Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №22/2008

Баскетбольная секция в школе

Педагогический университет "Первое сентября". Баскетбольная академия братьев Гомельских

Евгений ГомельскийКурс ведет Евгений Яковлевич ГОМЕЛЬСКИЙ,
к.п.н., заслуженный тренер СССР и России

 

 

 

 

 

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Роль занятий баскетболом в формировании личности

18

Лекция № 2. Планирование баскетбольной работы

19

Лекция № 3. Организация учебно-тренировочных занятий.

Контрольная работа № 1

20

Лекция № 4. Поведение тренера до, во время и после игры

21

Лекция № 5. Мини-баскетбол. Общие рекомендации при работе с детьми 6–7 лет, 8–9 лет, 10–12 лет.

Контрольная работа № 2

22

Лекция № 6. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 6–12 лет

23

Лекция № 7. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 13–14 лет

24

Лекция № 8. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 15–17 лет.

Итоговая работа

Лекция № 6. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 6–12 лет

В данной лекции описаны различные игры и упражнения, направленные на обучение основам игры в баскетбол и совершенствование навыков, а также программный материал и ориентировочные планы учебно-тренировочных занятий с детьми разных возрастных категорий.

Условные обозначения к рисункам данной лекции

нападающий без мяча

защитник

нападающий с мячом

передача мяча (любая)

перемещение игрока без мяча

ведение мяча игроком

изменение направления движения игрока с мячом

бросок

Обучение основам игры в баскетбол

Ведение

1. Ведение мяча: стоя на месте, в движении по периметру площадки, по диагонали площадки, по линиям разметки.

2. Ведение с изменением: скорости, направления; движение лицом и спиной вперед, со сменой рук и т.д., реагируя на разные сигналы тренера – голос, свистки, хлопки.

3. Ведение двух мячей на месте и в движении.

4. Игра «Статуя»: свободное ведение мяча в движении (у каждого игрока мяч). По сигналу тренера игроки выполняют остановку (тот, кто не остановился своевременно, получает штрафное очко). Упражнение проводится на время и формирует умение своевременно и правильно останавливаться (прыжком или на два такта).

5. Игра «Поймать мяч». Каждый игрок ведет мяч в пределах площадки. 1, 2 или 3 игрока с мячами (водящие) стараются осалить остальных. Осаленный сам становится водящим. В игре дети учатся менять при ведении руки, направление, скорость, перемещаться спиной и т.д.

6. Свободное ведение мяча каждым игроком. По заданию тренера занимающиеся меняют способ ведения при встрече с другими (смена рук, поворот, изменение направления и т.д.).

7. Игра «Ведущий и ведомые». Все игроки (ведомые) ведут мяч, повторяя движения ведущего (с изменением высоты, скорости, с поворотами и т.д.).

8. Свободное ведение мяча по площадке каждым игроком; остановка по сигналу тренера; поворот лицом к корзине.

9. Игра «Пас себе»: подбрасывание мяча вверх-вперед; ловля с одновременной остановкой; ведение на 1–3 м в любом направлении. Движение повторить.

10. Игра «Волк и овцы». Дети (овцы) выстраиваются в трех кругах площадки (у каждого игрока мяч), а один (волк) встает с мячом вне кругов. Когда тренер скажет: «Волка здесь нет», – овцы начинают свободно перемещаться по площадке (волк тоже может перемещаться, но не должен трогать их). Когда тренер скажет: «Идет волк», – волк может салить тех, кто окажется вне кругов (овцы в кругах находятся в безопасности). Те, кого он осалит, становятся волками, и игра продолжается.

Цель игры – научить детей не смотреть все время на мяч, а использовать разные виды ведения в зависимости от ситуации, возникающей в ходе игры.

11. Игра «Рыбак». Все дети (рыбы) выстраиваются в линейку за лицевой линией (у каждого игрока мяч), а один находится в центре площадки (рыбак). По сигналу инструктора игроки начинают ведение мяча, стараясь достичь противоположной лицевой линии и не позволяя рыбаку осалить себя. Тот, кого он осалит, становится рыбаком.

В начале игры не обязательно обращать внимание на нарушения правил ведения мяча: важнее сформировать умение быстро перемещаться и выбирать способ ведения мяча (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

12. Игра «Сигнал». Дети выстраиваются в линию лицом к тренеру (у каждого игрока мяч) и выполняют ведение на месте. Тренер указывает направление, в котором дети должны двигаться (направо, налево, вперед, назад и т.д.). Когда тренер опускает руки вниз, игрок может вести мяч в любую сторону. Если он поднимает вверх правую руку, игрок ведет мяч влево (и наоборот). Если тренер поднимает обе руки, игрок должен вести мяч назад.

