Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2008

Острые грани «круглого стола»

По материалам конференции «Формирование здорового образа жизни» Пенза, октябрь 2008 г.

В этой конференции приняли участие учителя физической культуры, которые с практической точки зрения рассуждали о том, что они могут и должны изменить в своей работе, чтобы новое поколение выросло здоровым.
Главное отличие этой педагогической конференции от множества других – в том, что на нее с основными докладами были приглашены ученые – члены Международной академии наук педагогического образования (МАНПО). Они говорили о ценностях, которые нужно передать детям на уроках культуры физической, а педагоги – о проблемах, возникающих на практике. Все вместе размышляли о том, как важно понять друг друга, но это иногда бывает так сложно…
На конференции был организован «круглый стол», где каждый желающий имел возможность высказать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу. Дискуссия шла так динамично, все присутствующие настолько увлеклись происходящим, что было принято решение отменить запланированные заранее мастер-классы и вместо этого продолжить работу «круглого стола».

Оценивать или ценить?

– Старая программа по физической культуре была ориентирована на нормативы, и отметки выставлялись соответственно. Мы изменили систему оценивания. Здоровье детей оставляет желать лучшего, это всем известно, поэтому в своей работе мы не только используем различные оздоровительные методики, но и оцениваем детей индивидуально, а не по общим нормативам, учитываем личные достижения каждого. Наша главная задача – привлечь каждого ученика к исследованию своего организма, к пониманию потенциала, заложенного в нем. Учитель физической культуры должен помогать детям раскрыть свои возможности.

– У каждого ученика должен быть личный дневник, в котором он мог бы фиксировать свои нагрузки, достигнутые результаты, самочувствие, отношение к здоровью, успехи в учебе. У нас такие дневники самоанализа давно введены, причем есть очень интересные результаты. Например, оказалось, что после введения третьего урока физической культуры у многих ребят стали расти успехи в учебе. Сегодня, в век конкуренции, каждый должен понимать, что больной он просто никому не будет нужен – нужны только здоровые. А здоровье нужно зарабатывать кропотливым постоянным трудом.

– Здесь говорили, что физическую культуру можно преподавать без отметок. Но как это сделать на практике? Как мотивировать ребенка на занятия, если он всего боится? Как заставить детей заниматься, если не будет отметок?

– Если в семье с детства привили ребенку такой стереотип, что физическая культура – это совершенно ненужный предмет, как можно заставить ребенка заниматься, если не будет отметок? Он и ради отметки-то на физкультуру ходить не хочет, а без этого и подавно не придет.

– Какая же у детей будет мотивация, если каждый будет соревноваться только сам с собой? Представьте, что произойдет, если в каждом виде спорта будет только по одному спортсмену. Кто же будет стремиться к улучшению результатов?

– Это беда педагога, если он считает увеличение нагрузки единственным и универсальным средством физического воспитания. Методика – это не машина, которую можно запустить и ждать, когда она выдаст заранее прогнозируемый результат. В образовательном процессе участвуют личности – дети и взрослые: о личностном факторе никогда нельзя забывать. Даже в спорте высших достижений есть такие примеры: тренер вырастил олимпийского чемпиона, ему дают новых перспективных ребят и ждут тех же результатов. А их нет. Почему? Потому что о личности забыли, а она обладает множеством особенностей. К нагрузкам нужно относиться очень внимательно, индивидуально, они должны носить образовательный характер, причем каждый учащийся должен понимать, что он делает, почему делает, как это отразится на его здоровье. Культура – это качество жизни, а не величина физической нагрузки.

– Человек – открытая биологическая система. На нас влияет буквально все, и от этого зависит не только самочувствие, но и результаты нашей работы. Если директор поддерживает учителя, можно работать на одном дыхании и не чувствовать усталости. Если ребенку нравится то, что он делает, если он видит собственный прогресс, улучшение своих результатов, он начинает заниматься по-другому, тоже не чувствуя усталости.

Конкурировать или сотрудничать?

– Я хочу рассказать, как с помощью игры можно развивать физические качества. В начале сентября ребята сдают тесты, и их уровень, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Тогда я предлагаю им в течение недели просто поиграть в футбол, и после этого они легко справляются с тестами. Кстати, мой опыт показал, что за школьные годы мы должны научить ребят играть в команде, потому что тот, кто не научился играть в школе, в жизни редко бывает успешной личностью.

– Связь конкурентоспособности и успешности – это чисто американский подход, но для нас, россиян, это тупиковый путь. В погоне за победителями мы упускаем свои национальные корни, забываем, что спорт – это не самоцель, а всего лишь средство. Качества, присущие русскому человеку, славянину, далеки от идеалов спорта.

– Не соглашусь. Для многих ребят именно спорт становится в будущем залогом здорового образа жизни – спорт дает им возможность реализовать свои личностные качества.

– Умение побеждать необходимо каждому. Его нельзя развить нигде, кроме уроков физкультуры и занятий спортом.

– А как быть тем детям, которые не побеждают? Тем, которые всегда проигрывают? На каждых соревнованиях кто-то один (или команда) испытывает прекрасное чувство победы. А остальные – горечь поражения. Стоит ли торжество одного горечи многих?

– Я хочу, чтобы меня окружали не конкурентоспособные, а добрые люди, стрессоустойчивые, понимающие других, в том числе и меня.

– Согласен. Причем важно и нам, учителям, быть добрыми и понимающими, а не конкурировать постоянно с кем-то. Я и своим ученикам говорю: будьте такими, какими вы хотите видеть окружающих, тогда и вам будет хорошо.

– Победа над самим собой дает человеку ощущение уверенности в жизни, отнюдь не меньшее, чем победа над другими. При этом есть только победитель, а проигравшего нет. Надо готовить наших учеников к испытаниям, а не испытывать их.

Ценность здоровья

– Скажите, а с кем ребенок должен соревноваться при субъектном подходе? Прежде всего с самим собой. Уверен, что коллеги с этим согласятся. Ученик сам является мерилом своего образования. Мы должны остановиться на проблеме ценностей: когда мы выпускаем его из школы, что мы можем и должны измерить? Мы хотим, чтобы у детей было сформировано ценностное отношение к здоровью, и делать это надо и при помощи уроков физической культуры, и через внеклассную деятельность и получение дополнительного образования. Только когда человек знает цену здоровью, его ничто не собьет, никто не сможет привить ему нездоровый образ жизни. Но эта ценность должна быть им усвоена, принята как своя внутренняя, а не чья-то внешняя. Только в этом случае мы решим проблему качества образования, в том числе и образования на уроках физической культуры.

– Там, где школы систематически проводят мероприятия по формированию ценностного отношения к физической культуре, всегда будет самый лучший результат. Когда вместе с детьми соревнуются и учителя, и родители, когда это праздник, а не борьба, – это и есть качественный результат образования, и тогда мы можем сказать, что преподаем культуру физическую, а не выступаем в роли массовиков-затейников, позволяющих ребятам порезвиться в спортзале.

Записала

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Спорт в школе»