Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2008

Проблемы обозначены. Что дальше?

По материалам заседания Государственного Совета и Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта

14 октября 2008 г. в г. Одинцово Московской области состоялось совместное заседание Государственного Совета и Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта. Обсуждалось много проблем, затрагивающих не только перспективы большого спорта, но и работу каждого учителя физической культуры, каждого тренера. На сайте http://www.kremlin.ru/ опубликована полная стенограмма этого мероприятия. Сегодня мы предлагаем читателям ознакомиться с важнейшими (на взгляд редакции газеты «Спорт в школе») идеями, высказанными Президентом РФ, губернаторами, другими высокопоставленными лицами.

На Госсовете со своими предложениями по развитию физкультуры и спорта в России выступили: Валерий ШАНЦЕВ – губернатор Нижегородской области и руководитель рабочей группы Госсовета; Виталий МУТКО – министр спорта, туризма и молодежной политики; Вячеслав ПОЗГАЛЕВ – губернатор Вологодской области; Минтимер ШАЙМИЕВ – Президент Республики Татарстан; Владимир ЛУКИН – Уполномоченный по правам человека в РФ, президент Паралимпийского комитета России; Владимир ПРОНИЧЕВ – заместитель директора Федеральной службы безопасности; Ирина РОДНИНА – депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по образованию; Антон СИХАРУЛИДЗЕ – депутат Государственной Думы, председатель Комитета по физической культуре и спорту.

Основные вопросы, которые предстояло обсудить, в своем вступительном слове сразу обозначил Президент РФ Дмитрий Медведев. Из его выступления становится понятно, что сегодня существуют как минимум две основные причины повышенного внимания правительства к проблемам физкультуры и спорта: подготовка спортсменов к предстоящим Олимпийским играм и другим крупным соревнованиям и здоровье нации. Используя стенограмму заседания, попробуем проследить за прошедшей дискуссией и понять, какие изменения в организации этой отрасли намечаются в ближайшем будущем.

Большие проблемы большого спорта

Почти все выступающие начинали свои доклады с упоминания последних Олимпийских игр. Все без исключения обращали внимание и на паралимпийский спорт, которому до недавних пор в нашей стране уделялось незаслуженно мало внимания.

– ...Наши паралимпийцы на летних Играх показали лучший результат за всю историю своих выступлений. Чемпионом или призером стал каждый второй российский спортсмен. Безусловно, что все эти результаты в конечном счете дают повод для нашей национальной гордости, для укрепления международного авторитета Российской Федерации… Но понятно, что мы думаем и о будущем, и нам предстоит очень упорная борьба на новых соревнованиях. Придется очень серьезно готовиться, чтобы хотя бы сохранить те позиции, которые были достигнуты на Олимпийских играх в этом году, – сказал Дмитрий Медведев.

Подробно о шагах, которые необходимо предпринять в ближайшем будущем, доложил Виталий Мутко:

– ...Подготовка олимпийского резерва и организация здорового образа жизни, с одной стороны, и качественный отбор сборной команды страны – это две составляющие, которые решает специализированная система подготовки. Статистика такова: около 5 тыс. специализированных детских спортивных школ, но эффективность их работы очень низка… Безусловно (и спасибо ей за то), эта система оздоравливает детей, но нам хотелось бы, чтобы она была серьезно модернизирована. По нашему убеждению, необходимо четко разграничить полномочия с отраслевыми задачами.

