Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2008

Баскетбольная секция в школе

Педагогический университет "Первое сентября". Баскетбольная академия братьев Гомельских

Евгений ГомельскийКурс ведет Евгений Яковлевич ГОМЕЛЬСКИЙ,
к.п.н., заслуженный тренер СССР и России

 

 

 

 

 

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Роль занятий баскетболом в формировании личности

18

Лекция № 2. Планирование баскетбольной работы

19

Лекция № 3. Организация учебно-тренировочных занятий.

Контрольная работа № 1

20

Лекция № 4. Поведение тренера до, во время и после игры

21

Лекция № 5. Мини-баскетбол. Общие рекомендации при работе с детьми 6–7 лет, 8–9 лет, 10–12 лет.

Контрольная работа № 2

22

Лекция № 6. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 6–12 лет

23

Лекция № 7. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 13–14 лет

24

Лекция № 8. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 15–17 лет.

Итоговая работа

Лекция № 7. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 13–14 лет

В данной лекции приведены примеры командных учебно-тренировочных занятий, направленных на совершенствование технико-тактических действий.

Методические советы

1. Забудьте об изучении тактики игры до того момента, пока ваши игроки не овладеют техникой.
2. Всегда требуйте от молодых игроков полной отдачи, высокой концентрации и дисциплины.
3. Процесс обучения начинается с простых задач, которые постепенно становятся более сложными (принцип «от простого к сложному»).
4. На одной тренировке игрокам могут быть предложены не более 25% новых элементов.
5. Совершенствование игры в нападении и защите в большинстве случаев должно проходить одновременно.
6. Игроки высокого роста должны делать те же упражнения, что и низкого, чтобы овладеть основами техники.
7. Должно проводиться обучение только личной защите.
8. Особое внимание следует уделять технике остановки.
9. Если игрокам что-то не ясно, давайте им возможность задать вопросы. Отвечайте на них четко и кратко.
10. Не забывайте: хорошая игра – это результат тренировки.
11. Не пытайтесь отыскать «одаренных» детей. Они сами появятся, если вы хорошо работаете.

Занятие № 1*

Цель: обучение технике ведения мяча.

Упражнения

1. Разминка: упражнения на владение мячом; упражнения на владение мячом в движении (10 мин.).

2. Ведение правой рукой; обманный шаг левой ногой; продолжить ведение правой рукой; передача партнеру; изменение направления движения (упражнение проводится с правой и левой стороны) (рис. 1).

3. Нападающий ведет мяч с изменением направления, меняет руки при одном ударе мяча на двух широких шагах; делает передачу и освобождается для получения мяча; получает возвратную передачу; бросок (рис. 2).

4. Ведение; передача; получение мяча и передача другому партнеру; получение мяча; поворот вперед; поворот назад; проход к корзине; бросок (рис. 3).

5. Ведение назад и вперед, используя технику «та же рука – та же нога», с увеличением скорости при проходе (рис. 4).

6. Ведение левой рукой к центру; остановка; передача одной правой рукой от правого плеча игроку в колонне справа. Передававший игрок переходит в конец колонны, расположенной справа от него (работа в обоих направлениях) (рис. 5).

7. Игра 1x1 на половине площадки. Начинать ведение с перекрестного шага после выполнения поворота вперед и назад. Защитник не старается отобрать мяч, а сопровождает нападающего, перемещаясь в защитной стойке.

8. Штрафные броски: 2 раза по 2 броска подряд.

Примечания

1. Ведение выполняется, не глядя на мяч.
2. Обязательно ведение в левую сторону левой рукой и в правую – правой рукой.
3. Полезно начинать ведение слабой рукой, чтобы игрок мог сохранить сильную руку для более сложных ситуаций.
4. Ведение следует выполнять дальней от соперника рукой.

Занятие № 2

Цель: обучение технике передач.

Упражнения

1. Разминка: упражнения на владение мячом в движении (10 мин.):

а) передача правой и одной левой рукой с перекрестным шагом;

б) передача двумя руками от груди; при ловле обязательное движение к мячу (рис. 6).

