Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2008

Баскетбольная секция в школе

Педагогический университет "Первое сентября". Баскетбольная академия братьев Гомельских

Евгений ГомельскийКурс ведет Евгений Яковлевич ГОМЕЛЬСКИЙ,
к.п.н., заслуженный тренер СССР и России

 

 

 

 

 

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Роль занятий баскетболом в формировании личности

18

Лекция № 2. Планирование баскетбольной работы

19

Лекция № 3. Организация учебно-тренировочных занятий.

Контрольная работа № 1

20

Лекция № 4. Поведение тренера до, во время и после игры

21

Лекция № 5. Мини-баскетбол. Общие рекомендации при работе с детьми 6–7 лет, 8–9 лет, 10–12 лет.

Контрольная работа № 2

22

Лекция № 6. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 6–12 лет

23

Лекция № 7. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 13–14 лет

24

Лекция № 8. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 15–17 лет.

Итоговая работа

Лекция № 5. Мини-баскетбол. Общие рекомендации при работе с детьми 6–7 лет, 8–9 лет, 10–12 лет

Возрастные особенности

В предыдущих лекциях публиковались положения, которых необходимо придерживаться при работе с командами по мини-баскетболу. В этой лекции конкретизируются направления работы и приведены конкретные упражнения.

В возрасте 6–7 лет необходимо развивать и тренировать двигательные способности детей и координацию движений, которые будут развиваться тем лучше, чем разнообразнее средства и набор упражнений. Упражнения и игры должны быть простыми и доступными, их можно, например, предложить с такими словами: «Давайте посмотрим, кто сможет…» Занятия надо проводить в спокойной манере, избегая сложных форм обучении и предлагая детям задания в игровой форме (бег, прыжки, броски, ловля мяча и т.д.).

У детей 8–9 лет следует продолжать развитие основных двигательных навыков, координации движений, обучать их техническим приемам игры. Прежде чем переходить к игровой подготовке по правилам мини-баскетбола, важно убедиться, что учащиеся понимают, как выполнять основные технические приемы игры (передачу, ведение, бросок), что они должны делать, играя в нападении и в защите. Когда дети уже немного подготовлены технически, их нужно ознакомить с основными правилами игры: «Нельзя ходить или бегать, держа мяч в руках, поэтому, чтобы перемещаться с ним, надо выполнять ведение»; «Для того чтобы выиграть матч, вы должны забросить больше мячей, чем соперник, поэтому надо все время стремиться забросить мяч в его корзину»; «Ни один игрок не может всегда играть против всех – у него есть партнеры, и он должен передавать им мяч»; «Соперник не должен забросить больше мячей, чем вы; для этого надо защищать свою корзину».

При подготовке можно применять игры 1x1, 2x2, 3x3, различные игровые упражнения и подвижные игры.

В возрасте 10–12 лет продолжается развитие двигательных навыков, общая и специальная физическая подготовка, обучение основам баскетбола и их совершенствование. Игровая подготовка на этом этапе приобретает еще большее значение. Важно начинать с игровых действий 1x1, 2x2, 3x3, 4x4, прежде чем переходить к игре 5x5. Не следует определять конкретные игровые функции игроков (защитник, нападающий, центровой), а групповые и командные игровые действия (в нападении и защите) должны быть простыми и понятными.

Игра – основа обучения

Игра 1x1 – основа обучения игровым действиям.

Игровые действия 1x1 можно классифицировать следующим образом: игра без мяча, игра с мячом, игра в нападении, игра в защите.

Игра 1x1 может быть проведена в простой форме с 8–9-летними детьми и в более сложной форме – с 10–12-летними.

В 8–9 лет нельзя ждать от детей абсолютно правильного выполнения технических приемов и движений. Тренер должен это понимать и проявлять терпение при обучении.

К 10–12 годам от них уже можно ожидать более правильного выполнения технических приемов и игровых действий в защите и нападении. Игра 1x1 – то, с чего нужно начинать обучение.