Подготовкой олимпийского резерва должны заниматься специализированно и профессионально. Спортивные школы должны входить строго в систему спорткомитетов и спорта. Никто не будет отрицать, что в системе образования есть школы, которые занимаются, скажем, досуговой деятельностью, они не имеют конкуренции, и они должны продолжать существовать. Но тот, кто занимается специализированной спортивной подготовкой, должен иметь одно управление, четкую методологическую базу, единые требования и кадровое обеспечение…

…Итоги последней Олимпиады подтвердили, что мы сегодня остаемся лидерами в спортивном движении. Но это нас обязывает по-новому смотреть на дальнейшее развитие спорта высших достижений… Проанализировав последние Олимпийские игры, надо прямо сказать, что во многих видах спорта, да и в целом по олимпийским дисциплинам мы свои позиции сдаем. И если мы на этом остановимся, то, безусловно, уже на следующих Олимпиадах мы можем испытать большие проблемы. Динамика, с которой развивается спорт высших достижений в таких странах, как Великобритания, Германия, Америка, Китай, говорит о том, что мы во многом отстали. С одной стороны, отказавшись от методик централизованной подготовки. С другой стороны, практически не уделяя внимание научному, медико-биологическому обеспечению подготовки спортсменов. Нам бы хотелось уже в ближайшее время на основе анализа выступлений в олимпийских видах спорта и на Олимпийских играх в Пекине разработать серьезные меры и программу по модернизации спорта высших достижений.

Мы хотели бы обратить внимание на то, что нам необходимо укреплять свой имидж в международных институтах, в международных федерациях, в Международном олимпийском комитете, потому что это тоже составляющая большого спорта. Кроме того, спорт высших достижений сегодня является «локомотивом» для развития массового спорта, примером для многих миллионов молодых людей, мерилом социально-экономического развития общества.

Итак, позиция министра озвучена на самом высоком уровне: все спортивные школы должны быть в ведении спортивных комитетов. Даже несмотря на то, что «эта система оздоравливает детей», министру хочется, «чтобы она была серьезно модернизирована». Раньше об этом неоднократно заявлял и Вячеслав Фетисов. Кстати, в некоторых регионах передача спортивных школ из одного ведомства в другое уже состоялась. Большой спорт как «локомотив» для массового – это, конечно, хорошо, только с трудом верится, что такие меры приведут к улучшению здоровья подрастающего поколения.

Вряд ли спортивные школы, финансируемые Министерством спорта, будут открывать бесплатные группы для «неперспективных» ребят, жаждущих потренироваться «для себя», без всякой перспективы стать героями грядущих Олимпиад. Вряд ли эти спортивные школы будут обучать тонкостям мастерства местных педагогов. Вряд ли тренеры из этих школ станут организовывать соревнования для жителей небольших городов и поселков… Во многих регионах России этим занимаются именно спортивные школы, подведомственные Министерству образования. Кстати, уровень подготовки спортсменов в этих школах часто отнюдь не ниже, чем в остальных. Более того, тесное сотрудничество с общеобразовательными школами дает возможность увеличить набор юных спортсменов, найти среди них талантливых и перспективных, не ограничивая других в возможности заниматься спортом и укреплять свое здоровье.

Массовый перевод спортивных школ из одного ведомства в другое вряд ли улучшит качество работы тренеров. Может быть, вместо этого стоит увеличить (и использовать!) конкуренцию между двумя видами спортивных школ? Правда, для этого нужно строить новые школы, подведомственные Министерству спорта, а не разрушать с трудом налаженную систему взаимодействия общеобразовательных и спортивных школ. А эта задача куда сложнее. Разрушать – не строить…

Создание материальной базы

В своем докладе Дмитрий Медведев отметил:

– ...С 2002 года построено уже почти 24 тыс. спортивных объектов. Много это или мало? Ответ очевиден: мало. Тем не менее, активно заработали региональные программы… Цифры, которые всем хорошо известны, гласят: сегодня физкультурой и спортом регулярно занимается 15% граждан страны, – т.е. 85%, больше чем две трети граждан России, вообще не занимаются ни физкультурой, ни спортом. Это очень низкий, крайне низкий показатель. Эти цифры говорят не столько о равнодушии людей к спорту, сколько об отсутствии у них доступных возможностей для занятий…

… Ресурсы для развития спорта у нас есть, но используются неэффективно. На весьма посредственной, а в ряде мест – просто плохой, отвратительной материальной базе работает большинство спортивных школ. Обеспеченность спортзалами составляет 50% от существующих нормативов, а бассейнами – не дотягивает даже до 6%…

