Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2008

Первый урок в новом году

Лыжная подготовка. 5-й класс

Первый урок лыжной подготовки. Обычно на нем учитель знакомит детей с техникой безопасности, историей возникновения лыжного спорта, правилами подбора инвентаря, техникой основных лыжных ходов.
Как сделать этот урок интересным? Можно ли использовать в нем компьютерные технологии? Как быстро проверить усвоенные учащимися знания? Предлагаемый вашему вниманию урок (или его часть) по лыжной подготовке можно провести в кабинете информатики даже тогда, когда погодные условия не позволяют провести его на свежем воздухе.

Цель и задачи урока

Цель: осознанное изучение и понимание учащимися значения выполняемых заданий и упражнений, целенаправленного влияния их на организм.

Задачи:

  • Организовать учеников для предстоящих занятий, ознакомить их с требованиями программы по лыжной подготовке.

  • Изучить технику безопасности при занятиях лыжным спортом, требования к одежде и обуви занимающегося.

  • Ознакомить с основными элементами передвижения на лыжах.

  • Научить определять физическую нагрузку с помощью измерения частоты сердечных сокращений.

  • Повышать интерес учащихся к лыжному спорту, формировать привычку к здоровому образу жизни.

Оборудование:

  • компьютеры, проектор, экран, колонки;

  • презентация по теме урока, выполненная в программе Power Point;

  • тест по теме урока, выполненный в программе Microsoft Excel;

  • карточки по технике безопасности на уроках лыжной подготовки, выполненные в программе Microsoft Word;

  • секундомер.

ХОД УРОКА

Части урока

Содержание урока

Дозировка

Организационно-методические указания

Вводная (4–6 мин.)

1. Построение, рапорт, приветствие, сообщение задач урока

1–2 мин.

 

2. Беседа по теме «История развития лыжного спорта» (см. Приложение 1)

3–4 мин.

Использовать презентацию

Основная (25–30 мин.)

3. Самостоятельное изучение правил техники безопасности на занятиях лыжной подготовкой по карточке (см. Приложение 2)

5–6 мин.

Использовать карточки по технике безопасности

4. Выполнение теста в программе Microsoft Excel по технике безопасности (см. Приложение 3)

5–6 мин.

Организовать работу за компьютером в группах по 2–3 человека с целью проверки знаний по технике безопасности. Использовать презентацию

5. Оценивание работы в группах

2–3 мин.

Использовать компьютерную программу Microsoft Excel

6. Ознакомление с техникой передвижения на лыжах, объяснение учителя с элементами фронтальной работы (см. Приложение 4)

5–6 мин.

Использовать презентацию

7. Демонстрация поворота переступанием, подъемов и торможений на лыжах

1–2 мин.

После просмотра и обсуждения слайдов выполнить имитацию лыжных ходов. Использовать презентацию

8. Знакомство со схемой лыжного стадиона и передвижений по нему

2–3 мин.

Использовать презентацию

9. Обучение определению физической нагрузки с помощью измерения частоты сердечных сокращений

3–4 мин.

Использовать презентацию, слайды 12–13

Заключительная (4–6 мин.)

10. Подведение итогов, выставление отметок за урок, сообщение домашнего задания

4–6 мин.

Провести рефлексию проведенного урока.

Сообщить, что презентация не закончена и что фотографии ребят, лучше всех освоивших программный материал по лыжной подготовке, будут находиться на слайде 15

Дать ученикам заданиепознакомиться с разными видами лыжного спорта. Использовать презентацию, слайд 14

Порекомендовать найти информацию из книг, журналов, специальных учебных дисков, Интернета

Приложение 1

Как лыжи стали видом спорта

Лыжи – изобретение очень древнее. Ученые полагают, что появились они 20–30 тыс. лет назад на Севере, среди бескрайних снегов.