В игре 1x1 следует обращать внимание учеников на следующие моменты.

  • Нельзя:

– бежать, держа мяч;
– уходить с мячом за пределы площадки;
– вести мяч во второй раз, после того как его уже взяли в руки.

  • Игрок, владеющий мячом, должен:

– стремиться двигаться с ним в сторону кольца противника;
– учиться обыгрывать своего защитника как можно быстрее с минимальным количеством ударов мяча в пол.

  • Нападающий, не владеющий мячом, должен пытаться освободиться от своего защитника.

  • Защитник должен находиться между нападающим и своим кольцом.

Тренер должен внимательно следить за действиями игроков при игре 1x1 и исправлять их ошибки.

В этом варианте дети постепенно приходят к пониманию того, что ведение мяча помогает:

– переходить от защиты к нападению;
– обыгрывать защитника;
– перемещаться ближе к корзине (вести мяч, останавливаться, передавать и бросать его);
– создавать подходящую ситуацию для передачи;

а также узнают:

– когда надо менять руки при ведении мяча;
– когда лучше передавать его;
– когда выполнять бросок и каким способом.

Все это называется способностями к предвидению и принятию правильных решений. Без этого на начальном этапе игровой подготовки могут возникнуть многочисленные ошибки при оценке ситуаций и принятии решений. Только после того как ребенок понял, что надо делать, можно начинать работу над техникой выполнения (как надо делать).

Можно играть один на один по всей площадке, на полу площадки или на дополнительных кольцах. Игра может носить как обучающий, так и соревновательный характер.

Игра 2x2 – фундамент игровой подготовки

В игре 2x2 получается ситуация игры 1x1 с мячом и без мяча. Эту игру можно использовать при работе с детьми в возрасте от 8 лет. В игре 1x1, рассмотренной выше, у нападающего игрока есть лишь одна возможность – обыграть соперника, используя ведение мяча или выполнив бросок, а защитник может отобрать мяч и стать нападающим.

В игре 2x2 нападающий игрок с мячом имеет больше возможностей. Дополнительно к ведению и броскам он может передать мяч своему партнеру; в защите один игрок опекает соперника с мячом, а другой – нападающего без мяча. Нападающий с мячом должен принять правильное решение исходя из возникшей ситуации: вести мяч, передать партнеру или совершить бросок (в зависимости от расстояния до корзины или до защитника). Например, если перед игроком, владеющим мячом, нет защитника, нападающий может начать ведение к корзине соперника, а если защитник приближается к нему, нападающий может попытаться обыграть его, применяя смену рук, направления или скорости. Если игрок не может выполнить проход к корзине, завершая его броском, он может остановиться, бросить мяч или передать его свободному партнеру.

Для разрешения игровых ситуаций игрок должен обладать определенным запасом технических приемов, которыми необходимо пользоваться, когда в ходе игры возникает новая ситуация. Игрок, не владеющий мячом, должен попытаться открыться, чтобы оказаться на свободном месте для получения мяча. Нападающий без мяча должен перемещаться по площадке, чтобы получить мяч от партнера; если он не открывается, защитнику будет легче перехватить передачу. Нападающий при этом должен делать обманные движения, показывая, где и когда он хочет получить мяч. Совмещая два действия по варианту 1x1 с мячом и без мяча, мы получаем новую игровую ситуацию 2x2 в нападении и в защите (совместная игра).

В игре 2x2 изначально важно ограничить время ведения мяча, обязывая игрока с мячом чаще выполнять передачи, которые всегда быстрее ведения. Порой защитник, опекающий нападающего без мяча, забывает о своих обязанностях и перемещается к мячу, оставляя своего подопечного открытым. Это ведет к следующим ситуациям: игрока с мячом опекают два защитника; нападающий, не владеющий мячом, открыт, но не может получить мяч, так как игрок с мячом оказывается в трудной ситуации; нападающий без мяча двигается к игроку с мячом для получения передачи, тем самым затрудняя действия своего партнера. Тренер должен определять возникающие ошибки и исправлять их, останавливать игру при нарушениях правил, обучая таким образом игроков правилам игры.