Проблема строительства и финансирования спортивных объектов – одна из самых наболевших. Валерий Шанцев высказал мнение по этому поводу рабочей группы, которую он возглавлял:

– …Один из наиболее острых, на наш взгляд, вопросов – низкий уровень обеспеченности населения России спортивными объектами. Несмотря на то, что развитие сети физкультурно-оздоровительных учреждений с 1999 по 2007 год характеризуется увеличением количества объектов, мы еще все равно не достигли даже того уровня, который у нас был в 1991 году. У нас сегодня функционирует по назначению всего лишь 232 тыс. с небольшим объектов, а в 1991 году было 238 600.

Даже по таким простейшим спортивным площадкам, которые называются плоскостными сооружениями (я уж не говорю о спортзалах и бассейнах), обеспеченность составляет 21,8% по отношению к нормативам. А если анализировать по субъектам Российской Федерации, то окажется, что у многих этот показатель обеспеченности еще ниже, чем в среднем по России, т.е., например, 3% – по бассейнам, 17% – по плоскостным сооружениям, меньше половины – по спортивным залам.

Надо отметить, что и нормативы, принятые в 90-е годы, к сегодняшнему дню существенно устарели. Они не учитывают уровень достижений в области развития спортивных технологий, спортивных методик, изменения погодных условий и многое другое. В связи с этим требуется разработать новый оптимальный государственный норматив обеспеченности населения спортивными объектами. Этот норматив должен ставить перед нами задачу иметь лучшую в мире материальную базу для занятий населения спортом… На основе такого норматива следует разработать государственную программу по реализации этих стандартов в регионах, обеспеченную всеми видами материальных и финансовых ресурсов…

…Еще один важный вопрос: в стране нет общего установленного порядка содержания спортивных объектов. Мы даже сегодня ходили и спрашивали: кто финансирует этот объект? И когда называли муниципалитет, мягко говоря, у моих коллег были иронические улыбки. Потому что на самом деле расходы по содержанию одного такого ФОКа у нас в области составляют 19 млн. рублей в год. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность за содержание такого рода объектов возлагается на органы местного самоуправления. Понятно, что в большинстве случаев – а у нас 90% муниципалитетов дотационные – таких средств у муниципалитетов просто нет и не будет. Из регионального же бюджета мы имеем право финансировать только школы олимпийского резерва и специализированные детские и юношеские спортивные школы. А такими могут называться только те, которые добились определенных результатов: имеют чемпионов, победителей и т.д. Но чтобы их достичь, надо иметь хорошую материальную базу…

…Назрела острая необходимость внесения изменений в федеральное законодательство, чтобы оно позволяло регионам самим определять порядок содержания спортивных объектов…

…Бытует мнение, что региональные правительства и муниципалитеты не должны заниматься спортом высшего мастерства. Мне думается, что это утверждение неправильное, потому что, если не будет «звезд» на местах, если не будет людей, которые вчера были такими же, как все, одноклассниками, а сегодня стали мастерами и прославляют нашу Родину, – не будет массовости, не будет движения вперед. Я думаю, что и в регионах, и в муниципалитетах нужно заниматься командами разных уровней, в том числе профессиональными, которые играют во всевозможных лигах. Здесь нужна и государственная, и местная поддержка. В чем она будет выражаться? В сокращении арендной платы, сокращении платы за коммунальные услуги. Но государство должно принять участие в работе каждой структуры, где развивается спорт высшего мастерства, потому что на спорте мы ничего не зарабатываем…

…В каждом регионе в силу традиций развиты те или иные виды спорта… Поэтому при разработке программы развития спорта высших достижений необходимо для каждого региона определить приоритетные направления и совершенствовать базу именно тех видов, где есть высококвалифицированная тренерская школа и достигнуты высокие результаты. Если мы «размажем», особенно в предолимпийский цикл, средства по принципу «всем сестрам по серьгам», мы вряд ли добьемся быстрых результатов. Такая программа, основанная на сложившейся спортивной специализации, будет важна для каждого региона.