13. Эстафета «Ведение мяча с конусами». Тренер делит группу на две команды (у каждого игрока мяч). Дети выстраиваются так, как показано на рис. 2. По сигналу стартует первый номер в каждой команде: ведет мяч одной рукой, другой стараясь рукой повалить все конусы на своем пути, затем таким же образом быстро возвращается назад, чтобы передать эстафету второму номеру. Тот, ведя мяч одной рукой, старается поднять конусы (игра приостанавливается, если конус не поднят), и т.д. Выигрывает команда, все игроки которой раньше выполнили задание.

Рис. 2

Рис. 2

14. Ведение мяча по периметру площадки с изменением направления, скорости, сменой рук, поворотами и т.д. (по указанию тренера).

15. Свободное ведение мяча по всей площадке каждым игроком. При встрече с другим игроком надо поменяться с ним мячами, не прекращая ведения, а затем продолжить его.

16. Игроки с мячами выстраиваются по трое, четверо, или пятеро вдоль лицевой линии. Напротив каждого игрока на уровне двух линий штрафных бросков и центральной линии располагаются стойки. По сигналу тренера стартует первая группа. У каждой стойки игроки могут выполнить следующие (или другие) варианты ведения мяча:

  • смена ведущей руки;

  • движение назад;

  • изменение скорости;

  • ведение с поворотом;

  • остановка прыжком;

  • поворот на 360° со сменой ведущей руки.

Броски мяча в корзину

1. Броски мячей разного веса и размера в круги, корзины на разной высоте (с разного расстояния).

2. Свободные броски в корзину.

3. Броски в корзину с гимнастической скамейки.

4. Броски в нарисованные на стене квадрат, цифры; в круг на полу; в круг, который держит другой игрок.

5. Броски мяча. Нужно стараться сбить стойки, попасть в другие мячи, неподвижные или движущиеся, и в разные предметы.

6. Броски в корзины разных размеров без щита.

7. Броски в корзину с разных позиций (прямо, сбоку справа, сбоку слева и т.д.).

8. Броски в корзину с начислением очков: 2 очка – чистое попадание; 1 очко – мяч коснулся кольца; 0,5 очка – мяч коснулся щита. Побеждает команда, первой набравшая установленное тренером число очков.

9. Игра «21». Игроки делятся на две команды и выстраиваются у двух линий штрафных бросков или ближе. По команде первый номер каждой команды бросает мяч (за попадание 2 очка). В случае промаха производится подбор мяча и еще один бросок без ведения с места подбора (за попадание присуждается 1 очко). Второй номер в команде начинает броски, когда первый попал в корзину или использовал оба броска. Команда, набравшая 21 очко первой, выигрывает.

10. Игра «Треугольник». Дети делятся на две команды (у каждого игрока мяч) и выстраиваются под двумя корзинами, как показано на рис. 3. Отмечают три позиции для бросков (справа, прямо и слева). Выполнение упражнения начинается одновременно для обеих команд по команде тренера. Игрок не может перейти на следующую позицию, пока не попадет в корзину или не использует три возможные попытки. Выигрывает команда, прошедшая все три точки первой. Нельзя бросать мяч с новой точки, пока все члены команды не попадут в корзину или не используют все свои попытки.

Рис. 3

Рис. 3

11. Подбрасывание мяча вверх; прыжок и ловля мяча в прыжке; приземление; бросок.

12. Стоя лицом к корзине, высоко подбросить мяч вверх; пробежать под ним; повернуться и поймать мяч; выполнить поворот; стоя лицом к корзине, выполнить бросок.

13. Броски в корзину с открытым одним глазом и закрытым другим.

14. Дети встают спиной к корзине (у каждого игрока мяч), по сигналу тренера делают поворот к ней лицом и бросок мяча.

15. Игроки стоят лицом к корзине, мяч лежит на полу. По сигналу тренера игроки берут мяч и выполняют бросок.

16. Игроки стоят лицом к корзине, мяч зажат между коленями; выполняют прыжок вверх, отпускают мяч, приземляются; после отскока мяча от пола ловят его и выполняют бросок в корзину.

17. Бросок мяча, стоя на одной ноге.

18. Игрок катит мяч к корзине, догоняет его и останавливает (одна рука спереди, другая сзади), затем выполняет бросок.

