Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2008

Баскетбольная секция в школе

Педагогический университет "Первое сентября". Баскетбольная академия братьев Гомельских

Евгений ГомельскийКурс ведет Евгений Яковлевич ГОМЕЛЬСКИЙ,
к.п.н., заслуженный тренер СССР и России

 

 

 

 

 

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Роль занятий баскетболом в формировании личности

18

Лекция № 2. Планирование баскетбольной работы

19

Лекция № 3. Организация учебно-тренировочных занятий.

Контрольная работа № 1

20

Лекция № 4. Поведение тренера до, во время и после игры

21

Лекция № 5. Мини-баскетбол. Общие рекомендации при работе с детьми 6–7 лет, 8–9 лет, 10–12 лет.

Контрольная работа № 2

22

Лекция № 6. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 6–12 лет

23

Лекция № 7. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 13–14 лет

24

Лекция № 8. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 15–17 лет.

Итоговая работа

Лекция № 8. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 15–17 лет

Индивидуальные особенности работы с игроками 15–17 лет

Когда игроки достигают возраста 15 лет, у них, как правило, уже имеется опыт тренировок и соревнований. Не бывает одинаково подготовленных игроков – у каждого свой уровень физической, технической и тактической подготовки. Некоторые игроки владеют фундаментальными основами лучше, чем другие, некоторые лучше развиты физически, и т.д. Тренер, работающий с 15–17-летними спортсменами, должен понимать эти различия, учитывая реальный потенциал и возможности каждого игрока (их сильные и слабые стороны), для определения задач и содержания работы.

Как показано в предыдущих лекциях, в командах мини-баскетболистов и 13–14-летних игроков тренировки должны быть более общими, а 15–17-летних – более аналитическими и индивидуализированными. На этом этапе для повышения потенциала важно учитывать особенности каждого. Учебно-тренировочный процесс в первую очередь должен быть направлен на индивидуальную работу с игроками, развитие их сильных сторон и устранение слабых. Тренировки прежде всего должны способствовать повышению мастерства каждого игрока. Исходя из этих требований тренер должен сознавать, как важна в этом возрасте хорошая физическая подготовка, которая обеспечивает возможность стабильной работы при возрастании нагрузок.

Когда игроки становятся старше (17–18 лет), при хорошей физической подготовке их потенциал реализуется полнее и риск получения травм значительно уменьшается. Очевидно, что выносливость, сила и скорость являются основными характеристиками, но нужно также много работать над гибкостью и координацией. Многие игроки испытывают недостаток развития именно в этом направлении. Тренер должен определить слабые стороны физической, технической и тактической подготовки и работать над их устранением.

Например, тренер может зафиксировать недостатки в технике выполнения броска с дистанции, используя таблицу, и после определения индивидуальных ошибок устранить их.

Обратить внимание

Комментарии

До броска

ступни

 

ноги

 

верхняя часть тела

 

голова

 

положение мяча

 

помогающие рука и кисть

 

бросающие рука и кисть

 

положение пальцев

 

Во время и пи после броска

бросковое движение – во время броска

 

бросающая кисть

 

бросающая рука – сразу после броска

 

траектория мяча

 

вращение мяча

 

равновесие тела – после броска

 

Построение командной игры

Для 15–17-летних спортсменов очень важно правильное построение командной игры. Тренер должен понимать, что это многолетний последовательный процесс, базирующийся на индивидуальной и групповой технико-тактической подготовке. Построение командной игры должно быть тесно связано с развитием умения принимать правильные тактические решения исходя из конкретной игровой ситуации.

Совершенствование командной игры должно совмещать нападение и защиту. Командные действия в защите и нападении изучаются параллельно, обеспечивая результат. Командная игра в этом возрасте должна содержать разделы тактической подготовки, приведенные ниже.

Групповые и командные действия при игре в защите

Основные позиции

Положение мяча и нападающих определяют действия защитников, их позицию и перемещения. Возможно, в предыдущие годы какие-то из этих вариантов изучались в ситуациях 2x2 и 3x3, но теперь игроки должны научиться понимать и выполнять их также при игре 5x5. Командная тактика игры в защите базируется на индивидуальных и групповых тактических действиях, в основе которых лежат принципы перемещения связанные с действиями нападающего с мячом, без мяча и вариантов подстраховки. Тренер должен решить, какую тактику следует использовать при опеке нападающих, которые находятся на небольшом расстоянии (одной передачи) от мяча, чтобы не дать противнику возможность получить мяч (рис. 1) или выбрать более удобную позицию для перехвата мяча и для подстраховки партнеров (рис. 2).

