Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2008

Народные подвижные игры

К сожалению, сейчас на практике мало используются фольклорные подвижные игры. Детский фольклор – явление неоднородное и многожанровое. Он включает в себя колыбельные песни, пестушки и потешки, прибаутки, докучные сказки, заклички и приговорки, считалки, скороговорки, небылицы и перевертыши, игры. Фольклор как сокровищница русского народа используется во всех формах работы с дошкольниками и младшими школьниками, в том числе на занятиях физкультурой, помогая находить новые формы развития двигательных способностей у детей и позволяя им проявить инициативу.

Сила игры

Основным средством физического воспитания являются физические упражнения – гимнастика, игры, туризм, спорт. Игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Подвижные игры успешно служат решению многих задач всестороннего развития детей: с их помощью они непринужденно и свободно овладевают новыми, более сложными видами движений, становятся более ловкими, сообразительными.

Главное их назначение на занятиях физкультурой – достичь наибольшей двигательной активности и эмоционального подъема детей, применяя максимальную нагрузку. Необходимость соблюдения правил помогает развитию мысленных способностей ребенка, воспитанию его волевых качеств, что особенно важно. Подвижные игры развивают дух соревнования и готовят к проведению спортивных игр.

Детский фольклор

Детский фольклор – органическая часть всей самобытной народной культуры и вместе с тем совершенно особая, самостоятельная область устного поэтического творчества. Этим понятием принято обозначать две группы произведений:

1) созданные взрослыми и адресованные детям (так называемая поэзия пестования – колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки);
2) созданные самими детьми и бытующие в их среде – считалки, жеребьевки, дразнилки, поддевки и др.

Специфика, отличительные особенности детского фольклора определяются многими обстоятельствами, и прежде всего особенностями детской психологии, детского мировосприятия, взаимоотношений ребенка с окружающей его действительностью. Это проявляется в закономерностях художественного мышления – «поэтики детского возраста», как определил ее Корней Чуковский; в жанровом составе, который, за редкими исключениями, отличается от «взрослого фольклора»; в характере функционирования. Следует также иметь в виду, что детский фольклор не знает угасания и деградации, хотя отдельные его жанры уходят из детского быта, а другие сменяют их.

Детский фольклор – явление вечное, ибо вечно детство, которое дано человеку, чтобы играть и, играя, творить жизнь. Это уникальное средоточие развивающейся духовной жизни ребенка с его неуемной фантазией, изначально присущей внутренней свободой, потребностью изменять мир силой своего воображения. Детский фольклор – это неповторимый, оригинальный компонент детства, многоязычный и многонациональный. По мнению иркутского профессора, автора ряда статей и книг Георгия Виноградова, детский фольклор – это искание высокой радости детской народной массы.

Фантазия творит игру

Общеизвестно, что игра – способ, форма проявления жизнедеятельности ребенка. Нормальные дети не живут без игры. Та особенность детства, что, по словам Л. Толстого, состоит в «силе веры», – это способность преображать окружающий мир энергией своей фантазии и выдумки, очеловечивать неодушевленное. И тогда благодаря детскому воображению обыкновенная палочка или стул оказываются паровозом, самолетом, конем и т.д. У каждого ребенка – своя воспроизводящая фантазия, которая творит игру. Но она есть непременное условие существования других игр, передающихся из поколения в поколение, от одних детей к другим, разыгрывающихся по традиционному сценарию, в определенной последовательности. Такие игры, подобно обрядовому действу, от которого они нередко берут свое начало, синтезируют в себе разные жанры детского фольклора (считалки, приговорки, песенки), элементы хореографии (танец, хоровод). Заключая в себе огромные эстетические свойства, формируя художественный вкус, они вместе с тем приучают детей к дисциплине, организованности, потому что все в них происходит по закону равного и справедливого участия играющих.

Фольклор на занятиях

В учебной работе возможны фольклорные физкультурные занятия: двигательно-творческие, театрализованные, музыкально-ритмические, игровые, познавательные. В физкультурно-оздоровительной работе это утренняя и оздоровительная гимнастика в фольклорном стиле, ритмическая гимнастика в русском народном стиле, физкультминутки на основе фольклора, русские народные подвижные игры, игры-забавы, игры-аттракционы; в активном отдыхе – физкультурный досуг, спортивные и фольклорные праздники.

Включение фольклора в процесс физического воспитания требует соблюдения определенных условий:

1. Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения: строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические и танцевальные, основные подвижные игры. Фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские песни и пляски – должен быть использован в соответствии с возрастными особенностями детей.

2. Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений.

3. Большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми.

4. Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – грамотно использовать фольклорный материал.

Дети активно работают на физкультурных занятиях прежде всего из-за их эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно, с радостью. В этом помогают образные названия упражнений: например, ребенок идет твердым шагом – «волк идет», с гордой осанкой – «лиса – всему краса».

Важно организовать физкультурное занятие таким образом, чтобы подготовить детей к выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются различные двигательные задачи.

Театрализованные занятия

Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций, русских народных подвижных игр, загадок, считалок и скороговорок очень нравятся детям.

Имитация отличается эмоциональной насыщенностью, в ней более образно представлена определенная сторона движения. Легко, бесшумно спрыгивают птички с ветки; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет неуклюжий косолапый медведь; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает Петушок – Золотой Гребешок.

