Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2008

Фитнесс и психическое состояние

В последнее время все больше людей регулярно посещают занятия в фитнесс-клубах. Большинство из них – женщины. Что это: дань моде или современный способ оздоровления? Что включает в себя понятие «фитнесс»? Что побуждает все больше и больше людей заниматься фитнессом? Достигают ли они желаемого?

Что такое фитнесс?

Прогресс дарит человеку множество самых совершенных приспособлений, способных избавить нас от любой физической нагрузки. В нашем распоряжении машины, поезда и самолеты, чтобы без малейших усилий перемещаться на огромные расстояния. Мышцы лишаются необходимой тренировки, слабеют и постепенно атрофируются. Слабость мышечной ткани отрицательно сказывается на работе всех органов и систем организма человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе физического труда.

Люди осознают, что определенная доза физической активности просто необходима для сохранения здоровья. Чрезвычайно большое значение приобретает физическая активность для женщин, способствуя их нормальному репродуктивному развитию.

Все большую популярность в последние годы приобрел фитнесс. Определимся, что такое фитнесс и в чем его отличие от других видов спортивной деятельности. Кстати, до сих пор наблюдается разночтение даже в написании этого слова – «фитнес» и «фитнесс». В английском языке используется выражение «to be fit», что можно перевести как «быть в форме». В учебнике Э.Т. Хоули и Б.Д. Френкса «Оздоровительный фитнесс» можно прочитать определение: «Общий фитнесс – это стремление к оптимальному качеству жизни, включающему социальный, психический, духовный и физический компоненты». Нередко специалисты используют термин «положительное здоровье».

В русском языке слово «фитнесс» приобрело несколько значений. Во-первых, под этим термином подразумевается совокупность мероприятий, обеспечивающих разностороннее физическое развитие человека, улучшение его здоровья и сохранение хорошего самочувствия. Как правило, это тренировки с отягощениями, направленные на укрепление и увеличение мышечной массы; так называемые аэробные и кардиотренировки, направленные на развитие соответственно дыхательной и сердечно-сосудистой систем; тренировка гибкости; формирование культуры питания и здорового образа жизни. Наиболее близким к этому понятию слова «фитнесс» в русском языке будет понятие «физическая культура».

Во-вторых, существует фитнесс как вид спорта, появившийся относительно недавно в рамках соревновательного бодибилдинга. Увеличение сторонников максимального развития физических качеств среди женщин, с одной стороны, и стремительно идущая на убыль популярность соревновательного женского бодибилдинга, с другой, выявили потребность в изменении формы и критериев, по которым могли бы состязаться женщины. Реализовалась эта тенденция в виде достаточно популярных сейчас соревнований по фитнессу, где идет оценка как пропорций тела спортсменки, так и умения им владеть, проявляемого в произвольной программе.

«Официально» фитнесс появился в США около 30 лет назад, хотя первые фитнесс-программы сформировались на несколько десятков лет раньше. В 1970-е гг. тесты физического состояния различных групп населения выявили массу проблем со здоровьем у многих американцев. И эти проблемы увеличивались пропорционально улучшению качества жизни. Люди приходили с работы и отдыхали «под телевизор» с пивом и кока-колой. И если в больших городах еще имелась какая-то альтернатива такому образу жизни, то в провинции дело обстояло из рук вон плохо. Тогда при президенте США был создан Совет по фитнессу, в который вошли 20 наиболее авторитетных профессионалов в области фитнесса, а также политики из разных штатов и главной задачей которого была популяризация фитнесса. В 1983 г. американец Марк Мастров создает систему «24 часа фитнесса». Ее идеологической основой является доступность во всех смыслах этого слова: от ценовой политики залов до режима их работы.

Следует различать понятия «фитнесс», «спорт» и «физическая культура». Под словом «спорт» в данном случае подразумеваются профессиональные занятия тем или иным видом физической активности. Целью занятий спортом в глобальном плане является достижение наилучших результатов по сравнению с другими спортсменами в этом же виде спорта. Спортсмены тренируются целенаправленно под руководством опытного наставника, участвуют в соревнованиях, завоевывают медали.

Физическая культура в ее распространенном виде – не профессиональные, а любительские занятия спортом. Достаточно вспомнить школьную программу, ориентированную на обучение основам различных видов спорта. Однако не спорт, а именно физическая культура является прообразом приобретающего все большую популярность фитнесса.

