Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №22/2008

Физкультура по учебнику?

3 ноября 2006 г. в издательстве «Просвещение» проходил «круглый стол» по проблемам методического обеспечения уроков физической культуры. Весь разговор в основном был об одном: нужен ли учебник по физической культуре, а главное – как им пользоваться?

Учебник нужен, но…

Обмен мнениями между специалистами по физической культуре, методистами и учителями показал, что пока имеются определенные трудности в организации такой работы: в частности, по словам одного из составителей программы по физической культуре – А.П. Матвеева, до сих пор нет методики использования учебника по физкультуре в учебном процессе, не хватает книг для всех учащихся класса и т.п.

Однако в итоге все участники «круглого стола» пришли к единому мнению: для улучшения физического развития школьников и повышения уровня их знаний необходим такой учебник, в различных разделах которого, в описании упражнений можно будет найти рекомендации, как лучше организовать совместную работу учителя и ученика, к чему они должны стремиться на занятиях по физкультуре.

Возникновение у школьника интереса к предмету поможет ему успешно освоить различные двигательные действия. За это он будет благодарен учителю, и это поможет создать условия для их дальнейшего взаимодействия.

При групповых методах работы весь класс осваивает определенные двигательные действия. Учитель советует ученикам внимательно рассмотреть рисунок, прочитать текст, описывающий движение; затем можно спросить: «На что здесь необходимо обратить внимание?»; «Что в этом движении главное?»; «Как, по-вашему, лучше выполнить это движение?»; «Что вы можете предложить, чтобы быстрее и лучше освоить это упражнение?»

…Пока нет определенного механизма использования учебника физкультуры; не совсем ясно, как совместить традиционный процесс обучения и развития двигательных качеств с освоением программы учебника.

«Делай, как я»?

Чаще всего учитель отводит ученикам роль простых статистов, наблюдателей, работая по принципу: «Делай, как я». Но не все дети одинаковые, не всем удается сразу освоить предлагаемое упражнение или двигательное действие, и тогда интерес к урокам физкультуры начинает падать – ученик рассуждает: «Все равно ничего не получается, зачем стараться!» – а уроки физкультуры становятся тяжким испытанием.

Выход из этого положения – не навязывать ученику свою волю, а давать ему задания исходя из его реальных умений, знаний и возможностей, привлечь к участию в доступной для него форме в различных физкультурно-спортивных мероприятиях на уроках и во внеурочное время. Необходимо добиться, чтобы ученик получал удовлетворение от занятий.

Работая с детьми, учитель открывает в каждом положительные качества: кто-то добрый и старательный, кто-то отзывчивый, кто-то хорошо выполняет двигательные действия и может сам придумать подводящие упражнения, а кто-то имеет склонность к исследовательской работе. Это помогает школьникам с помощью учителя лучше усвоить дальнейший материал.

Решить эту задачу поможет учебник по физической культуре. Совместная работа над ним, поиск различных вариантов решения двигательных задач помогают формировать личность каждого школьника, развивают у детей чувство коллективизма.

Когда учебник – один на всех

Конечно, учебник должен быть доступен всем, но не обязательно, чтобы каждый ученик приносил его на урок, – достаточно учителю иметь учебник, чтобы использовать его при объяснении каких-либо двигательных действий.

К сожалению, многие учителя физкультуры в нашей стране уже немолоды, и часто показывать, как надо выполнять упражнения, им не всегда удобно. А вот использовать учебник – возможно, и здесь для учащихся будет большая польза.

Например, при проведении занятий по гимнастике, когда класс работает по группам и отделениям, применяется следующий метод организации урока. Учитель вместе с учениками изучает технику выполнения конкретного двигательного действия (если класс работает по группам, то с одной из групп), затем спрашивает детей, от чего зависит его правильное выполнение и какие здесь могут быть ошибки. Следует дать возможность одному из учеников выполнить упражнение в соответствии с объяснением учителя и рисунком в учебнике, и тогда станет понятно, правильно ли он его понял. Остальные учащиеся смотрят, стараясь ответить на поставленные вопросы. Например, при анализе опорного прыжка они могут сказать, что его выполнение зависит от того, с какой силой человек прыгает на мостик, заметив, что прыгать надо двумя ногами, а не отталкиваться одной ногой.

Пока они изучают упражнение, учитель может попросить их подобрать какие-нибудь подводящие упражнения, чтобы быстрее освоить данное действие. Точно так же можно осваивать и другие задания программы.

После того как учитель разобрал какое-либо упражнение с одной группой и она начинает выполнять его самостоятельно, он может перейти к другой, и т.д. При такой организации урока может оказаться достаточно одного учебника на класс.

Чтобы физическая нагрузка была оптимально сбалансирована в течение урока, не следует уделять слишком много времени работе с учебником. Все вопросы и задания решаются быстро, после чего двигательная деятельность школьников продолжается.

В 9-х и 11-х классах следует обращать особое внимание на экзаменационный материал (по выбору) по предмету «физическая культура».

Домашнее задание

Некоторые материалы можно задать на дом: например, внимательно прочитать и разобрать какое-либо упражнение или двигательное действие или придумать для основного действия подготовительные упражнения. Дети могут использовать дополнительную литературу, рекомендованную учителем.

Когда учебник бессилен

Тем не менее, учебник не всегда может помочь: например, вряд ли будет удобно его использовать на занятиях по лыжной подготовке или во время подвижных игр.

В конце прошлого века сотрудники Лаборатории содержания и методов физического воспитания НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, посещая уроки физкультуры в Москве и других городах России, отмечали, что некоторые учителя предлагают мало подготовительных и подводящих упражнений для освоения различных двигательных действий. Эта тенденция сохраняется и в наши дни. К сожалению, в учебниках такой материал освещен недостаточно: его главное назначение – побуждать учителя и ученика к совместной деятельности, искать новые методы, приемы обучения двигательным действиям, совершенствования навыков.

Евгений Литвинов ,
к.п.н., Москва