Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2009

Организация соревнований в малокомплектных школах

Учителя физкультуры, работающие в малокомплектных школах с небольшим количеством учеников в классах и порой с одним классом в параллели, часто сталкиваются с проблемой организации общешкольных соревнований. Как провести их, чтобы всем участникам – с 4-го класса по 11-й – было интересно? Как правильно определять победителей и чем при этом

Самый спортивный класс

Школьные соревнования проводятся с целью подведения итогов работы по разделам программы, укрепления дружбы между учениками разных классов, развития у них интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями. В таких соревнованиях могут принимать участие все ученики. Дети, освобожденные от уроков физической культуры, помогают учителю в проведении соревнований.

В конце учебного года по итогам соревнований определяется лучший спортивный класс и составляется список всех учеников с 4-го по 11-й класс с указанием индивидуального количества баллов и занятого места в спартакиаде школы. Лучшему спортивному классу вручается переходящий кубок, а ученики лучшего спортивного класса, победители и призеры школьной спартакиады награждаются грамотами.

Вся информация о проводимых соревнованиях располагается на стенде «Спартакиада школы»: Положение о спартакиаде школы, график проведения соревнований, оценочные таблицы, протоколы соревнований, таблица определения командного первенства, ведомости личного первенства, список лучшего спортивного класса, 10 лучших результатов среди мальчиков и девочек в личном первенстве.

Основная информация о распределении занятых мест в командном первенстве отражается в таблице командного первенства (табл. 1). Квадраты таблицы делятся на две части: в верхней части, числителе, указана общая сумма баллов, набранных классом в данном виде соревнований, а в нижней, знаменателе, – занятое место. В графе «Коэффициент трудолюбия» числитель показывает количество баллов, заработанных в каждой четверти, а знаменатель – средний балл за учебный год; в графе «Участие в соревнованиях» – числитель – количество баллов, полученных за участие в школьных соревнованиях, а знаменатель – за участие в районных и областных соревнованиях; далее соответственно указана общая сумма баллов за участие в соревнованиях. Графа «Всего» указывает общую сумму баллов, заработанных на всех соревнованиях.

Оценка результатов

Определение результатов в личном первенстве в беге на 60 м, 100 м, 1000–3000 м, в прыжках в высоту, длину, в лыжных гонках проводится по табл. 2–6. Оценка результатов соревнований по гимнастике проводится по десятибалльной шкале. При отсутствии школьника на соревновании без уважительной причины он получает в протоколе соревнований отметку (–2) балла. Результаты личного первенства физорг класса переносит из протокола соревнований в ведомость личного первенства (табл. 7). Результаты командного первенства в указанных видах определяются по общей сумме набранных классом баллов, разделенной на количество учеников класса, в которое не входят дети, не участвующие в соревнованиях по уважительной причине.

Игровые виды спорта

В соревнованиях по игровым видам спорта (баскетболу и волейболу) проводятся матчи команд 4–5-х, 6–7-х, 8–9-х, 10–11-х классов. При этом необходимо учитывать, что ученики старших классов почти всегда имеют преимущество перед младшими, поэтому их победа в итоговом зачете не должна иметь большого значения, и, наоборот, победа младших должна быть поощрена большим количеством баллов. Необходимо также сбалансировать результаты спортивных игр по сумме баллов с результатами по остальным видам соревнований. Оценивание итогов соревнований по волейболу и баскетболу приведено в табл. 8 и 9.

Кроме того, каждая команда имеет возможность заработать во время игры дополнительные баллы. За каждое очко разницы в счете команда-победительница получит дополнительно 0,1 балла (старшие классы) и 0,2 балла (младшие классы). Это дает обеим командам возможность бороться за каждый мяч даже при явном преимуществе одной из них.

Таблица 8

Оценка результатов соревнований по волейболу

Результат игры

Классы

5-й, 7-й, 9-й, 11-й

4-й, 6-й, 8-й, 10-й

Победа (баллы)

4,1 (+0,1)

5,0

Поражение (баллы)

3,0

4,0 (+0,2)

Таблица 9

Оценка результатов соревнований по баскетболу

Результат игры

Классы

5-й, 7-й, 9-й, 11-й

4-й, 6-й, 8-й, 10-й

Победа (баллы)

4,1 (+0,1)

5,0

Ничья (баллы)

3,5

4,5

Поражение (баллы)

3,0

4,0 (+0,2)

Комплектование команд

Иногда некоторые ученики находят слабые места в организации соревнований и стараются их использовать в своих целях, например не отправляют на игру слабых ребят. Важно предупредить подобную ситуацию – наказывать весь класс за каждого неотправленного игрока (за исключением уважительных причин) и начинать игру со счета 0:5 в каждой партии в пользу соперника в волейболе и со счета 0:20 – в баскетболе.

