Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2008

Гимнастический праздник в 6-м классе

Уроки гимнастики лишь на первый взгляд кажутся скучными. Многое зависит от педагога, от его умения создать атмосферу праздника, игры, сопричастности к чему-то важному и торжественному. Возможно ли это на уроке? Когда и как здесь можно успеть решить воспитательные задачи?

Задачи урока

  • Воспитание патриотизма через совершенствование двигательных качеств: силы, гибкости, ловкости, координации движений – при помощи упражнений на гимнастических снарядах;

  • закрепление изученных навыков в играх.

Место проведения

Спортивный зал размером не менее 12x24 м.

Инвентарь и оборудование

  • Гимнастические снаряды: бревно, козел, перекладина, параллельные брусья, гимнастический мостик; маты, скамейки;

  • государственные флаги четырех стран: России, Германии, Франции, Швеции – размером не более 90 х 120 см;

  • фотографии российских гимнастов большого формата;

  • свисток;

  • магнитофон, аудиозаписи;

  • материал для эстафет (костюмы Ивана-царевича, Колобка, Лаптя, маска в виде головы Лягушки; перья Жар-птицы, сделанные из бумаги).

Подготовительная часть

Под звуки марша в спортивный зал входят дети, разделяются на три группы и выстраиваются в колонну по одному по диагонали. Направляющие в каждой группе несут флаги: у первой группы – флаг Германии, у второй – Франции, у третьей – Швеции. В центре зала установлен флаг России. Учащиеся, двигаясь по диагонали, идут в обход по залу; проходя мимо российского флага, ставят свои флаги рядом с ним в специально приготовленные стойки и выстраиваются в одну шеренгу. Дежурный рапортует.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит побывать в четырех странах: Германии, Франции, Швеции и России. Мы познакомимся с особенностями спортивной подготовки ребят в каждой из этих стран, убедимся в том, что российская система гимнастики – одна из лучших в мире, так как мы стараемся грамотно использовать опыт других стран. Мы поработаем на спортивных снарядах, будем развивать такие качества, как сила, ловкость, гибкость, координация движений.
Урок мы начнем с разминки по немецкой системе. Немцы любят строевые упражнения и делают их строго, без лишних движений, синхронно. Потом мы попадем во Францию, где нам предстоит выполнить серию беговых упражнений. Затем перенесемся в Швецию – будем работать с гимнастическими скамейками: эта страна первая начала их применять. В основной части урока мы будем работать на гимнастических снарядах по российской системе, а в конце проведем веселые эстафеты, где вас ждет встреча с героями сказок.

Строевые упражнения

Звучат команды: «Равняйсь!», «Смирно!». Учитель следит за их правильным выполнением, обязательно хвалит детей за хорошее исполнение. Затем дети выполняют повороты на месте, двигаются в обход по залу в колонне по одному.

Учитель. Мы с вами сейчас делали упражнения, широко применяемые в Германии. Теперь будем работать по французской системе. В обход налево – марш! Бегом марш!

Акцент на постановку рук не делается, темп бега невысокий, направление – по диагонали.
Выполнить бег спиной вперед, прыжками на правой, затем на левой ноге, противоходом, «змейкой». Перейти на шаг.
Построение класса по отделениям рядом со скамейками.

ОРУ со скамейками

Упражнения выполняются в группах по 2–5 человек в зависимости от длины скамеек.

1. И.п. – скамейка справа. Взять скамейку левой рукой за дальний край.

1 – поднять скамейку на правое плечо;
2 – поднять ее вверх;
3 – опустить на левое плечо;
4 – опустить вниз слева на пол.

2. И.п. – скамейка над головой.

1 – наклон туловища вправо;
2 – и.п.;
3 – наклон туловища влево;
4 – и.п.

3. И.п. – стоя лицом к скамейке.

1 – наклон вперед. Взять скамейку левой рукой за верхний край;
2 – держать ее перед грудью, руки прямые;
3 – наклон вперед. Поставить скамейку на пол;
4 – и.п.

4. И.п. – скамейка над головой.

1 – присесть, держа скамейку вверху;
2 – вернуться в и.п.

Основная часть

Круговая тренировка

Класс выстраивается в шеренгу и разделяется на пять отделений. Каждое отделение выполняет по три серии упражнений на гимнастических снарядах: первое – на коне (опорный прыжок), второе – на бревне, третье – на брусьях, четвертое занимается акробатикой, пятое работает на перекладине.

Первая серия

Конь: вскок в упор присев, соскок прогнувшись.
Бревно: ходьба на носках лицом вперед, руки на пояс.
Брусья: передвижение в упоре.
Акробатика: кувырок вперед.
Перекладина: вис согнувшись.

Вторая серия

Конь: прыжок, согнув ноги.
Бревно: ходьба правым боком, руки в стороны.
Брусья: махи в упоре.
Акробатика: кувырок назад.
Перекладина: вис прогнувшись.

Третья серия

Конь: прыжок боком.
Бревно: ходьба левым боком, руки за голову.
Брусья: махи в упоре, в сед ноги врозь.
Акробатика: кувырок вперед, перекат назад в стойку на лопатках.
Перекладина:

1 – вис;
2 – вис согнувшись;
3 – вис;
4 – вис прогнувшись.

При выполнении наиболее сложных видов упражнений учитель обеспечивает обязательную страховку.
Дети начинают выполнять упражнения следующих серий только после того, как достаточно хорошо освоят предыдущие. При смене снарядов следует обратить внимание детей на фотографии российских гимнастов. Можно кратко рассказать о каждом из них.

Развитие физических качеств

Учитель. Умения, которые вы сейчас показали, пригодятся вам в жизни. Наш народ всегда ценил и воспевал такие качества, как сила и ловкость, быстрота и выносливость. А сейчас мы поиграем с героями сказок и покажем, что тоже сильны, быстры и выносливы. Учитель надевает костюм Ивана-царевича, трое детей – костюмы Лаптя, Колобка и маску Лягушки.

Колобок

Первый участник бежит с мячом к мату, как Колобок (показ упражнения), делает кувырок вперед, затем кувырок назад; возвращается и передает эстафету следующему игроку.

Лапоть

Мальчик в костюме Лаптя проходит по скамейке в одну сторону, затем в другую, обегает стойку (показ упражнения).

Лягушка

Девочка в маске прыгает, как Лягушка по болоту (показ упражнения).

Перо Жар-птицы

Учитель инсценирует, как Иван-царевич за пером Жар-птицы ходил. Бег с «пером» вперед – назад.

Заключительная часть

Подведение итогов урока. Награждение всех участников эстафет. Учитель называет имена лучших учеников.

Александр Поташенков ,
учитель физкультуры ГОУ «Центр образования № 1408», г. Москва