В инсценировках и играх-драматизациях дети выполняют различные роли, копируя действия человека, изображая животных и птиц (сценки по русским народным сказкам «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок» и др.).

Часто проводят музыкально-ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских народных песен и мелодий, а также различных предметов (платочки, ленты, косички, веревочки, колокольчики, камушки, листочки, цветы, веточки) или без них. При этом применяются всевозможные построения и перестроения детей: шеренга, колонна, цепочка, круг, змейка, противоход, спираль, дуга, диагональ, движения в парах, тройках, врассыпную и т.д.

Ритмическая гимнастика

Одной из форм работы с детьми является ритмическая гимнастика. Дети старшего дошкольного (5–7 лет) и младшего школьного возраста могут выразительно и грациозно, пластично выполнять танцевальные упражнения, менять их характер в соответствии с ритмом и темпом народной музыки. Использование в работе комплексов ритмической гимнастики, уроков хореографии в русском стиле позволяет познакомить детей с национальными традициями на примере основных, наиболее типичных танцевальных движений.

Фольклорный праздник

Сочетание всех вышеперечисленных форм и методов использования фольклора при работе с дошкольниками и младшими школьниками можно наблюдать во время активного отдыха детей, например на фольклорных праздниках. Фольклор как эмоционально-образное средство воспитания поддерживает их интерес к физической культуре и к национальным традициям, вызывает у них радость и удовольствие, желание заниматься физическими упражнениями, т.е. непринужденно с пользой для здоровья подготовиться к новой для ребенка деятельности – учебной.

Сценарий физкультурного занятия в фольклорном стиле

Инвентарь: косички (по числу детей), маски кота и совы.

Задачи:

1) ознакомить детей с детскими фольклорными играми, считалками, потешками, стишками, песенками, русской народной музыкой;
2) развивать физические качества учащихся (мелкую моторику движений, звукопроизношение) с помощью специальных упражнений и игр;
3) поддерживать у детей положительные эмоции.

Вводная часть

Учитель

Дети

– Мы гулять с вами пойдем, наше солнышко найдем. Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко! Красное, покажись, яркое, появись!

Ходьба бодрым шагом. Ходьба на носках, пятках, внешней и внутренней стороне стопы

– Утром солнышко встает – выше, выше, выше! Ночью солнышко уйдет – ниже, ниже, ниже!

Ходьба на носках в центре круга. Ходьба спиной вперед в приседе

– А у солнышка есть дружок – красногрудый петушок. Петя рано встает, голосисто поет, детям спать не дает.

Дети идут, высоко поднимая бедра и работая руками, «как петушок», – через косички

– Солнце яркое взошло, сильно засияло, лучики свои, как заек, к нам с тобой послало.

Прыжки на двух ногах по кругу через косички, «как зайчики»

– Будем с солнышком играть и косички выбирать.

Бег врассыпную. По сигналу – остановка на косичке

Основная часть

ОРУ с речитативом. Используются косички.

1. Руки вверх – и мы вдыхаем, руки вниз – мы выдыхаем.
2. Руки ставим перед грудью – повороты делать будем.
3. Руки вверх над головой – наклоняемся с тобой.
4. А теперь вперед прогнуться и друг к другу потянуться.
5. Вниз наклоны делать будем – до колен коснемся грудью, а колени не сгибать и косички не терять.
6. Сели, встали, сели, встали и ни капли не устали. Спинки ровно всем держать, пятки можно отрывать.
7. Чтобы сильными нам стать, будем ноги поднимать.
8. Отдыхаем, все легли! Сели быстро! Ну, сильны! Ручками не помогать, будем пресс тренировать.
9. На животике лежи и кораблик покажи. По морям, по волнам: сегодня – здесь, завтра – там.
10. Ты прогнись, а не лежи и лягушку покажи.
11. Спинка будет отдыхать – надо кошку показать.
12. А теперь попрыгать нужно. Ну-ка, вместе! Ну-ка, дружно!
13. Отдыхаем – ветерок – и стоим, как флюгерок.
14. Вновь попрыгаем опять. Всем косички повращать!
15. Отдыхаем, дышим глубже, перешагиваем дружно.

Учитель

Дети

– Надоело мне играть – начинаю колдовать.

Народная игра «Совушка-сова  – большая голова»

– Вас никак мне не словить, надоело мне водить. Будем заново играть, надо вас пересчитать.

Считалка:

– Вышли мыши как-то раз посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре – мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон. Кто остался, выйди вон. Веселись, ликуй, народ! Тот, кто вышел, будет кот. Ты мышат быстрей лови, хвостики себе бери. Раз, два, три – лови!

Игра «Кот и мыши»

Заключительная часть.

Игра «Мышеловка»

Учитель

Дети

– Как нам мыши надоели – всё погрызли, всё поели. Погодите же, плутовки, – доберемся мы до вас! Вот расставим мышеловки – переловим всех за раз!

Игра повторяется дважды. После игры учитель поощряет самых ловких «мышек» – награждает их «сыром». Занятие заканчивается ходьбой по кругу, после чего дети выходят из зала

Ирина Смирнова ,
преподаватель спортивных дисциплин ГОУ СПО «Петрозаводский педагогический колледж», г. Петрозаводск, Республика Карелия