Игры 3x3, 4x4 и 5x5

При игре 3x3 важно, чтобы у детей в начале обучения было достаточно пространства. На первом этапе игра должна проводиться по всей площадке, затем – на полу площадки, далее – ближе к корзине. В этой ситуации есть два игрока, не владеющие мячом, и игрок с мячом, который должен решить, как ему лучше поступить: самому обыграть своего защитника, выполнить бросок или выполнить передачу открывшемуся партнеру и т.д. В игре могут возникнуть различные ситуации численного равенства и превосходства нападающих и защитников друг перед другом (три нападающих против двух защитников, три нападающих против одного защитника, два нападающих против одного защитника, три защитника против двух нападающих и т.д.). Обучению игровым действиям в ситуации 3x3 необходимо длительное время. Упражнения можно проводить в игровой форме, а методы должны быть аналогичны тем, которые предлагались в игре 2x2.

От игры 3x3 можно постепенно переходить к играм 4x4 и 5x5 с вариантами численного превосходства нападающих перед защитниками.

Упражнения на физическое развитие

Физическое развитие детей тесно связано с их успехами. В этой части лекции предложены некоторые варианты упражнений на физическое развитие при игре в мини-баскетбол.

Для всестороннего общего и специального физического развития необходимо совершенствовать разнообразные движения как всего тела, так и отдельных его частей (в статическом положении, в движении с мячом и без него, в различных скоростных режимах, с изменением направления). На начальном этапе предложите детям попробовать выполнить последовательно те движения, с которыми они еще не знакомы.

1. Все виды ходьбы (на пятках, носках, внутренней или внешней стороне ступни).

2. Ходьба и бег: лицом вперед; боком; вокруг или по центру площадки; держа мяч в руках: высоко, низко, перед собой и за спиной.

3. Бег спиной вперед, держа мяч за спиной.

4. Бег с высоким подниманием коленей.

5. Ходьба или бег, вращая мяч вокруг головы, плеч, бедер, вынося мяч вперед, вверх.

6. Ходьба или бег по площадке с мячом под музыкальное сопровождение. Можно неожиданно остановить музыку и понаблюдать за реакцией детей, затем снова включить музыку.

7. То же, но со свободным ведением мяча.

8. Ходьба: держа мяч в руках; прокатывая его; сильно сжимая руками; подбрасывая руками и пытаясь поймать.

9. Ходьба, держа мяч зажатым между коленей.

10. Перемещение прыжками толчком двух ног, держа мяч в руках.

11. Передача мяча с руки на руку под коленями, лежа на полу.

12. Поднимание мяча, лежа на спине и держа его между стопами, чтобы коснуться пола за головой. То же – в обратном направлении.

13. Сидя, держать мяч между стопами, поднять ноги вправо и влево.

14. Перемещение мяча, лежа на животе или на спине, и ведение правой и левой руками.

15. Сильное сжимание мяча двумя руками в течение 5 сек.

16. Наклоны вперед с касанием мяча правой и левой стопами из положения ноги на ширине плеч, мяч в вытянутых вверх руках.

17. Поднимание лежащего на полу мяча ударами по нему сверху одной рукой.

18. Ведение мяча ногами.

19. Вращение мяча вокруг ног («восьмеркой») на месте или в движении.

20. Толкание мяча вперед головой.

 21. Ведение мяча кулаком на месте и в движении.

22. Упражнение в парах, лежа на спине. Игрок А держит мяч между стоп, поднимает ноги и передает игроку Б, который, получив его, выполняет то же самое.

23. Упражнение в парах. Игрок А с мячом между стоп поднимает его и передает стоящему игроку Б. Повторить 4–6 раз, затем произвести смену позиций.

