Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №22/2008

Лесная сказка

Фестиваль «Открытый урок» в 2008 году отметил свой первый (хоть и маленький!) юбилей – пятилетие. За это время на сайте Издательского дома «Первое сентября» http://festival.1september.ru/   более тридцати тысяч педагогов опубликовали свои авторские разработки, около тысячи из них – учителя физкультуры. Миллионы людей посетили сайт и смогли воспользоваться размещенной на нем информацией.
Сегодня мы открываем в газете новую рубрику «Открытый урок», в которой будем публиковать самые интересные работы, выставленные на этом сайте. Может быть, участники конкурса станут нашими постоянными авторами? Почему бы вам не стать одним из них?

При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста следует периодически проводить сюжетно-ролевые уроки. Такие занятия очень нравятся детям. Включаясь в игру, как в сюжет сказки, дети с огромным желанием повторяют за учителем его задания, получая физическую нагрузку и совершенствуя технику упражнений. При этом важно сохранить структуру урока, решая запланированные задачи. Как этого добиться, сохранив сюжет? Какие упражнения можно использовать?

Цели и задачи урока

Цели: содействие гармоничному развитию форм тела и функций организма, защита от сердечно-сосудистых заболеваний, развитие опорно-двигательного аппарата, ускорение процессов обмена веществ и пищеварения, регулирующее воздействие на психику.

Задачи:

– укрепление мышечного корсета;
– разучивание новых видов упражнений;
– повышение мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Оборудование: музыкальные произведения соответствующего характера и ритма.

Рекомендации по организации урока. Подготовка к данному уроку ведется постепенно, по блокам упражнений на различные группы мышц. Предварительно разучиваются отдельные упражнения, которые постепенно соединяются в единое целое. Каждое упражнение повторяется не менее 8 раз (для малоподготовленных детей – до 32 раз).

ХОД УРОКА

Учитель. Ребята, сегодня у нас будет необычный урок: я расскажу вам сказку, а вы мне немножечко поможете. Согласны?

Дети. Да!

Учитель. Высоко-высоко в горах жили-были гномики. Были они очень трудолюбивые и каждый день ходили на работу. Они очень уставали, возвращаясь домой и неся на плече большой и тяжелый мешок с инструментами. А шли они вот так.

Учитель показывает упражнение «Ходьба гномов»:

И.п. – о.с.
1–2 – два шага носками наружу на полусогнутых ногах;
3–4 – два шага носками внутрь, как бы неся мешок с тяжелым грузом то на одном, то на другом плече.

Учитель. И вот они пришли домой, переоделись, умылись и посмотрели на часы. А часы делали так: тик-так, тик-так.

Упражнения для мышц шеи

Упражнение «Маятник»

И.п. – стойка ноги врозь.
1 – наклонить голову вправо;
2 – наклонить голову влево.

Учитель. И увидели гномы, что времени уже много. А сейчас к ним должны прийти гости. Первыми прилетели гуси и начали вытягивать длинные шеи.

Упражнение «Гуси»

И.п. – стойка ноги врозь.
1 – вытянуть подбородок вперед;
2 – вернуть голову в и.п.

Упражнения для рук и плечевого пояса

Учитель. Затем пришел Пьеро. Вы ведь знаете, у платья Пьеро очень длинные рукава, поэтому он не может много двигаться, а может только поднимать плечи.

Упражнение «Пьеро»

И.п. – стойка ноги врозь, руки опущены, ладони повернуты вперед.
1 – поднять правое плечо вверх;
2 – опустить плечо, стараясь тянуть пальцы вниз;
3–4 – то же – другим плечом.

Учитель. И тут налетели комары, и гномики вместе с гостями начали их ловить.

Упражнения для туловища

Упражнение «Поймай комара»

И.п. – стойка ноги врозь.
1 – слегка сгибая колени, повернуться корпусом вправо, хлопнуть в ладоши;
2 – вернуться в и.п.;
3–4 – повторить то же самое в другую сторону.