Таким образом, можно сделать вывод: фитнесс и спорт различаются своими целями. Цель спорта – постоянное повышение результатов за счет регулярного увеличения нагрузки. А цель фитнесс-тренировок – начальное повышение результатов до оптимального уровня и последующее поддержание этого уровня в течение как можно более длительного времени.

Физические нагрузки и психика

В данном исследовании рассмотрено влияние фитнесс-тренировок на психическую, а не на физическую сферу. Однако известно, что эти понятия неразделимы, тем более что физические нагрузки оказывают не избирательное, а целостное воздействие на организм занимающегося. Органической основой взаимосвязи этих сфер является единство физического и духовного развития человека. Здесь обычно выделяют биологические, педагогические, психологические и социальные эффекты (здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, особенности психической саморегуляции, социальный статус, стиль поведения).

В процессе тренировок человек учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у него развиваются двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний.

В самоконтроле и саморегуляции двигательных действий принимают участие практически все системы организма. Это связано с тем, что физические упражнения ставят перед человеком определенные цели (планирование, контроль, выбор стратегии), которых он должен достичь. Кроме того, можно говорить о влиянии более глубокого и сложного характера, базирующегося на взаимосвязях психомоторного и интеллектуального развития, когда целенаправленные воздействия на двигательную сферу человека вызывают соотносительные (корреляционные) изменения и в интеллектуальной сфере.

Проблеме влияния физических нагрузок на становление психических свойств личности и ее психического склада посвящено множество как отечественных, так и зарубежных исследований, в которых сравниваются личностные особенности людей, занимающихся и не занимающихся спортом. Результаты показали, что для занимающихся спортом по сравнению с не занимающимися им характерны высокий уровень мотивации достижения, эмоциональная устойчивость, уверенность, агрессивность, экстраверсивность, твердость характера и самоконтроль.

В процессе тренировок человек учится лучше управлять своими эмоциями, а также использовать навыки саморегуляции в самых разных сферах жизни.

Занятия физической культурой (а в нашем случае – фитнессом), направленные на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, усиливают у человека проявление психической напряженности вовне и проявление психической напряженности в себе.

В целом на людей благоприятно влияет малая и средняя физическая нагрузка с применением кругового и равномерного методов тренировки. Ведь гармоничное развитие всех мышечных групп приводит к динамическому проявлению процессов возбуждения и торможения, а не к доминированию одного из них. В то же время снижение агрессивности у тех учащихся, чья психическая напряженность направлена внутрь, происходит благодаря силовым качествам и силовой выносливости.

В.И. Сиваков считает: если не вмешиваться в процесс коррекции данного качества, то это может привести личность к асоциальным, депривационным процессам. Упражнения на развитие ловкости и выносливости способствуют снижению агрессивности, а на развитие гибкости и силы – уровня тревожности.

Исследования эмоционального состояния занимающихся физической культурой показали, что чувства радости, азарта, удовлетворения чаще появляются в результате занятий спортивными и подвижными играми; у приверженцев боевых искусств часто отсутствует восприятие их духовной стороны, а больше наблюдаются агрессивность, ярость, жестокость, гордость; у занимающихся хореографией появляется расслабление, отсутствуют агрессивность, злость, жестокость.

Г.Е. Ступина провела исследование эмоциональных сфер хорошо физически подготовленных и неподготовленных людей. Сравнительный анализ показателей физического и психического состояния позволил выявить, что уровень агрессивности, фрустрации и ригидности у человека напрямую зависит от уровня физической подготовленности.

Почему люди выбирают спорт?

Интересно, что при занятиях спортом высших достижений и фитнессом мотивы занимающихся во многом совпадают. На протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности занимающегося меняется, и для каждого этапа здесь характерны свои доминирующие мотивы.

Так, Е.П. Ильин отмечает, что на начальном этапе причинами прихода человека в спорт (независимо от вида спорта) могут быть:

– стремление к самосовершенствованию;
– стремление к самовыражению и самоутверждению;
– социальные установки;
– духовные и материальные потребности.

Американский психолог Б.Дж. Кретти среди мотивов, побуждающих заниматься спортом, выделяет:

– стремление к стрессу и его преодоление (он отмечает, что бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха, – это один из сильнейших мотивов спортивной деятельности);
– стремление к совершенству;
– желание повысить социальный статус;
– потребность быть членом спортивной команды, группы, частью коллектива;
– желание получить материальные поощрения.