 Упражнения на ориентацию тела в пространстве и в плоскости

1. Игровые упражнения или ходьба, бег, прыжки, ведение мяча по всей площадке или одной ее половине (следить, чтобы игроки не заходили за границы площадки).

2. Броски мяча к боковой линии, стараясь поймать его, прежде чем он выйдет за пределы площадки. То же – у лицевой линии.

3. Ходьба по площадке: закрыв один глаз, закрыв оба глаза, с ведением мяча; движение прыжками толчком двух ног или одной ноги с ведением мяча.

4. Ведение мяча вдоль ограничивающих линий площадки, кругов, трехсекундной зоны, не наступая на линии.

5. Ходьба по площадке с ведением мяча под ногой.

6. Ведение мяча сильной рукой, стоя на месте, во время ходьбы и бега.

7. Ведение мяча, стоя на месте и прыгая вверх толчком двух ног, одной ноги с приземлением на обе ноги.

8. Ведение мяча, стоя на месте, поочередно правой и левой рукой; прыгая вверх толчком одной ноги с приземлением на толчковую ногу.

9. Высокое ведение мяча, очень высокое, низкое, очень низкое.

10. Ведение мяча, сидя на полу, одним пальцем, двумя, тремя, четырьмя, пятью.

11. Ведение мяча с изменение ритма.

12. Подбрасывание мяча вверх одной рукой, ловля той же рукой, другой рукой, двумя руками (стоя, в положении приседа, лежа на спине).

13. Бег с ведением мяча по прямой линии в чередовании с разнообразными прыжками.

Упражнения на пространственно-временное восприятие

1. Прокатывание мяча по площадке одной рукой, двумя руками, ногами.

2. Ведение мяча, обходя препятствия (стойки).

3. Ходьба с мячом в руках; подбрасывание его вперед, ловля сразу после касания мячом площадки.

4. Ходьба с мячом в руках; подбрасывание его назад над головой; поворот на 180°; ловля мяча, стараясь не дать ему упасть.

5. Подбрасывание мяча высоко вверх; ловля его после нескольких хлопков руками перед собой, за спиной, вверху, внизу под ногами.

6. Подбрасывание мяча высоко вверх; поворот вперед или назад на 360°; ловля мяча после касания им земли одной рукой, двумя руками.

7. Передача мяча в стену и ловля его.

8. Передача мяча в стену; хлопок руками перед собой, ловля мяча; хлопок руками за спиной, ловля мяча; касание руками площадки; ловля мяча; поворот на 360°; ловля мяча.

9. Упражнение в парах. У каждого игрока мяч. Ведение на месте и в движении, держась одной рукой за руку партнера.

10. Прокатывание мяча вперед; бег вдогонку и поднимание, прежде чем он достигнет установленной отметки.

11. Прокатывание мяча вперед и бег вокруг него.

 12. Подбрасывание мяча высоко вверх; хлопки руками на каждое касание им площадки.

13. Подбрасывание мяча высоко вверх; прыжки на каждое касание им площадки.

14. Подбрасывание мяча как можно выше и как можно дальше.

15. Ведение мяча со сменой ритма.

16. Броски мяча над головой в стену, стоя спиной к стене; поворот лицом к стене; ловля мяча.

17. Подбрасывание мяча высоко вверх, стараясь пробежать под ним максимальное количество раз.

18. Удар мячом о пол, стараясь провести под ним рукой максимальное количество раз.

19. Ходьба, держа мяч за головой; выпускание мяча; поворот; ловля мяча, прежде чем он успеет коснуться пола.

20. Вращение мяча на пальце.

21. Ходьба, перебрасывая мяч с руки на руку.

22. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, мяч в руках впереди. Бросок мяча вниз с отскоком об пол между ног; поворот на 180°; ловля мяча.

23. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, мяч между колен, одна рука впереди, другая – сзади. Передачи мяча с руки на руку.

