Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2008

Баскетбольная секция в школе

Педагогический университет "Первое сентября". Баскетбольная академия братьев Гомельских

Евгений ГомельскийКурс ведет Евгений Яковлевич ГОМЕЛЬСКИЙ,
к.п.н., заслуженный тренер СССР и России

 

 

 

 

 

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Роль занятий баскетболом в формировании личности

18

Лекция № 2. Планирование баскетбольной работы

19

Лекция № 3. Организация учебно-тренировочных занятий.

Контрольная работа № 1

20

Лекция № 4. Поведение тренера до, во время и после игры

21

Лекция № 5. Мини-баскетбол. Общие рекомендации при работе с детьми 6–7 лет, 8–9 лет, 10–12 лет.

Контрольная работа № 2

22

Лекция № 6. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 6–12 лет

23

Лекция № 7. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 13–14 лет

24

Лекция № 8. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 15–17 лет.

Итоговая работа

Лекция № 4. Поведение тренера до, во время и после игры

Отношение тренера к играм

В предыдущих лекциях мы говорили, что тренер обязан понимать, какие задачи надо ставить в играх перед игроками, учитывая их возрастные особенности и технико-тактическую подготовку. Исходя из этого необходимо планировать игры так, чтобы эти задачи были выполнимы. Также важно контролировать собственное поведение во время игр: тренер – не болельщик и должен вести себя соответственно статусу. Это специалист, педагог, который обязан контролировать свое поведение, чтобы быть примером для своих воспитанников и сделать так, чтобы игра, какие бы задачи ни ставились в ней перед игроками, была полезна для них. При подготовке к игре первое, что должен сделать тренер, – это определить задачи и найти средства для их реализации, учитывая возраст и уровень технико-тактической подготовки своих игроков и игроков противника. Тренер, работающий с молодыми игроками, должен реально оценивать степень готовности своих игроков и силу противника для выполнения тех задач, которые он ставит перед собой и перед игроками. Тренировочные занятия, предшествующие игре, следует планировать таким образом, чтобы смоделировать их решение не в ущерб общему плану. Объективное, конструктивное и позитивное видение планируемых задач и их выполнения является одним из ключевых моментов при подготовке и проведении официальных и контрольных игр.

Объективное видение – реальная оценка тренером того, что его игроки могут сделать до игры, что они делают во время игры и что – после игры.

Конструктивное видение – это извлечение пользы из негативных и позитивных сторон происходящего или происшедшего в игре, чтобы использовать этот опыт для дальнейшего совершенствования как в индивидуальном, так и в командном плане для спортивного и общечеловеческого развития игроков.

Позитивное видение – это определение положительных действий.

Игра – не место для исправления серьезных ошибок (для этого нужны тренировки), поэтому тренеру нет смысла тратить время и силы на их устранение в процессе игры – лучше подбодрить игроков, отметив их успехи, и посоветовать им не бояться ошибиться. Пытаясь выявить и устранить серьезные ошибки в ходе игры, тренер не поможет игрокам сразу добиться желаемого результата. Во время игры следует ограничиться решением только тех конкретных задач, которые действительно могут быть решены в данный момент.

Тренер не должен слишком много времени уделять тому, что было сделано в прошедшие эпизоды матча (этим можно заняться позже, при полном разборе игры), – важно констатировать не то, что уже случилось и что уже нельзя исправить, а то, что происходит в данный момент, и постараться предвидеть ситуации, которые еще могут возникнуть до конца игры.

Пример: соперники несколько раз удачно завершали быстрые прорывы, но здесь важно определить, какие меры надо предпринять, чтобы не допустить подобное в дальнейшем – с этого момента и до конца игры. Тренер не должен просто комментировать происходящее или винить своих игроков в плохой защите – он должен дать конкретные советы и указания, которые помогут избежать ошибок при игре в защите или уменьшить их количество на все оставшееся игровое время. Конструктивные и позитивные замечания очень важны, чтобы эффективно руководить командой молодых игроков.

Детальный разбор и работа над ошибками должны проводиться на собраниях команды после игры и на тренировках.

Тренер также должен уметь извлечь конструктивную пользу из каждой игры: с одной стороны, определить и закрепить положительные моменты, для того чтобы игроки могли их повторять в будущем; с другой стороны, оценить, что было сделано неверно и над чем конкретно предстоит работать на тренировках в ближайшее время и в перспективе.