2. Подбросить мяч; движение к мячу; остановиться и поймать мяч; комбинация поворотов (повороты вперед и назад); передача одной рукой от плеча (рис. 7).

3. Подбросить мяч; остановиться и поймать мяч, передача мяча тренеру одной рукой от плеча; отвлекающее движение перед получением мяча; получение мяча; проход; бросок (рис. 8).

4. Передача одной рукой от плеча с шагом ноги вперед; передача двумя руками от груди в движении и проход после получения мяча (рис. 9).

5. Игра 1x1, перемещения в защите. Смена защитника и нападающего по сигналу тренера:

а) без мяча;

б) с мячом (рис. 10).

6. Поворот, передача, ускорение с отсечением защитника от мяча (рис. 11).

7. Ситуация быстрого прорыва 2x1 (рис. 12).

8. Игровое упражнение 3x3. Нападение: передачи двумя руками от груди и одной рукой от плеча. Только одно ведение при проходе. Передача ближайшему партнеру. Поворот после остановки. Перемещение после каждой передачи.

Защита: личная ответственность за своего нападающего. Активно играть против игрока с мячом. Выбирать такое положение, чтобы видеть своего игрока и мяч.

Примечания

1. При передаче одной рукой завершать сопровождение мяча передающей рукой.
2. В исходном положении перед передачей локти не должны быть разведены слишком широко.
3. Передача должна быть достаточно сильной и быстрой.
4. Перемещение игрока после передачи и движение к мячу перед получением мяча обязательны.
5. Остановка прыжком должна выполняться с полным сохранением равновесия.
6. При поворотах сохранять устойчивое положение.

Занятие № 3

Цель: обучение технике передачи и тактике индивидуальных действий.

Упражнения

1. Разминка: упражнения на владение мячом в движении (10 мин.).

2. Получить мяч на двухшаговом ритме и передать одной рукой от плеча (рис. 13).

3. Передача мяча партнеру; движение для получения передачи; ловля, поворот, передача; движение для получения передачи; ловля, поворот, передача; поворот, передача; движение для получения передачи; получение мяча и бросок в движении или после остановки (рис. 14).

4. Открыться для получения мяча, перемещаясь в треугольнике (рис. 15).

5. Передача одной рукой и перемещение (рис. 16).

6. Игра 2x2 на половине площадки, передача после поворота и выход для получения обратной передачи, атака корзины (20 мин.).

Тренировка передач с сопротивлением защитника (защитник выходит из-под корзины); нападающий с мячом: ведение, передача, движение для получения мяча, получение передачи, поворот, передача, движение для получения мяча, получение передачи, атака корзины при пассивной или активной игре защитника (рис. 17).

7. Бросок с дистанции после двух передач (рис. 18).

8. Штрафные броски сериями по 2 до 10 очков.

Примечания

1. При передаче очень важно сохранять равновесие.
2. При повороте следует защищать мяч локтями.
3. Все передачи должны быть неожиданными для защитника.

Занятие № 4

Цель: обучение основам игры в защите.

Упражнения

1. Разминка: упражнения на владение мячом в движении (10 мин.).

2. а) нападающий делает короткие движения вправо, влево. Защитник перемещается перед ним в защитной стойке, препятствуя продвижению нападающего вперед (рис. 19);

б) то же, что и в предыдущем упражнении, но нападающий выбрасывает мяч вправо или влево (остановка на два шага); игра 1x1. Активное сопротивление защитника, после того как нападающий овладеет мячом (рис. 20);

в) открыться и получить мяч от партнера (рис. 21).

3. Игра 3x2. Игрок с мячом в позиции разыгрывающего, ведет мяч вправо или влево; отдает передачу любому из двух партнеров, пытающихся открыться для получения мяча. Защитник располагается в открытой или закрытой стойке относительно положения мяча. После получения мяча – игра 1x1 (рис. 22).

4. Игра 3x2 на половине площадки; после броска атаковавший игрок переходит в защиту; защищавшиеся игроки играют в нападении (2x1) в противоположное кольцо.