Упражнения на равновесие

1. Подбрасывание мяча высоко вверх; повороты кругом (считать количество поворотов); ловля мяча.

2. Ведение мяча с прыжками на месте или в движении толчком одной ноги.

3. Перекат с пятки на носок ступнями ног, сохраняя равновесие.

4. Ходьба на носках, на пятках.

5. Удерживание мяча зажатым между колен в положении стоя; прыжок с поворотом на 360°, стараясь приземлиться в точку отталкивания, – в одну сторону, затем в другую.

6. Ведение мяча с закрытыми глазами на месте и в движении.

7. Напрыгивание на гимнастическую скамейку и спрыгивание с нее, стараясь сохранять равновесие.

8. Бег вокруг площадки, быстрая остановка по сигналу.

9. Бег вокруг площадки с ведением мяча, быстрая остановка по сигналу.

10. Бег вокруг площадки, остановка по сигналу; прыжок вверх с поворотом на 180° или 360°. Продолжить движение.

11. Ходьба спиной вперед.

12. Ходьба по гимнастической скамейке лицом, затем спиной вперед.

13. Ходьба по гимнастической скамейке с ведением мяча в пол (лицом, спиной вперед).

14. Ведение мяча в движении или на месте. По сигналу взять мяч в руки, сесть на площадку; встать и продолжить ведение.

15. Прокатывание мяча по площадке вперед; кувырок вперед. Взять мяч и продолжить движением с ведением; выполнить передачу или бросок.

16. Ходьба по гимнастической скамейке с передачей мяча партнеру, двигающемуся по площадке или по параллельной скамейке.

17. Ведение мяча в движении, остановка по сигналу. Стоять на одной ноге, по следующему сигналу продолжить движение.

Упражнения на координацию движений

1. Прокатывание мяча по площадке, стараясь попасть в цель (в лежащий или катящийся мяч, стойки, стул, квадрат из пленки на стене и т.д.).

2. Бег, выставив одну руку вперед, а другую подняв вверх.

3. Упражнение в парах. У каждого игрока мяч. Нужно коснуться спины, колен, мяча партнера. Побеждает тот, кто коснется большее количество раз за определенное время. Затем происходит смена ролей.

4. Упражнение в тройках, четверках, пятерках. У каждого игрока мяч. Нужно коснуться спины, колен, мяча партнера. Побеждает тот, кто коснется большее количество раз за определенное время.

5. Ведение мяча на месте со сменой рук.

6. Ведение мяча в движении со сменой рук.

7. Ходьба спиной вперед с ведением одного или двух мячей.

8. Упражнение в парах. У каждого игрока мяч. Ведение по сигналу, затем происходит смена мячей.

9. Упражнение в тройках, четверках, пятерках. У каждого игрока мяч. Ведение по сигналу, затем происходит смена мячей.

10. И.п. – стоя на месте, ноги на ширине плеч или немного шире. Ведение мяча «восьмеркой».

11. И.п. – стоя на месте, ноги на ширине плеч или немного шире. Ведение мяча «восьмеркой» в парах.

12. И.п. – стоя, держать мяч перед собой на вытянутых руках. Отпустить его, хлопнуть руками за спиной и поймать.

13. И.п. – стоя, держать мяч за спиной. Отпустить его, хлопнуть руками перед собой, повернуться лицом к мячу и поймать его.

14. И.п. – стоя, держать мяч перед собой на уровне колен. Отпустить его, хлопнуть руками за спиной и поймать.

15. Одновременное ведение двух или трех мячей, стоя на месте.

16. Упражнение в парах. У каждого игрока мяч. По сигналу игрок А ведет мяч, двигаясь вперед, а игрок Б – двигаясь назад. По сигналу производится смена направлений движения.

17. Упражнение в парах. У каждого игрока мяч. По первому сигналу игрок А ведет мяч, двигаясь приставным шагом вправо, а игрок Б – двигаясь влево. По второму сигналу производится смена направлений движения.