Когда мяч находится ниже продолжения линии штрафного броска, как игроки будут препятствовать передаче его назад разыгрывающему игроку.

Перекрывать «линию передачи» нападающему № 1 (рис. 3) или не препятствовать передаче мяча нападающему № 1 (рис. 4).

Это ключевые решения, которые должен принять тренер при определении тактики групповых действий в защите.

Следующим этапом должно стать обучение игроков обоим вариантам, чтобы они могли использовать любой из них применительно к каждой отдельной ситуации.

Для совершенствования перемещений рекомендуется игра 4x4 (на половине площадки) при постоянном перемещении нападающих и мяча.

Помощь партнеру

Помощь партнеру является важнейшей составляющей командной защиты. Игрок в основном должен помогать своему партнеру в следующих ситуациях:

  • проход с ведением мяча;

  • передача мяча в трехсекундную зону;

  • заслоны;

  • опека центрового.

Помощь при защите от проходов к корзине против нападающего, ведущего мяч

Помощь партнеру и возвращение к своему нападающему

Игроки должны изучать основы помощи и возвращения и тренироваться в этом. Они включают помощь партнеру в остановке проходящего с ведением нападающего, при этом помогающий не должен терять из вида своего нападающего, что позволяет быстро вернуться к опеке своего игрока. Упражняться в помощи и возвращении надо с разных игровых позиций на площадке (согласно основным позициям в защите):

  • помощь с различных защитных позиций на площадке (рис. 5–9);

  • защитники внутри трехсекундной зоны помогают со слабой стороны (рис. 10) или со стороны мяча (рис. 11).


Помощь помогающему

Защитники также должны учиться помогать помогающему. Это значит – быть готовым помочь помогающему партнеру против проходящего с ведением к корзине нападающего. Этот партнер может оказаться чуть позади мяча, так что задача второго помогающего состоит в том, чтобы остановить нападающего с мячом и партнер в итоге мог восстановить свою позицию. Эта вторая помощь также должна осуществляться так, чтобы не терять из виду своего игрока, чтобы быстро вернуться на позицию для опеки своего игрока.

Можно очень успешно тренировать помощь помогающему в игре 4x4 (рис. 12). Один из нападающих ведет мяч для прохода к корзине, заставляя ближайшего защитника помочь и вернуться. Игрок с мячом делает передачу открытому партнеру и заставляет другого защитника помочь помогающему, и т.д. Нападающие должны двигаться, когда их опекуны идут на помощь, затрудняя этим скорейшее возвращение к ним защитников.

Переключение

Игроки должны уметь переключаться, особенно при остановке прохододящих к корзине с ведением нападающих вдоль лицевой линии (рис. 13). Когда нападающий с мячом двигается вдоль лицевой линии, помощь должен оказать ближний защитник с другой стороны. Помогающий игрок должен постараться остановить дриблера как можно дальше от кольца. Защитник не думает о возвращении на свою позицию, а сконцентрирован только на помощи партнеру и остановке дриблера. Переключение нужно для опеки того, кого опекал помогавший игрок.

  • Переключающийся защитник должен быть готов перехватить передачу открытому нападающему, находящемуся вблизи корзины, и блокировать нападающего при отскоке мяча, поскольку вполне вероятно, что дриблер совершит бросок.

  • Защитник, переключающийся на опеку соперника у корзины, должен быть готов блокировать соперника при отскоке.

  • Защитник, находящийся выше продолжения линии штрафного броска, при проходе соперника за лицевую линию может переместиться в трехсекундную зону, чтобы защитить эту зону от входящих или идущих на отскок нападающих.

  • Для тренировки переключения очень хорошо подходят упражнения 4x4 (рис. 13).

Помощь при защите от передачи нападающему в трехсекундную зону

Помощь нужна также для перекрывания передачи входящим в трехсекундную зону игрокам. Ниже рассмотрены ситуации игры в защите против центровых игроков.

  • Распространенное действие в нападении, предопределяющее помощь в защите, показано на рис. 14. Защитник у лицевой линии на «сильной стороне» должен предугадать действия нападающего с мячом. Тогда он сможет вовремя среагировать и перехватить передачу, спровоцировать фол нападающему (подставиться) либо начать плотно опекать игрока с мячом.