5. Игра 1x1. Защита против выхода нападающего для получения мяча: защитник перекрывает движение нападающего и старается находиться на линии мяча. Партнер игрока с мячом старается получить передачу от дриблера. После броска, нападающие становятся защитниками, и проводится игра 1x2 в противоположное кольцо (рис. 23).

6. Тренировочная игра 5x5. Нападение: игра без ведения, делать повороты. Защита: прессинг с активной игрой против нападающего с мячом. (20 мин.).

7. Штрафные броски: 2 раза по 3 броска подряд.

Примечания

1. Когда нападающий смещается, защитник должен находиться между ним и своим кольцом.
2. Игрока с мячом защитник опекает почти в параллельной стойке.

Занятие № 5

Цель: совершенствование передач после остановки и поворота. Защита: расстояние и позиция.

Упражнения

1. Разминка: упражнения на владение мячом (10 мин.).

2. Передача; перемещение; остановка прыжком; поворот назад и передача двумя руками от груди (поворот вперед) (рис. 24).

3. Передача одной рукой от плеча; выход для получения мяча; остановка прыжком; финт на бросок; поворот назад, поворот вперед и проход с броском с левой (правой) стороны (рис. 25).

4. Ведение; остановка; поворот назад; передача одной рукой от плеча и движение после передачи (рис. 26).

5. Игра 2x1 через всю площадку вперед и назад. Вперед: 2x1. Назад: бросавший нападающий становится защитником, и игра продолжается в противоположное кольцо (рис. 27).

6. Два игрока выполняют передачи, остановки и повороты вперед, назад (рис. 28).

7. а) игра 1x1. Защитные действия против игрока с мячом и без него; помощь партнеру в защите (рис. 29);

б) игра 1x1. Защитные действия против нападающего без мяча (рис. 30).

8. Игра 5x5. Защита от средней линии площадки. Нападающие могут использовать только одно ведение для прохода. Команда, забросившая мяч, остается играть в нападении и проводит атаку в противоположное кольцо. Если мяч не заброшен, играют в защите. Упражнение проводится до определенного количества очков или на время.

9. Штрафные броски: два раза по три броска подряд.

Примечания

1. При повороте укрывать мяч от защитника и держать мяч у дальнего от защитника бедра. Локти укрывают мяч.
2. В защите всегда надо отвечать за своего игрока, но в то же время следует видеть мяч.
3. Расстояние между защитником и нападающим зависит от расстояния до мяча.
4. По мере продвижения мяча ближе к своей корзине защитник должен находиться ближе к игроку с мячом и действовать более агрессивно.

Занятие № 6

Цель: обучение игре в защите.

Упражнения

1. Разминка: упражнения на владение мячом в движении (10 мин.).

2. Игра 2x1; защитник опекает нападающего с мячом. Нападающий с мячом выполняет поворот и передает мяч партнеру; меняет позицию. Игрок, получивший мяч, после поворота возвращает мяч; проход или бросок. Защитник двигается за мячом от одного нападающего к другому (рис. 31).

3. Защитные действия (рис. 32).

4. Игра 1x1. Передача мяча партнеру; ведение назад, в это время защитник меняет позицию и играет против игрока с мячом. Игрок, сделавший передачу, ставит заслон для игрока с мячом. Игрок с мячом выполняет проход с броском (рис. 33).

5. Игра 3x3; заслон игроку без мяча (рис. 34).

6. Игра 3x2 через всю площадку. Два защитника стартуют из неудобных позиций (рис. 35).

7. Защитник встречает нападающего с мячом; нападающий передает мяч партнеру и получает мяч обратно для броска. Защитник перемещается от одного нападающего к другому, следуя за мячом (рис. 36).

8. Штрафные броски: 2 серии по 3 броска.

Примечания

1. Учить игроков находить правильные позиции при игре в защите.
2. Работа ног – основа индивидуальных действий в защите.
3. При игре против дриблера сохранять необходимую дистанцию.

Занятие № 7

Цель: обучение взаимодействию в нападении.

Упражнения

1. Разминка: подготовительные упражнения без мяча и упражнения на владение мячом в движении (10 мин.).

