Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2008

Школьный спорт за рубежом

Организационные формы физического воспитания и развития школьного спорта в зарубежных странах

Обобщение и систематизация зарубежного опыта показывают, что во всех странах мира физическое воспитание входит в программы обучения общеобразовательных школ; кроме того, дополнительно проводится различного рода спортивная работа после уроков. В систематизированном виде данные об организационных формах школьного спорта в наиболее развитых зарубежных странах представлены в таблице.

Организационные формы проведения спортивной работы со школьниками в наиболее развитых зарубежных странах

Страна

Организационная форма работы

Австрия

Школа со спортивным уклоном, в которой учащиеся, получая общее образование, тренируются для достижения успехов в выбранном виде спорта

Германия

Школьная спортивная секция и добровольное спортивное общество; спортивная школа продленного дня

Италия

Ассоциация – школьная спортивная группа. Занятия проводятся под руководством преподавателя физического воспитания после уроков 2–3 раза в неделю (общая продолжительность – 6 ч в неделю)

США

Инициативный спортивный клуб или группа, создаваемые в школе. Работают под руководством родителей. Работу ведет школьный спортивный директор, в обязанности которого входят сбор платы за занятия, составление расписания занятий, наем тренеров, организация спортивных соревнований и т.п.

Франция

Спортивная ассоциация, создаваемая в школе. Руководство осуществляет преподаватель физического воспитания

Япония

Спортивный клуб. Проводятся дополнительные занятия спортом после уроков, обязательные для всех учащихся средней школы. Каждый школьник обязан посещать занятия в спортивном клубе не менее 1 раза в неделю. Наблюдения специалистов показали, что сейчас около 60% учащихся средней школы в Японии занимаются в спортивных клубах не менее 8 ч в неделю

Проанализируем подробнее формы организации школьного спорта в некоторых странах мира.

Австрия

Задача австрийской школы определена Законом о школе 1962 г.– содействовать воспитанию молодежи в духе традиций и принятых в стране социальных ценностей – истины, добра и красоты. Учебными планами предусмотрено от 2 до 4 ч занятий физической культурой в неделю.
Школа использует все возможности в этой сфере. Для повышения уровня мотивации школьников в свободное время практикуются такие формы спортивной работы, как курсы по лыжам, недели спорта, недели плавания, дни туризма. Чтобы подготовить учащихся к занятиям спортом в свободное время, в школе могут создаваться группы по интересам, в которых дети осваивают физические упражнения, ориентированные на виды спорта, пользующиеся в стране большой популярностью: футбол, плавание, легкая атлетика, лыжи, волейбол, теннис и т.д. В Австрии есть школы со спортивным уклоном, в которых дети наряду с получением общего образования занимаются спортом, стремясь достичь успехов в этой области.
Школьные соревнования дополняют учебный план по физическому воспитанию, позволяя учащимся практически реализовывать приобретенные спортивные навыки.

Бельгия

На обязательные занятия по программам физического воспитания отводится 3 ч для учеников в возрасте 6–14 лет и 2 ч – для 15–18-летних, а также 2 ч в неделю на внеурочные обязательные занятия.
Развитие школьного спорта определяется Министерством просвещения и находится в непосредственном ведении национальных общин. Федерация школьного спорта Бельгии организует межшкольные соревнования разного уровня.
Во фламандской общине с Федерацией сотрудничает Администрация по физическому воспитанию, спорту и занятиям на свежем воздухе, а в валлонской общине – Администрация по физическому воспитанию и спорту. Все три организации сотрудничают между собой, руководствуясь одной целью – привлечь как можно больше школьников к участию в массовых спортивных мероприятиях. Наиболее крупными из них являются ежегодные Игры школы.

Великобритания

В стране действует Программа физической активности учеников начальных школ (возраст детей от 5 до 11 лет), предусматривающая ежедневные занятия. В средних школах действует программа под названием «Физическое воспитание как подготовка к жизни». Спортивные тренировки проводятся во внеклассное время – как правило, в конце недели – под руководством преподавателя физической культуры. Проводятся также межшкольные соревнования.
Ответственность за эту работу возложена на Национальный совет школьного спорта, находящийся в подчинении Государственного секретариата просвещения Великобритании.

Германия

В 1-х классах школы занятия по физической культуре проводятся ежедневно, для остальных школьников учебными планами предусмотрено 3 урока физического воспитания в неделю по 45 мин. Желающие могут дополнительно заниматься 2 ч в неделю на факультативе в школьных спортивных секциях и школьных добровольных спортивных обществах, которые работают в тесном контакте со спортивными клубами. Заниматься здесь стремятся многие учащиеся. Членство в клубах платное, но стоит недорого.
Школьные соревнования проводятся в рамках двух программ:
– «Федеральные игры молодежи» – массовые соревнования только для учащихся средней школы, которые проводятся по заранее составленному на год расписанию, в том числе в дни местных праздников. Здесь нет разделения участников соревнования по возрасту;
– «Молодежь тренируется для Олимпиады» – соревнования для учащихся начальной школы. Проводятся на городском, районном и земельном уровнях по 12 основным олимпийским видам спорта. Это движение превратилось в основное ядро многоступенчатой системы школьных спортивных соревнований Германии, которая предусматривает сотрудничество школ и спортивных клубов. За организацию этих соревнований отвечают земельные министерства по делам вероисповеданий, федеральное Министерство внутренних дел, федерации по видам спорта, включенным в программу этих соревнований, и фонд «Помощь немецкому спорту». Активное участие в этом движении принимают школьные учителя физкультуры.

