Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2009

Откуда игры к нам пришли?

Физкультурный праздник для воспитанников подготовительной группы детского сада

Первый опыт участия в спортивных праздниках ребята получают еще в детском саду. Очень важно, чтобы они испытали после соревнований только положительные эмоции, познакомившись при этом с очень интересным миром спорта. Как сделать такие праздники интересными, запоминающимися?

Инвентарь

Для проведения праздника понадобится следующее оборудование:

– два макета факелов;
– четыре фонарика, стилизованных под факелы;
– большой фонарь – центральный факел;
– мягкие мячики – по количеству детей;
– два больших мяча;
– гимнастические маты;
– мягкие модули («таблетки», кубы);
– два баскетбольных кольца;
– два длинных шнура;
– глобус, на котором континенты обозначены пятью цветами, соответствующими цветам олимпийских колец;
– картины с изображениями олимпийской символики и различных видов спорта.

Сценарий праздника

Дети под маршевую музыку входят в празднично оформленный физкультурный зал, рассаживаются на скамейках.
Ведущий (воспитатель по физической культуре) приветствует детей из двух подготовительных групп и приглашает их принять участие в спортивном празднике, посвященном истории возникновения различных видов спорта и Олимпийских игр.

Ведущий. Сегодня я приглашаю вас на спортивный праздник, на котором вы узнаете о пяти кольцах дружбы, объединяющих всех спортсменов Земли. Но для начала давайте вспомним: где проходили первые спортивные состязания и для чего они были организованы? (Дети отвечают.)

Дети. Игры проходили в Греции у горы Олимп – отсюда и название первых спортивных состязаний, которые помогали подружиться людям разных стран и показать свою ловкость, смелость, быстроту, силу.

Ведущий. До сих пор, как и много веков назад, в Олимпии горит священный олимпийский огонь, и раз в четыре года зажигают факел от этого огня для того, чтобы открыть очередные Олимпийские игры в одной из стран нашей планеты. Проносят этот огонь из Олимпии, передавая из рук в руки, лучшие спортсмены каждой страны. Давайте представим себе, как это было. Сегодня лучшие спортсмены нашего города – это вы, и вам предстоит доставить частицу священного огня к факелу наших сегодняшних соревнований.

Воспитатели расставляют ориентиры. Ведущий объясняет правила эстафеты и приглашает детей занять место у линии старта. Воспитатели выводят участников команд к линии старта и раздают факелы.

Эстафета священного огня

Дети делятся на две команды, строятся в две колонны перед линией старта. У стоящих впереди в руках факелы. По сигналу они бегут до ориентира, огибают его и, возвращаясь, передают факел следующему игроку. Выигрывает команда, закончившая эстафету раньше. Ведущий следит за четким выполнением правил игры, одобряет действия детей, по окончании эстафеты объявляет команду-победителя.

Ведущий. Молодцы! Вы сумели доставить священный огонь к месту проведения нашего праздника, и теперь мы можем зажечь факел наших соревнований. Итак, внимание!

Воспитатели с детьми садятся на скамейки. В затемненный физкультурный зал под торжественную музыку входят четыре девочки подготовительной группы из числа занимающихся в спортивном кружке с зажженными фонариками, стилизованными под факелы. После спортивного танца зажигают центральный факел – закрепленный на стене большой фонарь, а маленькие фонарики выключают.

Ведущий. Факел наших соревнований зажжен! Наш праздник объявляю открытым!

Дети аплодируют. Включается свет. Дети встают, выстраиваются в колонну, проходят маршем по периметру зала и перестраиваются в две шеренги напротив друг друга лицом к ведущему.

Ведущий. Олимпийским играм уже более ста лет. В главных соревнованиях на Земле принимают участие спортсмены пяти континентов. Сейчас мы назовем эти континенты – они всем хорошо знакомы.

Ведущий называет континенты (можно использовать наводящие вопросы к детям). Дети повторяют названия, находят их на глобусе, обращают внимание на цвет.

Ведущий. Европа – голубой цвет, Азия – желтый, Африка – черный, Австралия – зеленый, и Америка – красный. (Объяснение сопровождается демонстрацией колец на рисунке с символикой и континентов на глобусе.) На самых больших и главных состязаниях, которые называются Олимпийскими играми, встречаются спортсмены всех пяти континентов. Вот почему символом Олимпиады стали пять сплетенных разноцветных колец, которые обозначают дружбу. Мы познакомимся с народами разных стран и теми видами спорта, которым они научили другие народы. И начнем мы с Америки.