  • Помощь от входов могут также оказать игроки задней линии, перемещающиеся на короткое расстояние. Например (рис. 15): защитник перемещается, опекая разыгрывающего, который находится на сильной стороне. Защитник должен оказаться в позиции, затрудняющей получение передачи внутри трехсекундной зоны. Защитник должен также предвидеть, какое действие предпримет нападающий с мячом (передачу, проход или бросок).

Переход от защиты к нападению и нападение быстрым прорывом

Быстрый переход от защиты к нападению и нападение быстрым прорывом с созданием численного преимущества нападающих перед защитниками должны быть одним из приоритетных направлений работы с игроками 15–17 лет.

Баскетболистов следует обучать элементам быстрого прорыва с самого начала обучения. Тренер не должен препятствовать молодым игрокам в их стремлении играть быстро, так как это доставляет им удовольствие, помогая совершенствовать большинство технических элементов на максимальных скоростях.

15–17-летние игроки должны владеть основами быстрого прорыва и постоянно их совершенствовать.

Первая передача после подбора на своем щите в сторону боковой линии

Овладение отскоком на своем щите является одним из важнейших моментов организации быстрого прорыва. У тренера могут здесь возникнуть проблемы, если игрок, овладевший мячом, неправильно поворачивается к боковой линии при несбалансированном положении тела после приземления либо если получающий первую передачу партнер открывается с опозданием. После подбора нужно повернуться лицом в сторону ближайшей боковой линии.

Игрок, овладевший мячом, перед приземлением должен слегка повернуться в воздухе, чтобы оказаться в нужном положении для передачи мяча. Удержание равновесия в этот момент очень важно для правильного выполнения первой передачи.

Молодые игроки – правши обычно испытывают трудности при повороте и передаче в левую сторону, так как передача в эту сторону обычно выполняется левой рукой, в то время как у леворуких наблюдается противоположная ситуация.

  • Защитник, взявший отскок, должен хорошо защищать мяч, укрывая его от соперника.

  • Разыгрывающий игрок должен переместиться в нужное место у боковой линии, после того как убедился, что партнер взял отскочивший мяч. Тренер должен определить место для получения передачи у боковой линии – как правило, это пространство между ней и воображаемым продолжением линии штрафного броска. Некоторым молодым игрокам свойственно приближаться к подобравшему мяч партнеру. Это уменьшает вероятность быстрых прорывов, так как здесь важно выиграть несколько метров за счет передачи в сторону боковой линии.

  • Итак, разыгрывающий смещается в сторону боковой линии спиной к ней и ждет передачи. И только если для нее нет свободного пространства, он может переместиться к лицевой линии, подобравшему мяч или к середине площадки.

  • Специальные упражнения применяются для совершенствования всех элементов передачи в сторону боковой линии: сначала – без сопротивления защитника, затем – с сопротивлением (рис. 16).

Игра разыгрывающего игрока при быстром прорыве

Молодые баскетболисты должны совершенствовать технику получения первой передачи у боковой линии. Но иногда они допускают две характерные ошибки: поворот к боковой линии лицом с потерей обзора всей площадки и удар мяча в пол сразу после его получения, не видя, что происходит впереди.

  • Разыгрывающие должны учиться поворачиваться спиной к боковой линии. Повернувшись, надо поднять голову, чтобы видеть всю площадку, оценить игровую ситуацию и принять правильное решение, как действовать дальше: передать мяч вперед партнеру, оказавшемуся в лучшей позиции, быстро повести мяч к центру или приостановить развитие быстрого прорыва.

  • Быстро оценивая ситуацию, не следует сразу начинать ведение мяча.

  • Разыгрывающий должен начинать ведение мяча к центру площадки, используя дальнюю от боковой линии руку (многие молодые игроки используют лишь сильную руку).

Очевидно, что разыгрывающий должен постоянно совершенствовать навыки выполнения технических приемов. Выбор правильного решения в конкретной игровой ситуации при переходе в передовую зону и завершении атаки определяется классом игрока.

Ведение мяча вперед игроком, взявшим отскок

Это важный элемент, которым должны владеть молодые игроки, чтобы, взяв дальний отскок либо увидев свободное пространство перед собой, они могли сразу начать ведение мяча для организации быстрого прорыва. Чтобы помочь игрокам овладеть этим элементом, тренеру необходимо иметь большое терпение, так как поначалу молодые игроки, особенно высокого роста, могут совершать много ошибок при ведении.