Греция

На уроки физической культуры в школах Греции ежедневно отводится 2 ч, начиная с 4-го класса (8-летнего возраста). Занятия проводятся на небольших площадках для коллективных игр.
Общее руководство школьным спортом в стране осуществляет специальный департамент Министерства просвещения. Соревнования проводятся для учащихся средних школ на трех уровнях: местном, департаментском и национальном. Соревнования организует специальная Служба спортивной администрации. Массовое развитие спорта в школах Греции тормозится двумя факторами: нехваткой закрытых спортивных сооружений и недостатком спортивного снаряжения и оборудования.

Италия

В школах Италии наряду с академическими занятиями на уроках физической культуры большое внимание уделяется спорту. Почти в каждой школе имеется ассоциация – школьная спортивная группа. Занятия проводятся после уроков 2–3 раза в неделю под руководством преподавателя физической культуры (общая продолжительность – 6 ч в неделю).
Школьные соревнования организуются Министерством общественного образования при содействии НОК Италии. Главные среди них – Игры молодежи.

Португалия

До принятия 13 января 1990 г. Основного закона о системе спорта задачи школ здесь ограничивались физическим воспитанием. Статья 6 «Спорт и школа» названного Закона официально установила статус школьного спорта «в качестве внеклассной деятельности в рамках школы», а также элемента всестороннего образования и формы организации свободного времени. В соответствии с Законом в школах создается организационная «ячейка» школьного спорта, действующая под руководством преподавателя-координатора в сотрудничестве с окружным бюро.
Вопросами развития в стране школьного спорта занимаются непосредственно Министерство просвещения, Национальный совет школьного спорта, действующий на консультативных началах, и Координационное бюро, представленное в каждом округе одним преподавателем, который определяет цели соревнований и организует эту работу.

Соединенные Штаты Америки

В декабре 1987 г. Сенат США принял Резолюцию по вопросам физического воспитания, которая рекомендовала местным органам самоуправления включить в учебные планы начальных школ ежедневные занятия физической культурой. Специалисты считают, что в средних и старших классах их следует проводить по 1 ч. Но сейчас 40% американских школ проводят занятия не каждый день.
В соответствии с Резолюцией разработана новая учебная программа для детей и подростков начиная с детского сада до 12-го класса школы. Новая программа под названием «Physical Best» («Физическое совершенство») содержит пять основных разделов: «Аэробная выносливость», «Гибкость», «Мышечная выносливость», «Мышечная сила» и «Гармоничное физическое развитие». Программа построена на принципах индивидуального подхода, постоянного обновления учебного материала и стимулирования учащихся.
В США наряду с академическими занятиями по учебным планам и программам большое внимание уделяется школьному спорту. Эту работу проводят школьные спортивные клубы или инициативные группы под руководством родительского комитета. По данным журнала «Sports Illustrated», в США имеется около 25 тыс. таких клубов, т.е. они созданы почти в каждой школе.
В результате этой работы, нашедшей широкую поддержку общественности, составной частью жизни средних школ США стала система межшкольных спортивных соревнований, которые проводятся под постоянным контролем специалистов из вузов и профессиональных спортсменов.

Финляндия

Программы физического воспитания в школах предусматривают обязательные занятия: в 1–2-х классах – по 1,5 ч в неделю, в 3–4-х классах – 3 ч, в 5–6-х классах – 2,5 ч, в 7–9-х классах – 2 ч. По мнению финских ученых, оптимальный объем занятий для школьников всех возрастов составляет 3–4 ч в неделю.

Франция

Цель программ физического и спортивного воспитания в школах Франции – овладение различными видами деятельности в области спорта и физкультуры, которые способствуют укреплению здоровья школьников, гармоничному развитию личности. Программы предусматривают в первую очередь развитие скорости, силы, выносливости, координации движений, равновесия, гибкости. Минимальный объем занятий в начальной школе – 6 ч в неделю. В ряде школ апробируется программа, рассчитанная на 7 ч занятий и более.
Основной организационной ячейкой структуры школьного спорта Франции является спортивная ассоциация, которая есть в каждой школе. Руководит ею преподаватель физической культуры.
Французские специалисты считают, что такая система позволяет лучше проводить работу в рамках обязательного обучения физической культуре и занятий спортом. Участие школьников в спортивных соревнованиях в соответствии с их уровнем физического развития и интересами позволяет им совершенствовать приобретенные двигательные умения и навыки. Спортивная ассоциация приучает школьников к ответственности и сотрудничеству со взрослыми, устанавливая активные связи с различными спортивными и культурными организациями.
Чемпионаты по школьному спорту проводятся на трех уровнях: школьном (академическом), департаментском и национальном. Их организуют Национальный союз школьного спорта, Спортивный союз начальных учебных заведений, Главный спортивный союз свободного образования.