Самые древние лыжи представляли собой «большие подошвы» – деревянные дощечки, привязанные к ногам. На них можно было, не проваливаясь, ходить по глубокому снегу. Затем конструкцию усовершенствовали: кто-то догадался стянуть гибкую ветку в овал и перетянуть его сыромятным ремнем или гибкой лозой. Такие лыжи были гораздо легче и удобнее прежних неуклюжих деревянных снегоступов. На новых лыжах можно было не только ступать по снегу, но и скользить по нему. Это открытие наши далекие предки сделали, скорее всего, случайно: кто-то спускался по склону да вдруг покатился, сумев сохранить равновесие.

Однако для лучшего скольжения подходили не «большие подошвы», а длинные узкие доски. Вскоре их стали обтягивать звериными шкурами, причем так, чтобы ворс был направлен к задним концам лыж. Вперед лыжа скользила очень легко, а движение назад ворс тормозил. На таких меховых лыжах было очень удобно подниматься вверх по склону.

Позже выяснилось, что можно быстро передвигаться по снегу и просто на длинных деревяшках – надо только загнуть кверху их передние концы и взять палку, чтобы отталкиваться при ходьбе. Поначалу палка была только одна, а другая рука оставалась свободной для лука или какого-либо другого оружия.

Лыжи оказались незаменимым подспорьем на охоте в зимнем лесу. А с течением времени их стали использовать и для военных целей.

В Скандинавских странах короли держали на службе особые отряды воинов-лыжников, которые могли совершать длинные переходы и неожиданно появляться там, где враги их не ждали. Воевали на лыжах и наши предки: в летописях можно найти сведения о том, как в 1444 г. московские воины совершили лыжный переход к Рязани и отразили нападение отряда монголо-татар.

Поскольку лыжи использовались на охоте и на войне – в древнейших занятиях человека – бег на них не мог не стать одним из видов спортивных состязаний. Так было почти со всеми охотничьими и военными навыками человека.

Массовому увлечению лыжным спортом очень способствовал знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен. В 1888 г. он первым пересек с запада на восток Гренландию. Это было не только географическое достижение, но и спортивное: Нансен вместе со своими спутниками шел на лыжах.

Фотографии великого норвежца, стоящего на лыжах, обошли газеты всего мира, и лыжи мгновенно стали модными. Во многих странах один за другим появлялись лыжные клубы. Не обошлось и без многочисленных курьезов: светские дамы заказывали крошечные лыжи для своих собачек, мужчины дарили своим возлюбленным лыжи, рассчитанные на езду вдвоем.

Однако мода на лыжи прошла, а лыжный спорт остался. Он завоевывал все новые страны.

В 1895 г. был создан Московский лыжный клуб. Правда, первенство России было разыграно только через 15 лет. Соревнования проходили в Москве, на Ходынском поле: 14 лыжников провели забег на 30 км. Тут тоже не обошлось без курьезов. Победителем стал дворник Павел Бычков. На страницах газет развернулась долгая дискуссия о том, можно ли считать спортсменом-любителем человека, чья профессиональная деятельность связана с физическим трудом.

Бычков прошел дистанцию за 2 ч 26 мин. 47 сек. Сейчас лучшие лыжники проходят 30-километровую дистанцию на целый час быстрее.

Нынешние лыжники, тренирующиеся по научным методикам, превосходят Бычкова по «качеству» ходьбы, и лыжи за век с лишним стали совсем другими.

Немало поэкспериментировали люди с материалом для лыж. Сначала их делали из цельных кусков дерева, причем лучшей считалась береза. Затем лыжи стали клеенными из нескольких слоев фанеры. А с середины 70-х гг. настало время пластиковых лыж: они и легкие, и удобные, и прочные.

Разумеется, лыжи для разных видов спорта существенно различаются. На узких гоночных лыжах не прыгнешь с трамплина, а трамплинные, в свою очередь, не подходят для скоростного спуска с гор. Различно устроены и их крепления, и ботинки для них нужны разные.

Еще одно важное изобретение – лыжная мазь, помогающая скольжению. Для тех или иных погодных условий разработаны соответствующие составы, и спортсмену вместе с тренером важно уметь выбрать самый оптимальный.

Когда современный лыжник выходит на старт, за его плечами не только километры и часы тренировок, но и кропотливая работа конструкторов, дизайнеров, химиков и многих других специалистов.