Он должен знать, на что способны его игроки, чего он может от них ожидать, и не требовать невозможного, учитывая, что игроки будут совершать множество ошибок, естественно связанных с их возрастом, уровнем технико-тактической, психологической и игровой подготовки. Многие тренеры, работающие с молодыми игроками, в таких случаях теряют самообладание и контроль над происходящим. Вместо того чтобы обратить внимание на причины, которые приводят к ошибкам, они сами начинают нервничать, высказывая игрокам свои замечания порой в грубой, оскорбительной и неконструктивной форме.

Такое поведение тренера оказывает психологическое давление на игроков, а его грубость не поможет игрокам исправить ошибку – только вызовет у него неуверенность и нервозность, а игру сделает жестокой и агрессивной. Лучшие игроки в мире во время их лучших игр иногда допускали ошибки даже в простейших ситуациях. Как же детский тренер может быть зол на игрока, когда тот ошибся? Ошибки неизбежны в любой игре, даже в тех ее компонентах, которыми игроки хорошо владеют, независимо от уровня их подготовленности, и к этому следует относиться спокойно. Поэтому тренер, работающий с молодежью, должен хладнокровно и объективно относиться к просчетам игроков и указывать на них только в спокойном тоне, отдавая себе отчет в том, что у них не все может получиться, и понимая, что они не могут сделать больше того, что умеют; ему следует учитывать уровень подготовленности своих игроков и игроков команды противника.

Многие молодые игроки, которые с удовольствием играли в мини-баскетбол и раньше получали от игры удовольствие, прекращают занятия из-за того, что грубость тренера является для них сильным моральным потрясением, с которым они не могут справиться. Правильное поведение тренера – необходимое условие для предотвращения такой ситуации и превращения игры в удовольствие независимо от результата матча.

Поведение тренера перед игрой

До игры тренер должен определить ее задачи и иметь ясное представление о том, чего можно ожидать от команды, что еще можно сделать и выполнимы ли планируемые задачи.

Подготовка к игре

Первое, что должен сделать тренер, – это определить цели и составить план, учитывая уровень подготовленности своей команды и команды противника.

Второе: тренер должен предвидеть наиболее часто встречающиеся проблемы, которые могут возникнуть во время игры (например, тренеру по мини-баскетболу следует ожидать, что его игроки будут часто терять мяч при плотной опеке защитников), и тогда он не будет застигнут ими врасплох.

Третье: тренер должен стараться предвидеть различные сложные ситуации, которые могут возникнуть в ходе игры, и знать, что он будет делать в каждом конкретном случае, т.е. выработать подходящую стратегию поведения во время игры, которой он будет придерживаться. Тогда он сможет предложить игрокам конкретные способы решения проблем, вместо того чтобы выражать свое неудовольствие их действиями.

Определение задач игры

Предыдущий пример показывает, что может случиться с мини-баскетбольной командой, если не определить цели и план игры. Ясно, что тренеру нет смысла строить планы командной игры для противодействия прессингу, так как, скорее всего, игроки не смогут выполнить эти планы. Но все-таки ему следует знать, как он поведет себя, если возникнут эти проблемы. В любом случае, независимо от результата матча, игроки приобретают положительный опыт. Соответственно возрасту и уровню подготовки при выработке стратегии перед матчем тренер должен ставить реальные задачи, соизмеряя их сложность с уровнем подготовки команды.

Виды замечаний и установка на игру

Перед началом матча тренер проводит собрание, на котором рекомендуется обсудить следующие темы: командные и личные задачи (нападение, защита); индивидуальные и командные сильные и слабые стороны противника; действия команды, которые помогут сыграть сильнее в защите, нападении и при подборе мяча на своем и чужом щите; качество игры независимо от результата встречи; высокая мотивация на протяжении всей игры; корректное поведение по отношению к сопернику, арбитрам, партнерам и зрителям.

Важно повысить у игроков чувство контроля над происходящим во время игры. Для этого тренер должен акцентировать внимание не на том, что они не в состоянии постоянно контролировать (количество всех персональных замечаний – своих и противника), а на их поведении и игровых действиях.

Задачей команды мини-баскетболистов должно стать ее хорошее выступление независимо от результата матча. Пожелания и замечания тренера должны быть направлены только на игру. Он должен помнить, что перед самым началом игры его игроки могут нервничать, ожидая начала матча, и не усвоить как следует слишком большой объем информации. Поэтому не стоит в этот момент давать им много комплексной информации, а следует ограничиться напоминанием игрокам о трех-четырех основных аспектах игры, сказав несколько слов о поведении и мотивации.