Практически всегда в классах занимается разное количество учеников. Поэтому для объективного определения уровня игры всего класса следует привлекать к участию в соревнованиях всех детей. В этом может помочь табл. 10.

Таблица 10

Комплектование команд в волейболе

Класс

Соперники

Соперники

Соперники

Соперники

4-й класс
(13 учеников)

5-й класс
(6 учеников)

6-й класс
(4 ученика)

7-й класс
(15 учеников)

8-й класс
(10 учеников)

9-й класс
(11 учеников)

10-й класс
(5 учеников)

11-й класс
(4 ученика)

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

юн.

дев.

юн.

дев.

4

9

3

3

2

2

8

7

2

8

7

4

2

3

1

3

На замене

1

6

6

5

4

5

2

1

В игре

3

3

3

3

2

2

2

2

2

4

2

4

1

3

1

3

Всего в команде

6

6

4

4

6

6

4

4

Количество играющих определяется по наименьшему числу обучающихся в классах-соперниках. Замена производится только во время перехода игрока из зоны 1 в зону 6. Мальчик меняет мальчика, девочка – девочку. В зависимости от количества игроков на площадке и уровня игры учитель по своему усмотрению может уменьшать размеры площадки. В 4–5-х классах игра может проводиться по упрощенным правилам с ловлей мяча.

Так же осуществляется комплектование баскетбольных команд. Игровое время поровну делится на всех игроков, включая запасных. Замена производится в каждой команде через ранее рассчитанные и установленные промежутки времени.

Будь трудолюбивым!

Коэффициент трудолюбия дает шанс достичь хороших результатов тем школьникам, которые добросовестно трудятся на уроке, но по разным причинам отстают от своих сверстников в физическом развитии. В основу коэффициента трудолюбия положены следующие требования к учащимся:

1) регулярное посещение уроков физической культуры;
2) отсутствие опозданий;
3) добросовестное выполнение заданий учителя;
4) примерное поведение на уроке;
5) оказание помощи и страховки своему товарищу;
6) соблюдение правил техники безопасности.

На каждом уроке оценивается трудовое участие детей в учебном процессе, и результаты фиксируются в специальном журнале «Коэффициент трудолюбия учащихся». За добросовестную работу ученик получает в этот журнал отметку «плюс», за пассивность – отметку «минус». При выставлении отметок за пройденный раздел программы и проведении соревнований в рамках спартакиады школы учитывается коэффициент трудолюбия каждого ученика. Например, если он сдал учебный норматив на отметку «2», но на уроках заработал большое количество плюсов, то он получает в журнал отметку «3». Если же у учащегося минусов более 50%, то ему выставляется отметка «2» и вычитается 2 балла из общего результата класса на соревнованиях. За активную работу на уроках в конце четверти в графе «Коэффициент трудолюбия» таблицы командного первенства записывается следующая оценка работы класса:

+ 5 баллов, если минусов нет;
+ 4 балла, если минусов от 0 до 10%;
+ 3 балла, если минусов от 10 до 30%;
+ 2 балла, если минусов от 30 до 50%;
– 2 балла, если минусов более 50%.

Соревнуемся не только в школе

В графе «Участие в соревнованиях» подводятся итоги участия детей в школьных соревнованиях. Количество баллов зависит от числа учеников класса, участвующих в соревнованиях:

100% – 5 баллов;
от 90% до 100% – 4 балла;
от 80% до 90% – 3 балла;
от 70% до 80% – 2 балла;
от 50% до 70% – 1 балл.

  • За участие в соревнованиях районного уровня класс получает 0,1 балла;

  • за каждого призера и победителя на районном уровне – 0,2 балла;

  • за участие в соревнованиях областного уровня – 0,3 балла;

  • за каждого призера и победителя на областном уровне – 0,5 балла.

Совет физоргов

Важным звеном в работе учителя был и остается совет физоргов. Ежегодно в начале учебного года проводится обучение физкультурного актива организации и проведению школьной Спартакиады. В работу физоргов входят следующие обязанности: помощь учителю в организации и проведении соревнований, заполнение протоколов, ведомостей личного первенства, информирование одноклассников о планируемых спортивных мероприятиях, изменениях в графике проведения соревнований.

Сергей Соловьев ,
учитель физической культуры, МОУ «Волобуевская средняя школа», с. Волобуевка, Курская обл.