18. Упражнение в парах. У каждого игрока мяч. Игрок А передает мяч игроку Б с отскоком о площадку, а тот передает мяч игроку А от груди двумя руками.

19. Упражнение в парах. Игрок А стоит с мячом, а игрок Б сидит с мячом. Игрок А передает мяч игроку Б и садится, тот передает мяч и встает.

20. Упражнение в парах. У каждого игрока мяч. Выполнение разнообразных передач.

21. Упражнение в парах, стоя спиной друг к другу. Один игрок передает мяч над головой, а другой – между ногами.

22. Упражнение в парах, стоя лицом друг к другу. У каждого игрока мяч. Игрок А передает мяч игроку Б по воздуху, а тот в это время передает ему свой мяч ногами.

23. Упражнение в парах. У каждого игрока мяч. Сидя лицом друг к другу, игроки меняются мячами, прокатывая их, бросая с отскоком или передавая по воздуху.

24. Броски мяча в цель.

25. Упражнение в парах. Мяч зажат между спинами игроков. Ходьба вперед, назад, в стороны, стараясь не уронить мяч.

26. Упражнение в парах, стоя спиной друг к другу. Мяч зажат между головами. Ходьба вперед, назад, в стороны, стараясь не уронить мяч.

27. Упражнение в парах. У каждого игрока мяч. Передачи мяча одной рукой в положении лежа на боку.

28. И.п. – стоя лицом друг к другу, на пару – один мяч. Игрок А передает мяч игроку Б, а тот перед ловлей мяча должен хлопнуть в ладоши.

29. Упражнение в парах. Игрок А подбрасывает мяч высоко вверх, а игрок Б старается попасть своим мячом в мяч игрока А.

30. Упражнение в парах. Игрок А катит мяч по полу, а игрок Б старается попасть своим мячом в мяч игрока А.

Упражнения на обучение дыханию

1. Надувание воздушных шариков.

2. Вдыхание и выдыхание воздуха через одну ноздрю, закрывая другую.

3. Прокатывание, дуя, пинг-понговых шариков по полу, по столу.

4. И.п. – сидя, опираясь на руки за спиной. Вдох на один счет и выдох на два счета.

5. Удерживание мяча между ступней в положении стоя, руки опущены вниз, вдох на счет «раз» с одновременным поднятием рук через стороны вверх; выдох на счет «два» с одновременным сгибанием ног в коленях и обхватыванием их руками.

Упражнения для развития физических качеств

Упражнения на выносливость

Для совершенствования общей выносливости полезен бег в среднем темпе от 5 мин. и выше в зависимости от возраста и уровня подготовленности игроков. У учащихся младших классов необходимо контролировать темп выполнения упражнений, так как самые младшие всегда хотят быть первыми и стараются выполнять задания с максимальной скоростью. В любой команде детей этого возраста работу над выносливостью не требуется проводить отдельно – ее необходимо сочетать с совершенствованием остальных физических качеств. При выборе содержания и метода нагрузки определяют и рассчитывают возможности каждого отдельного игрока.

1. Ведение мяча на расстоянии 15–20 м.

2. Слаломный бег с ведением мяча, огибая стойки.

3. Эстафеты с ведением мяча.

4. Упражнения с ритмичным ведением мяча.

5. Челночный бег вдвоем, втроем, вчетвером, впятером, на время и на расстояние.

6. Отжимания от пола, от стены.

7. Соревнование в бросках на время (учитывается количество выполненных бросков за определенное время).

8. Передачи мяча на время (в командах 2, 3, 4, 5 игроков): считать количество передач за определенное время.

9. Продлить при тренировке время игры до 10 или 15 мин. без оповещения игроков.

10. Включение в игру новых игроков на замену тех, которые уже долго играют.

11. Увеличение количества игроков в одной команде (6 или 7 против 5).