Поведение тренера во время игры

Поведение тренера может повлиять на игроков и на ход игры как положительно, так и отрицательно.

Время игры можно разделить на периоды активного участия и время пауз. Периоды активного участия – это то время, когда учащиеся непосредственно играют, а паузы – это те периоды, когда игровое время остановлено (после персонального фола, во время минутного перерыва, перерыва между половинами матча и т.д.).

Периоды активного участия. В это время неправильное поведение тренера может помешать игре. В любом случае, если тренер считает, что ему необходимо сказать что-то игроку, следует сказать только то, что игроку нужно делать в данный момент. Не стоит говорить о том, что уже произошло или еще может произойти.

Пример: игрок допустил ошибку в защите и дал своему противнику, которого он опекает, забить мяч. Тренер вскакивает со своего места, чтобы объяснить игроку причину ошибки, и требует, чтобы он ее не повторял. В то время как все это происходит, его команда начинает атаку: игроки быстро выбросили мяч и переходят в нападение, а провинившийся, слушая замечания тренера, отвлекается от происходящего и при получении мяча в нападении вновь совершает ошибку и теряет его.

Что же случилось? Хотя тренер был прав, когда говорил игроку о его ошибке, он сделал это в неподходящее время, что вызвало еще одну ошибку его подопечного в следующем эпизоде.

Продолжая анализировать этот пример, можно сказать, что даже если тренер делает замечание игроку за совершённую ошибку в защите спокойно и конструктивно, в любом случае это не соответствует происходящему эпизоду: получается, что тренер разделяет внимание игрока на две очень разные ситуации. С одной стороны, игрок должен выслушать и воспринять то, что говорит тренер о его ошибке в защите, а с другой, должен уделять большое внимание тому, что происходит на площадке, когда его команда уже атакует. Тренеру было бы полезнее ничего не говорить игроку в тот момент, когда его команда нападает, а дал возможность сконцентрироваться на игре в нападении, а замечания по поводу защиты сделать во время паузы, перед игрой в защите. В этом случае его замечание будет значительно эффективнее для предотвращения подобной ошибки.

Итак, замечания тренера, высказанные в период активного участия, должны соответствовать тому, что в данный момент происходит в игре. В связи с тем что в игре переходы от защиты к нападению и наоборот происходят очень быстро, тренер должен быть очень внимателен, когда он дает рекомендации по игре в защите, в то время как команда защищается, и по игре в нападении, когда она нападает.

В основном в эти периоды игрокам должно быть позволено действовать без излишних указаний и подсказок тренера, вмешательство которого должно быть ограничено конкретным игровым эпизодом или ситуацией. Это особенно актуально при работе с командами юных игроков, поскольку им надо учиться проявлять личную инициативу и не бояться брать на себя ответственность.

Также тренер должен избегать обидных, унижающих игроков замечаний, а лишь давать им советы в вежливой, доброжелательной и конструктивной форме. В одном случае тренер может делать, например, такие подсказки: «Откройся для получения мяча в трехсекундной зоне», – в конкретной ситуации. В другом случае, когда игрок получает мяч (после подсказки или без нее), можно отметить: «Хорошо, молодец», – непосредственно после того, как действие выполнено. Подсказками надо пользоваться только эпизодически – они должны служить лишь напоминанием о возможных конкретных действиях в данный момент. Пример: игрок промахнулся при проходе, и тренер говорит ему: «Ты должен теперь быстрее возвратиться назад в защиту».

Поощрение и поддержка тренера имеют особое значение при работе с мини-баскетбольными командами и командами 13–14-летних игроков. В периоды активного участия тренер должен чаще поощрять своих учеников за успехи. Ему следует также контролировать свои высказывания при запасных игроках, находящихся на скамейке, избегая обидных выражений и унижающих жестов в адрес играющих, так как негативными высказываниями или неуверенностью он лишь показывает, что не контролирует ход игры, например: «Это ужасно! Я не знаю, что теперь делать!» Подобные высказывания могут привести к потере уверенности не только у основных игроков, но и у запасных. Руководя игрой, тренер должен избегать выражений недовольства, гнева, осуждения своих воспитанников – нужно общаться с ними так, чтобы сохранить взаимопонимание и хорошие взаимоотношения.