Приложение 2

Правила техники безопасности на занятиях лыжной подготовкой

Лыжи должны быть подобраны по росту занимающегося и находиться в исправном состоянии.

Крепления должны быть отрегулированы так, чтобы можно было без посторонней помощи прикреплять лыжи к ботинкам. Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечник, кольцо и регулируемой длины ремень для кисти руки.

Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру: тесная или очень свободная обувь может привести к потертостям или травме. Надевать обувь лучше на два носка, которые должны быть сухими.

Одежда на занятиях лыжами должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной. Чтобы не застудить поясницу, следует надеть длинный свитер.

Запрещается заниматься без головного убора. Нужно надеть спортивную шапочку, прикрывающую уши, а на руки – варежки.

Выйдя на улицу, не спешите вставать на лыжи, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.

В течение всего года регулярно выполняйте упражнения на выносливость. Низкий уровень выносливости является одной из причин травматизма.

Следует внимательно слушать объяснения учителя, стараться правильно и точно выполнять упражнения.

При передвижении на лыжах по дистанции соблюдайте интервал 3–4 м, при спусках – не менее 30 м. В последнем случае не выставляйте вперед палки. Если возникает необходимость в быстрой остановке, приседая, падать надо на бок, обязательно держа при этом палки сзади. Нельзя пересекать лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона лыжники, и прыгать с трамплина: для этого нужны прыжковые лыжи и необходима специальная подготовка. Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаливания во время подвижных игр и эстафет: это можно делать только рукой.

При занятиях лыжным спортом могут быть обморожения. При потере чувствительности кожи ушей, носа, щек следует немедленно сделать растирание, причем сухой рукой, а не снегом, так как в последнем случае можно повредить кожу и занести инфекцию.

О поломке и порче лыжного снаряжения, о необходимости сойти с дистанции надо обязательно предупредить учителя. Не уходите с занятий без его разрешения.

Нельзя раздеваться при передвижении на лыжах по дистанции (это приведет к простуде). Лучше снять лишнюю одежду до начала лыжной гонки, а после ее завершения надеть вновь.

Перед входом в помещение надо счистить снег с лыж.

Сразу после занятий лыжами нельзя пить холодную воду, чтобы не заболело горло.

Ограничения по температуре воздуха и погодным условиям при занятиях лыжной подготовкой следующие: температура не ниже –14°C, тихий ветер.

Приложение 3

Компьютерный тест по технике безопасности на уроках лыжной подготовки

Компьютерная программа позволяет подсчитать количество правильных ответов и даже выставить на их основании отметку.

Приложение 4

Техника передвижений на лыжах

Лыжные ходы бывают попеременными и одновременными. При передвижении на лыжах выполняют толчки сначала одной, а затем другой палкой. Такие лыжные ходы и называются попеременными. Когда лыжи хорошо скользят по снегу, возникает потребность оттолкнуться двумя палками одновременно. Это увеличивает скорость скольжения. Такие лыжные ходы называются одновременными.

Попеременный двухшажный ход

Цикл движений в попеременном двухшажном ходе состоит из двух скользящих шагов и попеременных отталкиваний палками на каждый шаг. Прежде чем перейти к описанию техники в целом и методике обучения данному ходу, необходимо дать биомеханический анализ пяти основных фаз цикла. На рисунках изображены положения лыжника в начале и в конце каждой фазы.

Первая фаза – свободное скольжение (рис. 1). Главная задача – уменьшить возможную потерю скорости и подготовиться к отталкиванию палкой. В этой фазе очень важно уменьшить силу трения лыж о снег, дать отдых мышцам, не затягивать время скольжения.

Рис. 1. Первая фаза попеременного двухшажного хода

Рис. 1. Первая фаза попеременного двухшажного хода

Вторая фаза – скольжение с выпрямлением опорной ноги (рис. 2). Главная задача – увеличить скорость скольжения. С этой целью очень важно при отталкивании палкой включить в работу более мощные мышцы туловища, обеспечить жесткую передачу усилий на скользящую лыжу и подготовиться к подседанию на опорной ноге.

