Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2009

Путь к пьедесталу

Во всех регионах России уже десять лет проводятся Президентские тесты: учителя физической культуры проверяют гибкость, выносливость, быстроту школьников. В некоторых регионах организуются финальные фестивали, аналогичные общероссийскому (об одном из таких фестивалей мы подробно рассказали в № 16/2008), но, к сожалению, не во всех.
Для того чтобы это движение стало действительно массовым, в Положении о состязаниях указано, что к участию в фестивале допускаются учащиеся – победители III этапа. Но в ряде регионов до сих пор этот этап проводится заочно: учителя присылают результаты, полученные при тестировании, которые сравниваются, и на этом основании выбирается команда-победитель. Вряд ли заочное представление результатов в единственных состязаниях, в которых участвуют целые классы, будет способствовать формированию у всех ребят привычки к здоровому образу жизни, к занятиям физической культурой и спортом, укреплению их здоровья.
Любые соревнования – небольшой отрезок жизни, во время которого происходит масса событий, значимых для всех участников. Тогда зачем остальным знать о том, как они происходили?
Во-первых, вполне возможно, что в следующем году именно ваш класс примет участие в заключительном этапе фестиваля. А во-вторых, наблюдая на таких соревнованиях различные ситуации, любой учитель сможет в будущем избежать ошибок при проведении подобных мероприятий в своей школе, подсказать новые идеи и методы их организации.

Мандатная комиссия

На момент окончания работы мандатной комиссии пять команд – из Вологодской, Читинской и Воронежской областей, Ханты-Мансийска, Республики Коми – не были допущены к соревнованиям, в основном из-за того, что приехали участники соревнований, возраст которых не соответствовал прописанному в Положении. Это, впрочем, никто и не скрывал. Как объяснили руководители этих команд, у них просто не было иного выхода, кроме как пригласить учеников 10-го класса. Команды были допущены до соревнований, хотя выступали вне официального зачета. Но как это отразилось на детях? Да, они имели возможность прожить неделю на берегу Черного моря, побегать, поотжиматься, поиграть в футбол… Однако если задуматься, совсем не трудно понять: им было по меньшей мере неприятно. Встают вопросы: зачем учителя, хорошо изучившие Положение, пошли на заведомое нарушение предусмотренных им возрастных требований? Чему в результате научились дети?

Некоторых педагогов понять можно, хотя бы тех, кто, отправив заявку на соревнования и начав готовить к ним класс-команду, вдруг оказался перед выбором: или – или. Что делать, если в классе 20 учеников, из которых 3–4 человека не могут участвовать в соревнованиях по состоянию здоровья, да прямо перед соревнованиями кто-то заболел? Что делать? Не поехать и наказать весь класс? Кроме того, в этом году возникла и другая проблема: так как в состязаниях участвовали одиннадцатиклассники, многих из них просто не пустили родители: неделя на дорогу, неделя на соревнования, а скоро – выпускные экзамены, ЕГЭ, поступление в институт… Взяв в команду по одному ученику из другого класса, учителя приняли решение открыто заявить о своей проблеме и, несмотря на решение мандатной комиссии об участии в соревнованиях вне зачета, показать всё, на что способны их ученики.

Работа судей – дело не простое

Работа судей – дело не простое

Гораздо неприятнее оказались скрытые подставки. Так, например, в ходе соревнований одна команда была снята с участия в официальном зачете: один из ее членов определенно оказался подставным. Выяснилось это очень просто: юноша случайно назвал свою настоящую фамилию вместо той, которая была указана в списках. Были и такие команды, в которых подставки никто официально не зафиксировал, но было ясно, что все их заметили. Учителя посмеивались: в спорте везде подставки, от этого никуда не деться. Однако хочется заметить, что эти соревнования были организованы с особой целью – привлечь детей к занятиям физической культурой. Так о чем же идет речь: о культуре или о спортивных победах?

Полагаю, что ответственность за скрытые подставки лежит не только и не столько на педагогах, сколько на региональных органах управления образованием и региональных спорткомитетах. Именно стремление войти в число регионов – победителей «Президентских состязаний» в общем зачете или в отдельных видах спорта приводит к обману.

Логика проста. В соревнованиях по Положению не могут принимать участие спортивные классы? Что ж, мы пришлем класс, который официально спортивным не называется, но в котором все дети занимаются спортом с первого класса. Для этого созданы все условия: несколько спортивных залов в школе, спортивные школьные секции, хорошие тренеры… А если кто-то спросит, всегда можно ответить: нужно привлекать детей к занятиям спортом, именно это мы и делаем!