Правильное поведение и действия тренера и игроков во время пауз также очень важны – тогда они станут полезными как для физического восстановления, как можно более полного, так и для подготовки к предстоящему периоду активных действий.

В ходе баскетбольного матча паузы можно разделить на три категории: в игровое время (когда игра остановлена из-за нарушения правил), минутные перерывы и перерывы между четвертями и половинами матча.

В паузах игрового времени тренеру следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Замечания игрокам должны быть очень четкими, конкретными и короткими.

2. Главной их целью должно быть привлечение внимания игроков к ключевым моментам происходящего, не останавливаясь на подробном анализе происшедшего в предыдущий период.

3. Не следует громко говорить или кричать без особой необходимости: если он нервничает или сердится, ему следует успокоиться, а потом уже обращаться к игрокам.

4. Не нужно постоянно обращаться к игрокам с указаниями: они должны действовать самостоятельно, а не ждать постоянно указаний тренера. Кроме того, многие не воспринимают информацию, когда их часто поправляют, – это повышает нервозность и приводит к новым ошибкам.

Тренер должен использовать паузы для поощрения усилий своих игроков в не самых заметных и эффектных действиях (игра в защите, помощь партнеру, возвращение назад в защиту и т.д.).

Пример: команда 13–14-летних баскетболистов старается нападать быстрым прорывом, следуя указаниям тренера. После неудачи из-за плохой передачи он поддерживает игроков, говоря: «Хорошо, так держать! Продолжаем нападать быстрым прорывом!»; «Не обращаем внимания на эту потерю, продолжаем играть быстро», – помогая им сосредоточиться на следующих действиях.

Пример: игрок теряет мяч и совершает персональный фол. Тренер говорит ему: «Забудь об этих ошибках и сыграй в полную силу в защите против своего нападающего».

Так же, как и в периоды активных действий, в паузах не следует делать игрокам унизительные замечания, подвергать сомнению решения судей, унижать и оскорблять их – тренер должен служить примером в отношении к судьям, уважая и поддерживая их работу и авторитет.

Минутные перерывы. Минутные перерывы можно использовать в следующих ситуациях: отставание в счете; необходимость изменения тактических вариантов; применение специальных тактических схем по истечении игрового времени; нарушение психологического равновесия у игроков и т.д. При проведении минутных перерывов тренер может предложить играющим сесть на скамейку, выпить воды, вытереть пот и немного отдохнуть. В это время главный тренер определяет, что сказать игрокам: только он может давать указания в минутные перерывы. Помощники тренера и игроки должны внимательно его слушать, так как при инструктировании несколькими людьми одновременно в течение минутного перерыва внимание игроков может рассредоточиться, и они не смогут сконцентрироваться на тех замечаниях, которые главный тренер считает наиболее важными.

В данный момент следует напомнить игрокам о количестве персональных замечаний у них и у противника. Не нужно говорить слишком много, особенно молодым игрокам, и слишком быстро – говорите энергично, но не оглушая; используйте полные предложения, применяйте понятные слова и фразы. Если их последние действия были неудачными, скажите об этом очень коротко, так, чтобы игроки не концентрировали на них чрезмерное внимание и сосредоточились на выполнении поставленных задач, например: «А теперь забудем пока эту серию ошибок – давайте лучше сосредоточимся на том, что мы будем делать дальше». Укажите на удачные действия команды и похвалите игроков за них, например: «Мы хорошо играем в защите, когда быстро возвращаемся назад, – продолжаем!» Если команда хорошо организовала быстрый прорыв перед затребованным перерывом, тренер должен это отметить как сильную сторону нападения и посоветовать игрокам использовать этот прием в дальнейшем. Тренер должен сосредоточить внимание игроков на том, что может дать хороший результат в следующем периоде активных действий, например: «Перемещайтесь быстрее, открываясь для получения мяча», – и сказать несколько слов для поддержания духа: «Вперед, ребята! Хорошей вам игры! Идите и боритесь!»

Хорошо, когда тренер переключает внимание игроков с происходящего на то, что еще предстоит делать, например: «Забудьте разницу в счете»; «Не смотрите на табло, играйте так, как будто его нет»; «Сосредоточьтесь только на том, что нам надо сделать».

Минутные перерывы дают тренеру большие возможности для оказания игрокам помощи в улучшении индивидуальных и командных действий. Не теряйте времени даром – применяйте его с пользой.