Упражнения на развитие быстроты и силы

Развитие силы должно происходить постепенно. Осторожность нужна, прежде всего, по причине пока еще слабого развития сердечно-сосудистой системы у детей младшего школьного возраста – они могут не выдержать больших нагрузок, которые присутствуют при работе с предметами большого веса. Поэтому не следует применять такие упражнения школьникам в возрасте до 14 лет. Упражнения на развитие быстроты должны применяться с самого раннего возраста.

1. Ведение мяча в сочетании с прыжками.

2. Соревнования в ведении мяча, бросках, передачах на месте и в движении.

3. Упражнения в парах в нападении и в защите, с сопротивлением и без.

4. Упражнение в парах – «Тачка». Один игрок перемещается в упоре на руках, второй удерживает ноги первого на весу (под колени или за стопы).

5. Отжимания на руках от пола или от стены.

6. Прыжки в высоту, длину, назад, вполуприсядку.

7. Броски мяча вперед, назад, в стороны из положения сидя, наклона, лежа на спине.

8. Все виды эстафет.

9. Упражнения для мышц брюшного пресса и спины с подниманием туловища.

10. Упражнения с медицинболами небольшого веса.

Упражнения на развитие скорости

Скорость – одно из основных необходимых качеств баскетболиста. Наилучший возраст для ее развития – от 9 до 11 лет, поэтому в этот период особенно важны упражнения для развития и совершенствования скоростных качеств игроков. Специфика работы по развитию скорости в этом возрасте состоит в использовании упражнений разнообразного содержания со сменой скорости, ритма при быстром реагировании на эти изменения. Этому надо учить детей с первых шагов. Применяются короткий бег на расстояние от 6 до 15 м; упражнения, включающие в себя максимальную скорость; эстафеты; простейшие игры на быстрое реагирование соревновательного характера. Игроки заинтересованы в том, чтобы выполнить задание как можно лучше в соответствии со своими возможностями.

1. Бег с ведением по площадке с изменением скорости и направления по сигналу тренера (свистку, голосу и т.д.).

2. Начало ведения мяча из разных стартовых положений (стоя, сидя, согнув колени, лежа на спине и т.д.).

3. Упражнение в парах («Салочки»). У каждого игрока мяч. Нужно постараться осалить партнера мячом.

4. Прыжки по «кресту» вперед, назад, влево, вправо.

5. Беговые эстафеты с мячом и без него.

6. Прыжки вверх толчком одной или двух ног. Надо стремиться выполнить 100–150 прыжков за 1 мин.

7. Ускорения во время бега на расстояние от 6 до 15 м.

8. Выполнение максимального количества передач мяча в стену за определенное время.

9. Игровые упражнения в быстром прорыве.

Упражнения на общую мобильность

1. Упражнения на владение мячом. Надо сделать определенное количество передач, не потеряв его.

2. Вращательные движения туловищем, наклоны, выпады с мячом в руках.

3. Преодоление препятствий (перелезть через предметы или подлезть под них).

Пространственно-временные и динамические различия

1. Ходьба, бег или прыжки в медленном или быстром темпе.

2. То же – с ведением мяча.

3. Медленное ведение мяча; быстрое с высоким отскоком; с низким, очень высоким, очень низким отскоком мяча.

4. Ведение двух мячей в различных направлениях (на месте и в движении).

5. Ведение мяча бегом к конкретной цели со сменой рук, направления, скорости с переходом на ходьбу спиной вперед (по сигналу).

6. Ведение мяча с разной скоростью.

7. Упражнение в парах. Ведение мяча вслед за партнером с заданной им скоростью.

8. Передачи мяча в парах с сопротивлением защитника.

9. Передачи мяча в тройках, четверках, пятерках против двух, трех защитников.

10. Игры один на один в разных вариантах.

11. Игры с разным количеством игроков в командах.

Евгений Гомельский ,
к.п.н., заслуженный тренер СССР и России