Учитель. Вдруг с вершины горы подул сильный ветер. Он разогнал всех комаров, а деревья в лесу начали качаться из стороны в сторону.

Упражнение «Ветер качает деревья»

И. п. – руки вверх.
1 – наклониться корпусом вправо;
2 – вернуться в и.п.;
3–4 – то же – в другую сторону.

Движение выполняется плавно под спокойную лирическую музыку.

Упражнения для ног

Учитель. Прибежал паяц и начал смешить гостей и гномов.

Упражнение «Паяц»

И.п. – стойка ноги врозь.
1 – присесть на левую ногу, поднять правую полусогнутую ногу носком на себя, руки согнуть в локтях, ладони вперед, пальцы вверх;
2 – вернуться в и.п.;
3–4 – то же – с правой ноги.

Бег и прыжки

Учитель. Прибежали лошадки и от радости стали бегать вокруг дома.

Бег с высоким подниманием коленей.

Упражнения сидя и лежа

Учитель. А тем временем к дому подъехал большой автобус. Дорога в горах опасная, с крутыми поворотами.

Упражнение «Крутые повороты»

И.п. – сед согнув ноги, руки как будто держат руль.
1 – наклон корпуса вправо, как бы поворачивая руль вправо;
2 – и.п.;
3–4 – то же – в левую сторону.

Учитель. В том автобусе приехало много гостей: неваляшки, петрушки, кошечки, ваньки-встаньки.

Упражнение «Неваляшки»

И.п. – согнуть ноги в коленях, соединить стопы, придерживая их руками.

В этом положении делать перекаты вправо – влево.

Упражнение «Петрушки»

И.п. – сед ноги врозь, прямые руки развести в стороны.
1 – поднять правую ногу;
2 – и.п.;
3–4 – то же – с левой ноги.

Упражнение «Кошечка»

И.п. – упор стоя на коленях. Прогибать поясницу вверх – вниз.

Упражнение «Ванька-встанька»

И.п. – сед согнув ноги, обхватить ноги руками.
1, 3 – перекат на спину;
2, 4 – и.п.

Учитель. С высоких деревьев упали большие жуки, но упали неудачно – на спинку – и начали быстро шевелить лапками, чтобы перевернуться.

Упражнение «Жуки»

И.п. – лежа на спине, руки и ноги согнуты.
1 – выпрямить правую ногу и левую руку;
2 – и.п.;
3 – выпрямить левую ногу и правую руку;
4 – и.п.

Учитель. Приплыли по речке водяные жуки.

Упражнение «Водяные жуки»

И.п. – лежа на животе, руки вытянуть вперед.
1 – мах правой ногой;
2 – и.п.;
3–4 – то же – с левой ноги.

Учитель. Напились гости чаю с вкусным-вкусным тортом и решили потанцевать.

Дети исполняют танец утят.

Учитель. Долго танцевали гости, устали и прилегли отдохнуть.

Упражнения на расслабление

Упражнение «Комочек»

И.п. – лежа на спине.
1–4 – медленно согнуть ноги в коленях и, взявшись руками за середину голени, коснуться коленями лба;
5–8 – медленно вернуться в и.п.

Упражнение «Складочка»

И.п. – лежа на спине.
1–4 – поднимая прямые ноги, коснуться носками пола за головой;
5–8 – медленно вернуться в и.п.

Домашнее задание

Учитель. Ну, вот и закончилась наша замечательная сказка. Вы мне сегодня очень помогли. Ребята, а вам самим понравилось?

Дети. Да!

Учитель. Ребята, я думаю, что каждый из вас сам сможет придумать сказку или движения, похожие на движения вашего любимого животного. И вы сможете научить им маму, папу, сестру, брата, бабушку и дедушку. На следующем уроке каждый из вас сможет показать всем свои движения. Урок окончен. До свидания!

Наталия Колова ,
учитель хореографии, ОУ «Первый Темиртауский классический лицей», г. Темиртау, Карагандинская обл., Казахстан