Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2009

Как провести соревнования по кроссу

Занятия кроссом можно отнести к физкультурно-рекреативной форме занятий. Они укрепляют здоровье, помогают сохранять хорошую физическую форму. Этому способствуют чистый воздух, созерцание красоты природы, постоянно меняющаяся обстановка. Дети получают заряд бодрости, у них повышается настроение.
В то же время бег по пересеченной местности с преодолением естественных препятствий – достаточно сложное испытание для младших школьников. Как научить детей преодолевать такие трудности и не бояться их в дальнейшем? В этом могут помочь соревнования по кроссу.

Когда до старта далеко…

Каждому школьному спортивному мероприятию предшествует долгая кропотливая работа. Подготовка к соревнованиям по кроссу займет не менее 8–10 уроков. На первом уроке учитель рассказывает детям, что практически все советские и российские бегуны свой путь к пьедесталу почета начинали со школьных стартов; напоминает о том, что кросс оказывает благотворное влияние на организм: формирует осанку, развивает силу мышц, препятствует развитию ожирения, развивает реакцию, глазомер, сообразительность, формирует умение преодолевать препятствия, правильно распределять силы, ориентироваться на местности и т.д.

В 1-м классе учитель сообщает детям о необходимости соблюдения личной гигиены и техники безопасности во время занятий бегом; во 2-м – о развитии двигательных способностей; в 3-м – о влиянии занятий бегом на дыхательную и сердечно-сосудистую системы; в 4-м – о способах регулирования физической нагрузки по интенсивности и продолжительности при самостоятельных занятиях кроссом, а также о положительном воздействии этих занятий на нервную систему и формировании необходимых жизненных навыков.

На первом уроке учитель рассказывает о правилах техники безопасности и личной гигиены:

1. Если урок физической культуры проводится на бульваре, ученики организованно переходят дорогу под руководством учителя. Ни в коем случае нельзя перебегать дорогу самостоятельно.
2. К соревнованиям по кроссу допускаются ученики, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
3. Во время соревнований необходимо соблюдать определенные правила поведения. Ученики, не соблюдающие их, на старт не допускаются.
4. При плохом самочувствии необходимо прекратить бег и сообщить об этом учителю.
5. После занятий следует переодеться, тщательно вымыть руки и лицо с мылом.

После этого начинается практическая часть урока с быстрой ходьбы и заканчивается медленным бегом.

На последующих уроках можно перейти на спокойную и ускоренную ходьбу в чередовании с быстрым бегом, бегом в спокойном темпе и т.д.

Чему учить?

При обучении кроссу в начальной школе следует обратить внимание на следующие особенности техники бега:

– голову и туловище надо держать прямо;
– плечи должны быть расслаблены, руки согнуты в локтях и выполняют движения вперед-внутрь и назад-наружу;
– ногу надо ставить на переднюю часть или на всю ступню.

Кросс имеет свою историю

Перед проведением Дня здоровья необходимо ознакомить всех учителей начальных классов и учащихся с программой и сценарием соревнований.
Будет уместно дать ученикам краткую информацию о зарождении кросса. Можно, например, рассказать так:
– Кросс, или бег по пересеченной местности, – очень древний вид спорта. Его родина – Англия: здесь им занимались еще в XIX в., но первые официальные соревнования состоялись лишь в 1903 г. Сейчас их проводят во всем мире, в том числе и в России. В отборочных турах принимают участие как профессиональные спортсмены, так и любители.

Требования безопасности

С требованиями техники безопасности учащиеся знакомятся заранее.
Перед началом соревнований ученики в специально оборудованном помещении надевают спортивные костюмы и спортивную обувь. Костюм должен быть достаточно легким, удобным и хорошо подогнанным по фигуре. Для бега лучше использовать кроссовки с толстой, хорошо амортизированной резиновой подошвой, предохраняющей ноги от травм, полукеды или кеды со стельками.
Вначале обязательно проводится разминка.
После соревнований ученики организованно под руководством взрослых возвращаются в школу.

Сценарий

Для проведения соревнований необходимо подготовить сценарий, который включает:

– приветствие завуча или директора;
– номера художественной самодеятельности (3–5 мин.), подготовленные учащимися разных классов для своих младших товарищей: например, для четвероклассников выступление готовят восьмиклассники, для третьеклассников – семиклассники, и т.д.;
– сообщение главного судьи о порядке проведения кросса;
– забеги по классам;
– финальные забеги среди победителей забегов по классам;
– награждение победителей соревнований в классах и финальных забегов;
– поздравление администрации школы и родителей;
– возвращение в школу.

В подготовке и проведении кросса может участвовать группа старшеклассников, состав которой утверждает администрация школы.