Рис. 2. Вторая фаза попеременного двухшажного хода

Рис. 2. Вторая фаза попеременного двухшажного хода

Третья фаза – скольжение с подседанием (рис. 3). В этой фазе очень важно быстро остановить скользящую лыжу, ускорить выполнение подседания, обеспечить высокую скорость маховых движений рукой и ногой и ускорить перекат.

Рис. 3. Третья фаза попеременного двухшажного хода

Рис. 3. Третья фаза попеременного двухшажного хода

Четвертая фаза – выпад с подседанием (рис. 4). Главное в этой фазе – обеспечить максимальную скорость выпада и завершить подседание для эффективного завершения отталкивания ногой.

Рис. 4. Четвертая фаза попеременного двухшажного хода

Рис. 4. Четвертая фаза попеременного двухшажного хода

Пятая фаза – отталкивание с выпрямлением толчковой ноги (рис. 5). Главное здесь – завершить отталкивание палкой и лыжей, обеспечить скорость движения маховой ноги к концу выпада и выполнить отталкивание в направлении «на взлет».

Рис. 5. Пятая фаза попеременного двухшажного хода

Рис. 5. Пятая фаза попеременного двухшажного хода

Одновременный бесшажный ход

Одновременный бесшажный ход применяется при отличном скольжении и с твердой опорой для палок на равнине: при хорошем скольжении – на пологих спусках, при плохом – на спусках средней крутизны. Кроме того, его целесообразно применять на раскатанных и леденистых участках лыжни, когда попытка сделать шаг может привести к потере равновесия, а передвижение в таких условиях скольжения возможно только за счет одновременного отталкивания палками.

Рис. 6. Основные фазы одновременного бесшажного хода

Рис. 6. Основные фазы одновременного бесшажного хода

Очень важно во время лыжных гонок своевременно перейти на этот ход (если есть соответствующие условия), так как по сравнению с другими ходами скорость передвижения выше, а также в связи с достаточной экономичностью хода (рис. 6). Скорость передвижения при данном способе поддерживается только за счет одновременных толчков палками, скольжение происходит все время на двух лыжах, поэтому основная нагрузка падает на мышцы рук и туловища (мышцам нижних конечностей предоставляется относительный отдых).

1. После окончания толчка руками лыжник скользит, согнувшись, на двух лыжах, голова чуть приподнята.

2–3. Продолжается скольжение, лыжник медленно выпрямляется и легким маятникообразным движением выносит палки вперед.

4. Лыжник почти полностью выпрямляется, и начинается подготовка к отталкиванию – масса тела перемещается на носки, ноги слегка сгибаются, палки выведены вперед перед постановкой на снег.

5. Палки ставятся на снег чуть впереди креплений, начинается толчок руками.

6. Основное усилие на палки развивается за счет сгибания туловища. Угол сгибания рук в локтевых суставах несколько уменьшается.

7–8. Толчок заканчивается полным разгибанием рук. Кисти рук находятся на уровне не выше коленей, угол наклона палок наибольший.

9. После окончания толчка лыжник по инерции скользит, согнувшись, на двух лыжах.

Затем цикл движений повторяется.

Техника одновременного бесшажного хода довольно проста, и обучение проводится целостным методом. Однако перед началом передвижения по лыжне целесообразно проимитировать движение (наклон туловища, отталкивание руками и медленное выпрямление) без палок, стоя на месте. При объяснении следует обратить особое внимание учеников на медленное выпрямление туловища при прокате, расслабленный, маятникообразный вынос рук вперед и постановку палок на снег под углом около креплений. Это позволяет сразу начать эффективное отталкивание. Палки ставятся на снег активным движением, почти «ударом». Очень важно сразу создать жесткую систему передачи усилия отталкивания на скользящие лыжи (руки – туловище – ноги – лыжи). Толчок начинается с наклона туловища («навала») на палки и заканчивается резким выпрямлением рук. В то же время ноги в коленях слегка согнуты и жестко «закреплены» – сгибание или разгибание ног приводит к уменьшению силы отталкивания.

Наталия Петриди ,
гимназия № 4, г. Канск, Красноярский край