…В целом при разработке программы развития и поддержки спорта необходимо внедрить четкую систему ее финансирования, завершить формирование объективных методик распределения финансовой помощи бюджетам российских субъектов из федерального бюджета, обеспечить прозрачность предоставления средств на физическую культуру.

Виталий Мутко предложил для финансирования спортивных объектов использовать капитал страховых компаний:

– …Во многих странах мира все массовые акции по развитию спорта для всех групп населения осуществляют именно страховые компании. И я думаю, что это тоже перспективная идея.

О проблемах, возникающих при привлечении частного капитала к финансированию (софинансированию) спортивных объектов, сказал Минтимер Шаймиев:

– …Успехами наших профессиональных команд мы, прежде всего, обязаны крупным промышленным предприятиям республики. За их счет финансируются футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, водное поло и другие ведущие виды спорта…Нужно на федеральном уровне разработать механизм учета этих факторов при налогообложении. Какие механизмы, в какой форме? Я не говорю – просто взять и освободить от налога, но механизмы надо искать, тем более сейчас, когда все насторожились в связи с финансовым кризисом…

Даже когда спортивные объекты будут построены, если их должным образом не финансировать, они снова, как это происходило в 90-е годы, могут превратиться в торговые комплексы или увеселительные заведения. Государство готово оказывать поддержку специализированным спортивным школам, а обеспечение центров, в которых могут заниматься спортом «неперспективная» молодежь и взрослые, – до сих пор в руках муниципалитетов. Спасение «утопающих» – дело рук самих «утопающих». Если государство не будет вкладывать деньги в поддержание спортивных объектов для всех групп населения, спорт никогда не станет в России массовым явлением. И лет через десять по продолжительности жизни мы не войдем даже во вторую сотню стран.

Физическая культура в школе

На Госсовете были озвучены неутешительные данные о здоровье подрастающего поколения. Начал этот разговор Валерий Шанцев и предложил ряд конкретных мер, направленных на изменение сложившейся ситуации:

– …Недостаточное развитие системы физического воспитания отражается на детях. Показатель физической подготовленности современных школьников достигает лишь 60% от результатов их сверстников в 60-е и 70-е годы прошлого века. За период школьного обучения число детей, имеющих хронические заболевания, увеличивается на 20%, а показатель патологий возрастает на 1,5%. Это значит, что система физического воспитания в школе требует модернизации. При этом следует четко разделить понятия «физическая культура» и «школьный спорт». По сути, физическая культура – это такой же учебный предмет, как и математика, физика, химия; следовательно, нужно ввести четкие образовательные программы с использованием новейших технологий, форм, методов работы, отражающие разные условия обучения и различную нагрузку для мальчиков и девочек, для учеников разных возрастов. Необходимо разработать соответствующие методические и учебные пособия, причем не только для детей, но и для родителей, потому что важно, чтобы человек владел принципами – как вырастить здорового ребенка, а ребенок должен знать, как ему стать здоровым, если он, конечно, этого хочет. А мы должны этот интерес у него пробудить.

На наш взгляд, необходимо оздоровить сам ход учебного процесса. Важнейшим фактором, негативно влияющим на здоровье детей, является гиподинамия, которая выявляется у 80% школьников. К сожалению, уроки физкультуры не могут компенсировать недостаток движения. Следует обеспечить двигательный режим обучающихся в объеме не менее 8–10 часов в неделю. Предлагается вспомнить практику прошлых лет и ввести разгрузочные периоды, если можно так выразиться, производственную гимнастику, т.е. чередовать умственную нагрузку с физической…

Ознакомившись с этими цифрами, Дмитрий Медведев отметил:

– Ряд цифр Вашего доклада даже для нас, людей посвященных, выглядит неожиданно. Например, оказывается, что в 2002 году численность учащихся, которые относились по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, составляла 863 тыс. В 2007 году, несмотря на демографические проблемы и общее снижение количества учащихся, – уже 1205 тыс. … Это очень тревожные цифры…