Можно сказать, что блок мотивации здесь выполняет следующие функции:

– является пусковым механизмом деятельности;
– поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировок и соревнований;
– регулирует содержание активности, использование различных средств для достижения желаемых результатов.

Почему выбирают фитнесс?

Тренеры, инструкторы, менеджеры фитнесс-клубов, спортивно-оздоровительных центров, студий всегда изучают мотивацию своих клиентов, так как заинтересованы в том, чтобы они занимались как можно дольше. Конечно, тренер-инструктор, особенно групповых программ, не может знать своих подопечных так хорошо, как тренер в спорте или инструктор персональных тренировок, но он может с помощью анкетирования, бесед, совместной работы с менеджером по продажам членских карт во время инструктажа определить основные мотивы их посещений и создать соответствующие условия для каждого клиента. От этого во многом зависит эффективная работа фитнесс-клубов, спортивно-оздоровительных центров и других организаций.

Факторы мотивации занятий фитнессом

Т.С. Лисицкая исследовала мотивацию с помощью анкетирования, а также общения с другими людьми (членами клуба, инструкторами, менеджерами по продажам клиентских карт). В результате было выявлено шесть следующих факторов мотивации.

Основной из них можно определить как фитнесс-здоровье, следующий по значимости – как внешний вид. Далее следуют психологический фактор, познавательный, социальный и прикладной.

Фактор «здоровье» определяют три мотива:

1) общее улучшение физической подготовленности;
2) улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы (кардиотренированность);
3) улучшение состояния опорно-двигательного аппарата (улучшение осанки, уменьшение болей в области суставов, спины и пр.).

Вторая группа факторов, объединенная в комплекс «внешний вид», состоит из следующих трех мотивов:

1) общее снижение веса тела;
2) коррекция фигуры, под которой понимается специальная тренировка, направленная на улучшение телосложения, коррекцию отдельных частей тела;
3) увеличение мышечной массы.

Социальный фактор определяется двумя почти равными составляющими:

1) избавление от стресса (снятие напряжения, появление чувства расслабленности);
2) получение удовольствия, радости на занятиях.

Познавательный фактор состоит из двух компонентов. Первый включает в себя желание больше узнать о различных уровнях физической подготовленности человека, типах телосложения, отклонениях от нормы и контроле за динамикой данных показателей. Второй – получение когнитивной информации о правильности выполнения тех или иных упражнений, овладении новыми умениями и навыками, контроле разума над телом.

Социальный фактор позволяет выявить место этого аспекта среди других категорий мотивации, а также его структуру. Компоненты социальной мотивации подразделяются на следующие аспекты:

1) желание найти друзей и расширить круга знакомых;
2) возможность приобрести возможных партнеров по бизнесу;
3) потребность в уважительном отношении окружающих (престижности своего положения);
4) стремление достичь уверенности в себе, ощутить собственную значимость.

Последний фактор в структуре мотивации – прикладной. Определенная, но незначительная категория клиентов стремится к улучшению своих результатов в профессиональной деятельности: это артисты, ведущие телевизионных передач, танцоры. Для них характерна комбинированная мотивация, ориентированная на профессиональную деятельность.

Результаты исследования

В нашем случае факторы мотивации распределились следующим образом: 42% испытуемых посещают фитнесс-центр для сохранения и укрепления здоровья, 38% – для улучшения внешнего вида, 20% – для знакомства с новыми людьми, поддержания престижа (см. диаграмму 1).

Известно, что мотивация – непостоянная величина, меняющаяся в зависимости от состояния среды. Создание соответствующих условий в значительной степени повышает данный уровень мотивации.

Диаграмма 1. Мотивация посещений фитнесс-клуба у разных клиентов (в процентах)

Диаграмма 1. Мотивация посещений фитнесс-клуба у разных клиентов (в процентах)

В связи с этим нами была выдвинута следующая гипотеза: двигательная активность при занятиях фитнессом уже в результате однократной тренировки положительно влияет на психическое состояние женщины. Предполагается, что эффект воздействия определяется стажем занятий и причинами посещения фитнесс-клуба.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы опросник Г. Айзенка, методика определения самооценки С.А. Будаси, методика оценки эмоционального состояния, опросник САН (самочувствие, активность, настроение) и восьми цветовой тест М. Люшера.