19. Броски в корзину из положения сидя.

20. Удар мяча в щит; подбор его в прыжке; приземление; бросок.

21. Броски мяча в парах с различных позиций.

22. Упражнения на совершенствование техники бросков.

Ведение мяча и броски

Упражнения, включающие в себя сочетание ведения и бросков, позволяют молодым игрокам совершенствовать технику в условиях, приближенных к игровым, и определять, каким техническим приемом и когда необходимо воспользоваться в данном конкретном случае.

1. Игра «Все вместе к корзине». Игроки делятся на две команды (у каждого мяч) и выстраиваются вдоль средней линии площадки спина к спине, как показано на рис. 4.

Рис. 4

Рис. 4

По сигналу тренера все игроки начинают ведение мяча, каждый к своей корзине; выполняют броски до попадания с 3 попыток; в случае попадания или использования всех попыток, ведя мяч, возвращаются на свои места. Выигрывает команда, которая придет к финишу первой. Ведение можно начинать из различных стартовых положений: сидя, стоя на коленях, лежа на спине и т.д. Броски можно выполнять после остановки или в движении.

2. Эстафета с ведением мяча и броском. Дети делятся на две команды (у каждого игрока мяч). По сигналу первый номер каждой команды начинает ведение мяча, останавливается, делает бросок. Если игрок попадает в корзину сразу, он возвращается на исходную позицию, в противном случае он может использовать еще 3 попытки. В случае неудачи он возвращается на исходную позицию. Выигрывает команда, сделавшая больше удачных бросков за определенное время.

3. То же, что в упражнении 2, но у каждого игрока только одна попытка броска. Второй номер стартует, после того как выполнит бросок первый.

4. Эстафета с ведением мяча слаломом. Дети делятся на две команды (у каждого игрока мяч). Игра проводится, как показано на рис. 5.

Рис. 5

Рис. 5

5. Круговая игра. Дети делятся на две команды (у каждого игрока мяч). Игра проводится, как показано на рис. 6.

Рис. 6

Рис. 6

6. Игра в трех кругах. Дети делятся на две команды (у каждого игрока мяч). Игра проводится, как показано на рис. 7.

Рис. 7

Рис. 7

7. Эстафета в слаломе на половине площадки. Дети делятся на две команды (у каждого игрока мяч). По сигналу первый номер каждой команды стартует и ведет мяч между отметок к корзине; останавливается, делает бросок (1 попытка). Второй номер стартует, когда первый подбирает мяч. Выигрывает команда, сделавшая больше удачных бросков за определенное время (рис. 8).

Рис. 8

Рис. 8

8. Ведение мяча от середины площадки с изменением направления и сменой рук; бросок в движении или после остановки (справа, слева).

9. Ведение мяча от середины площадки, поворот и бросок.

10. Комбинации различных видов ведения мяча и бросков (по всей площадке и на половине площадки).

Передачи мяча

1. Упражнение в парах (у каждого игрока мяч). Обмен мячами из рук в руки (стоя, стоя на коленях, сидя).

2. То же – в группах по 3, 4 и 5 игроков.

3. Упражнение в парах (у каждого игрока мяч). Движение мяча между ног по «восьмерке»; передача.

4. Упражнение в парах (у каждого игрока мяч). Передачи мяча любыми способами.

5. То же – в группах по 3, 4, 5 игроков.

6. Упражнение в парах (на пару один мяч). Передача мяча «на выход» (игрок без мяча поднимает одну руку, прося партнера сделать передачу на эту руку; шаг в сторону мяча; ловля мяча).

7. Упражнение в парах, стоя бок к боку. Передача мяча за спиной одной рукой.

8. Игра «Поезд». Группа делится на несколько команд. Участники одной команды стоят или сидят друг за другом, как показано на рис. 9. Игра начинается по сигналу тренера. Каждый игрок передает мяч партнеру с конца колонны вперед, после чего перебегает во главу колонны. Выигрывает команда, первой достигшая с мячом определенной отметки.

Рис. 9

Рис. 9

9. Передачи зигзагом. Две команды (рис. 10) по сигналу тренера начинают передавать мяч и ведут счет, сколько сделано передач без потерь за определенное время. В случае потери подсчет начинается с нуля.

Рис. 10

Рис. 10

10. Передачи «Звезда». Дети выстраиваются, как показано на рис. 11 (у каждого игрока мяч), и по сигналу начинают передавать мяч. Выигрывает команда, сделавшая больше передач без потерь за определенное время. Нельзя передавать мяч стоящему рядом.