Америка

(Здесь и далее по ходу рассказа ведущий демонстрирует глобус и картины с изображениями различных видов спорта.)

Ведущий. Для индейцев Центральной Америки игра в мяч была самым любимым занятием. Поле для игры – это весь мир, а перемещения мяча – движение Солнца и Луны над этим миром. Играли в мяч командами, перебрасывая его друг другу на сторону соперника, причем бить по нему разрешалось только локтями, бедрами и коленками.

Разминка: дети выполняют упражнения в соответствии с указаниями учителя: поднимание в стороны согнутых в локтях рук, ходьба на месте с высоким подниманием бедра.

Ведущий. Выиграть можно было сразу, если мяч пролетел сквозь кольцо, установленное высоко над площадкой. Какую игру вам напоминает индейская игра с мячом?

Дети отвечают.

Ведущий. Действительно, сто лет назад в Америке был изобретен баскетбол. Мы с вами знакомы с некоторыми элементами этого вида спорта. Давайте сыграем в эту американскую игру.

В то время как ведущий объясняет правила игры, воспитатели раздают мячи.

Эстафета «Баскетбол»

Дети выстраиваются в две колонны перед линией старта. У каждого направляющего большой мяч. По сигналу (свистку) дети с мячами добегают до баскетбольной корзины, выполняют один бросок и с мячом в руках бегом возвращаются обратно, передают мяч следующему игроку и встают позади колонны. Учитываются скорость выполнения задания и точность попадания в корзину.
Воспитатели следят за соблюдением правил, затем помогают детям собирать мячи. Ведущий следит за четким выполнением правил игры, одобряет действия детей, по окончании эстафеты объявляет команду-победителя. Дети остаются в колоннах.

Азия

Ведущий. Желтое кольцо дружбы обозначает Азию. Азиаты – японцы, китайцы и другие восточные народы – очень увлекались различными видами борьбы. Занимаясь борьбой, они становились смелыми, сильными, быстрыми, ловкими, воспитывали в себе выдержку и уверенность в своих силах. Назовите виды борьбы, которые вы знаете.

Дети. Дзюдо, сумо, самбо, айкидо, кун-фу, вольная борьба…

Ведущий. Молодцы! Основные приемы борьбы – это действия руками. Поэтому главное – иметь сильные руки. Какие упражнения для рук вы знаете?

Разминка: дети называют и выполняют 3–4 упражнения для плечевого пояса.

Ведущий. Теперь мы готовы определить, кто же из вас самый сильный. Итак, сыграем в любимую игру народов Азии – перетягивание в парах.

Ведущий объясняет правила игры, воспитатели групп раскладывают шнуры, распределяют детей по парам: девочки с девочками, мальчики с мальчиками.

Перетягивание в парах

В игре участвуют две команды. На полу раскладывают два длинных шнура параллельно на расстоянии 30–40 см один от другого. Участники обеих команд располагаются вдоль шнуров парами лицом друг к другу, взявшись за руки. По сигналу они стараются перетянуть партнера на свою сторону. Выигрывает тот, кому удастся это сделать. Побежденные игроки садятся на скамейки. Соревнования продолжаются до тех пор, пока не останется один победитель. Мальчики и девочки соревнуются отдельно. Ведущий определяет самого сильного мальчика и самую сильную девочку. Воспитатели убирают шнуры.

Австралия

Ведущий. Среди морей и океанов находится самый зеленый континент нашей Земли – Австралия. Поэтому и цвет олимпийского кольца, обозначающий Австралию, – зеленый. Главным занятием австралийцев являлась охота. Для этого необходимы навыки стрельбы из лука. Занимаясь охотой, жители Австралии становились меткими, внимательными, у них были хорошая реакция и выдержка.
Сейчас стрельба из лука – олимпийский вид спорта.

Разминка: ведущий предлагает детям проверить внимание. Проводится игра «Живое – неживое». Сидя на месте, дети по правилу игры хлопают в ладоши и топают ногами.