Переход к быстрому прорыву

Часто командам молодых игроков не удаются быстрые прорывы из-за того, что они с опозданием переходят от защиты к нападению или осуществляют этот переход не все одновременно. Общей ошибкой является ожидание того момента, когда разыгрывающий получит первую передачу, но в это время стартовать уже бывает поздно.

  • Игроки, не овладевшие мячом, должны сразу бежать вперед, как только партнер овладел мячом. Оценив ситуацию и увидев свободные от защитников и партнеров места на площадке, они как можно быстрее, не глядя на мяч, должны двигаться к корзине противника.

  • Игроки должны стараться бежать вдоль боковых линий и ближе к ним; если ближайшая боковая линия уже занята впереди бегущим партнером, можно занять противоположную, а если и она занята, то бежать по середине площадки (впереди разыгрывающего).

Завершение быстрого прорыва

Один из важнейших моментов быстрого прорыва – его завершающая фаза.

  • 15–16-летние игроки уже должны уметь создавать и реализовывать численное превосходство нападающих перед защитниками (1x0, 2x1, 3x1, 3x2, 4x2, 4x3) и при организованном быстром прорыве перемещаться по своим «коридорам» (рис. 17 и 18).

  • Команды 17–18-летних игроков могут работать над более сложными вариантами прорыва, связывая быстрый прорыв с организацией быстрого позиционного нападения (рис. 19 и 20).

Быстрый прорыв после перехвата мяча

Многие быстрые прорывы начинаются с перехвата мяча. Вот почему очень важно тренировать эту ситуацию.

  • Если игрок, перехвативший мяч, находится в выгодной позиции, он должен быстро вести мяч к корзине противника.

  • Если игрок находится в невыгодной позиции, он должен оценить ситуацию и принять оптимальное решение (передать мяч партнеру, вести его вперед или приостановить быстрый прорыв).

Нападение против личной защиты

Командное нападение как против личной, так и против зонной защиты должно быть тесно связано с совершенствованием групповых и индивидуальных тактических действий в нападении. Весьма распространенной ошибкой тренеров, работающих с 15–17-летними баскетболистами, является разучивание большого количества атакующих комбинаций. Это часто приводит к тому, что игроки знают, куда нужно перемещаться, но не владеют умением принимать тактические решения исходя из конкретной ситуации, правильно выполнять технические элементы.

Основы позиционного нападения для 15–17-летних игроков

В этом возрасте лучше подойдет организация нападения с четырьмя игроками, расположенными лицом к корзине, и одним, периодически играющим спиной к корзине. Рекомендуется, чтобы игроки не ограничивались только игрой спиной к корзине, а большую часть времени играли лицом к ней на разных позициях. Это даст возможность совершенствовать технико-тактическую подготовку в различных позициях (защитник, нападающий, центровой).

Позиционное нападение против личной защиты

Первоначальное расположение игроков

Как видно из рис. 21, это расстановка с одним игроком в низкой позиции центрового, образующего с двумя своими партнерами (расположенными на одной стороне) «треугольник». Заслон игроку без мяча на другой стороне (рис. 22).

  • Каждый раз, когда игрок находится в положении одного из разыгрывающих, делающих передачу в любую сторону, он перемещается в противоположную сторону от направления передачи, чтобы поставить заслон (рис. 23 и 24).

  • Позднее можно добавить еще один вариант: разыгрывающий передает мяч крайнему нападающему и ставит заслон центровому (рис. 25).

  • Когда игрок в позиции разыгрывающего не может получить мяч, он перемещается в противоположную от него сторону, чтобы поставить заслон центровому (рис. 26).

  • Крайний игрок на стороне центрового может «навести» на него своего защитника и выйти для получения мяча (рис. 27), а крайний игрок на противоположной стороне – открыться для получения мяча в трехсекундной зоне (рис. 28).

  • Для получения мяча игроки могут изменять направление движения и скорость (рис. 29).

  • Эти перемещения дают молодым баскетболистам возможность действовать один на один и учиться принимать решения в конкретной игровой ситуации.

  • Нападающие также учатся противодействовать помощи защитников. Поэтому каждый раз, когда нападающий совершает проход и обыгрывает своего защитника и на помощь выходит другой защитник, нападающий должен научиться видеть открытого партнера и делать ему передачу.

В эту тактическую схему позиционного нападения против личной защиты могут быть включены и другие варианты групповых взаимодействий.

Евгений Гомельский ,
к.п.н., заслуженный тренер СССР и России