Рис. 11

Рис. 11

11. Передачи мяча и перемещения.

Вариант 1. Игроки в двух колоннах выстраиваются лицом друг к другу (у всех игроков один мяч). Нужно передать мяч и перейти в конец другой колонны.

Вариант 2. Игроки в двух колоннах выстраиваются лицом друг к другу. Нужно передать мяч и перейти в конец своей колонны.

12. Игра «Передать мяч и бежать». Игрок передает мяч партнеру, двигается вперед, получает мяч и передает его следующему игроку, и т.д. (рис. 12).

Рис. 12

Рис. 12

13. Передачи мяча в парах в движении на половине площадки или по всей площадке (рис. 13).

Рис. 13

Рис. 13

14. Передачи мяча в тройках в движении на половине площадки или по всей площадке (рис. 14).

15. Передачи мяча в четверках в движении по всей площадке.

16. Передачи мяча в пятерках в движении по всей площадке.

Рис. 14

Рис. 14

17. Передачи двух или трех мячей в тройках.

18. Передачи мяча в тройках в движении. Передающий игрок бежит вслед за мячом, обходя партнера сзади.

Примерные планы занятий

Данные планы являются лишь схемой, руководством для тренеров, работающих с мини-баскетболистами, чтобы дать им некоторую информацию о прогрессивной методологии обучения.

Работа с детьми 6–7 лет

Вариант 1

Игровые упражнения с мячом или каким-либо его заменителем для повышения знаний об организме человека, а также о плоскости, пространстве, времени и т.д.

Обучение ведению мяча в различных игровых упражнениях или играх.

Финальная игра.

Вариант 2

Игровые упражнения с мячом для улучшения координации движений, равновесия, ритма и т.д.

Продолжение обучения ведению мяча в других игровых упражнениях или играх по данной методологии:

  • обучение броскам в индивидуальных и командных соревнованиях;

  • комбинирование ведения и бросков в упражнениях.

Финальная игра.

Вариант 3

Игровые упражнения с мячом и другими предметами для последовательного развития всех групп мышц.

Совершенствование навыков ведения мяча, бросков, комбинирования ведения и бросков в соревнованиях, играх, игровых упражнениях.

Обучение передачам мяча как первой форме командных действий (парные игры в различных вариантах: у каждого игрока мяч, один мяч у пары игроков; эстафеты и т.д.).

Комбинированные упражнения: ведение мяча, передачи, броски (соревнование в бросках, круговая тренировка, эстафеты).

Финальная игра.

Вариант 4

Индивидуальные и групповые упражнения с мячом для улучшения координации движений.

Работа над ведением мяча, бросками, передачами, защитой. Соревнования и игровые упражнения.

Обучение защите против игрока с мячом.

Мини-матч 1x1 по всей площадке.

Работа с детьми 8–9 лет

Вариант 1

Игровые упражнения с мячом на месте, в движении (в парах, в тройках, в группах и т.д.).

Игровые упражнения, комбинирующие ведение мяча и броски.

Игровые упражнения с передачами мяча и бросками.

Игровые упражнения 1x1.

Игровые упражнения 1x1 при поддержке партнера или тренера (они могут только передать мяч).

Мини-матч 2x2 по всей площадке.

Вариант 2

Игровые упражнения с мячом.

Игровые упражнения, сочетающие ведение мяча и броски.

Бросковые упражнения (индивидуальные и командные соревнования).

Передачи мяча в движении (в двойках и тройках).

Игра 1x1 по всей площадке, на половине площадки, вблизи корзин.

Мини-матч 3x3 по всей площадке.

Вариант 3

Свободная игра в течение 5 мин. (ведение мяча и броски).

Игры с ведением мяча, передачами.

Игры с бросками (индивидуальные с различных позиций и командные с разным подсчетом очков).

Игровые упражнения, комбинирующие ведение мяча, передачи, броски и защиту.

Мини-матч 1x1, 1x1 с поддержкой, 2x2, 2x2 с поддержкой, 3x3 с поддержкой.

Вариант 4

Свободная игра в течение 5 мин.

Обучающие упражнения на ведение мяча, броски, а также комбинированные.

Игровые упражнения на передачи мяча в движении (вперед и назад через всю площадку).

Игры 1x1, 3x3.

Игра 5x5 по всей площадке.

Вариант 5

Упражнения на овладение мячом.

Упражнения по всей площадке: 1x1, 2x2, 3x3 (свободная игра).