Выборку исследования составили 55 женщин в возрасте от 18 до 34 лет, посещающие аэробные тренировки в фитнесс-клубе. Диагностика проводилась до и после тренировки.

Рассмотрим некоторые результаты. Так, исследование по фактору «тревожность – спокойствие» у женщин, занимающихся фитнессом, с разной мотивацией показало (см. гистограмму 1), что:

– у испытуемых с мотивацией «здоровье» и «внешний вид» самочувствие после тренировок можно характеризовать как спокойное, уверенное; различия достоверны ( < 0,05 по t-критерию Стьюдента);
– испытуемые с мотивацией на социальный фактор после тренировок выглядят озабоченно, при этом чувствуют себя скованно, испытывают некоторую тревожность; различия достоверны ( < 0,05 по t-критерию Стьюдента).

Иными словами, представители первой группы в основном чувствуют, что добились поставленной цели, – как говорится, «усталые, но довольные…». Представители второй группы не уверены, что «цель оправдывает средства».

Гистограмма 1. Результаты измерений по шкале «спокойствие – тревожность» у женщин, занимающихся фитнессом, с разной мотивацией (фактор «здоровье», фактор «внешний вид», социальный фактор)

Гистограмма 1. Результаты измерений по шкале «спокойствие – тревожность» у женщин, занимающихся фитнессом, с разной мотивацией (фактор «здоровье», фактор «внешний вид», социальный фактор)

Было произведено исследование состояния спокойствия до и после тренировки у женщин, посещающих фитнесс-клуб менее 2 месяцев и более 1 года.

На гистограмме 2 видно, что:
– у занимающихся менее 2 месяцев тревожность немного снижается, но достоверных различий не получено:
– занимающиеся более 1 года после тренировки спокойны и уверены в себе ( < 0,05 по t-критерию Стьюдента).

Таким образом, у занимающихся более 1 года результаты по шкале «спокойствие – тревожность» стали выше после тренировки, а у занимающихся менее 2 месяцев различия оказались незначимы и недостоверны.

Гистограмма 2. Результаты измерений по шкале «спокойствие – тревожность» у женщин с разным стажем посещения фитнесс-клуба

Гистограмма 2. Результаты измерений по шкале «спокойствие – тревожность» у женщин с разным стажем посещения фитнесс-клуба

Таким образом, проведение сравнительного анализа выраженности «активности», «настроения», «приподнятости – подавленности», «спокойствия – тревожности», «энергичности – усталости» до и после тренировки у женщин со стажем посещения фитнесс-клуба до 2 месяцев и более 1 года показало, что:

– по фактору «активность» и шкале «энергичность – усталость» нет статистически достоверных различий до и после тренировки;
– по фактору «настроение» и шкале «приподнятость – подавленность» значения у исследуемых групп оказались выше после тренировки;
– по шкале «спокойствие – тревожность» у женщин, занимающихся менее 2 месяцев, не было выявлено достоверных различий до и после тренировки, а у занимающихся более 1 года показатели оказались выше после тренировки.

Сравнительный анализ активности, настроения, приподнятости – подавленности, спокойствия – тревожности, энергичности – усталости до и после тренировки у женщин с разной мотивацией посещения фитнесс-клуба (факторы «здоровье», «внешний вид», социальный фактор) показал, что:

– по фактору «настроение» и шкале «приподнятость – подавленность» значения стали выше после тренировки у женщин с мотивациями «здоровье» и «внешний вид». У женщин с мотивацией по социальному фактору различия оказались недостоверны;
– по шкале «спокойствие – тревожность» после тренировки у женщин с мотивациями «здоровье» и «внешний вид» результаты повысились (тревожность снизилась), а у женщин с мотивацией по социальному фактору – понизились (тревожность повысилась);
– по фактору «активность» и шкале «энергичность – усталость» у исследуемых групп женщин нет статистически достоверных различий до и после тренировки.

Борис Абушкин ,
к.психол.н., доцент ИПССО – МГПУ ;
Вадим Родионов ,
д.п.н., руководитель центра научных исследований и мониторинга ИПССО ГПУ ;
Елена Селищева ,
инструктор по аэробике центра «Империя Фитнесса»