2. Движение нападающего без мяча для получения обратной передачи. Ведение мяча; передача мяча партнеру; движение для получения мяча; получение возвратной передачи; ведение к корзине; бросок (рис. 37).

3. Передача; движение на противоположную сторону вдоль лицевой линии; получение обратной передачи (получить мяч на правую руку); поворот назад (левая нога осевая); финт на бросок; ведение в трехсекундную зону; поворот с ведением; проход к корзине с броском в движении или после остановки. Упражнение проводить с правой и с левой стороны (рис. 38).

4. Игра 2x2. Ведение и передача партнеру; открыться для получения возвратной передачи; партнер с ведением двигается к линии штрафного броска и отдает передачу освободившемуся игроку, который атакует корзину (рис. 39).

5. Игра 2x1. Защитник играет против нападающего без мяча; задача игрока без мяча открыться, получить мяч и выполнить бросок с дистанции; защитник блокирует нападающего после броска и подбирает мяч; после подбора передача бросавшему игроку, и игра 2x1 в противоположную корзину. В защите играет игрок, сделавший передачу после подбора (рис. 40).

6. Игра 2x2. Помощь защитника при проходе нападающего с мячом; быстрый переход от защиты к нападению в противоположную корзину (рис. 41).

7. Передача партнеру. Обратные передачи от партнеров; движение для получения мяча; бросок с дистанции после остановки (рис. 42).

8. Забить три подряд штрафных броска (промахнувшиеся игроки выбывают).

Примечания

1. После передачи игрок должен располагаться, так чтобы все время видеть мяч и быть готовым получить его.
2. Когда защитник помогает партнеру, нападающий, которого он держит, должен двигаться от него и найти подходящий угол для получения мяча.

Занятие № 8

Цель: обучение переходу от защиты к нападению и упражнения для быстрого прорыва.

Упражнения

1. Разминка: совершенствование элементов дриблинга в движении (10 мин.).

2. Передачи после поворотов с сопротивлением защитника, пассивным или активным (рис. 43).

3. Игра 2x2 по всей площадке. Нападение: перемещение игроков как можно шире друг от друга. Защита: помощь партнеру и возвращение к своему нападающему (рис. 44).

4. Игра 4x0 до средней линии площадки (быстрый переход от защиты к нападению, организация быстрого прорыва), после средней линии – игра 4x2. После завершения атаки 4x2 образуется новая четверка нападающих, состоящая из двух игроков, игравших в защите, и двух игроков из четверки, игравшей в нападении (игрок, сделавший последнюю передачу, и игрок, выполнивший последний бросок, покидают пределы площадки и переходят в группу защитников). Упражнение продолжается в противоположную корзину против двух защитников, вышедших из-за пределов площадки из группы защитников (рис. 45).

5. Игра 1x1. Борьба за отскок после броска. Поменяться ролями, играя на другой корзине (рис. 46).

6. Игра 3x3 через всю площадку; команда остается играть в нападении, если мяч забит в корзину (рис. 47).

7. Забить три штрафных броска подряд. Если игрок промахивается, он выбывает.

Примечания

1. При борьбе за отскок защитник сначала должен сблизиться с нападающим и остановить его движение к корзине.
2. Передача при быстром прорыве должна быть быстрой и «острой».
3. Старайтесь избегать длинных передач по ширине площадки.
4. При быстром прорыве ведение следует применять как можно реже, стараться играть за счет передач.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что изучается в первую очередь: техника или тактика?
2. Какое количество новых элементов (в процентном соотношении) может быть предложено игрокам на одной тренировке?
1. Что является результатом эффективного учебно-тренировочного процесса?
2. Проанализируйте несколько примеров различных по направленности учебно-тренировочных занятий. Добавьте свои упражнения или замените предложенные.

Литература

1. Гатмен Б., Финеган Т. Все о тренировке юного баскетболиста. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – (Серия «Шаг за шагом»).
2. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
3. Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. Начальный этап обучения. – Изд. 2-е. – М.: Физкультура и спорт, 2002.


* Каждое занятие рассчитано на 120 мин.

Евгений Гомельский ,
к.п.н., заслуженный тренер СССР и России