Упражнения на освобождение пространства для действий партнера в нападении; спорный бросок.

Игра 3x3 от средней линии, 3x3 вблизи корзины.

Свободная игра 5x5.

Вариант 6

Свободная игра в течение 5 мин.

Игровые упражнения на ведение мяча, передачи, броски.

Игровые упражнения с неравным количеством игроков (свободная игра 3x3).

Свободная игра 3x3 без ведения мяча.

Свободная игра 5x5.

Работа с детьми 10–12 лет

Вариант 1

Свободная игра в течение 5 мин.

Игровые упражнения с мячом.

Упражнения на ведение мяча и броски (обучение игре, совершенствование навыков, соревнования).

Упражнения на передачи мяча (совершенствование навыков, соревнования).

Упражнения на ведение мяча, передачи и броски в группах по 2, 3, 4 и 5 игроков.

Свободная игра 3x3.

Обучение игре 5x5 на половине площадки.

Игра 5x5 по всей площадке (принцип «отдай – выйди») (см. ниже).

Вариант 2

Свободная игра в течение 5 мин.

Игровые упражнения на владение мячом (индивидуально и в парах).

Свободное ведение мяча со сменой рук, назад, с изменением направления, скорости, с поворотом и т.д.

Совершенствование техники броска.

Передачи мяча с сопротивлением при численном превосходстве нападающих (2x1, 3x2 и т.д.).

Игра 5x5.

Вариант 3

Свободная игра в течение 5 мин.

Упражнения на владение мячом.

Упражнения на ведение мяча, передачи, броски, а также комбинированные.

Упражнения на игру в защите.

Игра 1x1, 3x3 на половине площадки (начало от средней линии).

Свободная игра 3x3 на половине площадки.

Свободная игра 5x5 на половине площадки.

Игра 5x5 на время.

Учебный материал по технико-тактической подготовке мини-баскетболистов 7–12 лет

1. Работа с мячом:

  • ловля мяча;

  • удержание мяча;

  • положение мяча в кистях и ладонях рук;

  • положение мяча относительно тела;

  • жонглирование мячом;

  • баскетбольная стойка игрока с мячом;

  • удержание мяча в стойке тройной угрозы (на бросок, передачу, ведение);

  • повороты (пивоты) с мячом для защиты его от противника (передний и задний);

  • передача мяча двумя руками от груди (прямо и с отскоком от площадки);

  • передача мяча одной рукой от плеча (прямо и с отскоком от площадки);

  • передача мяча двумя руками от головы;

  • дриблинг на месте;

  • жонглирование мячом во время дриблинга на месте;

  • движение игрока с низким и высоким дриблингом;

  • начало дриблинга, остановки во время дриблинга;

  • бросок мяча в корзину в движении после 2 шагов;

  • бросок мяча в корзину с места.

2. Работа без мяча:

  • баскетбольная стойка: основные понятия. Положение частей тела в стойке;

  • равновесие тела и координация движений;

  • начало движения из стойки, остановки;

  • пивотирование из стойки вперед, назад, вышагивание (вперед, назад), скрестный шаг;

  • смена направления во время бега;

  • умение открыться для получения мяча;

  • движение на подбор мяча на щите;

  • основные принципы игры один на один;

  • игра три на три: занятие атакующей и защитной позиции (атака проходом из баскетбольной стойки и движение к кольцу для получения мяча).

Техника игры в нападении

1. Выполнение следующих движений:

  • открыться для получения мяча в одном направлении со сменой ритма;

  • открыться для получения мяча в одном направлении с изменением скорости;

  • открыться для получения мяча в одном направлении со сменой ритма; открыться для получения мяча движениями вида V и L.

2. Основная баскетбольная стойка в нападении:

  • положение мяча в основной стойке;

  • удержание мяча в стойке тройной угрозы;

  • положение тела и мяча в фазах:

– броска;
– передач;
– поворотов;
– финтов;
– начала дриблинга.

3. Удержание мяча, контроль над мячом, защита мяча:

  • ловля мяча и его положение в руках относительно тела на месте, в движении, в прыжке;

  • различные варианты жонглирования мячом на месте, в движении, во время дриблинга;

  • удержание мяча в основной стойке и стойке тройной угрозы;

  • удержание и контроль мяча в разных фазах передачи на месте и в движении;

  • удержание и контроль мяча при выполнении двух шагов;

  • удержание и контроль мяча в разных фазах передачи на месте и в движении;

  • удержание и контроль мяча при поворотах;

  • удержание и контроль мяча при выполнении финтов;

  • удержание и контроль мяча во время начала дриблинга.

