удар, и виновному игроку предъявляется желтая карточка.)
31. Если игроку в ходе матча предъявлена вторая желтая карточка, какое решение принимает судья? (Игроку предъявляется красная карточка, и он удаляется с поля.)
32. Может ли игрок, удаленный с поля, в дальнейшем снова вступить в игру? (Нет, он находится на скамейке запасных.)
33. Через какое время после удаления с поля виновного игрока команда может играть в полном составе? (Через 2 мин.)
34. Как осуществляется выбор командами сторон игрового поля перед началом игры? (С помощью жребия.)
35. Если при вбрасывании «спорного мяча» игрок коснулся мяча до того, как он успел упасть на поле, какое решение должен принять судья? (Назначить повторное вбрасывание.)
36. Ограничивается ли число замен игроков в матче? (Нет.)
37. Имеет ли право вратарь поменяться местами с кем-либо из игроков своей команды? (Да.)
38. Каков вес мини-футбольного мяча? (400–440 г.)
39. Как должен вратарь стоять в воротах при выполнении 6-метрового удара? (На линии ворот лицом к бьющему игроку.)
40. Самый известный игрок российского мини-футбола 90-х гг. XX в. (Константин Ерёменко.)
41. В какой команде играл Константин Ерёменко? («Дина» (Москва).)
42. Если мяч попадает в потолок, какое решение должен принять судья? (Игра возобновляется ударом с боковой линии игроком команды, невиновной в данном нарушении.)
43. Может ли игрок, вводящий мяч в игру ударом с боковой линии, заступать на поле? (Ступни его ног игрока должны располагаться частично на боковой линии или за пределами площадки.)

9–11-е классы

1. Какая общественная организация занимается развитием мини-футбола в России? (Ассоциация мини-футбола России.)
2. Какое решение должен принять судья, если обороняющийся игрок, стремясь преградить путь мячу в ворота, играет рукой, но мяч все же попадает в ворота? (Засчитать гол.)
3. В чем сущность круговой системы соревнований? (В ходе соревнований все команды обязательно встречаются друг с другом.)
4. Если игрок, выполняющий 6-метровый удар, направит мяч назад, какое решение должен принять судья? (Назначить повторный удар.)
5. Когда и где сборная студенческая команда России становилась чемпионом мира? (В 1994 г. на Кипре; в 2002 г. в Венгрии.)
6. В чем отличие штрафного удара от свободного? (При штрафном ударе мяч, непосредственно забитый в ворота, засчитывается, а при свободном – нет.)
7. На каком расстоянии от мяча должен находиться вратарь при 10-метровом ударе? (Не ближе 5 м.)
8. Какое решение должен принять судья, если в ходе игры мяч пришел в негодность? (Мяч заменяют, и игра возобновляется вбрасыванием «спорного мяча».)
9. Если судья назначил 6-метровый удар, а время игры истекло, какое решение он должен принять? (Прибавляется время для выполнения 6-метрового удара.)
10. Засчитывается ли гол, если игрок, выполняя 6-метровый удар, попадает мячом в стойку ворот (мяч не касается вратаря) и повторным ударом забивает мяч в ворота? Какое решение должен принять в этом случае судья? (Не засчитывать гол и назначить свободный удар в сторону команды соперника.)
11. Останавливается ли игра, если мяч попадает в судью и вновь отскакивает в сторону поля? (Нет.)
12. Какое решение должен принять судья, если мяч попал непосредственно с удара с боковой линии в свои ворота? в ворота соперника? (Назначить угловой удар; назначить вбрасывание от ворот.)
13. Как наказывается игрок за опасную игру? (Назначается свободный удар.)
14. Если судья назначил 10-метровый удар, а время игры истекло, какое решение он должен принять? (Прибавляется время для выполнения 10-метрового удара.)
15. В какой клубной команде играет Владислав Шаяхметов из сборной команды России? («ВИЗ-Синара» (Екатеринбург).)
16. В каком году национальная сборная команда России по мини-футболу была признана журналистами лучшей спортивной командой страны? (В 1996-м.)
17. Какую геометрическую форму имеет игровое поле для мини-футбола? (Прямоугольную.)
18. Как наказывается игрок за умышленную игру рукой в своей штрафной площади? (Назначается 6-метровый удар, и игрок удаляется с поля.)
19. Если судья назначил свободный удар за нарушение в пределах штрафной площадки, с какого места следует выполнить этот удар? (С ближайшей к месту нарушения точки на линии штрафной площадки.)
20. Может ли вратарь поставить стенку при пробитии 10-метрового удара? (Нет.)
21. Если при игре в спортивном зале мяч коснется потолка, какое решение должен принять судья? (Мяч вводится в игру с ближайшей к месту касания мячом потолка точки с боковой линии игроком команды соперника.)
23. Сколько перерывов (тайм-аутов) может взять команда в одном периоде игры? (Один.)

По материалам книги «Мини-футбол – игра для всех»

Эмиль Алиев ;
Семен Андреев ;
Виталий Мутко