Перерывы между половинами матча. Данные перерывы – самые большие паузы в игре. Это именно то время, когда тренер может более подробно и конструктивно обсудить возникшие проблемы и наметить пути их решения. Собрание команды в перерыве между половинами матча должно проходить вне спортивного зала (в раздевалке и т.п.). Перед началом разговора с игроками тренер должен дать им короткий отдых для физического и психологического восстановления, получения медицинской помощи и т.д. За это время он для себя должен провести короткий анализ первой половины игры, используя статистику, и наметить план на вторую половину.

Основной целью собрания в перерыве между половинами игры должна стать помощь команде в корректировке действий для улучшения положения во второй половине. Оставьте на другое время детальный разбор и оценку происходившего в первой половине. Прежде всего, так же, как и в минутные перерывы, тренер должен наметить рабочую схему.

Разговор с командой можно условно разделить на две основные части. Первая часть – короткий анализ положительных и отрицательных действий игроков в первой половине игры, количество персональных замечаний – своих и противника, мотивация, статистическая информация и т.д. Вторую часть следует целиком посвятить действиям игроков и команды во второй половине игры, конкретизируя задачи и способы их решения.

Инструктируя игроков, тренер может воспользоваться следующими рекомендациями:

1. Игровых задач должно быть не слишком много, они должны быть четкими, понятными и направленными на конкретные действия команды во второй половине: следует напомнить о приемах, которые дали положительный результат в первой половине, могут повториться во второй и будут полезны для команды, скорректировать и поддержать их, о действиях, связанных с концентрацией внимания (игра в защите и в нападении), с контролем (хорошее владение мячом, получение неоправданных персональных замечаний и т.д.), с групповыми взаимодействиями (игра с центровым, передачи свободному партнеру, разговор в защите, помощь в защите и т.д.).

2. Завершая беседу, нужно еще раз обозначить главные задачи команды во второй половине матча и создать мотивацию для их решения.

Поведение тренера после игры

После окончания матча тренер должен вести себя спокойно независимо от того, победила команда или потерпела поражение. Он не должен быть в состоянии эйфории в случае победы или в состоянии депрессии при поражении. Тренер, работающий с молодыми игроками, должен помнить, что период игры и время после ее окончания – это часть образовательного процесса, необходимая для приобретения ими опыта: молодые спортсмены должны учиться справляться с разочарованиями при поражениях или плохой игре и реально оценивать шансы на победу, учитывая силу противника.

В это время он также должен контролировать свои чувства и поведение, учить своих игроков общению с окружающими в спокойном и доброжелательном духе, благодарить, поздравлять соперников и судей, показывая хороший пример молодым спортсменам, их родителям и болельщикам.

Игра завершена, и нет необходимости сразу после ее окончания проводить собрание с командой, разбирая причины поражения или победы: у тренера еще будет время спокойно проанализировать действия своей команды и команды противника и, сделав соответствующие выводы, ознакомить с ними игроков. Сейчас им всем нужно время, чтобы успокоиться и отдохнуть.

После игры он должен находиться рядом со своими воспитанниками, подбодрить их в случае поражения или разделить с ними радость победы, чтобы расстаться в оптимистическом настроении.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что должен в первую очередь сделать тренер при подготовке к игре?
2. Какое поведение тренера во время игры оказывает психологическое давление на игроков?
3. Можно ли во время игры исправлять серьезные ошибки игроков?
4. Когда и где следует проводить детальный разбор игры и «работу над ошибками»?
5. Какие темы следует затронуть на собрании команды перед игрой?
6. Как должен вести себя тренер, чтобы игра дала учащимся полезный опыт?
7. Когда и для чего должны использоваться минутные перерывы в игре?
8. Должен ли тренер дать игрокам время для отдыха перед собранием команды в перерыве между первой и второй половинами игры?
9. Является ли игра частью образовательного процесса?

Ключ к вопросам для самопроверки, опубликованным в № 19, 2008 г.: с утверждениями №№ 5, 4, 10, 11 можно согласиться, остальные утверждения ложные.

Литература

1. Гатмен Б., Финеган Т. Все о тренировке юного баскетболиста. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – (Серия «Шаг за шагом»).
2. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
3. Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. Начальный этап обучения. – Изд. 2-е. – М.: Физкультура и спорт, 2002.

Евгений Гомельский ,
к.п.н., заслуженный тренер СССР и России

Рейтинг@Mail.ru