4. Повороты (пивоты):

  • передний;

  • задний;

  • остановка, повороты после остановки:

– без мяча;
– с мячом.

5. Передача мяча:

  • двумя руками от груди (прямо и от площадки);

  • одной рукой от плеча.

6. Ведение мяча (дриблинг):

  • на месте: высокий, низкий, со сменой рук;

  • начало выполнения;

  • высокий в одном направлении;

  • низкий (контролируемый) в одном направлении;

  • в одном направлении со сменой ритма и скорости;

  • со сменой направления и ритма движения;

  • проход, бросок в движении с двух шагов:

– с кистью, располагающейся за мячом;
– с кистью, располагающейся под мячом.

7. Броски мяча:

  • одной рукой с места;

  • в движении с двух шагов.

8. Обманные движения (финты):

  • на бросок;

  • на ведение;

  • на передачу.

Техника игры в защите

1. Основная защитная стойка:

  • на месте:

– параллельная (стопы расположены параллельно);
– диагональная (одна нога выставлена вперед);

  • выполнение движений:

– защита против игрока без мяча. Основные принципы игры при:

позиционной защите;
защите по всей площадке;
защите против убегающего в отрыв игрока.

2. Принципы защиты против игрока с мячом:

  • защита против игрока с мячом. Основные принципы игры при защите с мячом:

– в позиции тройной угрозы;
– против нападающего, ведущего мяч;
– против нападающего, завершившего дриблинг;

  • основные понятия об отсекании соперника при подборе отскочившего мяча.

Индивидуальная тактика при игре в нападении

1. Прием и ловля мяча, положение и контроль мяча при игре один на один.

2. Тактические элементы броска с места и с двух шагов.

3. Индивидуальная тактика передачи, контроля мяча при передаче, ритм передачи.

4. Тактические элементы дриблинга:

  • положение мяча; контроль мяча при начале дриблинга;

  • контроль мяча при дриблинге, изменение ритма движения;

  • контроль над сменой направления и ритма движения;

  • проход с мячом при игре один на один;

  • открывание (умение освободиться от опеки защитника для получения мяча).

5. Совершенствование навыков при подборе мяча на щите.

6. Индивидуальная техника пивотирования.

7. Финты из стойки тройной угрозы.

Индивидуальная тактика при игре в защите

1. Защита против игрока без мяча:

  • агрессивная позиция в параллельной стойке на линии передачи.

2. Защита против игрока с мячом:

  • находящегося в стойке тройной угрозы;

  • во время дриблинга;

  • после завершения дриблинга;

  • отсекание нападающего от кольца.

Групповая тактика нападения

1. Взаимодействие двух нападающих в быстром прорыве (два против одного).

2. Взаимодействие двух нападающих при организации быстрого прорыва. Первая передача и движение после подбора мяча.

Групповая тактика защиты

1. Действия защитника при быстром прорыве (два против одного).

2. Действия защитника против нападающего после передачи мяча.

Коллективная тактика в нападении

1. Быстрый прорыв.

2. Быстрое нападение.

3. Принципы позиционного нападения:

  • против прессинга по всей площадке;

  • «отдай – выйди».

Коллективная тактика игры в защите

1. Основы защиты против быстрого прорыва:

  • борьба за подбор отскочившего после неудачного броска мяча;

  • агрессивная защита против первой передачи;

  • защита против дальнего убегающего в отрыв нападающего.

2. Основы защиты против быстрого нападения:

  • контроль игрока, двигающегося к кольцу;

  • защита против движения после выполненной передачи.

3. Основы защиты один против одного:

  • агрессивная защита на половине площадки;

  • прессинг по всей площадке.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Чем должен руководствоваться тренер при составлении примерных планов работы?

2. Чем отличаются планы работы с детьми разных возрастных групп?

3. Что должен включать в себя учебный материал по технико-тактической подготовке?

4. Подберите подвижные игры и упражнения к нескольким предложенным Вам в лекции примерным планам учебно-тренировочных занятий (для различных возрастных категорий игроков) и проведите тренировку.

Литература

1. Гатмен Б., Финеган Т. Все о тренировке юного баскетболиста. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – (Серия «Шаг за шагом»).

2. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

3. Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. Начальный этап обучения. – Изд. 2-е. – М.: Физкультура и спорт, 2002.

Евгений Гомельский ,
к.п.н., заслуженный тренер СССР и России