Швеция

Учебными планами школ на уроки физической культуры отводится 1 ч в неделю в 1-х классах, 2 ч – во 2-х, 3 ч – в 3–4-х. Кроме того, проводится не менее шести «спортивных дней» в течение учебного года.

Япония

В начальной школе (1–6-е классы, возраст учащихся 6–12 лет) предусмотрено не менее 3 ч занятий физической культурой и спортом в неделю. Программа начальной школы включает: общефизическую подготовку, гимнастику, легкую атлетику, плавание, игры с мячом, танцы, формирование навыков здорового образа жизни. Наряду с обязательными занятиями на уроках в 40% японских начальных школ имеется дополнительная программа внеурочных занятий в спортклубах (более 5 ч в неделю). Проводятся также Дни спортивных игр, Дни любителей плавания, физкультурно-оздоровительные экскурсии и школьные спортивные соревнования.
Обязательные занятия в средней школе составляют не менее 3 ч в неделю. По программе дополнительных занятий спортом каждый ученик обязан посещать занятия в спортивном клубе не менее одного раза в неделю. Около 60% учащихся средней школы занимаются в спортивных клубах не менее 8 ч в неделю.
В старших классах обязательные занятия физической подготовкой составляют 4 ч в неделю для юношей и 2 ч для девушек (10-е классы), по 3 ч для юношей и девушек 11-х классов. Более 40% школьников занимаются не менее 9 ч в неделю.

Выводы

Обобщение зарубежного опыта показывает, что:

– во всех цивилизованных странах придается огромное значение физическому и спортивному воспитанию в школах на протяжении всего периода обучения. В большинстве зарубежных стран уроки физической культуры проводятся не реже трех раз в неделю, причем наибольшее количество часов приходится на младший школьный возраст, наиболее благоприятный для формирования навыков и развития физических способностей;

– в школьных программах разных стран наблюдается постоянное увеличение количества преподаваемых спортивных дисциплин и видов спорта; большое значение придается проведению спортивных и подвижных игр;

– в различных странах внеклассные и внешкольные формы физкультурно-спортивной работы органично дополняют уроки физической культуры, являясь составной частью национальных программ физического воспитания школьников.

Наблюдается тенденция делать школьные программы физического воспитания достаточно гибкими, позволяющими учителю вносить изменения в содержание обучения в зависимости от возраста и пола занимающихся, климатических условий и материального положения, национальных ценностей и традиций. В программу обязательных и внеклассных занятий все чаще бывают включены национальные виды спорта и физических упражнений.

Во многих зарубежных странах (Австрия, Германия, США, Франция, Япония и др.) все чаще проводятся школьные спортивные соревнования. Создаются специальные организации, реализующие одну из задач школьной государственной программы – развитие физических способностей и отбор спортивных талантов, организация спортивных тренировок и проведение спортивных соревнований. В Италии это школьные спортивные группы (ассоциации), в США – инициативные спортивные клубы, во Франции – спортивные ассоциации, в Японии – спортивные клубы и т.д.

В большинстве зарубежных стран очень популярны периодически проводимые национальные целевые программы физкультурно-спортивных мероприятий (кампаний) для детей и подростков («Неделя школьного спорта» в Австрии, «Молодежь тренируется для Олимпиады» в Германии, «Киви-спорт» в Новой Зеландии и т.п.).

По мере того как школьный спорт становился социально значимым массовым явлением, государственные органы постепенно начали создавать специальные правительственные спортивные комитеты, оказывающие спорту финансовую поддержку.

Исследования продолжаются

Зарубежные специалисты (Д. Басвел, К. Эскот-Элен, Д. Эндрюс и др.) ведут научные поиски путей более широкого включения школьного физического воспитания в систему общественных ценностей и отношений, с тем чтобы «перекинуть мостик» между школами, с одной стороны, и общественными центрами досуга и пропаганды здорового образа жизни и многолетними занятиями спортом и физической культурой, с другой.

В ряде исследований Д. Басвел и Д. Эндрюс ставят вопрос: смогут ли студенты, обучающиеся в вузах на факультетах физического воспитания, традиционно ориентирующих главным образом на большой спорт, должным образом проводить на местах физкультурно-оздоровительную работу по внедрению активного образа жизни в массы?

Специалисты, общественность, члены правительств большинства зарубежных стран не удовлетворены существующим положением в области физического воспитания школьников и настойчиво ищут пути его улучшения.

Руководитель

Линар Зайнутдинов ,
студент-дипломник КГТУ им. А.Н. Туполева г. Казань, Республика Татарстан ;
Бейниш Ланда