Ведущий. Теперь можно узнать, получатся ли из вас настоящие охотники. Для этого мы сыграем в игру «Охотники и звери».

«Охотники и звери»

Ведущий объясняет правила игры. Воспитатели распределяют роли между детьми, помогают детям выстроиться в шеренги и раздают команде «охотников» мягкие мячи.
Дети из команды «охотников» стоят в шеренге вдоль одной из сторон физкультурного зала с мячами в руках. Впереди них на расстоянии 3–4 м стоят в шеренге дети из команды «зверей» спиной к «охотникам». По сигналу: «Охотники!» – участники этой команды бросают мяч с места, стараясь попасть в «зверей», целясь в ноги; те убегают, увертываясь от мячей. Подсчитывается количество попаданий. После двух бросков команды меняются ролями. Побеждают те, у кого было больше попаданий.
Воспитатели собирают мячи, следят за соблюдением правил; по окончании игры вместе с детьми садятся на скамейки.

Африка

Ведущий (показывает детям олимпийские кольца). Черное олимпийское кольцо, которое находится между голубым и красным, обозначает Африку. Большую часть жизни африканских племен составляли спортивные упражнения. Сегодня к нам на праздник пожаловали африканские гости. Давайте поприветствуем их!

Мальчики, занимающиеся в спортивной секции, исполняют африканский танец.

Ведущий. Любимое спортивное упражнение африканцев – прыжки через быка. Захватывающее зрелище! В олимпийском виде спорта – гимнастике есть похожее упражнение – прыжки через гимнастического коня и козла. Я предлагаю вам испытать себя на ловкость и смелость. Преодолевая разные препятствия, вы можете представить себе, что прыгаете через быка.

Ведущий объясняет правила. Воспитатели расставляют модули, раскладывают маты, помогают детям выстроиться в шеренгу.

«Прыжки через быка»

Посреди зала на гимнастических матах стоят мягкие модули. Дети поточным методом выполняют упражнения, самостоятельно выбирая способ перепрыгивания через модули и стараясь не задеть их ногами; преодолев все препятствия, садятся на место.
Ведущий следит за соблюдением правил. По окончании выполнения упражнений дети садятся на скамейки, воспитатели убирают оборудование.

Европа

Ведущий (показывает детям олимпийские кольца и глобус). Какое осталось кольцо? Какой континент обозначен этим цветом? Многие виды спорта возникли в Европе. Например, в Англии впервые стали играть в футбол. Игры с мячом – любимое спортивное развлечение англичан. А какие игры с мячом вы знаете?

Дети. Волейбол, баскетбол, теннис, гольф, хоккей с мячом…

Ведущий. В Европе впервые стали проводить командные соревнования, были установлены единые правила для всех. Как вы думаете, почему надо обязательно выполнять правила игры? А что может случиться, если не выполнять их?

Дети. Не мешать друг другу – тогда результат будет лучше. Всем вместе дружно, одинаково, красиво выполнять действие, соблюдать правила безопасности.

Ведущий. Давайте с вами проведем соревнования двух команд и узнаем, кто точнее умеет соблюдать правила игры.

Ведущий объясняет правила игры. Воспитатели растягивают волейбольную сетку по середине зала, раскладывают одинаковое количество мячей на обеих половинах зала, помогают детям из своих групп равномерно расположиться на одной половине зала.

«Чья команда более ловкая?»

Зал делится на две равные части. Дети распределяются на две команды, которые берут одинаковое число мячей. Пока играет быстрая музыка, игроки стараются перебросить через сетку как можно больше мячей. Оставшиеся мячи дети собирают в корзины, затем выстраиваются в шеренгу перед сеткой. Подсчитывается количество мячей у каждой команды. Побеждают те, кто правильно выполнит задание и на чьей стороне останется меньше мячей.
Ведущий и воспитатели следят за соблюдением правил игры. По ее завершении воспитатели убирают волейбольную сетку и корзины с мячами.
Дети остаются в шеренгах.
Им раздают медальоны с изображением факела, и они вместе с воспитателями под звуки марша колонной выходят из физкультурного зала.

Марина Баранова ,
воспитатель по физической культуре, МДОУ «Детский сад “Солнышко”», г. Муравленко, Ямало-Ненецкий АО