Подготовка к соревнованиям

Одним из вариантов завершения обучения кроссу являются соревнования. Многие младшие школьники очень активны и любят участвовать в соревнованиях: это физиологическая потребность организма детей в возрасте 6–10 лет. Чтобы не погасить этот огонек, можно привлечь учеников к подготовке мест проведения соревнований (сбора участников, старта, финиша; стартового и финишного коридоров и т.д.), попросить помочь красочно оформить их.
Необходимо заранее вывесить график прибытия участников на место сбора, карту-схему соревнований, график проведения забегов, например:

9.30 – 4-е классы;
10.00 – 3-и классы;
10.30 – 2-е классы;
11.00 – 1-е классы.

Трассу кросса (200–250 м) следует прокладывать на открытой местности по траве, исключая участки с жестким покрытием (асфальт, бетон и т.п.).

А судьи кто?

Из группы старшеклассников-помощников можно сформировать пять судейских бригад, которые приходят на место соревнований заблаговременно (за 1 ч до начала первого забега), чтобы завершить подготовку.

Первая судейская бригада (3–4 человека) организует старт:

– устанавливает щит с надписью «Старт», который должен быть хорошо виден всем участникам соревнований;
– обозначает «волчьим гоном» стартовый коридор длиной 30 м и шириной 20–25 м от линии старта и два небольших коридора до линии старта длиной 5 м и шириной 3 м, огораживая его со всех сторон тесьмой;
– в дальнем от линии старта 5-метровом коридоре формирует группы по 7–10 человек для участия в забегах (мальчики и девочки отдельно), раздает таблички с номерами и помогает укрепить их на одежде;
– проводит участников забега в следующий коридор.

Судья на старте выстраивает участников на линии старта, показывает направление бега, места поворотов, напоминает основные правила поведения во время соревнований:

1. Нельзя никоим образом касаться других участников соревнований; обгоняя их, нельзя мешать впереди и сзади бегущим.
2. Бежать можно только по траве.
3. Необходимо соблюдать особую осторожность, пробегая мимо деревьев и кустарников, чтобы не поранить лицо и глаза.

После этого следует команда: «Марш!»

Вторая судейская бригада – судьи-направляющие (3–4 человека) – проходит трассу несколько раз, освобождая ее от мусора, веток, крупных палок, вывешивает вдоль стартового коридора лозунг: «Привет участникам соревнований!» Затем они расходятся по трассе на места поворотов. Судей-направляющих должны хорошо видеть все участники соревнований.

Третья судейская бригада (3–5 человек) организовывает финиш:

– устанавливает щит с надписью «Финиш»;
– развешивает «волчий гон» по финишному коридору длиной 15 м и шириной 10 м;
– записывает в протоколе фамилию победителя забега, что облегчает процедуру судейства и ускоряет подведение итогов;
– пишет фамилии победителей с указанием класса на небольшом щите, вывешенном на месте сбора участников;
– помогает участникам соревнований снять табличку с номером с одежды;
– по окончании соревнований огораживает место сбора участников специальной тесьмой, чтобы зрители не мешали работе судейской коллегии.

Четвертая судейская бригада (2 человека) обеспечивает проведение церемонии награждения и торжественного закрытия соревнований: подготавливает призы, значки и подарки для победителей, подписывает грамоты.

Пятая судейская бригада через 2 дня после проведения соревнований выпускает фотогазету «Первый раз – кросс у нас!».

Кросс – мероприятие совместное

Обязанности по организации подобного рода мероприятий не следует возлагать на одного только учителя физкультуры, даже если ему помогают старшеклассники: в подготовке соревнований должны участвовать и другие учителя и сотрудники школы, а также родители.
Например, когда участники соревнований появляются в финишном коридоре, а также во время награждения учитель музыки обеспечивает звуковое сопровождение. На месте соревнований должны постоянно дежурить медсестра или врач и иметь при себе набор всех необходимых медицинских средств для оказания первой помощи. Награждает и поздравляет победителей завуч или директор. Если среди родителей есть известные спортсмены, их можно пригласить принять участие в церемонии.
По окончании кросса все желающие могут высказать свое мнение о нем, которое можно изложить в письменном виде и поместить в специальном выпуске школьной газеты.

Зачем это нужно?

Соревнования по кроссу способствуют:

– пропаганде физической культуры;
– обучению детей самостоятельным занятиям кроссом во внеурочное время;
– повышению физической подготовленности учащихся;
– объективной оценке качества кроссовой подготовки;
– выявлению личных достижений каждого ученика, оценке его поведения во время соревнований, проявлению его темперамента, интеллекта и других особенностей характера в данной ситуации;
– выявлению сильнейших учеников в классе и в учебной параллели.

Виктор Верхлин ,
г. Москва