Наконец-то не только учителя физической культуры и директора школ знают, как много детей в России страдают различными заболеваниями, которые не позволяют им заниматься в основной группе здоровья. Ослабленное здоровье не позволяет этим детям заниматься спортом – им нужны совсем другие занятия; для них тренировки и высокая физическая нагрузка могут быть опасны. К сожалению, к такому выводу участники совещания так и не пришли: большинство из них не обратили внимания на конкретные и рациональные предложения Шанцева, продолжая уповать на перспективы, которые откроются при вложении сил и средств в развитие детского спорта.

Разделить понятия «физическая культура» и «школьный спорт» просто лишь на бумаге. В головах окружающих эти понятия, к сожалению, сливаются в единое целое. В нашей стране, кроме специалистов, к которым относятся и наши читатели, мало кто понимает разницу между культурой физической, двигательной активностью и спортом. В головах большинства россиян физическая культура – это школьная «физ-ра», мало кому интересный и совершенно неважный предмет общеобразовательного цикла.

Физическая культура, в отличие от спорта, не приносит славы государству. Она позволяет по-новому (и на всю жизнь!) взглянуть на собственное тело, научиться прилагать усилия для того, чтобы оставаться здоровым, сильным, работоспособным в течение долгих лет жизни. Люди, для которых ценности, несомые культурой физической, остались непонятным звуком, не начнут в одночасье вести здоровый образ жизни, заботиться о здоровье своих близких. Даже если всех старшеклассников и студентов проверять на наличие наркотических средств в крови (такое предложение внес Минтимер Шаймиев), употребление наркотиков молодежью вряд ли снизится: запретный плод особенно сладок. Но что нужно сделать, чтобы у молодежи не было тяги к наркотикам, алкоголю, табакокурению?

Как вырастить поколение, стремящееся быть здоровым? Можно ли этого добиться, проводя больше школьных и межшкольных спортивных соревнований, в которых, кстати, имеют право участвовать только абсолютно здоровые дети? Что должно быть целью школьного предмета «физическая культура»: набор спортивных навыков и знаний об истории спорта или нечто совсем иное? К сожалению, эти вопросы не обсуждались на Госсовете. Возможно, потому, что на нем не было представителей Министерства образования и науки. Или потому, что в этом Министерстве нет людей, занимающихся именно этим вопросом.

Намечены планы на будущее, отданы приказы, разрабатывается новая государственная стратегия развития физкультуры и спорта до 2020 года.

– Основная цель – создать условия для того, чтобы спортом у нас занимались практически хотя бы половина наших граждан и не менее 80% детей. Работа над такой стратегией должна быть открытой: это не ведомственный, а публичный документ, к его подготовке необходимо привлечь все регионы, спортивную общественность и бизнес-структуру, всех, кто здесь присутствует. Однако до утверждения стратегии следует принять и ряд оперативных мер, прежде всего касающихся детей, подростков и молодежи, выработать такие технологии, которые в короткие сроки смогут сделать их физическое воспитание более привлекательным, а самое главное – более эффективным, – сказал Дмитрий Медведев.

Станет ли это обсуждение действительно открытым? Будут ли услышаны голоса учителей, врачей, тренеров?

Мы предложили поддержать обсуждение и отправили официальное письмо в администрацию Президента РФ:

«Наша газета – методическое издание, предназначенное для учителей физической культуры и тренеров. Мы предлагаем информационную поддержку для проведения открытого обсуждения стратегии развития физкультуры и спорта до 2020 года (о чем было сказано на Госсовете 14 октября 2008 года Д. Медведевым). Наши читатели – те люди, которым придется выполнять то, что будет намечено. Уверены, что их мнение и опыт должны быть услышаны и учтены».

Позволят ли учителям и тренерам внести свои коррективы? Время покажет…


Материал подготовила
главный редактор газеты «Спорт в школе»

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Спорт в школе»