Может быть, объявляя регион-победитель в «Президентских состязаниях», нужно сравнивать не лучшие классы, а самые обычные, средние? Ведь часто именно классы-чемпионы в регионах имеют особые условия для занятий и тренировок. Но, к сожалению, даже такие изменения в Положении не уберегут от подставок: на региональном уровне это сделать довольно просто, а уследить на уровне всей России невозможно.

Фестиваль – это праздник

Организаторы очень старались сделать фестиваль праздником для ребят. Но настоящий праздник – это не место, где кто-то тебя веселит. Настоящий праздник начинается только тогда, когда люди, пришедшие на него, начинают веселиться сами.

Открытие было подготовлено профессионально, в нем участвовали даже хорошие эстрадные артисты. Но «завести» ребят они так и не смогли. То ли зал был «тяжелым», то ли песни не те. Правда, когда ведущий предложил вспомнить о спортивных победах этого года, стадион почти взревел. Все ликовали при воспоминании о триумфе «Зенита», победе сборной России по хоккею и так обрадовавшем всех болельщиков третьем месте нашей сборной на чемпионате Европы по футболу. Немного неожиданным стало объявление о победе Е. Плющенко на Евровидении, хотя… шутка организаторов понравилась многим. Тем более что на «Президентских состязаниях» это было вполне уместно: ведь там ребята соревнуются не только в тестах на выносливость, гибкость, другие физические качества и в различных спортивных играх, но и в умении выступать на сцене, петь, танцевать – именно эти умения они демонстрируют на конкурсе художественной самодеятельности.

Фестиваль – это праздник

Фестиваль – это праздник

Конечно, нельзя за две-три минуты вспомнить всех спортсменов, принесших в этом году славу российскому спорту: олимпийские победы были упомянуты, но как-то слишком быстро, вскользь. К сожалению, у нас до сих пор наряду с большой любовью к футболу и хоккею существует своеобразная информационная дискриминация многих других видов спорта. Где причина? Где следствие? Трудно понять.

Пожалуй, самым эффектным моментом открытия был выход талисмана «Президентских состязаний». О том, что объявлен конкурс на лучший талисман, мы писали в № 3/2008. В конкурсе приняли участие более 500 детей. Победительницей стала девятилетняя Анастасия Цапцына из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, приславшая мягкую игрушку – муравья.

Победитель конкурса на лучший талисман Президентских состязаний Анастасия Цапцына

Победитель конкурса на лучший талисман Президентских состязаний Анастасия Цапцына

Заключительный концерт стал праздником для всех. В двух словах расскажем о сценарии, чтобы можно было использовать эту идею при организации любых других школьных спортивных праздников.

Все судьи, которых мы привыкли видеть в летней спортивной форме (футболки, шорты и традиционные красные кепки), на закрытие пришли в элегантных костюмах. И это было здорово! Все сразу поняли: это праздник, причем не только для ребят, но и для судей.

Судьи выбегали на сцену (женщинам было гораздо труднее, чем мужчинам, – ведь в женский элегантный костюм входят и туфли на высоких каблуках) и награждали победителей. Лучшие номера художественной самодеятельности, представленные командами в ходе состязаний, были показаны в перерывах между награждениями. На этот раз самым большим успехом пользовались не только народные песни и танцы, но и динамичные групповые спортивно-танцевальные композиции. Юмор – движение – музыка – спорт – настоящий спортивный праздник для детей и взрослых!

В честь юбилейного фестиваля были награждены памятными подарками не только дети, но и педагоги, которые внесли самый большой вклад в развитие этого движения.

Церемония награждения лучших учителей

Церемония награждения лучших учителей

А в заключение торжества на трибуну стадиона пригласили выйти всех желающих. Ребята сначала немного стеснялись, но начали танцевать около своих мест, а потом – на открытом пространстве, под яркие огни праздничного фейерверка.

Тесты

Судейство соревнований по беговым видам программы происходило почти без споров и подачи апелляций. Только одно удивляло учителей: как в одном классе может оказаться столько ребят, показывающих результаты первого и второго разрядов?

Упражнения на пресс (поднимание туловища), как всегда, вызвали массу противоречий.

– Непонятно, как судили. У меня есть юноша, который всегда выполняет эти упражнения неправильно: спина круглая, лопатками до пола не достает. Ему засчитали 31 раз. А другой, который все выполняет очень технично, смог сделать правильно только 23 раза. Я теперь даже не знаю, как готовить ребят…
– У меня одна ученица дотрагивалась до колен локтями сверху, а другая, которая посильнее, – сбоку. Выяснилось, что той, которая сильнее, многие попытки не засчитали: сказали, что так не положено. А у мальчиков такое же исполнение засчитывали.

Прыжки в длину с места. Недоразумения возникали только при взаимном непонимании. Правило: «Скажи, ты будешь делать пробную попытку или сразу станешь прыгать на зачет?» – которое попробовали ввести судьи, оказалось нереальным. Некоторые ребята не успевали ответить на вопрос, и в результате «по умолчанию» первая попытка засчитывалась как зачетная. Хорошо, когда молодые люди могли высказать свои претензии и добиться права на повторную попытку. Но не всем это удавалось: спорить со взрослыми, тем более с судьями, способен не каждый. Наверное, этому тоже нужно учить…

Подтягивание. Самые большие сложности при судействе этого упражнения вызывало правило – не перехватывать перекладину руками. Судьи засчитывали перехват как остановку в выполнении упражнения и прекращали вести счет. Молодые люди с этим заранее оговоренным условием никак не могли согласиться: руки соскальзывают, почему же нельзя перехватить поудобнее?
Не следует забывать: внимательное прочтение Положения о соревнованиях оградит ваших воспитанников от многих проблем! И оправдания, наподобие: «А у нас так принято», – здесь не уместны. Приведем простой пример: правила НБА и правила баскетбола немного различаются. Никто же не станет утверждать, что тот, кто хочет играть в НБА, может играть по правилам баскетбола, к которым привык!

Отжимания. И снова разгорелись нешуточные споры вокруг использования на состязаниях пластиковых бутылок. Когда мы рассказали о том, как проводится этот тест в Ростовской области, многие учителя с новой силой возмущались, почему на Президентских состязаниях не используются специальные приборы? Организаторы настаивали: приборы использовались на первых состязаниях, но они слишком часто ломаются. А при тестировании 1200 учащихся за один день любая поломка приводит к изменению графика со всеми вытекающими последствиями.

Наклоны вперед в положениия сидя. Приборы для измерения гибкости не ломаются, но и тут случались недоразумения, вплоть до повторного тестирования некоторых участников.

Мнение

Главный судья соревнований Ю. Перегудов

Главный судья соревнований Ю. Перегудов

Мы обратились к главному судье соревнований Юрию Перегудову с просьбой прокомментировать некоторые конфликтные ситуации.

– Конечно, в работе судейской команды возникали проблемы, как и на любом другом мероприятии с участием детей. Тем более на «многоборных» соревнованиях, в которых участвуют более тысячи человек из 59 команд. Допускали ошибки и участники, и судьи. Каждая ошибка обсуждалась, мы старались свести их количество к минимуму. Думаю, что основная причина возникновения судейских ошибок – разночтения в правилах. Например, мы не разрешаем перехватывать перекладину руками во время подтягивания, но во многих регионах этот тест проводится по-другому, и перехват не считается ошибкой. Привычка есть привычка: дети делают так, как их научили дома. В итоге они показывают очень плохие результаты. То же самое происходило при судействе и наклонов вперед в положении лежа, и отжиманий. Проще всего было с бегом: там правила прописаны очень четко.
Самое большое количество апелляций вызвала оценка упражнений на гибкость, например, говорили: «Наш мальчик показал результаты гораздо хуже, чем дома. Значит, его неправильно судили, так как разница оказалась около 10 см». Я пригласил юношу и сам провел для него тест повторно. Первоначальный результат был 21 см, на этот раз он показал 23 см. Это нормальная разница, и вполне возможно, что первый раз он просто не смог так наклониться. Тем не менее, представители команды с этим не согласились
.
Были и судейские, вполне понятные ошибки. Вследствие разночтения правил, некоторые судьи по-разному оценивали результаты выступлений команд на некоторых этапах. Когда это выяснилось, мы, конечно, показали судьям их ошибку, но решили, что они так же должны судить и других участников, чтобы все выступления были оценены одинаково.

…Первое место по настольному теннису среди девушек заняла Екатерина Грачева из Новгородской области. Она играла спокойно, уравновешенно, не позволяла эмоциям выливаться наружу. Подошел ее учитель: «Красавица, правда? Она у нас – кандидат в мастера спорта по ачери-биатлону». Вот откуда ее невозмутимость… Я попросила Катю сравнить Президентские состязания и спортивные соревнования, в которых она, естественно, не раз принимала участие.

Награждение победителей

Награждение победителей

– Здесь у меня ответственности больше. Ведь от моего выступления зависит результат всей команды, а там я все делаю для себя. Президентские состязания проводятся на очень высоком уровне. В них принимают участие талантливые, дружные, сильные классы, готовые к победам.

Анапа – Москва

Фото автора

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Спорт в школе»